Рабочая программа по литературе 11 класс (М.Курдюмова)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Туртасская средняя общеобразовательная школа»
Уватского муниципального района



«Рассмотрено»
на заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № __1_
от 29 августа 2016 г.



«Согласовано»
30.08.2016г.
Заместитель директора по УВР
__________ /Л.А. Рябцева/





Принято на педагогическом совете
Протокол №1 от 31. 08.2016г.
«Утверждаю»
Приказом № 87 / ОД
от «31» августа 2016г.
Директор школы
______________ Л.Д.Маслюкова/





Рабочая программа
литературе для 11 «Б» класса
на 2016/2017 учебный год








Составитель: Примакова Н. А.
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория








2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по  литературе создана для 11  класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006г), с учетом общеобразовательной программы основного образования «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2009 и приказа Минобразования России от 05.03.2004№1089 (редакция от 23.06.2015 №609) об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Программе соответствует учебник «Литература, 11 кл. В2 ч.: учебник для общеобразова-тельных учреждений под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013 
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования 2004 года, программы по литературе для 511 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (М. : Дрофа, 2009 год); Учебник: Т.Ф.Курдюмова «Русская литература 20 века (в двух частях)» М., «Просвещение», 2013.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 11 классе:
1. На основе сформированного в 510 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».
2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.
З. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.
4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.
5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.
Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции; семинары, аналитические беседы, эвристические беседы. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса «Национальное своеобразие и история русской литературы ХХ века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устн9й речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для школьника), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи.


Содержание тем учебного курса

ХI КЛАСС (102 часа)
Введение
Литература ХХ века- 1 час
История ХХ века и судьбы искусства. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале ХХ века. Сложности периодизации русской литературы ХХ века. Пути развития русской литературы после 1917 года: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья, и их объединение. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.
Т е о р и я. Литературный процесс, сложности и противоречия.
М е т о д и к а. Общий обзор литературы, возможно обращение к одной из тем, как теме монографической.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА ХIХХХ ВЕКОВ
Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце ХIХ начале ХХ века. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.
Т е о р и я. Литературное направление. Литературные направления начала ХХ века.

Реализм -17 ч.
Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа веков.
Т е о р и я. Традиции и новаторство.
И.А.Бунин.- 4 часа. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Одиночество», «П е с н я». Традиции ХIХ века в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.
«Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.
«Чистый понедельник» любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала.
«Т е м н ы е а л л е и» (рассказы из сборника : «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Холодная осень».). Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.
Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство.
Т е о р и я. Психологизм.
А. И. Куприн.-3 часа. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.
Т е о р и я. Критический реализм.
Региональный компонент Литературное пространство Тобольского края 19 века. Поэтическое осмысление покорения Сибири в поэме П.П.Ершова «Сузге». Тема родины в лирике Ершова.(1ч)
М.Горький- 6 часов. «На дне». Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького.
Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.


Поэзия конца ХIХ начала ХХ века- 19 часов.
Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия Жуковского, философская лирика Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика Фета). Сущность модернизма и его просчеты. Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. Поэты, творившие вне литературных течений: Анненский, Цветаева.
Символизм. 2 часа. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, И. Анненский. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Кризис символизма (с 1910 года).
В.Я.Брюсов. «Юному поэту», «Сонет к форме» и др. Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.
Кд. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность»,«Я в этот мир пришел, чтобы вид е т ь с о л н ц е...». Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.
А.Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А.А.Блок. 8 часов. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинул а с ь...» (из цикла «На поле Куликовом»), «Н а ж е л е з н о й дороге». «Скифы», «Двенадцать». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Неоромантизм «младосимволистов». Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Трагедия поэта в «страшном мире».Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Региональный компонент Тема Родины в творчестве поэтов тюменского края. ( М.Кожевников)
«Двенадцать» первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.
Т е о р и я. Символ в поэтике символизма.
Акмеизм. 1час. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статьяН. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты, относившие себя к этому направлению: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Е И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.
Н.С.Гумилев.. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Руб л е в» и др. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.
Футуризм.1 час Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве таковы установки футуризма. И. Северянин (эгофутурист), В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Б. Пастернак («Центрифуга>). Конец футуризма.
И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений Игорь Северянин...»), «Д в у с м ы с л е н н а я с л а в а» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.
В.В.Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись г у б ы...», «Е щ е р а з...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский.3 часа. «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!», «Послушайте!», «Прозаседавшиеся», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. дух бунтарства в ранней лирике. Раннее творчество. «Вам!», «Послушайте!», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах». Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Т е о р и я. Тоническое стихосложение.
С.А.Есенин. 4 часа. Лирика. Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Лирика Есенина в музыке советских композиторов. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...» «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», «Русь уходящая».
Т е о р и я. Имажинизм.
Региональный компонент. Исторические события Тюменской области в произведениях Б.Галязимова. «Смерть Ермака», «Легенды седого Иртыша»
.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ 1917 ГОДА (ДО 1941 ГОДА) -32 часа
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы, объединенные в последние десятилетия: советская литература, «возвращенная» литература и литература русского зарубежья.
Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Разгром» А. Фадеева..
Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А. Платонов. «Котлован»).
Региональный компонент Творчество К. Лагунова. Роман «Больно берег крут». Изображение картин природы сибирских характеров в романе.(2ч)
М.И.Цветаева.3 часа. «Моим стихам, написанным так ра н о...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Красною гроздью рябина зажглась» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам. 1 час . "Notre Dame", «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. Яркость поэтической палитры поэта, Острое ощущение связи времен. Философичность лирики и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова 3 часа. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Сероглазый король», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» и др. «Реквием», «Мужество», «Всё расхищено, предано, продано». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме.
Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Региональный компонент Тема Родины в творчестве поэтов тюменского края. (Л.Корикова, )
Б.Л.Пастернак5 часов. "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", «Про эти стихи», «Любить иных тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...».
«Д о к т о р Жи в а г о» (обзор). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, о любви, о природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие романа. Соединение в нем эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
Региональный компонент
Л.Заворотчева. Очерки о Тюменском крае.«Деревня вдоль тракта».

М.А.Булгаков.(10 часов) «Мастер и Маргарита». Жизнь, творчество, личность. Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Мастер и его Маргарита. Масштаб изображения главных героев романа. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Т е о р и я. Разнообразие типов романа в русской литературе ХХ века.
А. П. Платонов. 1 час. «Котлован» Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь его творчества с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
Т е о р и я. Исторический роман ХХ века.
М. А. Шолохов (5 часов) «Т и х и й Д о н». Жизнь и творчество писателя.
«Тихий Дон» роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА РУБЕЖОМ.-1час
19171941 ГОДЫ
Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай- центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (19251935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Ходасевич, Е Иванов). Проза русской эмиграции (И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литературе и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.
В.В.Набоков. «Другие берега». Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности, красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
«Другие берега» автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя. Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Теория. Автор двух литератур.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ-2 часа
(обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся)
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда».


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5О90-Х ГОДОВ- 24часа
(обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся)
Литература 50-х начала 60-х годов. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев:
А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»; П. Нилин «Жестокость»; В. Дудинцев «Не хлебом единым»; В. Шаламов. «Колымские рассказы» и др.
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Быков, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, Н. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов, В. Солоухин, А. Тарковский и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина .
Драматургия. 2 часа. А.Вампилов «Старший сын». Нравственная острота проблематики пьесы.
Литература народов России. 1 час. Тема ВОВ в поэзии Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима.
Региональный компонент. Творчество Ю. Шесталова. Быт и традиции народов Севера в произведениях Ю. Шесталова Творчество Ю. Шесталова. Быт и традиции народов Севера в произведениях Ю. Шесталова
Осмысление истории русской литературы как единого процесса.
Литературные журналы. Их позиция и роль в культурной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др.
Возрастание роли публицистики, публицистическая направленность многих художественных произведений конца 8090-х годов.
Некоторые тенденции развития литературы постмодернизма и жесткого реализма.
А. Т. Твардовский. (1ч)«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...»и др. «За дальюдаль».
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Твардовский редактор журнала «Новый мир».
Т е о р и я. Проблемы традиций и новаторства в литературе.
А.И.Солженицын. 4часа «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «Как нам обустроить Россию» .Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В.Шаламов. 3 часа. «Колымские рассказы». Тема тоталитарного государства, раскрытие «лагерной темы» в книге.
«Лейтенантская проза». 4 часа. Новое осмысление военной темы в творчестве В.Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Поэзия. 2 часа. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели». Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Дольского, И. Талькова, В. Цоя и др.
«Деревенская» проза. В.Шукшин. 2 часа. Художественные особенности прозы В.М.Шукшина. Герои и проблемы рассказов В.Шукшина. («Чудик», «Микроскоп», «Верую» и др.
Ф. А. Абрамов. 1 час. «П о е з д ка в п р о ш л о е». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.
В.П.Астафьев.2 часа. «Царь-рыба».
«Царь-рыба» многоплановое произведение писателя. Мотивы трагического бессилия и оценка писателем «событий бытия». Природа и человек. Два типа взаимоотношений человека и природы: мифологическое одушевление природы и ее возмездие за безнравственность в романе «Царь-рыба».
В. Г. Распутин. 2 часа.«Прощание с М а т е р о й» Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матерой». Региональный компонент З.Тоболкин.«Грустный шут» -роман о первоселах и освоении Сибири, о становлении державы Российской.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА -2 часа
Общий обзор европейской литературы первой половины ХХ века. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Т е о р и я. Модернизм.
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины ХХ века. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.
Э. Хемингуэй. «С т а р и к и м о р е». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.
Т е о р и я. Постмодернизм.
ЛИТЕРАТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ- 3 часа
Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. В.Токарева. «Перелом», «Инфузория-туфелька».
Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.
Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в ХХ веке. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира. Региональный компонент. Жизнь современной Сибири в творчестве тюменских писателей (обзор). А. Омельчук, К.Лагунов, З. Тоболкин.

Учебно-тематический план
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Авторская программа рассчитана на 102 часа из расчёта 3 учебных часа в неделю. Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), срок реализации программы 1 год. Содержание без изменений.



Тема
Количество часов
Развитие речи
Формы контроля

1.
Введение.
1 ч




Особенности литературного процесса рубежа веков




2.
Реализм
15
(13ч+2р.р.)
4



И.А.Бунин
4
2
сочинение


А.И. Куприн
3.




М.Горький
6
2
тематический тест, сочинение

3.
Поэзия конца 19-начала 20 века.
19ч




Символизм.(В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, А.Белый)
2

сочинение


А.А.Блок
8
2



Акмеизм (Н.С. Гумилев ).
1




Футуризм(И.Северянин,В.Хлебников)
1




В.В.Маяковский
3




С.А.Есенин
4



4.
Русская литература после 1917 (до 1941 года)
32 ч
2



Русская литература после 1917
1




М.И. Цветаева
3




О.Э.Мандельштам,
1




А.А.Ахматова
3




Б.Л.Пастернак
5




М.А.Булгаков
10
2
сочинение


А.П.Платонов
1




М.А.Шолохов.
5





Русское литературное зарубежье 1945-1990 гг. В.В.Набоков
1




ВОВ в литературе. Лирика военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, К.Симонов, А.Т.Твардовский.) Проза. В.Некрасов.
2



5
Русская литература 50-90 годов
25
1



А. Т. Твардовский
1




В.Т.Шаламов
3




А.И.Солженицын
4

сочинение-миниатюра


«Лейтенантская проза» (В.Кондратьев, Б.Васильев, К. Воробьёв, В.Быков)
4




Поэзия .Н.Рубцов Е.Евтушенко, А.Вознесенский,Р.Рождественский(В.Высоцкий, Б.Окуджава, В.Цой и др.)
2




«Деревенская проза». В.Шукшин. Ф.Абрамов. 3ч
3




Драматургия . А.Вампилов
2




Литература на современном этапе (В.Астафьев, В.Распутин, В. Токарева)
6

Сочинение

6.
Зарубежная литература второй половины 20 века. Э.Хемингуэй.
2



7.
Литература народов России.
(Р. Гамзатов, М. Джалиль, Д. Кугультинов)
1



8.
Региональный компонент.
7+(3)




Итого:
102 часа
11
5



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:
-логику развития историко-литературного процесса в ХХ веке;
-важнейшие литературные направления ХХ века;
-биографические сведения об изученных писателях;
-содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.
Учащиеся должны уметь:
-владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;
-определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
-использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;
-давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
-свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;
-активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;
-при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам литературного процесса.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Перечень учебно – методического обеспечения

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Курдюмова, Т. Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 511 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. М. : Дрофа, 2009.
Учебник : Т.Ф.Курдюмова. «Русская литература 20 века (в двух частях)» М., «Просвещение», 2013.
2. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе 20 века (в двух частях). «М: «ВАКО», 2002.
3. Преподавание литературы в 11 классе /под ред. Г.А.Обернихиной/- М.:2001
4.Русская литература 20 века.11 кл. Поурочные разработки. /под ред. В.В.Агеносова/- М.: Дрофа, 2000.
5. Русская литература 20 века.11 кл. Учебник под ред. В.В.Агеносова/- М.: Дрофа, 2000
6.Л.И.Косивцева. Литература 11 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель», 2001.
7.Конспекты уроков для учителя литературы. Серебряный век русской поэзии. М: «Владос», 1999.
8. Е.П.Педчак. Литература. Устный и письменный экзамены. Ростов – на - Дону», «Феникс», 2003.
9.Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина. Письменные работы по литературе.( 9 – 11 классы). М: «Дрофа», 2002.
10.И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина. Открытый урок по литературе. М: «Московский лицей», 2001.
11. Русская литература 20 века.Вторая половина. 11 класс. Выпуск (под редакцией Л.Д.Максидоновой) – М: « ОЛМА – ПРЕСС», 2002. – (Конспекты уроков для учителя литературы)
12. О.А.Арисова, И.Д.Хижняк и др. Литература 9 – 11 классы. Развернутое тематическое планирование. – Волгоград: «Учитель», 2008.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программнопедагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 11 класс.















13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 115