Статья по литературе «Алексей Михайлович Жемчужников в школе»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 имени Э.Д.Потапова» г.Мичуринска








Алексей Михайлович Жемчужников в школе.
















Капитонова Наталья Александровна,
учитель высшей категории,
кандидат филологических наук









Мичуринск 2012
Для нашего поколения А.М. Жемчужников - малоизвестный поэт, и, естественно, в школе он не изучается. Но он же наш земляк. Мы обязаны знать, чтить и уважать людей, обогативших культурную жизнь нашего края. Необходимо проводить работу по пропаганде творчества А.М. Жемчужникова.
Необходимо отметить, что в школах Тамбовской области ведется работа по литературному краеведению в форме внеклассных занятий.
Успех литературной подготовки школьников во многом зависит от их участия во внеклассных занятиях. Тесная связь классных и внеклассных литературно-краеведческих занятий укрепляет к ним интерес, делает его прочным и устойчивым, позволяет привести знания в определенную систему.
В школах Тамбовской области традиционно проводятся уроки и внеклассные мероприятия по творчеству А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, И.Г. Рахманинова, Е.А. Боратынского, И.А. Крылова, Е.И. Замятина, Н.Е. Вирты, П.А. Сажина, В.М. Кубанева, А.П. Гайдара, В.И. Шульчева, В.А. Богданова – писателей, чей жизненный и творческий путь был связан с Тамбовщиной.
Разносторонняя работа по изучению литературного наследия Тамбовской земли проводится кафедрами литературы Тамбовского университета имени Г.Р. Державина и Мичуринского педагогического института, областным ИПК РО, областными библиотеками, музеями области. Учителя–филологи также активно участвуют в изучении и пропаганде тамбовского литературного наследия.
Учителями Мичуринского лицея–интерната (Е.Е. Чиркина) в 2000– 2001 г.г. был разработан спецкурс «История культуры родного края. Литературная жизнь». Ученики с охотой участвуют в подготовке внеклассных мероприятий. Спецкурс рассчитан на четыре года. Несколько часов в спецкурсе для 9 класса выделены на знакомство с творчеством А. М. Жемчужникова. Темы занятий: «Жизнь и литературная деятельность А.М. Жемчужникова на тамбовской земле», «Образ Козьмы Пруткова», «Книга А.М. Жемчужникова «Прощальные песни».
Творчество А.М. Жемчужникова, тем не менее, не часто бывает объектом самостоятельного изучения на школьных уроках. Хотя отдельные стихотворения поэта привлекают внимание учителей и методистов.
Коллективом методистов профессорами В.Я. Коровиной, В.И. Коровиным, доцентом В.П. Журавлевым разработан комплект учебников и учебно-методических пособий по литературе для 5–11 классов, обеспечивающих процесс литературного образования по программе, утвержденной Министерством образования России
В учебнике-хрестоматии для 5 класса , составленном ими, уделяется место для краткого знакомства с творчеством А. М. Жемчужникова в разделе «Русская природа в поэзии Х1Х века». Наряду со стихотворениями И. С. Никитина «Утро», А. А. Фета «Весенний дождь», А. Н. Плещеева «Весна», А. В. Кольцова «Косарь», Ф. И. Тютчева «Еще в полях белеет снег» и А. Н. Майкова «Ласточки» дается и стихотворение А. М. Жемчужникова «Грачи». К стихотворению поэта прилагается иллюстрация картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». В конце раздела есть список заданий для самостоятельного разбора, где в одном из заданий предлагается составить устные или письменные рассказы на тему «Весеннее настроение поэта». Задание предполагает, что кто-нибудь из учащихся выберет для своего рассказа исследование стихотворения А. М. Жемчужникова «Грачи». Так же учащимся нужно выучить 2-3 стихотворения из раздела наизусть по выбору. Наверняка многие дети отдадут предпочтение стихотворению нашего поэта. Даже такое краткое знакомство дает представление о поэте А. М. Жемчужникове.
Но в связи с сокращением часов, отведенных на уроки литературы, и с увеличением объема информации в учебниках для 6–11 классов авторы и составители данного учебника-хрестоматии в разделе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Х1Х века» не нашли возможности для более подробного дальнейшего знакомства с творчеством поэта. Хотя его имя было бы весьма уместным среди такой плеяды поэтов, как А. А. Фет, Я. П. Полонский, Е. А. Боратынский, И. С. Никитин, А. Н. Майков и Ф. И. Тютчев. Наследие А. М. Жемчужникова достойно памяти, большего внимания и изучения.
В учебниках и программах, выпущенных под редакцией Г. И. Беленького, Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова литературное творчество А. М. Жемчужникова не упоминается вообще.
Нравственный, эстетический, воспитательный потенциал поэзии А..М. Жемчужникова, однако, настолько ценен, что стихи поэта, на мой взгляд, должны непременно попасть на глаза современным школьникам, пройти через их душу и сердце.
В изданных в 1990-е годы учебных программах В.Е. Андреева и А.В. Лежнева рекомендуются для изучения в школе стихи поэта. Это могут быть факультативные занятия по литературе, как предлагает министерская программа, это могут быть занятия, включенные в школьную программу по литературе (региональная программа ТО ИПК РО). Это могут быть, добавлю, и внеклассные мероприятия, такие, как час поэзии, литературная викторина, литературный вечер, поход в д. Ильиновку на место усадьбы, где жил А.М. Жемчужников.
Какие же стихи А.М. Жемчужникова предложены к изучению в указанных программах?
Среднему школьному звену в программе В. Е. Андреева, выпущенной издательством «Просвещение» в 1995 году, предлагается познакомиться со следующими стихотворениями: «Родная природа», «Лесок при усадьбе» («Грачи», «Конец лета»), «Притча о сеятеле и семенах», «Осеннее ненастье», «Я музыку страстно люблю», «Зимний вечер в деревне», «Еще воспоминание о Петербурге». А так же представлено несколько произведений бессмертного Козьмы Пруткова, одним из создателей образа которого являлся А. М. Жемчужников: «Цапля и беговые дрожки», «Честолюбие», «Перед морем житейским», «Помещик и садовник».
Для старших школьников программа В. Е. Андреева за 1997 год рекомендует для ознакомления с творчеством поэта уже иные стихотворения: «Забытые слова», «Звуки старины далекой», «Почему?», «Современные заметки», «По-русски говорите, ради Бога!», «Прелюдия к прощальным песням», «Посмертное произведение Козьмы Пруткова».
А. В. Лежнев делает немного другой выбор стихотворений А. М. Жемчужникова и в своей программе предлагает ознакомиться с такими стихотворениями: «Перед окном», «Зимний вечер в деревне», «Родная природа», «Осеннее ненастье», «Возвращение холодов», «Липы», «Памяти Пушкину».
Я считаю, что школьнику будет интересно познакомиться с разными сторонами в творчестве А. М. Жемчужникова, проанализировав стихотворения «Лесок при усадьбе», «Националисту», «О, когда б мне было можно», «Липы», «При свете вечернем» и «Осенние журавли».
Познакомить школьников с творчеством Алексея Михайловича Жемчужникова – достойная задача для учителя-словесника.
На мой взгляд, следовало бы включить творчество А.М. Жемчужникова в ежегодный поэтический праздник Е.А. Боратынского, ведь Ильиновка находится неподалеку от Мары, где жил Е.А. Боратынский.
Словом, имя и творчество А.М. Жемчужникова должно занять достойное место на литературной карте Тамбовщины.
Предлагаю подробный план-конспект урока, посвященного изучению творчества русского писателя конца XIX-начала ХХ века А.М. Жемчужникова.


15