«МЫ ВМЕСТЕ» ((адаптированная комплексная краткосрочная вариативная программа летнего отдыха, оздоровления, воспитания детей в детском загородном оздоровительном центре для детей с ОВЗ)





« МЫ – ВМЕСТЕ»
(адаптированная комплексная краткосрочная вариативная программа летнего отдыха, оздоровления, воспитания детей в детском загородном оздоровительном центре «Золотой бор»)









Составители программы:
Заместитель директора по ВР
Г.Н. Босенко
Педагог-организатор
В.Б. Кудрицкая


























Информационная карта программы

Полное название программы
Адаптированная комплексная краткосрочная вариативная программа летнего отдыха, оздоровления, воспитания детей в детском загородном оздоровительном лагере «Мы вместе».

Цель программы
Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления воспитанников интернатных учреждений Республики Хакасия в летний период.

Задачи программы




1)привлечь каждого ребенка к осознанному выбору здорового образа жизни;
2)расширить через игровой сюжет активность ребенка с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
3)воспитывать гражданские и нравственные качества;
4)развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Адресат программы
Дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет, педагогический коллектив.

Количество участников программы
125 человек в одну смену

Количество смен
3 смены по 21 дню

Срок реализации программы
Программа реализуется в летний период с16 июня по 24 августа 2014г

Финансовое обеспечение программы
Программа финансируется из Республиканского бюджета.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Повышение социальной активности, которая должна проявиться в течение следующего учебного года активным участием в жизни школы, детского дома; отказ от вредных привычек, повышение общего уровня воспитанности; снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; личностный рост ребенка и приобретение им положительного социального опыта.




Пояснительная записка
«До поры до времени они для нас тайна за семью печатями. Слабее, ранимее во много раз, чем мы, они на каждом шагу создают тупиковые ситуации для себя и для нас. Кричи на них, топай ногами, грози ремнем отстегать или крова лишить – на них ничего не действует. Они не понимают, чего мы от них хотим. И вот наступает минута, когда, словно очнувшись от ночного кошмара, мы осознаем, что они растут, а мы уже выросли.»
И.Зюзюкин « Мост через речку детства»

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за учебный год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья.
Оздоровительный центр «Золотой бор» функционирует в период летних каникул с 16.06.2014г по 24.08.2014г. для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов.
Летний отдых в оздоровительном центе организуется в целях создания условий для укрепления здоровья детей, развития гигиенической и физической культуры, реализации лечебно-профилактических и культурно-массовых мероприятий, обеспечивающих восстановление душевных и физических сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое воспитание.
Данная программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков основана на анализе работы оздоровительного центра за прошлые годы и необходимости модернизации старых форм работы с детьми и подростками. В программе запланировано проведение 2 мероприятий в день: общественно-значимые мероприятия, развлекательные мероприятия. Общественно-значимые мероприятия проводятся в отрядах, а при проведении развлекательных мероприятий привлекаются все воспитанники загородного лагеря.


На «Лето-2014» разработана программа « Мы вместе».
Детские оздоровительные лагеря в своей деятельности встречаются с самыми злободневными социальными проблемами. Остаётся крайне низким качество жизни большинства современных семей, не искоренена до сих пор проблема безнадзорности и социальной незащищённости. Сложными социальными проблемами представляются разрушение традиций семейного воспитания, отсутствие социального интереса детей и подростков, слабая мотивация к социальному взаимодействию, низкий уровень готовности к социальной деятельности.
Педагогический коллектив лагеря считает актуальным направлением в работе восстановление возможности социального развития. Этот процесс должен быть направлен на решение задач широкого диапазона – от привития элементарных навыков социальной компетенции до полной интеграции личности в общество.
Этот процесс схож с так называемой социальной реабилитацией, которую в лагере можно проводить параллельно с выполнением других педагогических задач.
Педагогическими условиями эффективности можно считать: новизну впечатлений и деятельности; интенсивность деятельности и отношений.
Детский оздоровительный центр должен стать полем построения социальных контактов, полем формирования толерантности и гибкости поведения. Особенно важно такое общение в современных условиях, когда некоторые традиционные или вновь появившиеся социальные условности разделяют детей и не позволяют им взаимообогащаться. Здесь здоровые дети должны учиться строить отношения с детьми, имеющими ограниченные возможности, семейные дети находить друзей среди воспитанников детских домов и социальных приютов (общие мероприятия с соседними лагерями «Юность», «Искожевец», «Сигнал», « Сосновый бор»). Самое важное в этой работе не переусердствовать, не быть слишком навязчивыми и создать оптимальные условия для успешной социализации личности в лагере и в дальнейшей жизни.
Центром воспитательной работы является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно, благодаря продуманной организованной системе планирования летнего отдыха.
3. Концептуальные основы
Концептуально программа «Мы вместе!» продолжает программу «Краски лета», по которой мы работали летом 2013 года.
Методическое проектирование программы опирается на признанные достижения отечественной педагогики: идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Принципы, положенные в основу программы:
1.Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.
2.Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.
3.Деятельностный подход к воспитанию: воспитательная сфера жизнедеятельности должна развиваться как пространство деятельностного формирования у детей и подростков умений и навыков самосовершенствования
4.Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями подростков.
5.Принцип демократизации: Одним из необходимых условий саморазвития личности учащихся является демократизация воспитательного процесса, воплощаясь в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворения интересов через развитие детского соуправления, поддержку детских инициатив и другие условия самоутверждения и самореализации личности ребенка.
6.Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенность учащихся.
4. Цели и задачи
Цель: Создание условий для усвоения и активного использования детьми положительного социального опыта на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.

Задачи:
Личностные:
1. Привлечь каждого ребенка к осознанному выбору здорового образа жизни;
2.Расширить через игровой сюжет активность ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
3. Воспитывать гражданские и нравственные качества;
4. Развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.


Управленческие:
1. Использовать многообразие форм и методов организации отдыха и оздоровления детей в условиях детского оздоровительного центра.
2. Реализовывать инновационно - творческий подход в деятельности воспитателей и органов соуправления.
3. Формировать в лагере среду, содействующую самовыражению личности воспитанников и педагогического состава, создание ситуаций успеха.

5. Реализация программы
Программа реализуется через игру, способную пробудить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира. При выборе игр акцент делается на их видовое многообразие: соревновательного характера чередуются с играми на развитие сотрудничества и взаимопомощи, ролевые игры.
Особое внимание уделяется работе с детьми и подростками девиантного поведения. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие коммуникативных качеств с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков группы “риска”, детей с ограниченными физическими возможностями.
Механизм реализации программы
В основу системообразующей деятельности в ходе смены мы закладываем:
педагогику сотрудничества;
игровые технологии;
групповые технологии;
технологии свободного труда;
технологию творчества.
Каждый ребенок в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами попадает в позицию то организатора, то участника, а то и автора какого-то дела.
Для реализации целей и задач программы используются следующие формы работы: кружки «Умелые руки», вокал « Колибри», конкурсы, КТД, творческие лаборатории, инициативные группы, соревнования, выставки, турниры, трудовые акции, “огоньки”, ролевые игры, деловые игры, ярмарки, тематические дни. Виды деятельности: досуговая, спортивная, эстетическая, оздоровительная, игровая, социально – трудовая, общение.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке Центра к летнему сезону;
издание приказа о проведении летней кампании;
разработка программы «МЫ ВМЕСТЕ» по организации деятельности летнего досуга детей и подростков;
подготовка методического материала для педагогов;
составление необходимой документации (план-сетка, положения, инструкции)
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1 день.
Основной деятельностью этого этапа является:
запуск программы «МЫ ВМЕСТЕ»;
открытие лагерной смены.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи программы;
вовлечение детей и подростков в различные виды
коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
анализ предложений детьми, педагогами, внесенными
по организации летнего досуга детей в будущем.
6. Методическое обеспечение программы
Консультативную и экспертную поддержку методического обеспечения даёт ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»

Методическое обеспечение включает в себя:

Разработку программно – методического обеспечения деятельности оздоровительного центра «Золотой Бор» на летний оздоровительный сезон 2014 года (программа деятельности, игровые технологии и др.)
Разработку программы психолого – педагогического сопровождения деятельности детского коллектива
Разработку и подбор, формирование и оформление информационных, дидактических и др. материалов
Подбор методической литературы в соответствии с программой лагеря
Формирование библиотечки методической литературы, наглядных пособий, реквизита и др. для проведения программных мероприятий
Разработку и подбор диагностических материалов для проведения входящей и итоговой диагностики смены
Для успешной реализации Программы провести спецкурс “Педагогика каникул” для членов педагогического коллектива по подготовке к работе в лагере, что позволит воспитателям и вожатым приобрести навыки организаторской, конструктивной, коммуникативной, аналитической деятельности ( Приложение №1).


7. Кадровое обеспечение программы.
Согласно штатному расписанию.
8. Материально-техническое обеспечение программы.
№п\п
Наименование
Количество

1
Телевизор
4

2
компьютер
1

3
Цифровой фотоаппарат
1

4
Музыкальный центр
1

5
Цифровая видеокамера
1

6
Полоса препятствий
1

7
Настольные игры (лото, пазлы, шашки, шахматы)
10

8
Канцелярские товары
В комплекте

9
Спортивная площадка
1

10
Игровая площадка
1

11
Спортивный инвентарь (футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи)
6

12
Спортивный инвентарь (скакалки, обручи, кегли, резиновые мячи)
в комплекте

13
Туристическое снаряжение (спальные мешки, тур. инвентарь)
В комплекте

14
Оборудование сенсорной комнаты
комплект















9. Содержание программы.
Приоритетные направления деятельности
Патриотическое.
Цель: воспитание патриотических чувств к родине, родному краю, традициям и наследию российского народа.
Задачи:
формирование гордости за достижения российского народа,       воспитание у детей чувства долга и ответственности.
 
Мероприятие
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Линейка памяти
июнь
Степанова Т.М.

2.
Оказание помощи в быту ветеранам с. Нижняя Коя
Июнь-август
Вожатые

3.
Конкурс рисунков «Скажем фашизму НЕТ!»
июнь
Ст. вожатая

4.
Экскурсии в с. Шушенское, г. Минусинск, Абакан к памятным местам
Июнь-август
Бутенко С.И.
Попович Б.Н.

5.
Игра «Поле чудес» по теме « Символика государства Российского»
Июнь-август
Белоногова Т.В.
воспитатели

6.
День Хакасии
Июль
Вожатые
Воспитатели

7.
Фестиваль « Дружба народов»
июль
Белоногова Т.В.
Воспитатели
вожатые

Патриотизм – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Комплекс мероприятий патриотической тематики лег в основу воспитательной работы всех 3 смен лагеря.
Спортивно-оздоровительное.

Цель: создание условий для сохранения физического здоровья воспитанников;
Задачи:
продолжить работу по формированию физических качеств детей;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;
обеспечить 100% участие воспитанников в   спортивных мероприятиях.
 
 
Мероприятие
Сроки исполнения
Ответственные
 

1.
Игровой час «Не болейте никогда»
июнь
Медработники
 

2.
Игровая программа «Мы за ЗОЖ»
июнь
Степанова Т.М.
 

3.
Спортивные забавы
Июнь
Степанова Т.М.

 

4.
Путешествие по станциям
август
Белоногова Т.В.
Степанова Т.М.
 

5.
Игра «Зарничка»
июль
Степанова Т.М.
Бутенко С.И.
 

6.
Весёлые эстафеты
Август
Вожатые
 

7.
Игра по станциям «В поисках сокровищ»
июль
Белоногова Т.В.
 

8.
Молодецкие   забавы
Август
Степанова Т.М.


9.
Весёлые   старты
Июль
Вожатые


10.
Эстафета «Гонка мячей»
Июнь
Степанова Т.М.
 

11.
Интеллектуальный тир
Июль
Степанова Т.М.
 

12.
Малые Олимпийские игры
июль
Степанова Т.М.


 

13.
Акция «Конфетка за сигаретку»
июнь
Лазарева Н.В.



14.
Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ»
август
Ст.вожатая


























В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию: 1 половина дня – спортивные часы, 2 половина дня – работа спортивных секций. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. Лучшие спортсмены лагеря удостаиваются чести поднять флаг РФ на линейке. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости, - это “веселые эстафеты”, волейбол, пионербол, футбол, баскетбол, лапта.
Один раз за смену дети совершают пешую туристическую прогулку за пределы лагеря. Протяженность маршрута – 2 км. На прогулке дети наблюдают за растениями, насекомыми и птицами, для них организовываются игры по ориентированию на местности “Найди клад”, подвижные игры, игры на знание лекарственных растений нашего края. Организация таких прогулок способствует формированию прочных знаний об особенностях местности, флоры и фауны родного края, а также является основой положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Формы работы:
-Мониторинг физических параметров каждого отдыхающего ребёнка;
-Ежедневный медицинский осмотр детей;
-Воздушные, водные и солнечные процедуры;
-Подвижная деятельность на воздухе;
-Вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.
-Встречи с медицинскими работниками с беседами по привитию гигиенических навыков и профилактике травматизма (Приложение №2).

Трудовое.
Цель: приобщение к общественно-значимому труду, общекультурным и нравственным ценностям.
Задачи:
               освоение социально-трудовых ролей, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка;
               подготовка детей-сирот к самоопределению, развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности, творческих способностей.
 
 
Мероприятие
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Конкурсная познавательная игра «Дар маленького зёрнышка»
август
Белоногова Т.В.

2.
Практикум «Пуговичных дел мастер»
июль
Большакова С.В.

3.
Экскурсия на предприятие с. Шушенского
август
Бутенко С.И.

4.
Работа на благоустройстве клумб, огороде
Июнь-август
Белоногова Т.В.
воспитатели

5.
Акция «Твори добро» (помощь ветеранам войны и труда) с. Нижняя Коя
Июнь-август
Воспитатели




Трудовое воспитание проводится в форме ряда работ по самообслуживанию. Дети дежурят в столовой, участвуют в уборке территории, спальных мест и корпусов, диско – клуба. На специальных стендах отражается успех каждого отряда в трудовой деятельности.
Педагогический коллектив оздоровительного лагеря «Золотой Бор» считает трудовое воспитание важным элементом воспитательного процесса.
Ежедневно, утром и вечером, старший воспитатель и медицинская сестра проверяют санитарное состояние корпусов и выставляют оценки отрядам. Вся территория лагеря разделена между отрядами, и дети поддерживают на ней чистоту и порядок. Каждую смену проводятся дни защиты леса или экологические дни – уборка сухих сучьев, расчистка территории. В кружках детям также прививаются основные трудовые навыки при работе с материалами различных фактур.

Туристско -экологическое

Цель: формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
ознакомление детей с жизнью на планете – растениями и животными;
  овладение навыками поведения в окружающей природной среде;
  развитие творческих способностей, свободного воображения и фантазии.
 
 
Мероприятие
Сроки исполнения
Отвественные

1.
Игра «Счастливый случай» по   теме «Природа и её охрана»
июнь
Лазарева Н.В.

2.
Конкурс юных дизайнеров ландшафта «Хочу, чтоб было так!»
июнь
Большакова С.В.

3.
Акция   «Уютный   дворик»
Июнь-август
Воспитатели

4.
Конкурс   «Цветущая клумба»
Июль
Белоногова Т.В.

5.
Сбор лекарственных трав «Народные целители», фиточай на природе.
Июнь
Медработники

6.
Конкурсная программа «Я тебя спасу»
Июль
Белоногова Т.В.

7.
Конкурсная программа «Знатоки природы»
Июль
Белоногова Т.В.

8.
Игра «Экологическая мозаика»
Август
Бутенко С.И.

9.
Викторина «Цветочная поляна»
Август
Воспитатели
вожатые

10.
Экологическое путешествие «В лес за загадками»
Август
Вожатые

11
КТД «Флора и фауна Золотого бора»
июль
Белоногова Т.В.

12
Викторина «Путешествие в прошлое»
август
Вожатые

13
Поход с ночной рыбалкой. Конкурс «Ловись рыбка, большая и   маленькая»
Июль
Белоногова Т.В.

14
Я люблю свой край
август
Белоногова Т.В.

15
Поход выходного дня
июль
Белоногова Т.В.
воспитатели

16
Игровая программа «Весёлый рюкзачок»
Июль
Степанова Т.М.

17
Поход выходного дня
август
Степанова Т.М.

Творческое.
Цель: развитие творческих способностей детей и формирование положительной эмоциональной сферы личности ребенка.
Задачи:
               развитие творческих задатков воспитанников детского дома;
               формирование социально-значимых коммуникативных навыков;
               развитие эмоциональной сферы личности воспитанников.
 
 
Мероприятие
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Театральная гостиная «Старые сказки на новый лад»
август
Белоногова Т.В.

2.
«Вместе весело живётся» (придумать эмблему, название, девиз, выбрать командиров)
июнь
Воспитатели
вожатые

3.
Самопрезентация «Я могу!»,
 
август
воспитатели

4.
Конкурс фотографий, поделок   и рисунков «Хорошее настроение
июль
Бутенко С.И.

5.
КТД «Семейный парад»
июнь
Лазарева Н.В.

6.
Программа «Волшебные сказки»
июль
Белоногова Т.В.

7.
Музыкальный калейдоскоп
июль
Евсюкова А.Д.

8
Алло, мы ищем таланты!
август
Евсюкова А.Д.

Ежедневно в лагере проводятся вечерние программы, подготовленные самими участниками смены (отрядами и досуговой службой лагеря). Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.) У каждого ребёнка есть возможность попробовать себя в различных видах деятельности и в разных социальных ролях: исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что, безусловно, способствует социализации.
Профилактическое.
Сегодня не только взрослые, но и дети должны быть готовы действовать быстро и эффективно для сохранения своего здоровья и жизни в опасной экстремальной ситуации, оказывать помощь себе и другому. В настоящее время чрезвычайно остро стоит задача помочь детям усвоить и закрепить знания, умения и навыки безопасного поведения. Это позволит детям более уверенно чувствовать себя в окружающем мире.
Статистики о пожарах, о ДТП и о травмировании детей в нашей республике, из года в год подтверждает, что на летний период приходится до 70% от всех происшествий с детьми за год. Лагерь является одним из направлений воспитательной работы с детьми в летний период, организуя досуг, предлагая мероприятия для искоренения бесцельного времяпрепровождения.
Очевидно, что вопросы безопасности на сегодняшний день актуальны. Именно поэтому в нашем лагере создана программа «Школа безопасности» (Приложение №3).
Детское соуправление.
 
Мероприятие
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Выборы городского совета
Июнь, июль, август
Ст.вожатая

2.
Школа актива
Июнь, июль
Ст. вожатая

3.
Заседание горсовета
1 раз в неделю
Ст. вожатая

4.
Конкурс на лучшее оформление своей «улицы»
Июнь
Ст.вожатая

5.
Конкурс «Лучший диджей»
Июль, август
Евсюкова А.Д.

6.
День самоуправления
июль
Белоногова Т.В.
Старшая вожатая

7.
День наоборот
июль
Ст.вожатая

8
Дни мальчиков и девочек
август
Ст.вожатая

Детское соуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка. Соуправление жизнедеятельностью лагеря позволяет тандему «Ребенок–Взрослый» оптимально управлять механизмом реализации программы смены с учетом пожеланий воспитанников, требованиями педагогической науки и правилами организации деятельности загородных оздоровительных лагерей.
Модель содержания игровой деятельности
В качестве основополагающего метода организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря используется сюжетно-ролевая игра – целостное законченное действо. Это маленькая жизнь длиной в 63 дня, которая проживается каждым участником и позволяет ему получить опыт, ценный для настоящей жизни. Все смены структурно идентичны, но имеют свою собственную идею, которая реализуется с максимальным личностно-развивающим эффектом.
Реализация целей и задач программы строится, в первую очередь, на организации содержательной основы программы – социальных сюжетно-ролевых играх.
«Сюжетно-ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребёнка к миру, которое в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира» (С.А. Шмаков).
Так как состав отдыхающих в ОЦ «Золотой Бор» в течение всего оздоровительного сезона остаётся почти без изменения, педагогический коллектив решил запустить на всё время нахождения детей и подростков в лагере сюжетно-ролевую игру «Мы строим город Златоград». Идея такой игры не нова, но мы считаем, что именно она создаст атмосферу теплоты и доверия, что особенно необходимо в работе с данной категорией детей.
Участниками игры становятся все ребята и взрослые, приехавшие в лагерь.
У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а то место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. План-проект постройки дома включает в себя моделирование из психологических характеристик личности, каждая из которых выявляется в результате отдельного конкурса и становится отдельным «кирпичиком» большого проекта «Территория Добра». Играть будут все отряды, цель при этом у всех одна – построить Город Златоград. Игровая фабула данной модели основывается на том, что создать такой «город», где все будут жить в любви и согласии, можно только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора, здоровья и т.д. Эта форма организации лагерной смены несет в себе социально-нравственные ценности, имеющие личностный смысл для каждого и обогащающие взаимоотношения всех участников данной игровой модели.
Ребятам рассказывается история строительства лагеря «Золотой Бор». Когда-то на этом месте стоял хмурый хвойный лес. До того он был хмурый, что даже Солнце не решалось заглядывать в него. Сумрачно и мрачно было в лесу. И даже травы не росли на каменистой почве. Но однажды на это место приехали воспитанники Черногорской школы-интерната вместе со своими педагогами. Жалко им стало хмурый лес, и решили построить они в нём детский лагерь, чтобы не так тоскливо было деревьям в этом лесу. Вместе со взрослыми ребята корчевали старые пни, расчищая площадки для возведения корпусов, носили дёрн для того, чтобы можно было посадить цветы. И увидело Солнце, что руки этих ребят золотые, а в сердцах горит золотой огонёк И озарило тогда Солнце всю местность золотым светом И назвали это место «Золотой Бор». И не было счастливее ребят, которые каждое лето приезжали отдыхать в лагерь, построенный их «золотыми» руками. Много добрых традиций родилось в «Золотом Бору». Со временем традиции стали бледнеть, терять свой золотой блеск. И нынешние воспитанники решили вернуть им былое сияние. Так было решено построить в «Золотом Бору» Город «Златоград».
«Город Златоград» имеет свой флаг, девиз, гимн и клятву.
Девиз: “Мы строим город Златоград, чтоб жить в нем каждый был бы рад!”
Гимн: “Дорога Добра”.
В городе живут “златоградцы”. Название города обязывает относиться друг к другу по законам добра и справедливости. Педагогическому коллективу необходимо как можно больше употреблять в разговоре с ребятами слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “будьте добры”.
Правит городом Градоначальник (директор лагеря) и его министры:
Министр финансов – старший воспитатель
Министр спорта – инструктор по физкультуре
Министр культуры – старшая вожатая
Министр добра – педагог-психолог
Министр здравоохранения – медицинский работник лагеря
Министр правопорядка – охранник лагеря
Горсовет – по одному лидеру из отряда (Выборы в члены Горсовета проходят каждые три недели
Каждый новый день проходит под общим девизом, согласно выбранной тематике дня. Каждый житель города получает индивидуальную визитную карточку.
По мере участия “златоградца” в игре на протяжении всей смены заполняется “Моя дорога Добра” в знак признания его заслуг. На визитке появятся символы в виде разноцветных человечков, сообщающие о том, что наш “златоградовец” достиг определенных успехов и его имя останется в истории “Города Златограда” и будет отмечено в «Почётной книге жителей Златограда»
Участие и успех отрядов в общелагерных делах также отмечается символами на экране игры. Имеет свою расшифровку:
Символ красного цвета:
Молодцы! Всё было здорово! Так держать! (I место).
Символ зелёного цвета:
Хорошо, но можно лучше! (II место).
Символ желтого цвета:
У тебя есть ещё шанс (III место).
Символ синего цвета:
Так себе, маловато старания и творчества.
В течение всей смены жители города за выполнение государственных обязанностей получают денежную единицу «борик».
У каждого отряда есть своя чековая книжка, куда вносятся доходы и расходы:
1. Источник дохода:
за выполнение индивидуальных трудовых заданий;
за активное участие в подготовке и проведении творческих дел;
за содержание в чистоте и порядке комнат и корпуса;
за инициативное дело на пользу города;
за высокий культурный уровень: поведения, проведения мероприятий, общения.
2. Источник расхода:
за плохое поведение в столовой.
за плохое дежурство отряда.
за беспорядок в комнатах и корпусе.
за беспорядок дежурного отряда на территории города.
за нарушение законов города Златограда.
за употребление грубых слов.
На протяжении всего периода смены работает служба «Биржа идей», которая отслеживает уровень участия ребят во внутриотрядных и общелагерных делах. Выполняет пожелания и предложения жителей города. Планирует работу и контролирует выпуск городской газеты «Золотой Бор – территория ДОБРА». (Работа пресскоров, проведение экспресс – опросов, анкетирование, сбор и обработка информации в лагере).
В итоговый период смены всем жителям, по результатам игры, вручаются вымпелы:
«Сердце Данко» – тому, кто самостоятельно, бескорыстно и добровольно помогает и совершает добрые поступки на благо всех жителей города;
«От сердца к сердцу» – тому, кто занимается декоративно-прикладным творчеством и сможет научить этому других.
«Зажечь сердца» – тому, кто сумел организовать ребят вокруг себя на добрые дела.
Три раза в сезон подводятся итоги строительства «Города Златограда»: за активное участие в строительстве, дети отмечаются грамотами, а накопившиеся «Борики» они смогут поменять на призы.

Мы хотим, чтобы каждый ребёнок в ДОЛ «Золотой Бор» был занят интересным для него, полезным и социально значимым делом.

Результативность программы
Результативность программы оценивается по четырём критериям:
Социальному - развитие лидерских качеств, трудовых умений воспитанников; готовность к социально значимой деятельности; к раскрепощению детей, являющихся в учебное время «непринятыми»;
Оздоровительному - снижение роста хронических и простудных заболеваний, уменьшение числа ребят, склонных к девиантному поведению;
Образовательному - пополнение знаний детей о пагубном действии ПАВ, об экологической обстановке, о государственной символике.
Культурному - закрепление навыков культуры общения, культуры поведения, культуры проживания на природе.
Ожидаемые риски:
недостаточное финансирование;
отсутствие технической базы;
изменяющиеся погодные условия;
разногласия в коллективе;
изменения в кадровом составе;
нежелание подростков принимать участие в общелагерных мероприятиях;

Ожидаемые результаты
(для детей и подростков)
Приобретение ребёнком конкретных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности: спортивной, творческой, организаторской и др.