Рабочая программа курса внеурочной деяельности по ОДНКНР (5 класс)


ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Православная гимназия во имя святого благоверного великого князя Александра Невского №11»





Принято педагогическим советом «Утверждаю»
ЧОУ Православной гимназии №11 Директор ЧОУ Православной гимназии №11
Протокол №_________________ В.А. Диденко __________________________
от__________________________











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5 класса

















2016
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учащимися 5 классов
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции как основы культурной истории многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Раздел 1. Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Православие в Древней Руси. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России.
Православие в Московской Руси. Иван Ш. «Москва – третий Рим». Православие при царях и императорах России. От Советской России до современности.
Православие в традициях русского народа Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности. Дом и семья в православии.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Раздел 2. Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию.
История ислама в России.
Ислам в современной России. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь.
Дом и семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Раздел 3. Основы иудейской культуры
Появление и развитие иудаизма в России. Введение в иудейскую духовную традицию. Иудаизм в СССР и современной России.
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Раздел 4. Основы буддийской культуры
Появление и развитие буддизма в России. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды.
Буддизм в СССР и современной России. Семья в буддийской культуре и её ценности.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Раздел 5. Основы светской этики
Золотое правило нравственности Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали
Семейные праздники. Праздники как одна из форм исторической памяти.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества

Раздел 6. Духовная красота православия
Понятие «церковь». Автокефальность Русской Православной церкви. Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека». Христианский храм: внутреннее устройство. Знаменитые православные храмы России. Правила поведения в храме. Христианские таинства. Основные христианские праздники. Православные рассказы, притчи, истории. Житие православных святых.


Тема занятия
Содержание занятия
Характеристика учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Основы православной культуры (6 часов)

1
Введение.
Православие в Древней Руси
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Православие в Древней Руси. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Изучают основы духовно-нравственной культуры. Дают определение основных понятий православной культуры.

2
Православие в Московской Руси.
Православие в Московской Руси. Иван III. «Москва – третий Рим».
Объяснять теорию «Москва – третий Рим», Приводить примеры из истории Московского государства, показывающие, что Москва была православным центром.

3
Православие при царях и императорах России
Реформы Никона.
Императоры, канонизированные церковью.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

4
От Советской России до современности
Политика большевиков по отношению к церкви.
Роль Православной церкви в годы Великой Отечественной войны.
Приводят примеры о роли церкви в годы ВОВ.
Дают оценку политики советской власти по отношению к верующим.
Излагают своё мнение
по поводу значения православной культуры
в жизни людей, общества.

5
Православие в традициях русского народа
Православие в традициях русского народа. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники.

Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных
сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры.

6
Дом и семья в православии

Христианская семья и её ценности.
Дом и семья в православии.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Учатся описывать
различные явления
православной
духовной традиции и
культуры.
Учатся анализировать жизненные ситуации,
выбирать
нравственные формы поведения,
сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Раздел 2. Основы исламской культуры (3 часа)

7
Введение в исламскую духовную традицию
Ислам в современной России.
Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь.
Знакомятся с историей
возникновения и распространения
исламской культуры.
Изучают основы
духовной традиции ислама.


8
Ислам в современной России
Дом и семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Учатся устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(исламской) культурой
и поведением людей.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных
сооружений,
религиозных
праздников и святынь исламской культуры.
Учатся описывать
различные явления
исламской духовной
традиции и культуры.
Излагают своё мнение
по поводу значения
исламской культуры в жизни людей, общества.
Знакомятся с
развитием исламской
культуры в истории России.

9
Дом и семья в исламе
Ислам в современной России.
Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь.
Учатся толерантному
отношению к представителям
разных мировоззрений и культурных
традиций.
Учатся приводить примеры явлений исламской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
Осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах: учатся слушать
собеседника и излагать своё мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Раздел 3. Основы иудейской культуры (3 часа)

10
Появление и развитие иудаизма в России.
Появление и развитие иудаизма в России. Введение в иудейскую духовную традицию
Знакомятся с историей
возникновения и
распространения
иудейской культуры.
Изучают основы
духовной традиции
иудаизма.
Дают
определения основных
понятий иудейской
культуры.
Понимать значение термина иудаизм. Рассказывать о Ветхом Завете. Объяснять значение перехода к монотеистической религии

11
Иудаизм в СССР и современной России.
Иудаизм в СССР и современной России.
Высказывать суждения о причинах гонений иудеев в советское время.
Знакомятся с
развитием иудейской
культуры в истории
России

12
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.
Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма.
Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа.
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных
сооружений,
религиозных
праздников и святынь
иудейской культуры.
Учатся описывать
различные явления
иудейской духовной
традиции и культуры.
Излагают своё мнение
по поводу значения
иудейской культуры в жизни людей, общества.

Раздел 4. Основы буддийской культуры (3 часа)

13
Появление и развитие буддизма в России.
Появление и развитие буддизма в России. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Будды
Знакомятся с историей
возникновения и
распространения
буддийской культуры.
Изучают основы
духовной традиции
буддизма.
Дают определения
основных понятий
буддийской культуры

14
Буддизм в СССР и современной России.
Буддизм в СССР и современной России. Семья в буддийской культуре и её ценности.

Учатся устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(буддийской) культурой
и поведением людей.

15
Буддизм в культуре и традициях народов России.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных
сооружений,
религиозных праздников
и святынь буддийской
культуры.
Учатся описывать
различные явления
буддийской духовной
традиции и культуры.
Излагают своё мнение
по поводу значения
буддийской культуры в
жизни людей, общества.

Раздел 5. Основы светской этики (2 часа)

16
Золотое правило нравственности
Золотое правило нравственности
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Что значит быть нравственным в наше время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Семейные праздники. Праздники как одна из форм исторической памяти.

Знакомятся с
общественными
нормами
нравственности и
морали.
Знакомятся с историей
развития
представлений
человечества о морали
и нравственности.
Знакомятся со
взаимосвязями между
культурой, моральными
традициями и
поведением людей.
Анализируют
моральные и
этические требования,
предъявляемые к
человеку в светской
культуре и различных
культурных, в том
числе религиозных,
традициях.
Анализируют важность
соблюдения человеком
нравственных и
моральных норм
Приводят примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций

17
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Раздел 6. Духовная красота православия (17 часов)

18
Понятие «церковь». Автокефальность Русской православной церкви.
Церковь как дом Божий. Церковь – Тело Христова. Вселенская Церковь. Отношения Церкви и государства.
Уметь объяснять понятия «церковь », «православие», «автокефальность».
Актуализация знаний о религиозных верованиях и христианстве, полученных ранее при изучении курса ОПК.

19
Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека».
Устройство церкви. Церковь в Ветхом и в Новом завете. Современная община. Малая церковь – семья. История христианских монастырей. Типы монастырей.
Уметь объяснять понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора». Использовать дополнительные источники для сообщения о жизни в монастыре, о подвиге монахов во имя веры.
Овладеть представлениями о значении, которое вкладывают христиане в понятие «свобода выбора».

20
Христианский храм: внутреннее устройство. Знаменитые православные храмы России. Правила поведения в храме.
Храм и его устройство. Храм как культовое сооружение. Знаменитые храмы России. Храмы Нижнего Тагила и Свердловской области. О правилах поведения в храме.
Уметь объяснять понятия «крестово-купольный храм», «алтарь», «купол». Использовать дополнительные источники для сообщения о наиболее известных православных храмах России.
Формулировать на основании личного социального опыта правила поведения в храме.

21-24
Христианские таинства (7 таинств)
Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние (исповедь), Священство, Браковенчание, Елеосвящение (соборование). Как правильно готовиться к Таинствам. Смыслы Таинств.
Уметь объяснять понятия «таинства», «причащение», «исповедь», «миропомазание», «венчание», «соборование».
Овладеть представлениями о значении христианских таинств.

25-29
Основные христианские праздники.
Понятие о двунадесятых праздников. История праздников. Традиции празднования в современной России. (Пасха, Рождество, Крещение Господне, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы).
Уметь объяснять понятия «двунадесятые праздники», «престольные праздники».
Высказывать суждения о сущности христианских праздников.
Использовать дополнительные источники для сообщения о традициях празднования христианских праздников.

30
Православные рассказы, притчи, фильмы
Любимые учащимися православные рассказы, притчи, фильмы
Передавать содержание рассказов, притч, фильмов. Уметь объяснять и анализировать свои высказывания по рассказу, фильму, притче.


31
Христианские заповеди.
Декалог и Заповеди блаженства: опыт сравнения. Содержание и нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры
Передавать содержание христианских заповедей.
Высказывать суждения о нравственном смысле христианских заповедей.
Анализировать моральные уроки христианских притч.

32-33
Житие православных святых.
Любимые учащимися жития святых
Уметь объяснять понятия «агиография».
Передавать содержание о житие святых.
Анализировать жизнь святых, их подвиги и жертвы.

34
Заключительное занятие
Паломническая поездка. Экскурсия по храмам региона (на выбор учащихся).
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций


15