Программа кружка Юный краевед

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа творческого объединения «Юный краевед» является модифицированной, имеет туристско-краеведческую направленность предназначена для учащихся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к родному краю.
Программа адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В ней представлены цели и задачи работы творческого объединения, содержание материала по основным темам учебного курса. Программа предполагает регулярное проведение инструктажа по технике безопасности, использование различных форм и видов работы с детьми.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Благодаря тематическому содержанию программы ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Актуальность программы. Родной край, малая родина - то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.
Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Но, чтобы любить родной край, надо его хорошо знать.
Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями. Благодаря краеведению формируются такие важные качества как патриотизм, гражданская ответственность, любовь к малой родине. Краеведческая база зачастую пополняется фактами, почерпнутыми из исследовательских работ школьников. Это, в свою очередь, дает возможность юным краеведам проявить себя в творческой и научной работе.
Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик.
Важность данной проблемы отражена в ФГОС-2 и Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров Закона направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Программа предполагает регулярное проведение инструктажа по технике безопасности, использование различных форм и видов работы с детьми.
При составлении программного материала предусматривается постепенное увеличение нагрузки. Дети не только исполняют требования педагога, но и проявляют творчество, фантазию, воображение. Все занятия проходят в дружественной, игровой атмосфере.
В процессе работы дети оказывают друг другу помощь, советуют, анализируют. Знания, полученные на занятиях, применяют на интегрированных уроках. Эффективность кружковой работы находит выход в коллективной творческой деятельности, участии в краеведческих общешкольных, районных и областных смотрах и конкурсах.
Педагогическая целесообразность. Позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию интеллектуальных качеств, пробуждение интереса детей к изучению истории и культуры родного края. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от культурных и региональных особенностей, контингента воспитанников.
Срок реализации программы - 1 год. Кружковые занятия проводятся в двух группах. Дети каждой группы занимаются 2 раза в неделю по 2 ч, с перерывом 10 мин. Всего в течение года проведено по 156 часов с каждой группой.

Форма организации детей на занятии групповая.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Принципы построения программы
Краеведческий принцип. Отбор содержания по изучению истории родного края идет на основе непосредственных наблюдений за явлениями окружающей жизни, посещения краеведческих музеев, встреч с интересными людьми и др.
Принцип научности. Программа строится на основе научных источников известных краеведов Смоленщины, содержание материалов адаптировано с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Принцип доступности и посильности. Содержание каждого раздела программы строится от простого к сложному. Задачи и содержание усложняются с учетом возраста и уровня развития детей, ориентации на интересы, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.
Принцип наглядности. Программа предоставляет большие возможности для реализации этого принципа, так как содержанием работы является ближайшее окружение и достаточное его сопровождение: фотографии, альбомы, книги, предметы быта и др.
Принцип интеграции. Программа строится с учетом принципа интеграции с основной частью общеобразовательной программы и интеграцией образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
Культурологический принцип. Содержание программы направлено на формирование у ребенка представлений о социальных, духовно-нравственных и эстетических ценностях, ориентацию на интересы, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.
Эстетический (художественный) принцип. Программа предполагает использование музыки, фольклора, произведений литературы и искусства, что способствует развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Нравственный принцип. Отбор природного, исторического, литературного материала способствует воспитанию любви и привязанности к малой Родине, чувства сопереживания и сопричастности к людям, событиям, истории родного края, выработке эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру.
Принцип вариативности. Структура и объем программы предполагает вариативное их использование в зависимости от местности, особенностей культуры, быта и т.д. Педагогу предоставлена возможность выбора тем, форм, методов работы с детьми.
Комплексно-тематический принцип. Все разделы программы, мир природы, мир культуры и мир истории, взаимосвязаны между собой и направлены на формирование у детей целостного представления о своей малой Родине.

Цель программы:
Развитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.
Задачи программы:
Образовательные
- учить изучению доступной по возрасту краеведческую литературу, отбирать документально точный материал, делать презентации своих работ;
- дать наиболее полное представление о городе Смоленске, познакомить с информацией о памятных местах и событиях, знаменитых людях Смоленской области;
- способствовать приобретению знаний, умений и навыков в краеведческой работе, научно-исследовательской деятельности.
Развивающие
- развитие у детей духовно-нравственной, эстетической, физической, экологической культуры, культуры коммуникации и досуга;
- развивать у учащихся любознательность и познавательный интерес; логическое мышление, кругозор;
- создать условия для максимального развития способностей учащихся, их самореализации, исходя из природных задатков, объективных возможностей.
Воспитательные
- содействовать формированию гармоничного развития личности учащихся, гуманному отношению к окружающей среде, бережному отношению к памятникам истории и культуры;
- способствовать сформированию активной жизненной позиции, основанной на эстетических и культурных нормах
- способствовать воспитанию патриотизма, чувства уважения к людям, прославившим свой край, любви к родному краю.

Прогнозируемые результаты
К концу учебного года учащийся должен знать:
- необходимый исторический и справочный материал по программе;
основные знаменательные даты, события, фамилии выдающихся людей, отличать символику своего края;
- фамилии знаменитых смоленских поэтов, художников, композиторов и их произведения;
- название и месторасположение основных достопримечательностей своего края, памятников истории и культуры; называть памятники героям и замечательным людям;
- правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.
К концу учебного года учащийся должен уметь:
- находить информацию по заданной теме из различных источников, используя фактический материал из краеведческой литературы; принимать участие в краеведческих конкурсах и тематических акциях;
- работать над проектом, отбирать необходимый материал и делать презентации;
- работать в краеведческом уголке, собирать, обобщать и систематизировать информацию по обозначенной теме, уметь аккуратно и в срок оформить свою творческую работу, портфолио;
- поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории;
- работать с картой России и области;
- принимать участие в выставке детских работ краеведческого содержания, в праздниках, связанных с событиями родного края;
- принимать участие в мероприятиях по уборке, озеленению своего посёлка.

Способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.

Формы подведения итогов
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие, участие в краеведческих конкурсах и викторинах.
В конце года обучения предполагается зачет в форме учебного тестирования по краеведению, участия в конкурсах, викторинах разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Учебно-тематическое планирование




Перечень разделов, тем

Кол-во часов

Теория

Практика


1


2

3

4

5


«Древний город кривичей». История Земли Смоленской.

Военное прошлое. Смоленск – город-герой.

Смоленск литературный.

Достопримечательности Смоленска.

Наследие смоленских мастеров

54(+1)


40

20

14

28

42


32

15

11

20

12


8

5

3

8


Итого
1 группа- 157 ч.
2 группа-156 ч.
120
36

Содержание программы

Содержание


«Древний город кривичей». История Земли Смоленской (54 ч.)
Знакомство с работой кружка. Повторение правил по технике безопасности. Вводное занятие «Что изучает краеведение» 3
Игра-викторина «Город в области сердца» (к юбилейной дате 1150-летию основания Смоленска). Рассказ учителя об интересных фактах и событиях, происходивших в Смоленске 3
Работа с краеведческой литературой на тему: «Смоленск – город русской славы» Смоленская летопись от 863 года «Устюжский летописный свод» Презентация «Юбилейные плакаты, значки, монеты с символикой города» 3
Рассказ учителя об интересных фактах и событиях. Работа с сайтом по краеведению. Викторина «Моя Смоленщина»3
Древнейшие произведения литературы «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе». Просмотр презентации «Город Смоленск на карте нашей Родины»3
Рассказ учителя об интересных фактах и событиях на тему: Наши предки. «Град велик и мног людьми» Викторина «Смоленск в 9-17 веках»3


Гнёздовские курганы - места первого древнего расположения города и комплекс археологических памятников Смоленщины. Просмотр презентации. Чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы 3
История названия города. Смоленское великое княжество. Просмотр тематического фильма. Смоляне и кривичи. Занятия кривичей. Просмотр презентации. 3
Портреты наших предков. Выставка рисунков по представлению «О чём рассказывают портреты?» Театрализованная игра с изготовлением костюмов «Наряди Смоляночку и Смолянина».2
Древние сооружения и постройки: архитектурные памятники 12 -13 века. Работа с фотоальбомом «Смоленск».2
Участие в общешкольной выставке детских работ краеведческого содержания, посвящённых Дню освобождения Смоленщины. Занятие «Какого цвета память о войне» 2
Ранние архитектурные памятники Смоленска (церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела, церковь Иоанна Богослова). Разработка макета.2
Каменный храм Владимира Мономаха. Просмотр видового фильма.
Работа в краеведческом уголке: подбор материала к созданию альбома «История названия города Смоленска».2
Древнейшая история земли Смоленской. Смоленск под властью Польско-литовского государства. Возвращение смоленских земель России.2
Игровое занятие «Город-ключ». Видовой фильм о достопримечательностях Смоленска и окрестностей.2
Великий водный путь «из варяг в греки». Изготовление книжки-малышки с иллюстрациями о том, как плыли «из варяг в греки». Просмотр презентации.2
Интеллектуальная игра «Смоленская крепостная стена –«ожерелье всея Руси». Великий русский зодчий Ф.С. Конь. История города в стихотворении Виктора Куневича «Крепостная стена». 2
Просмотр фильма «История строительства Смоленской крепости».
Работа с фотовыставкой «Башни Смоленской крепостной стены». Презентация по теме.2
Творческий конкурс: конструирование и изготовление макета отдельных башен из бумаги и картона. Разгадывание тематического кроссворда «Древний город». 2
Символика города-героя. «История герба Смоленщины». Работа с видовой музыкальной композицией. Выставка материалов о родном крае: создание альбомов, книг, рукописного журнала. 2
Проект «Современный флаг Смоленской области». Краеведческая игра «Крепостная стена» 2
Творческий конкурс аппликаций и поделок на тему: «Создай свою символику города» - участие в выставке детских работ краеведческого содержания.2
Выставка рисунков по впечатлениям от полученной информации на тему: «Лучше нет родного края». Рассказ учителя об интересных фактах и событиях. Работа с сайтом по краеведению на тему:
«Героическая оборона Смоленска». 2



Военное прошлое. Смоленск – город-герой (40 ч.).
Путешествие по интернет- сайту музея «Смоленск – щит России».
Просмотр презентации «Военное прошлое Смоленщины»: монголо-татарское нашествие» 2
Сражение при Смоленске 5 августа 1812 года. М.И. Кутузов – титулованный князь Смоленский. Словесное описание репродукции картины П.Кривоногова «Оборона Смоленска». 2
Выставка рисунков «Военное прошлое Смоленска» Работа с фотовыставкой «Памятные места города Смоленска». Памятник «Героям Отечественной войны 1812 года». 2
Работа с презентацией: Монумент «Героическим защитникам Смоленска в сражении 4-5 августа 1812 г.» Памятник Софийскому полку. Аллея памяти героев. Памятник М.И. Кутузову-Смоленскому.2
Видовая музыкально-поэтическая увертюра на тему войны 1812 года. Работа в краеведческом уголке: подготовка материалов проекта «Защитники Смоленска». 2
Презентация «След Великой Отечественной войны на Смоленщине». Смоленское сражение.2
«В мире интересных фактов» -встречи с участниками исторических событий, деятелями культуры, интересными людьми. Слушание рассказов о Смоленском сражении.2
Оформление стенгазеты «Смоленск во время немецкой оккупации. Памятные места войны 1941-1945 годов». 2
Выставка рисунков «Военное прошлое города Смоленска». Работа с краеведческим сайтом «Проверь себя». 2
Викторина «Великая Отечественная война» Смоляне – Герои Советского Союза.2
Партизанское движение на Смоленщине. Военная проза и поэзия смоленских авторов.2
Мемориал «Катынь». Подготовка материалов проекта «Смоленск - город-герой».2
Презентация (интернет-ресурсы) «Места боевой славы города Смоленска». Представление творческих работ проекта «Защитники Смоленска». 2
Разработка плана, маршрута к историческим местам. Заочная экскурсия в сквер памяти героев у крепостной стены.2
Экскурсия по интернет-сайту в парк Реадовка (Курган бессмертия, мемориал Скорбящей матери) и в музей Великой Отечественной войны.2
Выставка материалов о родном крае. Творческий конкурс «25 сентября – день освобождения Смоленщины». 2
Встреча с участниками исторических событий, деятелями культуры, интересными людьми. 2
Библиотечный час на тему «Никогда не вернулись домой» Работа с краеведческим интернет-сайтом. Викторина «День Победы»2
Работа с краеведческой литературой. Подготовка тематической выставки «Награды Смоленска». Защита проекта «Смоленск - город-герой». 2
Участие в выставке детских работ краеведческого содержания. Пословицы, легенды и предания Смоленского края.2


Смоленск литературный (20 ч.).
Детский фольклор «Мои частушки и пословицы для жизни, для развлечений, для праздников». «Песенный фольклор нашего села». Встреча с работниками ДК, слушание песен в исполнении местных певуней.2
Посещение библиотеки "Где живет сказка", "Песенки да потешки Смоленского края", "Писатели и поэты Смоленщины", "Художники нашего края", "Песни Смоленщины 2

Сказки Смоленского края. Выставка рисунков по сказкам Смоленского края. Театрализованная игра по сказкам Смоленского края.2
Участие в выставке детских работ краеведческого содержания на тему: «Герои сказок в детских работах»: аппликация, оригами, квилинг.2
Работа с краеведческим сайтом на тему: «Смоленск литературный. Творчество смоленских поэтов и писателей»2
Библиотечное занятие на тему: «Приятно познакомиться: М.В.Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа» Прослушивание и исполнение песен на слова М.В.Исаковского. 2
Встречи с интересными людьми. Рассказ учителя литературы на тему: «Наследие Н.И. Рыленкова». Час поэзии в библиотеке по творчеству Н.Рыленкова 2
Презентация на тему: «А.Т.Твардовский, смоленский поэт». Чтение отрывков из поэмы "Василий Теркин" Рассматривание иллюстрации О.Верейского к поэме. Василий Теркин любимый герой смолян.2
Работа с краеведческой литературой: отбор материала для создания и оформления папки творческих работ на тему: «Любимые строки»
Работа над тематической выставкой рисунков «Времена года»2
Работа с краеведческой литературой. Творчество смоленских поэтов и писателей. Литературный праздник "Край мой Смоленский"2


Достопримечательности Смоленска (14 ч.).
Викторина «Мой край, какой ты?» Составление схемы «Смоленск на карте нашей области». Рассказ с использованием краеведческой литературы на тему: «Исторические достопримечательности города Смоленска». 2
Знакомство с краеведческой литературой на тему: «Смоленск в ХIХ веке. Благоустройство города и его культурная жизнь» «Смоленские усадьбы» (рисование, лепка, аппликация)2
Просмотр презентации «Храмы Смоленска» «Успенский кафедральный собор». Работа с фотовыставкой «Внутренний вид Успенского собора». 2
Чудотворная икона Одигитрии Смоленской. Рассказ учителя об иконе «Смоленская Матушка Одигитрия»2
Видовой фильм «Храм Петра и Павла». Работа в сельской библиотеке с краеведческой литературой: подбор материала для проекта «Золотые купола Смоленска»2
Презентация проекта «Золотые купола Смоленска». 2
Проектная деятельность. Составление паспорта на памятник культуры«Успенский кафедральный собор». 2


Наследие смоленских мастеров (28 ч.)
«Творчество С. Т. Коненкова. Волшебный резец мастера». Рассматривание работ художника, комментарии. Работа с сайтом – заочная экскурсия в музей С.Т.Коненкова.2
Работа с краеведческой литературой в сельской библиотеке. Знакомство с альбомами, посвященными творчеству скульптора. Создание детских альбомов по полученным представлениям.2
Видеофильм «Музей С.Т. Коненкова», чтение отрывков из книг художника. Создание детьми композиций из природного материала.2
Проектно-игровая деятельность «Мы скульпторы» Театрализованная игра «Герои работ Конёнкова» Изготовление макетов творческих работ с использованием камня и пластилина. 2
Экскурсионное занятие по интернет-сайту «Знакомые и незнакомые улицы Смоленска». Сюжетно-ролевая игра на тему: «Ретроспективный взгляд на улицы Смоленска».2


Краеведческая викторина «Наследие смоленских мастеров»
Оформление выставки детских работ краеведческого содержания.2



«Архитектурное и художественное наследие Смоленщины»: рассматривание слайдов, отзывы об увиденном. Беседа «Вклад смолян в развитие русской и мировой культуры». Работа с интернет-ресурсами.2
«Знакомьтесь: художники Смоленска» Путешествуем по интернет-сайту в художественную галерею Смоленска. Живопись В.В. Ельчанинова, графика Н.И.Агеевой, эстампам и акварель В.Самариной.2
Работа с краеведческим сайтом «Историко-архитектурный комплекс «Теремок». Презентация «М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века». Церковь Святого Духа во Флёново.2



Работа с краеведческим сайтом: «Музыкальная и театральная жизнь Смоленска». М.И. Глинка - гениальный русский композитор. Оперы Глинки. 2
Слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов. Чтение отрывков из книги Г.Сальникова "Глинка в Смоленске"2



Презентация «Памятники героям и замечательным людям в городе-герое Смоленске». Работа над проектом «Древний город кривичей».2


Подготовка материалов творческого проекта «Город русской славы»2


Защита проекта «Древний город кривичей». Презентация творческого проекта «Город русской славы». Оформление творческих работ. 2



Методическое обеспечение образовательной программы




Темы разделов программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1
«Древний город кривичей». История Земли Смоленской
Групповая, микрогрупповая, фронтальная, комбинированная, соревновательная. Библиотечный час. Театрализованная игра.
Работа в краеведческом уголке.
Словесный, игровой, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, видеометод, исследовательский, рассказ, беседа по впечатлениям, наблюдение.
Конспекты занятий педагога. Работа с краеведческой литературой.
Выставка рисунков по впечатлениям от полученной информации.
Краеведческая литература, справочные материалы, фотографии, иллюстрации, плакаты. Презентации, интернет-ресурсы. Диски с тематическими фильмами краеведческого содержания. Учебно-наглядные пособия. Схемы, таблицы, карта региона и города Смоленска. Компьютер. Экран. Устройство для вывода звуковой информации (колонки).
Входное тестирование. Предварительный контроль в виде индивидуального и фронтального опроса. Систематическое наблюдение за учащимися, собеседование. Защита и презентация творческих проектов, участие в выставках творческих работ краеведческого содержания

2
Военное прошлое. Смоленск – город-герой.


Групповая, фронтальная, комбинированная, коллективная.
Краеведческий час.

Словесный, игровой, исследовательский. объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ

Краеведческая литература, справочные материалы, презентации, интернет-ресурсы. Картотека. Фотоальбомы. Видеофильмы. Музыкальные композиции. Репродукции картин. Компьютер. Экран. Устройство для вывода звуковой информации (колонки).

Текущий контроль в тестовой форме.
Участие в праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях, викторинах разных уровней. Открытое мероприятие для родителей. Защита и презентация творческих проектов.


3
Смоленск литературный.

Индивидуальная, групповая, коллективная. Экскурсия. Творческий конкурс.
Час поэзии в библиотеке.
Литературный праздник.

Словесный, исследовательский, игровой, видеометод,
рассказ, беседа, интеллектуальная игра, работа с фотовыставкой. Встреча с интересными людьми. Работа с краеведческой литературой в библиотеке.

Книги, альбомы краеведческого содержания, фотографии, иллюстрации, слайды, видеофильмы, аудиозаписи. Работа с сайтом по краеведению.
Текущий контроль в тестовой форме.
Участие в краеведческих конкурсах и викторинах. Защита и презентация творческих проектов.

4
Достопримечательности Смоленска.

Групповая, фронтальная, комбинированная, коллективная, соревновательная.
Сюжетно-ролевая игра.
Экскурсионное занятие по интернет-сайту
Словесный, игровой, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, видеометод, рассказ, беседа.

Краеведческая литература, справочные материалы, презентации, интернет-ресурсы. Фотоальбомы. Видеофильмы. Музыкальные композиции. Репродукции картин. Компьютер. Экран. Устройство для вывода звуковой информации (колонки).

Комбинированный контроль. Защита и презентация проектов, участие в выставках творческих работ краеведческого содержания

5
Наследие смоленских мастеров.


Групповая, комбинированная, индивидуальная. Театрализованная игра.
Заочная экскурсия в музей.
Словесный, игровой, эвристический, исследовательский, проектно-игровая деятельность, рассказ, беседа, конструирование

Краеведческая литература, справочные материалы, презентации, интернет-ресурсы. видеофильмы, аудиозаписи. Фотоальбомы. Видеофильмы. Музыкальные композиции. Репродукции картин. Компьютер. Экран. Устройство для вывода звуковой информации (колонки).
Зачёт по краеведению в форме тестирования. Оформление выставок детских работ, фотоматериалов краеведческого содержания. Защита и презентация творческих проектов.
Итоговый контроль.

Формы организации образовательной деятельности
Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:
-экскурсии по улицам города (поселка), которые находятся недалеко от школы, к зданиям, к памятным местам; в природу;
-рассказы учителя об интересных фактах и событиях;
-беседы;
-чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы;
-просмотры дисков, фильмов;
-встречи с участниками исторических событий, деятелями культуры, интересными людьми;
-занятия на базе музеев, библиотек и других культурных центров города (поселка);
-игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные;
-создание альбомов, книг и др.;
-проектная деятельность,
-познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;
- викторины;
-создание макетов, коллекций и их оформление;
-оформление выставок работ народных мастеров, книг с иллюстрациями, фотоматериалов, детского творчества и др.;
-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), содержанием которой является краеведческая тематика;
-слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов, пение, танцы, хороводы Смоленского края;
-развлечения, праздники и др.;
-участие в праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях;
- неделя музыки М.И.Глинки
- знакомство с наиболее известными памятниками. Исторические события, связанные с памятником или памятным местом.
- участие в выставке детских работ краеведческого содержания.
- участие в праздниках, связанных с событиями родного края.
- участие в мероприятиях по уборке, озеленению своего посёлка.
Используемые технологии и методы работы
Применяются педагогические технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (видеометод, презентация, интернет-ресурсы), проектные, технологии использования в обучении игровых методов. Используется объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический метод, ведётся групповая, индивидуальная и коллективная работа.














Обеспечение программы методической продукцией
Теоретические материалы - разработки :
Инструкции по охране труда на занятиях краеведением
Положения о проведении конкурсов
Конспекты викторин, театрализованных игр
Тесты по проверки знаний

Дидактические материалы:

Картотека памятников и памятных мест Смоленской области
Картотека знаменитых людей Смоленской области
Плакаты «Символика города Смоленска»
Презентации: «Юбилейные плакаты, значки, монеты с символикой города», «Город Смоленск на карте нашей Родины», «Гнездовские курганы», «Башни Смоленской крепостной стены», Военное прошлое Смоленщины», «След ВОВ на Смоленщине», «Места боевой славы города Смоленска», «А.Т.Твардовский Смоленский поэт», «Храмы Смоленска», «Успенский кафедральный собор», «М.К.Тенишева и ее роль в развитии русского искусства 19 века»,
Фотоальбомы: «Смоленск», «Памятные места города Смоленска», «Монумент «Героическим защитникам Смоленска в сражении 4-5 августа 1812г.»,
Видеофольмы: «Каменный храм Владимира Монамаха», «Великий водный путь «из варяг в греки», «История строительства Смоленской крепости», «Храм Петра и Павла», «Музей С.Т.Коненкова»,
Музыкальные композиции: «Гимн Смоленска», музыкально-поэтическая увертюра на тему 1812 года, народные и классические произведения смоленских авторов, песни на слова Исаковского М.В., произведения Глинки М.И.», «Памятники героям и замечательным людям в городе-герое Смоленске»
Репродукции картин: П.Кривоногов «Оборона Смоленщины», иллюстрации О.Верейского к поэме «Василий Теркин», С.Т.Коненков «Автопортрет», икона Божьей Материи «Смоленская Одигитрия»


Материально-техническое оснащение
Для занятий по программе требуется:
компьютер и выход в интернет
экран
музыкальный центр




Список литературы для детей
«Повесть временных лет»
«Сказание о Борисе и Глебе»
Пословицы, легенды и предания Смоленского края
Кошелев Я.Р. «Народное творчество Смоленщины»
Сказки « Как чистота красоту понесла на высоту», «Сказка о бедном и богатом брате»
Стихи М.В. Исаковского
Стихи Н.И. Рыленкова
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
С.Т. Коненков «Земля и люди», «Слово к молодым», «Мой век»
Г.И. Сальников «Глинка в Смоленске»

Список литературы для педагогов
Алексеев Л.В. Смоленская земля в IХ-ХIII вв. М., 1980
Андреев Н.В., Маковский Д.П. Доисторические и исторические памятники города Смоленска и его окрестностей. Смоленск,1948
Белогорцев И.В. Архитектурный очерк Смоленска. Смоленск, 1949
Васильева Л.П. Старые парки Смоленщины. М., 1981
Смоленск. Краткая энциклопедия/ Под ред. Будаева Д.И. и др. Смоленск, 1994
Кондрашенков А.А. История Смоленской земли с древнейших времен до сер. ХYII в. Смоленск, 1982
Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь.М, 1964
Пастухова З.И. По Смоленщине. М.,1985
Смирнов И.А. Смоленск – город русской славы. М.,1982
Трофимов И.Т. Писатели Смоленщины. М.,1973
Города России: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994
Природа Смоленской области. Геология, рельеф, почвы. Сборник статей. Под общ. ред. Маймусова Д.Ф. Смоленск, 1973
Махотин Б.А. К живым истокам: Смоленщина в географических названиях М., 1989
Музеи Смоленщины. Туристический справочник. Смоленск, 2006
Лапикова А. Прогулки по Смоленску. Смоленск, 2006
Смоляне и смоленский край 1900-1985.М, 1986
Моя Смоленщина. Смоленск, 2004
Лубягов М.Д. Фотоальбом «Смоленск», М. Изд. Планета, 1988
Стукалов «Край мой Смоленский» Фотокнига, изд. «Смядынь», 1995
Ильин В.В. «Смоленск –слово старинное и чарующее», Смоленск,1992
«Вас приглашает Смоленщина», Смоленск, 2004
Смоленск. Архитектурный ансамбль Соборной горы
Атлас «Смоленская область», Смоленск, 2009






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415