Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс


Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология
деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование способов нахождения площади фигуры.
Цель:
- формирование способности к самооценке в совместной познавательной деятельности по определению способов нахождения площади фигуры, через практическую деятельность в ходе группового и парного взаимодействия.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
 - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
 - Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
 - Уметь находить площадь фигуры разными способами.
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
 -В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
 -мультимедийный проектор, презентация;
-словари С.И.Ожегова;
 
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока:
Организация на работу. Психологический настрой.
– Улыбнитесь  друг другу,нашим гостям, мне ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
(Слайд 1)  дети читают хором:
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся!
Все у нас получится!
-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
II. Актуализация опорных знаний
Повторение геометрических понятий.
 а) - Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.)
 Самостоятельнаяработа по карточкам
- Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
(Слайд 2)- Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля
 б)  - Что такое периметр?
 (Слайд 3)- Геометрические фигуры
в)- У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?
(Слайд 4)- Вычисление периметра, расшифровка слова
г) Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте слово (Площадь.)
(Слайд 5)-
- Кто догадался какова будет тема нашего урока?
2.Значение слова площадь.
- А как вы думаете, что такое «ПЛОЩАДЬ»? (ответы детей).
-  Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)
 Найдем в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
 1 значение. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
 -Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
 2 значение. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
 Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
 3 значение. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
 (Слайд 6)- Значение слова «площадь»
- А какое значение слова площадь подойдет к нашему уроку?
Откройте тетради и запишите. Число. Классная работа. Площадь фигуры.
- Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи, используя опорную запись.
 (Слайд 7)-
- Давайте оценим уровень своих знаний по этой теме на данном этапе. Подпишите жетоны и опустите в тот цвет, который определяет ваши знания.
3. Работаем в группах.
- У вас на партах геометрические фигуры.
- Подумайте, по какому признаку их можно разделить на 2 группы, и сделайте это.
(По размеру: большие и маленькие, по наличию углов: многоугольники и круги).
- У кого другие группировки?
- Разделим фигуры по размеру.
- Как можно проверить, что фигуры из одной группы действительно меньше фигур из другой группы?
(Наложением одной фигуры на другую).
- Кто может это продемонстрировать?          (Ученик у доски сравнивает фигуры наложением)
- Мы видим, что одна фигура меньше другой. В этом случае говорят, что площадь  одной фигуры меньше площади другой фигуры. Повтори!
- Давайте сравним оставшиеся фигуры,  используя в своих ответах слово «площадь».
Следите за ответами ребят и не повторяйтесь.
- Молодцы! Справились с работой.
- Какие же единицы площади существуют?
- Измерьте длины сторон большого квадрата. Чему равна длина сторон в дм? (1дм)
- Ребята, длина каждой стороны квадрата равна 1 дм. Его площадь считают равной 1дм2. Записывают так: 1дм2.
                                                                               
- Цифра «2» вверху справа заменяет слово «квадратный».
- Запишите в тетрадке – 1дм2.
- У вас на парте лежит красный квадрат. Чему равна длина сторон этого квадрата? (1см)
- Кто догадался, чему равна его площадь? (1см2)
- Площадь квадрата с длиной сторон 1см называют кв. сантиметром и записывают так: 1см2.
                                                                                                              
- Что показывает цифра – 2?
- Запишите в тетрадке.
- У меня есть еще один квадрат. Измерим длины его сторон. Чем удобнее воспользоваться? (Метровой линейкой).    
- Как будет называться его площадь? (Квадратный метр).
-Записываем так: 1м2.
                                         
- А теперь сравните все единицы площади, как велика между ними разница. Назовите их, начиная с наименьшей.
- Подумайте, в каких единицах будете измерять площадь стены в классе (м2)
                                                                                   закладки (см2)
                                                                               крышки парты(дм2)
                                                                               пола в квартире (м2)
- У кого другое мнение?
- Хорошо поработали, теперь отдохнем, зарядимся энергией и силой для следующей работы.
Ш. Физкультминутка 
IV. Нахождение площади фигуры делением отрезками на квадраты, Установление соотношения между см2 и 1дм2
- Давайте узнаем, сколько кв. сантиметров содержится в 1кв.дм. Как это можно сделать? (Дети предлагают свои способы).
- У вас на парте найдите бедый квадрат со стороной 1 дм. С помощью линейки отметим на каждой стороне квадрата точки через 1см, соединим противоположные точки, разделим на квадраты площадью 1см2. Пересчитаем эти квадраты.
- Работаем самостоятельно. Сначала ставим точки через 1см на каждой стороне квадрата. (Дети работают самостоятельно).
- Как будем узнавать количество всех получившихся квадратов? (Посчитаем десятками).
- Так чему равна площадь нашего квадрата в кв. сантиметрах? (1дм2=100см2)
- Какой способ мы использовали для нахождения площади? (Делим фигуру отрезками на квадраты с длиной сторон 1см и находили их количество).
V. Нахождение площади фигуры наложением квадратов с длиной стороны 1дм
- Представим, что мы с вами мастера-отделочники, облицовываем плитками стены в ванной комнате. Каждая плитка площадью в 1дм2. Покажите ее.
- Орнаменты покрыты цементом, 3 бригады приступают к работе. (Дети, разбитые на 3 бригады, выходят к доске, приклеивают квадраты на орнамент).
- Сколько плиток пошло на 1 орнамент? (Ответы)
- Назовите площадь этой фигуры. (Ответы)
- Сколько плиток пошло на 2 орнамент? (Ответы)
- Назовите площадь 2 фигуры. (Ответы)
- Сколько плиток пошло на з орнамент? (Ответы)
-Какова площадь 3 фигуры? (Ответы)
- Площадь какой фигуры больше и почему? (S1>S2, так как пошло на 4 плитки больше).
- В каких единицах измеряли площадь? (дм2)
- Какой способ мы использовали для нахождения площади фигур? (Накладывали квадраты площадью 1дм2 и подсчитывали их количество).
VI. Самостоятельная работа
- А сейчас самостоятельно будем находить площадь фигур, выполняя задание 3 на ст. 13 рабочей тетради.
- Прочитайте задание, кто понял, что надо делать?
- Как вы будете находить площади фигур? (Подсчитываем количества квадратов).
- Каждый квадрат имеет какую площадь? (1см2).
- Работаем самостоятельно.
Проверим.
- У кого были ошибки в нахождении площади, поднимите руки!
VII.  Рефлексия учебной деятельности
-Какие открытия сделал каждый из вас?
-Что такое площадь фигуры?
- В каких единицах измеряется площадь фигуры?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-Кого и за что сегодня можно похвалить?
- Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку.
-Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!»
-Поднимите руку, те у кого были ошибки! Погладьте себя- очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке!
-Оцените свои знания на данном этапе и опустите свои жетоны в нужный цвет.
- Давайте сравним, что у нас было на начадо урока и что стало к концу урока.
- Достигли ли вы те цели которые ставили перед собой.
(Слайд 8) – Рефлексия
Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко вам выполнять!
-Большое спасибо всем за работу на уроке!

Домашнее задание: стр 27 № 1.