Программа кружка внеурочной деятельности Юный краевед

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Левженская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района.


«Утверждено»
Решение педсовета
от «__»_____20___ г.
Протокол № ___
Приказ № ____
От «___»______20___г.
Директор школы

__________ /Кузьмина Л.Я./

«Утверждено» 
Заседание Метод.совета
Протокол № ___
От «___»_______20___ г.
Зам. директора по УВР

_________ /Яушева О.Ф. /

«Согласовано»
на заседании МО
Протокол № _____
от «___»________ 20____г.

________ /Рузманова Л.А./




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный краевед»
по внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)

на 2015 - 2016 учебный год

в 1-4-ом классах







Составитель:
Рузманова И.Ю.,
педагог по организации
внеклассной и внешкольной
воспитательное работы с детьми







с. Левжа, 2015 г.




Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный краевед» рассчитана на 1-4 класс общеобразовательной школы. Разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011. Программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" (Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования);
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в школе. Минобразование России от 11.06.2002 № 30-15-433/16
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.
С.П. Казачкова / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
Программа развития образовательного учреждения;
Устав МБОУ «Левженская СОШ»;
Положение о внеурочной деятельности в ОУ.
Концепция (основная идея) программы.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на обучающихся начальной школы. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» является актуальной, т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе.
Целью программы - является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Республики Мордовия. Задачи программы:
- образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Республики Мордовия, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
- развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
- воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Реализация системно-деятельностного подхода.
Кружок «Юный краевед»» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы 1 год. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе. Таким образом, общий объём занятий составляет 34 часа в 1-4 классах. Продолжительность занятия 45 минут.
Основные принципы отбора материала и пояснение логики структуры программы.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Корректировка тем программы составляет не более 30%. В тему «Мой край на карте Родины» добавлен 1 час для изучения традиций, верований, быта древней мордвы. Тема: «Герб района» заменена на тему «Юный турист: изучаю родной край». И последняя тема «Красная книга родного края» заменена на тему: «Творчество своими руками», т.к эта тема раскрыта в теме «Природа нашего края».
Предполагаемые результаты.
рост познавательной активности у ребят;
увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
При изучении программы курса «Юный краевед» обучающиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Также должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, города, школы;
традиции мордовского народа и семьи,
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
- участвовать с беседами с информантами;
- посещать музеи и другие культурные учреждения;
- участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Также должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Общая характеристика учебного курса.
Программа «Юный краевед» составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
Цель курса: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Формы организации учебного процесса.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Место программы в учебном плане. Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Левженская СОШ» на кружок внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению отводится 1 час в неделю в1-4 классе. Соответственно программа рассчитана на 34 часа.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
В программе прослеживаются межпредметные связи с «Окружающим миром», краеведением, туризмом, историей.
Воспитательный аспект программы, базовые национальные ценности.
Структура программы позволяет познакомить обучающихся с базовыми национальными ценностями (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество). Формируется первичное представление о ценностях, происходит расширение позитивного эмоционального опыта отношения к себе, семье, обществу, государству. Открывается возможность посильного участия в общественно-полезной деятельности.
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
приобретение практических навыков поведения в природе;
активная жизненная позиция детей;
экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
разумное отношение к своему здоровью;
сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
направленность личности в профессиональном выборе;
сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
выбор личных, жизненных приоритетов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
воспитание уважительного отношения к своей республике, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Мордовии, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Содержание тем учебного курса.
В 1-4 классах занятия проводятся 1 час в неделю (34 часа). Весь необходимый исследовательский и творческий материал и достижения собираются каждым ребенком индивидуально в «Папку юного краеведа».
В программу входят следующие темы:
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: «Мой край на карте Родины». (3 ч)
- Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Государственная символика Республики Мордовия. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
- Как жили наши предки. Быт и традиции древней мордвы. Верования мордвы.
- Мордовский национальный костюм.
Тема 3: «Я и моя семья». (3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
- «Старые фотографии рассказывают»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: «Дом, в котором я живу или хотел бы жить». (2 ч)
- Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
- Семейные реликвии и памятные вещи. Исследование: Самая старая вещь в доме
Тема 5: «Моя улица». (1 ч)
-Урок-экскурсия по улицам своего села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Тема 6: «Наша школа». (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
- Экскурсия в школьный краеведческий музей.
Тема 7: «Моя малая Родина». (2 ч)
- Мое село. Его история и традиции.
- Города Республики Мордовии. Саранск и Рузаевка – история, достопримечательности, виртуальное путешествие, экскурсия по городу.
Тема 8: «Природа нашего края». (6 ч)
- Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Республики Мордовия. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
- Памятники природы района.
- Объекты природы своей области.
- Климат. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
Тема 9: «Что дает наш край стране». (2 ч)
- Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
- Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Тема 10: «Наш край богат талантами». (3 ч)
- Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
- Знаменитые люди нашего села. Презентация «Драгоценное ожерелье».
- Поездка в национальный драматический театр города Саранск
Тема 11: «Наш край в годы Великой Отечественной войны». (3 ч)
- События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
- Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
- Экскурсия детей в места боевой славы.
Тема 12: «Юный турист: изучаю родной край». (4 ч)
- Правила поведения юных путешественников, туристический рюкзак, первая медицинская помощь
- Правила ориентирования на местности. Карта и компас – помощники туриста
- Туристический поход.
- Обобщение материала похода и экскурсий.
Тема 13: «Творчество своими рукам. (2 ч)
- Творческая работа-создание сувениров для школьного краеведческого музея.
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел
Тема
Количество часов
Формы контроля

1
Введение
Краеведение – наука о родном крае?
1


2
Мой край на карте Родины

3




Мордовия моя – мой край родной
1




Как жили наши предки
1




Красота мордовского костюма
1


3
Я и моя семья

3




Профессии моих родителей
1




«Старая фотография рассказала»
1




Моя родословная
1


4
Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2




Самая старая вещь в доме
1




Мой дом
1


5
Моя улица

1




Улицы моего села
1


6
Наша школа

2




Школа и ее история
1




Экскурсия в школьный краеведческий музей
1


7
Моя малая родина

2




Города моей Мордовии
1




Мое село
1


8
Природа нашего края

6




Животный мир Мордовии
1




Птицы Мордовии
1




Растительный мир Мордовии
1




Красная книга Мордовии
1




Реки Мордовии
1




Климат Мордовии
1


9
Что дает наш край стране

2




Что дает наш край стране
1




Экскурсия на предприятия Мордовии
1


10
Наш край богат талантами

3




Земляки прославившие родной край
1




Знаменитые люди нашего села
1




Поездка в национальный драматический театр г. Саранск
1


11
Наш край в годы Великой Отечественной войны

3




Мордовия в годы Великой Отечественной войны
1




Расскажи о своем герое
1




Экскурсия к местам боевой славы
1


12
Юный турист: изучаю родной край

4




Азбука туриста
1




Компас и карта: помощники туриста
1




Туристический поход
1




Что мы узнали из путешествия
1


13
Творчество своими руками

2




Сувенир для школьного музея
1




Викторина «Моя Мордовия»
1
Викторина





Итого: 34


Контроль предметных результатов.
Программа «Юный краевед» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов, эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.
Оценка результативности:
подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
участие в различных конкурсах;
проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- тематический опрос;
- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);
- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков).
Календарно-тематическое планирование.
Таблица календарно-тематического планирования по кружку внеурочной деятельности «Юный краевед» для 2 класса.
№ урока
Раздел

Тема
занятия
Тип занятия / вид занятия
Дата
занятия
Планируемые результаты
Виды деятельности







Предметные УУД
(знать, уметь, владеть)
Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)






План.
Факт.




1
Введение
Краеведение – наука о родном крае
Беседа


1. Знать, что изучает краеведение
2. Уметь отвечать на вопросы
3.Владеть сведениями о своем родном крае
1.формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
2. Принимать и сохранять учебную задачу;
3. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
4. Формулировать собственное мнение и позицию.
Беседа, работа в парах

2
Мой край на карте Родины
Мордовия моя – мой край родной
Викторина


1.Знать государственные символы Мордовии
2.Уметь находить Мордовию на карте России
3.Проявлять любови к своей малой родине

Викторина, работа в группах



Как жили наши предки
Презентация


1.Знать исторические факты из жизни древней мордвы
2.Уметь делать выводы и прослеживать логику событий
3.Беречь и сохранять традиции мордовского народа

Презентация



Красота мордовского костюма
Исследование


1.Знать основные элементы мордовского национального костюма
2.Уметь видеть различия в костюмах мокши и эрьзи
3. Беречь и сохранять традиции мордовского народа

Творческая работа, доклады, проекты

3
Я и моя семья
Профессии моих родителей
Беседа


1.Знать историю и членов своей семьи
2.Уметь составлять гениалогическое древо
3. Гордиться членами своей семьи
1.Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
4. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Беседа



«Старая фотография рассказала»
Творчество




Творческая работа




Моя родословная
Исследование




Исследовательская работа

4
Дом, в котором я живу или хотел бы жить
Самая старая вещь в доме
Исследование



1.Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
2. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
4. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет
Исследовательская работа



Мой дом
Творческая работа




Творческая работа в группах

5

Моя улица
Улицы моего села
Экскурсия


1.Знать свое село и его достопримечательности
2.Уметь подмечать особенности своего села и рассказывать о них
3.Составлять отчет о проделанной экскурсии
1.Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
4. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Экскурсия

6
Наша школа
Школа и ее история
Беседа


1.Знать историю своей школы
2.Уметь вести себя в музее
3.Гордиться достижениями школы, педагогами, выпускниками

Презентация



Экскурсия в школьный краеведческий музей
Экскурсия




Экскурсия

7
Моя малая родина
Города моей Мордовии
Исследование


1.Знать крупные города Мордовии, их историю и достопримечательности, знать историю своего села
2.Уметь находить города на карте Мордовии.
3.Проявлять интерес к своему городу, селу, его традициям.
1Уважительное отношение к своей республике, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
2. Оценивать правильность выполнения действия;
3. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
4.Формулировать собственное мнение и позицию
Творческая работа, исследовательская работа



Мое село
Презентация




Презентация

8
Природа нашего края
Животный мир Мордовии
Викторина


1.Осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о разных его сторонах и объектах;
2.Обнаружвать и устанавливать элементарные связи и зависимости в природе и обществе;
3.Овладеть наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение).
1.Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
2. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
4. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет
Викторина



Птицы Мордовии
Викторина




Викторина



Растительный мир Мордовии
Викторина




Викторина



Красная книга Мордовии
Исследование




Исследовательская работа



Реки Мордовии
Викторина




Викторина



Климат Мордовии
Практика




Практическая работа

9
Что дает наш край стране
Что дает наш край стране
Беседа


1.Знать основные промышленные предприятия своей республики
2.Осозавать значимость каждого региона для блага всей страны.
3.Стремиться быть полезным в обществе.
1.Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
2. Принимать и сохранять учебную задачу;
3. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Беседа, работа в парах



Экскурсия на предприятия Мордовии
Экскурсия




Экскурсия

10
Наш край богат талантами
Земляки прославившие родной край
Исследование


1.Знать знаменитых людей республики и села, достояния и культурные ценности.
2.Уметь вести себя в театре и других местах культуры
3.Проявлять гордость за свою республику, стремиться прославить ее своими делами
1Уважительное отношение к своей республике, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
4. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Исследовательская работа



Знаменитые люди нашего села
Презентация




Презентация



Поездка в национальный драматический театр г. Саранск
Спектакль




Поездка в театр

11
Наш край в годы Великой Отечественной войны
Мордовия в годы Великой Отечественной войны
Беседа


1.Знать основные исторические факты о событиях Великой Отечественной войны.
2.Проявлять уважительное отношений к ветеранам войны
3.Проявлять интерес к местам боевой славы и почтительное отношение к памятникам Великой Отечественной войны
1.Чувство патриотизма, почтительное отношение к ветеранам войны,
2.Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
4. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет
Беседа, работа в парах



Расскажи о своем герое
Исследование




Исследовательская работа, творческая работа, проект



Экскурсия к местам боевой славы
Экскурсия




Экскурсия

12
Юный турист: изучаю родной край
Азбука туриста
Практика


1.Знать правила поведения на природе, правила оказания первой медицинской помощи
2.Уметь складывать туристический рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности.
3.Делать выводы, обобщать полученный материал
1.Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
2.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Практическая работа



Компас и карта: помощники туриста
Практика




Практическая работа



Туристический поход
Поход




Поход



Что мы узнали из путешествия
Творчество




Творческая работа

13
Творчество своими руками
Сувенир для школьного музея
Творчество


1.Знать ремесла своего региона
2.Уметь планировать свою деятельность
3.Овладеть навыками выполнения операций по технологической карте.
1.Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
2. Оценивать правильность выполнения действия;
3. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
4. Формулировать собственное мнение и позицию;
Творческая работа



Викторина «Моя Мордовия»
Викторина




Творческая работа

Учебно-методическое обеспечение.
Для осуществления образовательного процесса по программе «Юный краевед» необходимо следующее учебно-методическое обеспечение: компьютер, интренет-ресурсы, диапроектор, методические рекомендации для педагога, папки для учащихся «Юный краевед», энциклопедии и справочники. Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой. Диск «Сказки финно-угорских народов». Экспонаты и материалы школьного краеведческого музея.
Материально-техническое обеспечение.
демонстрационные пособия (цветные карточки для обратной связи, раздаточный материал по темам, географическая карты России и Мордовии)
компьютерные и информационно-коммуникативные средства (компьютер, сканер, принтер)
технические средства обучения (магнитофон)
экранно-звуковые пособия (мультидиапроетор)
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (компас, линейки, карты для ориентирования на местности, лупа, туристические рюкзаки)
Список основной литературы:
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно
методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. М.: Астрель, 2012. 190, [2] с. (Планета знаний).
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана-Граф, 2011. 168 с.
Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. Автор-составитель С.П. Казачкова / – Волгоград: Учитель, 2011.
Список дополнительной литературы:
Багрова,Т.С. Близкий сердцу край. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003.
Все о мордовии./ энциклопедический справочник/- Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2007 г.
Голубчик, М.М., Нарежный, В.П. География моей республики. –Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.
Города и села Мордовии. /Историко-экономический справочник/.- Саранск: Мордовское кн. Изд-во, 2005. – 464с.:ил.
Костин, Н.М. Ветераны Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002 г.
Мордовия. Энциклопедия в двух томах. Т. 1, Саранское кн. изд-во, 2003 год.
Мордовия. Энциклопедия в двух томах. Т. 2, Саранское кн. изд-во, 2003
Сухарев, А.И. Мордовия. Энциклопедия. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003.
Шмырев, Н.П. Скульптор Феокритова. -Саранск: Мордовское книжное издательство,1974.
.


































Лист
корректировки рабочей программы

Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту