Программа краеведческого кружка Юный краевед


Пояснительная записка
Программа кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений. Она является первым этапом географического образования и основой для дальнейшего развития природоведческих знаний учащихся.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
Цель программы - организация изучения родного края через охват взаимосвязей между природой, населением и хозяйством, направленного на воспитание ключевых ценностных ориентаций учащихся и их всестороннее развитие.
Задачи:
развитие у школьников познавательного интереса к изучению объектов и явлений ближайшего географического окружения и их взаимосвязей на определенной территории (села, района);
привитие навыков учебной работы, наблюдательности, логического мышления, памяти, умения создавать «образы» территории, эстетически воспринимать окружающий мир;
воспитание чувства настоящего патриотизма;
привитие любви к малой Родине;
воспитание любви и бережного отношения к природе и природным ресурсам родного края;
реализация профориентационных мероприятий и сознательного выбора будущего пути в жизни;
пополнение школьного музея краеведческими материалами.

Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих изучение учебных предметов на конкретном жизненном материале. Программа кружка устанавливает связь между изучением любого курса географии, отдельных курсов и тем истории, предметов естественно-математического цикла, с теми знаниями, которые получают в результате непосредственного исследования своего края.
Рекомендации по организации и формам проведения занятий.
Кружки - одна из широко распространенных форм внеклассной работы. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, поскольку они воспитывают активность, самостоятельность, формируют познавательный интерес учащихся.
Для обеспечения преемственности в работе кружка, целенаправленного расширения и углубления знаний учащихся, для развития в них практических умений и навыков необходимо добиться стабильности его состава. Определяя содержание кружка, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки.
Организация кружка начинается с выявления интересов, склонностей и умений учащихся. Для этого следует провести анкетирование учащихся.
Занятие кружка проводится во внеурочное время, 1 раз в неделю.
Особенностью методики проведения занятий кружка является чередование коллективной и индивидуальной, теоретической и практической видов деятельности.
Занятия, как правило, проводятся в кабинете географии. Здесь находится и уголок «Юный краевед», где освещены основные направления работы, состав кружка, выставка лучших работ. Также занятия проводятся на базе школьного краеведческого музея, школьной и сельской библиотек, кабинетов истории, украинского, русского и крымскотатарского языков, где функционируют этнографические уголки.
В качестве источников информации используются журналы, газеты, карты, атласы, а также слайды, видеофильмы.


Программа
Я и моя семья (5часов)
Что мы называем Родиной. Как называется населенный пункт, в котором мы живем. Написание полного домашнего адреса. Названия административных районов Крыма
Составление своей родословной. История происхождения фамилии.
Знакомство с источниками знаний о родном крае, с системой работы библиотек.
Практические занятия.
Страницы семейного альбома.
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Моя местность (8 часов)
Расположение своего района, села на карте Крыма.
История заселения своего села и района.
Героическая роль села и района в военных событиях прошлого века.
Происхождение географических названий.
Государственные символы России, Республики Крым, своего района.
Практические занятия.
Нанесение на контурную карту Крыма своего района и села
Экскурсия в школьный краеведческий музей
Создание проекта герба своего села.
Природа моего края (10 часов)
Формы поверхности своей местности.
Виды полезных ископаемых.
Народные приметы и местные признаки погоды.
Особенности поверхностных и подземных вод.
Стихийные явления в своей местности
Виды и свойства почв.
Наиболее распространенные растения и животные своего края.
Уникальные природные объекты.
Практические занятия.
Основные формы поверхности.
Экскурсия в сельский сквер.
Правила безопасной жизнедеятельности в случае природных катастроф.
Население (8 часов)
Численность населения своего населенного пункта, его национальный состав.
Народные обычаи и традиции людей разных национальностей.
Толерантность по отношению к культуре других народов.
Известные люди своего края.
Практические занятия.
Народные обычаи и традиции русских, украинцев, крымских татар.
Встреча с известными людьми.
Хозяйство (3часа)
Виды хозяйственной деятельности человека в своем крае.
Действующие промышленные предприятия в своем районе.
Отрасли сельского хозяйства и виды транспорта.
Практические занятия
Встреча с людьми разных профессий
Конкурс «Лучший краевед»
Структура программы кружка

п/п Название темы Количество часов
всего теория практика
1 Я и моя семья 5 3 2
2 Моя местность 8 5 3
3 Природа моего края 10 7 3
4 Население 8 4 4
5 Хозяйство 3 2 1
6 Конкурс «Лучший краевед» 1 - 1
35 21 14

Программа кружка « Юный краевед» (35 часов)

п/п Тема Требования к уровню знаний, умений и навыков
Тема 1. Я и моя семья (5часов) Учащийся:
-называет полный домашний адрес,
-составляет родословную своей семьи,
-демонстрирует фотографии своих близких,
-умеет пользоваться книгами, журналами, газетами, справочниками, другими источниками знаний.
1 Мой адрес 2 Моя родословная 3 Практическое занятие.
Страницы семейного альбома 4 Источники знаний о моем крае 5 Практическое занятие.
Экскурсия в сельскую библиотеку Тема 2. Моя местность (8 часов) Учащийся:
- показывает расположение своего района, села на карте Крыма,
-умеет работать на контурной карте,
- знает историю заселения своего села и района,
- рассказывает о героической роли села и района в военных событиях прошлого века,
- знакомится с экспонатами музея,
- понимает происхождение географических названий,
-называет государственные символы РФ, Республики Крым, своего района,
- защищает личный проект герба своего села
6 Географическое положение моего села, района. 7 Практическое занятие.
Нанесение на контурную карту Крыма своего района и села 8 История своего края до XX века 9 История своего края в XX веке 10 Практическое занятие.
Экскурсия в школьный краеведческий музей 11 Топонимика 12 Государственные символы 13 Практическое занятие.
Создание проекта герба своего села Тема 3. Природа моего края (10часов) Учащийся:
-знает и умеет различать формы поверхности своей местности,
- определяет виды полезных ископаемых, приводит примеры,
- знает народные приметы и местные признаки погоды,
-умеет вести календарь погоды,
-знает особенности поверхностных и подземных вод,
- называет возможные стихийные явления в своей местности,
-умеет правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях,
- отличает почву от горной породы,
- знает виды и свойства почв,
- знает наиболее распространенные растения и животные своего края,
-называет и характеризует уникальные природные объекты
14 Практическое занятие.
Основные формы поверхности 15 Полезные ископаемые 16 Погода и климат 17 Водные богатства 18 Опасные природные явления 19 Практическое занятие.
Правила безопасной жизнедеятельности в случае природных катастроф 20 Почвы 21 Растения и животные своего края 22 Практическое занятие.
Экскурсия в сельский сквер 23 Уникальные природные объекты. Их охрана Тема 4. Население (8часов) Учащийся:
- знает численность населения своего населенного пункта, его национальный состав,
- называет имена своих знаменитых земляков,
- изучает народные обычаи и традиции людей разных национальностей, проживающих в селе,
-воспитывает в себе толерантность по отношению к культуре других народов
24 Численность населения. Населенные пункты 25 История моего села в названиях улиц 26 Состав населения 27 Практическое занятие.
Народные обычаи и традиции русских 28 Практическое занятие.
Народные обычаи и традиции крымских татар 29 Практическое занятие.
Народные обычаи и традиции украинцев 30 Ими гордится мой край 31 Практическое занятие.
Встреча с известными людьми.
Тема 5. Хозяйство (3часа) Учащийся:
-знает виды хозяйственной деятельности человека в своем крае,
- называет действующие промышленные предприятия в своем районе,
- различает отрасли сельского хозяйства,
- показывает на карте Крыма основные пути сообщения,
- объясняет особенности профессий своих родителей.
32 Промышленность 33 Сельское хозяйство и транспорт 34 Практическое занятие.
Встреча с людьми разных профессий 35 Конкурс «Лучший краевед» Рекомендуемая литература
Ковган Л.В. География родного края.- КИТ, 1999.-192с.
Корнеев А.В. Методика школьного географического краеведения.-Х.: Изд. группа «Основа», 2007. - 144 с.
Корнеев А.В. Географическое краеведение как информационная составляющая школьной географии. // География. 2008. - №3. – с. 6-7.
Подгородецкий П.Д. Крым : природа. // Симферополь: Таврия.-1988.-192с.