Рабочая программа объединения Бумажная пластика


Управление образования Углегорского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Углегорска Сахалинской области
Принята на заседании
педагогического совета
от «____»__________2016г.
Протокол №_______________ Утверждаю:
Директор МБОУ ДО ДДТ
г. Углегорска
_____________А.В. Дудин
«____»___________2016 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажная пластика»
Возраст детей: 7-10лет
Срок реализации: 4 года
автор-составитель:
педагог дополнительного образования: Савочкина Ирина Владимировна
г. Углегорск
2016г.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г №273 –ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» .
2. «Концепция развития дополнительного образования детей» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва.
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ".
4.Устав ДДТ г.Углегорска (утвержден распоряжением начальника управления образования Углегорского муниципального района от 17.09.2015г. №22-р).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Детское сердце чутко к призыву
творить красоту…
Важно только, чтобы за
призывами следовал труд».
Б.Н.СухомлинскийПрограмма "Бумажная пластика" вводит ребенка в удивительный мир творчества. С помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы, подвесные украшения, объемные игрушки и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение, сгибание - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Занятия бумажной пластикой предполагают наличие суммы сведений из различных областей искусства. Здесь имеется в виду умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать пространственную среду; владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании. Но недостающие навыки, в свою очередь, могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий. В любом случае, конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления, использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой художником, так и проблемы в целом. Помимо перечисленного занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности молодых людей.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Актуальность
В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому
Характеризуя актуальность программы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способности детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Практическая значимость
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью.      Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Воспитание и обучение в творческом объединении осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным, украсить любое помещение.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Основные отличия образовательной программы «Бумажная пластика» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:
комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (аппликация, оригами, лепка из бумаги, конструирование…) по главному признаку - «бумага»;
опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике;
включение в содержание элементов национально-регионального компонента;
использование технологий дифференцированного обучения;
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию обучающегося;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал обучающегося, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Отличительная особенность программы.
Программа «Бумажная пластика» ориентирована на детей 7-11 лет, обучающихся в средней общеобразовательной школе, со средним и высокими мотивациями к обучению.
Отличительными особенностями данной программы можно назвать следующие аспекты образовательной деятельности:
1.Обучение детей с различными способностями (приобщению к творчеству детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала , в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность).
2. Интегрированные занятия, позволяющая объединить направления образовательной деятельности, взаимосвязь с другими педагогами
доп. образования.
3. Доступность содержания и освоения программного материала детьми разного возраста.
4. Использование здоровьесберегающих элементов на занятиях.
5. Использование элементов национального компонента, знакомство с народной культурой, интегрированное проведение занятий –все это я рассматриваю как важный элемент гармоничного развития детей к своей культуре.
Условия реализации образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа детского творческого объединения «Бумажная пластика» рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей-7-11 лет (с1-го по 4 класс). Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в послеобеденный отрезок времени продолжительностью 40 минут. Наполняемость группы 8-12 детей. Согласно СанПин 2.4.4.1251-03, занятия включают орг. моменты, динамические паузы, перерывы. Общее количество занятий в год составляет 36 часов.
Описание форм и методов проведения занятий
При проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование таблиц поэтапного изготовления изделия, карточек с индивидуальными, творческими заданиями даёт возможность неуспевающему вместе с основной группой ребят ученику подобрать индивидуальный темп выполнения работы или, наоборот, экономить время. Использование игровых заданий, ребусов, головоломок повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность.
Предусмотрено знакомство с нетрадиционным способом выполнения в технике лепка из бумаги и подробное его изучение. Включены занятия-эксперименты, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята. Экспериментаторская работа, заключающаяся в поиске различных технологий изготовления заданного изделия (3-4 год обучения) как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание).
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся
программой предусмотрены следующие основные методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
репродуктивных (работа по образцам);
частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
исследовательские (исследование свойств бумаги, картона, красок, а так же других материалов для работы в объёме).
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы проведения занятий:
а) экскурсии в краеведческий музей и на природу ;б) урок-игра «Город мастеров» и т.д.;
в) урок-сказка;
д) открытые уроки «День открытых дверей»;
е) соревнования;
формы организации деятельности учащихся на занятии:
Групповая;
Индивидуальная;
Индивидуально-групповая;
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
1 год обучения
В результате обучения в творческом объединении в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
В результате обучения вобъединении в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го и 4-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
- овладеют основными техническими приемами макетирования;
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием;
- научатся моделировать различные геометрические тела;
- научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения;
- освоят основные приемы изонити, квилинга и составление композиции.
Критерии и формы оценки качества знаний:
Контроль знаний определяется следующими формами:
устный опрос
один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный
поставить в соответствие термины и их содержание
вставить пропущенное ключевое слово
опрос "по цепочке"
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление
повторение последней фразы и оценка ее корректности
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте
контрольная работа
маршрутная карта
кроссворды
тесты
Подведение итогов осуществляется в виде участия в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, проведении выставок.
Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.
3. Учебно-тематический план образовательной программы 1-го года обучения
Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час
1 раз
1 час
36 часов
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Теоретических Практических
1.
Вводное занятие 1 2.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги 1 3. Основные приемы работы с бумагой 1 4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение. 1 5. Плоскостные композиции из бумаги 4 5.1 а) аппликация 1 1
5.2 б) художественное вырезание 1
5.3. в) мозаика из бумаги 1
6. Оригами 4 1 3
7. Бумагопластика или объемное конструирование 8 7.1 а) поделки из полоски бумаги 1 1
7.2. б) объемные изделия из геометрических форм (упаковочные коробки) 1 1
7.3. в) объемные игрушки из бумаги 1 1
7.4. г) объемные рамки 1 1
8. Бумажные кружева 4 8.1. а) простые узоры и орнамент 2
8.2. б) вырезные украшения 2
9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов 2 1 1
10. Панно из бумаги 2 1 1
11. Плетение из бумаги 2 1 1
12. технология гофрированной бумаги 2 1 1
13. Объемные поделки 2 1 1
14. выставка 1 1
15. Заключительное занятие 1 1 Итого: 36 Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Теоретических Практических
1.
Вводное занятие 1 2.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги 1 3. Основные приемы работы с бумагой 1 4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение1 5. Плоскостные композиции из бумаги: 4 5.1 а) аппликация 1 1
5.2 б) художественное вырезание 1
5.3. в) мозаика из бумаги 1
6. Оригами 4 1 3
7. Бумагопластика или объемное конструирование: 8 7.1 а) поделки из полосок бумаги 1 1
7.2. б) объемные изделия из геометрических форм (упаковочные коробки) 1 1
7.3. в) объемные игрушки из бумаги и гофрокартона1 1
7.4. г) объемные рамки 1 1
8. Бумажные кружева: 4 8.1. а) простые узоры и орнамент 2
8.2. б) вырезные украшения 2
9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов 2 1 1
10. Изонить. 6 10.1. Введение. Правила по Т.Б. 1 1
10.2. Заполнение геометрических фигур ниточной графикой. 1 1
10.3. Панно в технике изонити. 1 1
11. Выставки, экскурсии, праздники 2 1 1
12. Заключительное занятие 1 1
13. ИТОГО 1 1 Итого: 36 Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Теоретических Практических
1.
Вводное занятие 1 2.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги 1 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона 1 4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение1 5. Объёмные композиции из бумаги 4 5.1 а) аппликация 1 1
5.2 б) художественное вырезание 1
5.3. в) композиция 1
6. Оригами 4 1 3
7. Квилинг8 7.1 а) заготовки из полоски бумаги 1 1
7.2. б) базовые формы 1 1
7.3. в) композиция 1 1
7.4. г) объемные рамки 1 1
8. Бумажные кружева: 4 8.1. а) простые узоры и орнамент 2
8.2. б) вырезные украшения 2
9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов(скрутка) 2 1 1
10. Изонить. 6 10.1 Изонить.Введение. Правила по Т.Б. 1 1
10.2. Заполнение геометрических фигур ниточной графикой. 1 1
10.3. Панно в технике изонити. 1 1
11. Выставки, экскурсии, праздники 2 1 1
12. Заключительное занятие 1 1
13. ИТОГО 1 1 Итого: 36 Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Теоретических Практических
1.
Вводное занятие 1 2.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги 1 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона 1 4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение1 5. Объёмные композиции из бумаги 4 5.1 а) аппликация 1 1
5.2 б) художественное вырезание 1
5.3. в)композиция из заготовок 1
6. Оригами 4 1 3
7. Квилинг8 7.1 а) заготовки из полоски бумаги 1 1
7.2. б) базовые формы 1 1
7.3. в) композиция 1 1
7.4. г) объемные рамки 1 1
8. Бумажные кружева: 4 8.1. а) простые узоры и орнамент 2
8.2. б) вырезные украшения 2
9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов(скрутка) 2 1 1
10. Изонить.
6 10.1. Введение. Изонить. Правила по Т.Б. 1 1
10.2. Заполнение фигур ниточной графикой. 1 1
10.3. Панно в технике изонити. 1 1
11. Выставки, экскурсии, праздники 2 1 1
12. Заключительное занятие 1 1
13. ИТОГО 1 1 Итого: 36 4 . Содержание образовательной программы1 год обучения
Тема №1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория
Ознакомление обучающихся с режимом работы объединения, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.
Практика
Тесты на выявление неординарности мышления детей.
Тема №2. Из истории бумаги .Виды и свойства бумаги.
Краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере.
Теория
Тема № 3. Основные приемы работы с бумагой
Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема№4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение.
Теория
Виды декорирования. Цветовой круг.
Практика
Окрашивание бумаги различными методами.
Тема №5. Плоскостные композиции из бумаги
Примерные темы:
5.1.Аппликация- . Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики.
Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации
5.2. Художественное вырезание.
5.3. Мозаика из бумаги.
Тема№6. Оригами(4ч.)
«Оригами» (с японского – сложенная бумага). Древняя японская техника (искусство) складывания бумаги, характерные особенности оригами. История возникновения и развития оригами. Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, так как: кораблик, самолетик, лягушка и т.д.).
Демонстрация базовых форм (б\ф) и знакомство с техникой их выполнения и техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах. Выполнение фигурок, основанных на этих базовых формах.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: знакомство с искусством оригами и с понятием «Базовые формы (б\ф)»
Б\ф «треугольник»
Б\ф «воздушный змей»
Б\ф «дверь»
Б\ф «блинчик»
Б\ф «двойной треугольник»
Тема №7. Бумагопластика или объемное конструирование (8ч.)
Теория
Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, высота, ширина, объем, плоскость. Демонстрация изделий и знакомство с техникой (способом их выполнения).
Практика
Знакомство с новыми операциями: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. (анализ, синтез). Знакомство с техникой выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, параллелепипед). Выполнение правил безопасности труда и личной гигиены.
Примерный перечень тем:
7.1. Вводное занятие: знакомство с инструментами для обработки бумаги. Правила организации рабочего места. Поделки из полоски бумаги.
7.2. Объемные изделия из геометрических форм.(Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея и др. способами)
7.3. Объёмные игрушки из бумаги. (Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (конус).)
7.4. Объёмные рамки. (Разметка заготовки с помощью шаблона.Закрепление умений обработки бумаги. )
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 8. «Бумажные кружева» (4 ч.)
Теория
История техники «Бумажные кружева», ее особенности.
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «Бумажные кружева». Безопасность труда.
Практика
Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание украшений.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «Бумажные кружева», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места.
Знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной конструкции.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов (2ч).
Тема № 10. Панно из бумаги (2ч.) оформление панно из бумаги и картона объемным конструированием.
Тема № 10. Выставка. Праздник
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
Тема № 11. Заключительное занятие (1ч.)
Содержание второго года обучения
Тема №1. Вводное занятие.(1ч.)
Инструктаж по технике безопасности . Ознакомление обучающихся с режимом работы объединения, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.
Теория. Тренинг.
Тема №2. Из истории бумаги . Виды и свойства бумаги. (1 ч.)
Продолжение знакомства с историей возникновения и развития бумажного производства с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий из бумаги и картона, с техникой выполнения которых дети будут знакомиться в течение года. Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка. Организационные моменты. Правила техники безопасности.
Практика
Повторение ранее пройденного материала. Самостоятельная работа на «Свободную тему». Устный опрос по правилам техники безопасности.
Тема №3. Основные приемы работы с бумагой (1)
Конструирование и моделирование из бумаги и картона
Теория
Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места.
Практика
Основные технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными, ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Соединение деталей или сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: повторение, обобщение, закрепление знаний, полученных ранее при обработке бумаги и картона.
Разметка с помощью шаблона сложного контура.
Приемы разметки с помощью линейки.
Чертеж. Первоначальное знакомство с особенностями и элементами чертежа.
Соединение деталей из бумаги с помощью ниток и проволоки.
Закрепление знаний и умений обработки бумаги и картона.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ДДТ.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент. Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.
Тема №4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение. (1ч.)
Изготовление шаблонов на цветы, окраска, замятие заготовок
Тема № 5. Плоскостные композиции из бумаги(4ч.)
5.1.Аппликация-. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики.
Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации. Использование приемов аппликации по всем разделам.
5.2. Художественное вырезание.
5.3. Мозаика из бумаги- составление композиции из заготовок.
Тема №6 Оригами(4)
Теория
Продолжение знакомства с историей возникновения и развития древней и японской техники складывания из бумаги – «оригами», с ее характерными особенностями. Знакомство с такими понятиями как: «складка-молния», «тянуть-тащить», «невидимая или воображаемая линия», «равные углы», «вогнутый угол».
Практика
Формирование умений и навыков: деление квадратного и прямоугольного места на равные части (четное и нечетное кол-во частей) двумя способами. Складывание новых базовых форм (усложн). Складывание фигурок, основанных на данных базовых формах. Складывание фигурок, основой которых являются базовые формы. Повторение пройденного материала.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: повторение ранее пройденного материала.
Б\ф «двойной треугольник»
Б\ф «двойной квадрат»
Б\ф «Рыбья складка»
Б\ф «катамаран»
Фигурки оригами, основой которых не являются базовые формы.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент. Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Тема №7. Бумагопластика или объемное конструирование (8ч.)
Примерный перечень тем:
Поделки из полосок бумаги- знакомство с квилингомОбъемные изделия из геометрических форм
Объемные игрушки из бумаги-
Объемные рамки- изготовление рамки для композиции
Тема № 8. «Бумажные кружева»
Теория
История техники «Бумажные кружева», ее особенности.
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «Бумажные кружева».(4ч.)
Безопасность труда.
Практика
Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание элементов панно.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «Бумажные кружева», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места.
Знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной конструкции.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов (2)
Знакомство с техникой скрутки, оформление поделки.
Тема
Тема № 10. Выставка. Праздник.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
Тема № 11. Заключительное занятие
Содержание третьего года обучения
Тема №1. Вводное занятие-
Инструктаж по технике безопасности
Тема №2. . Из истории бумаги .Виды и свойства бумаги
Теория
Знакомство с новыми фактами истории возникновения и развития искусств, связанных с использованием бумаги. Примерный перечень изделий и тем, с которыми ребята познакомятся в течение года. Безопасность труда и правила личной гигиены.
Практика
Повторение ранее пройденного материала. Парный устный опрос по правилам техники безопасности. Творческая работа на «Свободную тему».
Формы занятий: урок-экскурсия.
Тема №3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона
Теория
Повторение и закрепление знаний детей о «чертеже» и его особенностях. Знакомство с приемами творческой деятельности, технология создания эскиза.
Практика
Планирование, разметка, резание бумаги ножницами, складывание, соединение деталей из бумаги и картона. Коллективное планирование предстоящей работы. Самоконтроль. Планирование и организация рабочего места. Обозначение линий сгиба на развертках, контроль деталей (изделий) с помощью линейки. Самостоятельное создание эскизов, выполнение творческих работ.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: продолжение знакомства с «чертежом» и линиями чертежа.
Изготовление изделий, основой которых являются растительный орнамент.
Закрепление, обобщение и повторение знаний и умений обработки бумаги и картона, приобретенных детьми раннее.
Разметка с помощью шаблона сложного контура с внутренними углами.
Создание творческих проектов и требования к ним.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
Формы занятий: экскурсия, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра. Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Тема № 4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение.
Теория
Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места.
Практика
Основные технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными, ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Соединение деталей или сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: повторение, обобщение, закрепление знаний, полученных ранее при обработке бумаги и картона.
Разметка с помощью шаблона сложного контура.
Приемы разметки с помощью линейки.
Чертеж. Первоначальное знакомство с особенностями и элементами чертежа.
Соединение деталей из бумаги с помощью ниток и проволоки.
Закрепление знаний и умений обработки бумаги и картона.
Итоговое занятие: выставка внутри объед-нения «Бумажная пластика », участие в выставках.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент. Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Тема № 5. Объёмные композиции из бумаги
1.Аппликация- 9ч. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики
Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации. Использование приемов аппликации по всем разделам
2. Художественное вырезание-
3. Композиция
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра. Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио, видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Теория
Понятие «Композиция», требования к её построению.
Композиционное равновесие.
Практика
Использование приемов аппликации по всем разделам.
Тема №6. Оригами
Теория
Знакомство с новыми фактами из истории возникновения и развития Оригами. Знакомство с такими понятиями как: «линия сгиба долиной», «линия сгиба горкой», «двойная складка». Знакомство с такими понятиями как: «рыбья складка», «лягушачья складка», с техникой их выполнения.
Практика
Знакомство с техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах и изделий, основой которых не являются базовые формы. Повторение раннее пройденного материала. Создание собственных моделей фигурок с использованием знакомых базовых форм и самостоятельное их украшение.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: повторение ранее пройденного материала.
Б\ф «катамаран»
Б\ф «птичья складка»
Б\ф «лягушачья складка»
Фигурки оригами, основами которых являются различные геометрические фигуры.
Фигурки оригами, основой которых не являются базовые формы.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа, региона.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра. Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Тема №7. Квилинг (8ч.)
Примерный перечень тем:
а) заготовки из полоски бумаги
б) базовые формы
в) композиция
г) объемные рамки
Тема № 8. «Бумажные кружева» (4ч.)
Теория
История техники «Бумажные кружева», ее особенности.
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «Бумажные кружева».
Безопасность труда.
Практика
Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание украшений.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «Бумажные кружева», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места.
Знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной конструкции.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов (2ч.)
Знакомство с техникой «скрутка» из бумажных салфеток
Тема № 10. Изонить. (6ч.)
Теория
Введение. Правила по Т.Б. Знакомство с техникой изонити, основные приёмы заполнения фигур. Изготовление панно.
Тема № 11. Выставка. Праздник
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
Тема № 12. Заключительное занятие
Содержание четвертого года обучения
Тема №1. Вводное занятие-
Инструктаж по технике безопасности
Тема №2. . Из истории бумаги .Виды и свойства бумаги
Теория
Знакомство с новыми фактами истории возникновения и развития искусств, связанных с использованием бумаги. Примерный перечень изделий и тем, с которыми ребята познакомятся в течение года. Безопасность труда и правила личной гигиены.
Практика
Повторение ранее пройденного материала. Парный устный опрос по правилам техники безопасности. Творческая работа на «Свободную тему».
Формы занятий: урок-экскурсия.
Тема №3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона
Теория
Повторение и закрепление знаний детей о «чертеже» и его особенностях. Знакомство с приемами творческой деятельности, технология создания эскиза.
Практика
Планирование, разметка, резание бумаги ножницами, складывание, соединение деталей из бумаги и картона. Коллективное планирование предстоящей работы. Самоконтроль. Планирование и организация рабочего места. Обозначение линий сгиба на развертках, контроль деталей (изделий) с помощью линейки. Самостоятельное создание эскизов, выполнение творческих работ.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: продолжение знакомства с «чертежом» и линиями чертежа.
Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, конус, параллелепипед и т.д.).
Закрепление, обобщение и повторение знаний и умений обработки бумаги и картона, приобретенных детьми раннее.
Разметка с помощью шаблона сложного контура с внутренними углами.
Создание творческих проектов и требования к ним.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа, региона.
Формы занятий: экскурсия, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра. Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Тема № 4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение.
Теория
Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места.
Практика
Основные технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными, ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Соединение деталей или сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: повторение, обобщение, закрепление знаний, полученных ранее при обработке бумаги и картона.
Разметка с помощью шаблона сложного контура.
Приемы разметки с помощью линейки.
Чертеж. Первоначальное знакомство с особенностями и элементами чертежа.
Соединение деталей из бумаги с помощью ниток и проволоки.
Закрепление знаний и умений обработки бумаги и картона.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Бумажная пластика », участие в выставках.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент. Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Тема № 5. Объёмные композиции из бумаги (4ч.)
1.Аппликация- 9ч. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики
Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации. Использование приемов аппликации по всем разделам
2. Художественное вырезание-
3. Составление композиции
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра. Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио, видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Теория
Понятие «Композиция», требования к её построению.
Композиционное равновесие.
Практика
Использование приемов аппликации по всем разделам.
Тема №6. Оригами (4ч.)
Теория
Знакомство с новыми фактами из истории возникновения и развития Оригами. Знакомство с такими понятиями как: «линия сгиба долиной», «линия сгиба горкой», «двойная складка». Знакомство с такими понятиями как: «рыбья складка», «лягушачья складка», с техникой их выполнения.
Практика
Знакомство с техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах и изделий, основой которых не являются базовые формы. Повторение раннее пройденного материала. Создание собственных моделей фигурок с использованием знакомых базовых форм и самостоятельное их украшение.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: повторение ранее пройденного материала.
Б\ф «катамаран»
Б\ф «птичья складка»
Б\ф «лягушачья складка»
Фигурки оригами, основами которых являются различные геометрические фигуры.
Фигурки оригами, основой которых не являются базовые формы.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа, региона.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра. Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты. Тема №7. Квилинг(8ч.)
Теория
История техники «Квилинг», ее особенности.
Знакомство со способами изготовления изделий в технике «Квилинг»
Примерный перечень тем:
а) Введение. Правила Т.Б.,заготовки из полоски бумаги
б) базовые формы
в) композиция
г) объемные рамки
Тема № 8. «Бумажные кружева»
Теория
История техники «Бумажные кружева», ее особенности.
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «Бумажные кружева».
Безопасность труда.
Практика
Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание украшений.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «Бумажные кружева», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места.
Знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной конструкции.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов
Тема № 10. Изонить.
Теория
Введение. Правила по Т.Б. Знакомство с техникой изонити, основные приёмы заполнения фигур. Составление композиции.
Тема № 11.
Выставка.
Тема № 11. Заключительное занятие
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
5. Требования к знаниям и умениям обучающихся, формы и вопросы контроля в конце каждого года обучения
1 год обучения
В результате обучения в творческом объединении в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
В результате обучения вобъединении в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го и 4-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
- овладеют основными техническими приемами макетирования;
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием;
- научатся моделировать различные геометрические тела;
- научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения;
- освоят основные приемы изонити, квилинга и составление композиции.
Критерии и формы оценки качества знаний:
Контроль знаний определяется следующими формами:
устный опрос
один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный
поставить в соответствие термины и их содержание
вставить пропущенное ключевое слово
опрос "по цепочке"
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление
повторение последней фразы и оценка ее корректности
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте
контрольная работа
маршрутная карта
кроссворды
тесты
Подведение итогов осуществляется в виде участия в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, проведении выставок.
Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.
6. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей включает в себя:
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Библиотечный фонд (книгопечатный фонд)
Справочные пособия, энциклопедии по оригами Д
Печатные пособия
Таблицы по цветоведению.
Иллюстративные материалы ( альбомы, комплекты открыток и др.) Д
Ф
Компьютерные и информационно — коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Ф
Технические средства обучения
Персональный компьютер. Д
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения Д
Д
Учебно-практическое оборудование
Клей
Наборы карандашей
Ножницы
Бумага цветная
Альбом
Цветной картон
Кисточки
Клей ПВА
Краски
Канцелярские ножи
Шило
Иглы
Нитки цветные К
К
К
К
К
К
К
К
К
К
К
К
К
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол, стул учительский. Ф
Д
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на группу);
К – полный комплект (на каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
7. Список литературы.
Литература для педагога:
Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетиров-е из бумаги и картона. "Универ.", Москва 2000г.
В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 2013г., N4
В.В. Выгонов Практикум по трудовому обучению, «Академа», М., 1999.
Н.Г. Мейстер Бумажная пластика, «Астрель», М., 2001.
Н.Г. МейстерЛепим из бумаги, «Академия, Ко», Ярославль, 2002.
Ю.Г.Дорожин Простые узоры и орнаменты, «Мозаика-синтез», М, 2001г..Н. Докучаева Мастерим бумажный мир, «Диамант», СПб, 2002г..Хелен Блисс Бумага, «Норинт», СПб, 2000г..О.В. Корчинова Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002г.
Б.Г. Гагарин Конструирование из бумаги, «ЦК Компартии Узбекистана», Ташкент, 2012г.
12. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - «Аким», 2013г..
13. Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие. – М.: МИФИ, 2014г..
14. Гибсон Р., Гайлер Д. Веселые игры. – М.: Росмэн, 2008г..
15. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва-Самара, 2008г.
16. Карнавал. Маски. Костюм. / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 2005г..
17. Оригами. Искусство складывания из бумаги. - Москва, Японская Ассоциация оригами, Московский Центр оригами, 2003г..
18. Русские народные сказки: Приложение к журналу «Оригами». – М.: Аким, 2006г.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2009г.
20. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. / Школьные технологии 1997. - №4.
21.Тарабарина И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.
22. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.
23. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: Новая школа, 1994.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2. http://nachalka.info/about/193 - Презентация уроков «Начальная школа».
3. www.festival.1september.ru - Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).
4. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com.
5. http://www.school2100.ru - Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100».
6. http://www.numama.ru – сайт для малышей.
7. http://lib.znate.ru/.
8. kisschool16.ucoz.ru/fgos/origami.doc.
Литература для обучающихся:
Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 2015г.
В.В. Гончар Игрушки из бумаги, «Аким», М., 2009г..Игрушки из бумаги. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2012г..Самоделки из бумаги. Просто и доступно: 50 моделей Роберта Нила. - М.: Дрофа, 2013г.. Поделки папье-маше: Бумажные цветы. Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 2005г..