Тема «А.Твардовский. Жизнь и творчество» (Учебник: Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н, Курдюмова Т.Ф. (Под ред. Курдюмовой Т.Ф.) Литература. 11 класс. – М.: Дрофа, 2014.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска




Разработка уроков по литературе для старших классов
с углубленным изучением отдельных предметов
по ФГОС
Тема «А.Твардовский. Жизнь и творчество»

(Учебник: Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н, Курдюмова Т.Ф. (Под ред. Курдюмовой Т.Ф.) Литература. 11 класс. – М.: Дрофа, 2014.)



учитель русского языка и литературы
Третьякова Алла Викторовна

Уроки 1-2
А.Твардовский. Жизнь и творчество

Тема уроков
А.Твардовский. Очерк жизни и творчества


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Понимание связи лирических произведений А.Т. Твардовского с эпохой их написания; владение литературоведческой терминологией, анализируя лирическое произведение; понимание авторской позиции и собственное мнение о ней

Метапредметные

Умение структурировать материал, подбирать аргументы, чтобы подтвердить собственную точку зрения; умение работать с разными источниками информации

Личностные

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

Решаемая учебная проблема
Согласны ли вы с мнением, что А.Т. Твардовский - «самый крупный поэт современности. Сделанное им останется и будет существовать вечно, ибо он был истинно народным поэтом» (М.Исаковский).

Основные понятия, изучаемые в ходе уроков
Лирика, лирическое стихотворение, журнал «Новый мир», редактор журнала, полемика, историко-биографический материал, композиция

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютер, интерактивная доска, проектор, электронные книги

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Совместная постановка познавательной задачи, обеспечивающей связь имеющихся знаний с поисками новых
Диалог на уроке

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов
Возникновение познавательных мотивов у школьников

Длительность этапа
35-40 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
Устные и письменные ответы на вопросы, выполнение заданий, предложенных учителем. Обсуждение сказанного

Методы обучения
Лекция с элементами проблематизации. Эвристическая беседа

Формы организации деятельности учащихся
Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе
Организационная, систематизирующая, координирующая. Мотивация учащихся к изучению конкретного содержания, создание условий для самостоятельного целеполагания

Основные виды деятельности учителя
Создание условий для подготовки к восприятию нового учебного материала, организации проблематизированного восприятия лекции

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала
Самостоятельная работа

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов
Овладение технологией анализа лирического произведения

Длительность этапа
35-40 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
Выбор лирического произведения. Творческое чтение лирического произведения. Работа с дополнительным материалом для анализа лирического произведения. Анализ выбранного лирического произведения

Методы обучения
Художественная итерпретация. Самостоятельная письменная работа

Формы организации деятельности учащихся
Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе
Организационная, координирующая. Обеспечить ученикам ситуации успеха в обучении

Основные виды деятельности учителя
Организация, консультирование, коррекция

ЭТАП 3. Подведение итогов, домашнее задание


Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа
3-5 минут

Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе
Организационная, координирующая. Организация самоконтроля обучающегося с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя
Координирует деятельность учащихся

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Учащиеся оценивают свою работу на уроках, учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным учащимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

Нет, жизнь меня не обделила, добром своим не обошла
А.Т. Твардовский. «За далью – даль»
Тема уроков. А.Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества.
Цели уроков: выявить особенности жизненного и творческого пути А.Т. Твардовского; ввести образ поэта в культурно-историческую эпоху XX века; сформировать собственное отношение к личности поэта.
Проблемный вопрос уроков: согласны ли вы с точкой зрения, что А.Т. Твардовский - «самый крупный поэт современности. Сделанное им останется и будет существовать вечно, ибо он был истинно народным поэтом» (М.Исаковский).

Урок рекомендован для старших классов с углубленным изучением русского языка и литературы.
Предварительное домашнее задание: урок рассчитан на подготовленных учащихся. Предполагается работа в группах:

1 группа.
Детство, отрочество и первые годы юности А.Т. Твардовского
- Знакомство с биографией А.Т. Твардовского.
- Чтение произведений поэта: «Гость», «Братья», «За далью – даль», «По праву памяти», «Матери», «Ой, да перевозчик-водогребщик», «Памяти матери», «Василий Теркин», «Теперь все больше час от часу», «Новая изба».
Рекомендован список литературы:
Воспоминания об А.Т. Твардовском. – М., 1978. - С.98.
Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве.- М.: Русское слово, 2010. – С. 157.
Муравьев А.Н. Творчество А.Т. Твардовского. – М.: Просвещение, 1981. – С.145.
Станкевич В.А. «Вам – из другого поколенья». – Смоленск: Маджента, 2011. – С. 160.
Савченков В. Диалоги о Твардовских. – Починок, 1997. – С.74.
Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 5 т. Т.3. – М., 1967.
Твардовский А.Т. Стихотворения, поэмы. - М., 1971.
Твардовский А.Т. Василий Теркин. Книга про бойца.. - М., 1980.
Турков А. А.Т. Твардовский. Энциклопедия для детей. Русская литература.Т.9. Ч.2. XX в. – М.: Аванта, 2001. – С.687.

2 группа
«Не обошла тридцатым годом»
- Чтение произведений поэта: «Бабушка», «Мужичок горбатый», «Как Данила в лес идет», «Смоленщина», «Подруги», «Случай на дороге», «Сын», «Мать и сын», «На хуторе Загорье», «Поездка в Загорье», «За распахнутым окном», «В краю, куда их вывезли гуртом» (в цикле «Памяти матери»), поэма «Страна Муравия».
Рекомендован список литературы:
Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве.- М.: Русское слово, 2010. – С. 157.
Муравьев А.Н. Творчество А.Т. Твардовского. – М.: Просвещение, 1981. – С.145.
Станкевич В.А. «Вам – из другого поколенья». – Смоленск: Маджента, 2011. – С. 160.
Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 5 т. Т.3. – М., 1967.
Твардовский А.Т. Стихотворения, поэмы. - М., 1971.
«Я вам жить завещаю»: Материалы Шестых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2011. – С.308.

3 группа
«Жизнь - одна, и смерть - одна»
- - Чтение произведений поэта: «Память первого дня», «Родина и чужбина», «На родных пепелищах», поэма «Василий Теркин», «Война - жесточе нету слова», «Две строчки», «Рассказ танкиста», «Гори Германия!», «Я убит подо Ржевом», поэма «Дом у дороги», «В тот день, когда окончилась война»
Рекомендован список литературы:
Аркашев В.И. Дорогами Василия Теркина. – Минск: Беларусь, 1985. – С. 73.
Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве.- М.: Русское слово, 2010. – С. 157.
Кондратович А. «Ровесник любому поколению». М.: Современник, 1984. – С. 384.
Македонов А. Творческий путь Твардовского. – М.: Художественная литература, 1981. – С. 367.
Муравьев А.Н. Творчество Твардовского. – М.: Просвещение, 1981. - С. 142.
Савченков В. Диалоги о Твардовских. – Починок, 1997. – С. 78.
Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 5 т. Т.3. – М., 1967.
Твардовский А.Т. Стихотворения, поэмы. - М., 1971.
«Я вам жить завещаю»: Материалы Шестых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2011. – С.308.

4 группа
А.Т. Твардовский – редактор «Нового мира»
- Знакомство с работой Твардовского в «Новом мире»
- Чтение произведения поэта: «Теркин на том свете»
Рекомендован список литературы:
Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве.- М.: Русское слово, 2010. – С. 157.
Турков А. А.Т. Твардовский. Энциклопедия для детей. Русская литература.Т.9. Ч.2. XX в. – М.: Аванта, 2001. – с.687.
Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 5 т. Т.3. – М., 1967.
Твардовский А.Т. Стихотворения, поэмы. - М., 1971.
«Я вам жить завещаю»: Материалы Шестых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2011. – С.308.
«И дружбы долг, и честь, и совесть»: Материалы Седьмых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2012. – С.344.
5 группа
«Вперед, за бегущим днем, как за огневым валом»
- Знакомство с «Рабочими тетрадями»
- Чтение произведений поэта: «За далью - даль», «По праву памяти»
Рекомендован список литературы:
Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве.- М.: Русское слово, 2010. – С. 157.
Муравьев А.Н. Творчество Твардовского. – М.: Просвещение, 1981. - С. 142.
Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 5 т. Т.3. – М., 1967.
Твардовский А.Т. Стихотворения, поэмы. - М., 1971.
Турков А. А.Т. Твардовский. Энциклопедия для детей. Русская литература.Т.9. Ч.2. XX в. – М.: Аванта, 2001. – с.687.
«Я вам жить завещаю»: Материалы Шестых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2011. – С.308.
Ход уроков
1. Диалог на уроке
Актуализация изученного материала и систематизация новых знаний.

Периоды жизни и творчества А.Т. Твардовского
Вопросы и задания
Работа в группах

1. Детство, отрочество и первые годы юности А.Т. Твардовского
Многие великие русские поэты рождались в провинции. Их поэтическое воображение питала русская земля, их души откликались на ее красоту, беды и радости народа, живущего и трудящегося на ней. Биография и творчество А.Т. Твардовского – тому подтверждение.
В «Автобиографии» поэт писал: «Родился я в Смоленщине. в 1910 году, 21 июня, на «хуторе Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенной моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку. <>для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле» [3, с.5].
«Язык, на котором я говорил в детстве, был близок белорусскому» [3, с.7]. Фамилия поэта звучала по-польски «тварды». Старший брат Константин говорил: «Были мы, должно быть, когда-то Твердовские [3, с.7].
Дед поэта Гордей Васильевич был родом «откуда-то из западных мест Белоруссии, из Полесья». По одним сведениям, он поляк, по другим – «лишь служил в Варшавской крепостина смоленскую землю он попал вместе с сослуживцем, который женил его впоследствии на своей дочери – Зиновии» [3, с.7].
Отец поэта закончил школу и выучился на кузнеца. Познакомился с дочерью обедневшего дворянина Митрофана Плескачевского Марией, на которой вскоре и женился.
«Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка <> ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слез трогал звук пастушьей трубы <>, или отголосок песни с далеких деревенских полей <>, или запах первого молодого сена» [3, с.8].
«Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло именно таким образом. <> Кроме того, он любил и умел петь, - смолоду даже отличался в церковном хоре» [3, с.9].
Я счастлив тем, что я оттуда.
Из той зимы, из той избы,
И счастлив тем, что я не чудо
Особой, избранной судьбы [2, с.102].
Иван Твардовский вспоминал: «Наше крестьянское ребячество было чистым, милым, светлым, хотя и нелегким. С ранней весны и до глубокой осени мы бегали босыми, нас не баловали лакомствами, мы не должны были самовольно отлучаться и бесцельно проводить время, и таким образом прививалась любовь к труду» [3, с.11].
«Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда – ничего от стиха, но я отчетливо помню, что было страстное <> желание родить их на свет» [3, с.12].
«Осенью 1918 г. А.Т. Твардовский поступил в 1-ую Советскую школу 1 ступени, начал учебу со 2 класса. «По счастью», его школьные учителя «очень горячо любили свое дело». Через год Твардовский перейдет в 3-ий класс Ляховской школы. Затем продолжит учебу в Егорьевской и Белохолмской школах» [12, с.513].
«С 1924 года я начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей<> Ко мне обращались с жалобами, с предложениями написать о том-то и том-то, «протянуть» такого-то в газетеПотом я отважился послать и стихи» [3, с.13].
«По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу, человеку честолюбивому, это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод; мать <> по-своему чуяла в ней некую печальную предназначенность моей судьбы и жалела меня» [3, с.13].
«Он не рвался к труду крестьянскому, он давно был готов к тому, что перед ним стояла огромная литературная работа» [3, с.13].
Летом 1925 года в газете «Смоленская деревня» появилось первое стихотворение А.Т. Твардовского «Новая изба».
«После этого я, собрав с десяток стихотворений, отправился в Смоленск к М.И. Исаковскому, работавшему там в редакции газеты «Рабочий путь». Принял он меня приветливо, отобрав часть стихотворений, вызвал художника, который зарисовал меня, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А. Твардовского» [3, с.15].
1) В какой период жизни писатели обращались в своем творчестве к жанру автобиографии? Важна ли для читателя автобиография писателя?
2) Почему жизнь А.Т. Твардовского должна быть рассказана? Что известно о роде Твардовских?
3) Кем был отец поэта? Чем увлекался? Какие в доме царили порядки? Чему учил он своих детей? Прочитайте строки, посвященные Трифону Гордеевичу («Гость», «Братья», «За далью – даль», «По праву памяти»). Какой образ отца создан А.Т. Твардовским в его произведениях?
4) Что известно о матери поэта? Прочитайте стихи, посвященные Марии Митрофановне («Матери», «Ой, да перевозчик-водогребщик», «Памяти матери»). Какой образ матери создан А.Т. Твардовским в его произведениях?
5) Каким образом прививалась детям любовь к труду в семье Твардовских? Как поэт вспоминает о своем детстве в годы войны? Подтвердите свою точку зрения строками из поэмы «Василий Теркин».
6) Где учился будущий поэт? Какие воспоминания о школе и учителях остались у А.Т. Твардовского? Подтвердите строками из поэмы «Василий Теркин». Глава «О себе».
7) Когда начинается литературная деятельность А. Т. Твардовского? Как отнеслись родные и близкие люди к тому, что Александр решил стать поэтом? Почему между отцом и сыном возникло разногласие, и Александру пришлось покинуть родной дом?
8) Какую цель поставил перед собой Александр еще с юношеских лет? Подтвердите строками из стихотворения «Теперь все больше час от часу».
9) Какую роль в судьбе будущего поэта сыграл М.И. Исаковский? Как в дальнейшем складывались их взаимоотношения?

10) Какова тема, идея первого стихотворения А.Т. Твардовского «Новая изба»? Подтвердите свое высказывание строками из стихотворения «Новая изба».



2. «Не обошла тридцатым годом»
А. Македонов вспоминает: «Без постоянного заработка, без комсомольского билета в кармане, что тогда многое значило для молодого человека, со стихами, которые резко отличались от многих в то время. Это был своеобразный путь, его не все принимали, не все понимали значение этого пути. <> К тому же характера был прямого, молодым поэтам говорил, что думал» [3, с.17].
«В развитии и росте моего литературного поколения было, мне кажется, самым трудным и для многих моих сверстников губительным то, что мы, втягиваясь в литературную работу, выступая в печати и даже становясь уже «профессиональными» литераторами, оставались людьми без сколько-нибудь серьезной общей культуры, без образования» [3, с.17].
«Мы знали, что оторвать его от книги не легче, чем голодного коня от овса» [12, с.514].
«В своих очерках и стихах он старался показать то, что вселяло надежду во время великого перелома». «Так было нужно», - с горечью напишет позже поэт в своем дневнике» [12, с.514].
«Это были годы великого переустройства деревни на основе коллективизации, и это время явилось для меня тем же, чем для старшего поколения – Октябрьская революция и Гражданская война. <> Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением» [3, с.19].
«Вообще, надо сказать, Александр Трифонович в своем творчестве с сыновьей любовью относился к « местам незабвенным, откуда я родом» [3, с.23].
«Никто <> не мог предположить, что наша семья всего через три года после отъезда Александра в Смоленск окажется в числе «виноватых без вины»: названа кулацкой, обложена твердым индивидуальным налогом, совершенно нереальным, невыполнимым, а затем и выслана в северную часть Зауралья, в верховье таежной реки Ляли» [3, с.23].
По словам Македонова, началась «добросовестная» травля с политическим оттенком; «если бы он тогда заступился за семью, его могли бы арестовать» [3, с.25].
В 1936 году поэт закончил поэму «Страна Муравия». «Слово Муравия <> не выдумано. Оно взято из крестьянской мифологии и означает <> некую конкретизацию вековечной мужицкой мечты <> о «вольных землях», о благодатных далеких краях, где текут молочные реки в кисельных берегах». «Сознанию Моргунка <> Муравия представляется страной мужицкого, хуторского собственнического счастья в противоположность колхозу, как такому устройству жизни, где человек будто бы лишен «независимости», «самостоятельности», где «всех стригут под один гребешок». Моргунок вернулся домой и понял, что Муравия и есть та страна, та «колхозная счастливая жизнь, которую герой обретает в результате своих поисков» [3, с.27].
В 1938 г. вступил в партию, в 1939 г. окончил МИФЛИ и призван в армию. Принимал участив походе советских войск в Западную Белоруссию в должности спецкорреспондента. Участвовал в войне с Финляндией. «Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы сорокового года в какой-то мере предварили для меня впечатления Великой Отечественной войны. А мое участие в создании фельетонного персонажа «Васи Теркина» в газете – это начало моей основной работы в годы Отечественной войны» [3, с.37].
1) Какие трудности материального характера испытывал А.Т. Твардовский, приехав в Смоленск? Смог ли продолжить образование?

2) Что беспокоило молодого поэта? О чем предостерегает Твардовский своих сверстников-литераторов? Удачна ли была его поездка в Москву? Почему вернулся обратно?

3) Когда А.Т. Твардовский становится известным поэтом? С чем связано его поэтическое рождение? Прочитайте стихотворения поэта («Бабушка», «Мужичок горбатый», «Как Данила в лес идет», «Смоленщина», «Подруги», «Случай на дороге», «Сын», «Мать и сын»). Каковы особенности лирики поэта?

4) Прочитайте стихотворения поэта («На хуторе Загорье», «Поездка в Загорье», «За распахнутым окном». Как раскрывается в данных произведениях тема малой родины?

5) Воспевая колхозный уклад жизни, мог ли знать поэт о том, какая трагедия произойдет в его родной семье?
Прочитайте стихотворение поэта (в цикле «Памяти матери») «В краю, куда их вывезли гуртом». Как сложилсь судьба семьи Твардовских? Удалось ли им воссоединиться?

6) Прочитайте поэму «Страна Муравия». Какие мотивы встречаются в поэме «Страна Муравия»? Как отнеслись критики и литераторы к поэме Твардовского? Что спасло поэта от ареста в 1937 году? В связи с чем связан его переезд в Москву?

7) Продолжил ли поэт свое образование в Москве? Как сложилась его дальнейшая жизнь?

3. «Жизнь - одна, и смерть - одна»
В своем очерке «Память первого дня» поэт вспоминал о начале войны. В тот же день уехал в Москву. 23 июня получил назначение на Юго-Западный фронт.
По воспоминаниям Е.А. Долматовского, Твардовский «спокойно и с достоинством выходил под огонь, когда этого требовали обстоятельства» [5, с.42].
О. Верейский писал: «Он очень любил проявлять свою недюжинную физическую силу, то есть не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел старинные народные песни» [5, с.43].
С июня 1942 года поэт был прикомандирован к газете Западного фронта «Красноармейская правда». Вместе с ней он встретил победу в Восточной Пруссии.
Весной 1942 г. принялся за серьезную работу над «Василием Теркиным». «Одно ясно, что это определялось остротой впечатлений пережитой войны, после которой уже невозможно было просто вернуться к своей обычной литературной работе» [3, с.41].
«Поэма не отразила ни одного знаменитого сражения, но при этом стала лучшим произведением о войне» [3, с.48].
И.А. Бунин писал: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенно народный, солдатский язык – ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» [3, с.43].
«Для каждого солдата жизнь того, кто рядом, - главная ценность, а его человеческие качества: ум, смекалка, честность, воинский опыт, храбрость, способность к полной самоотдаче ради другого, ради общего дела, Родины – те критерии, которые определяют отношение к нему» [3, с.55].
«Я пишу «о смерти, о разоренном доме, о детях и женщинах на войне, о жестокости фашистов» [3, с.73]. Мысль о том, что миллионы гибнут, ужасала поэта, поэтому он не мог молчать об увиденном на дорогах войны.
«Обыщи душу, загляни в самые далекие потайные ее уголки, и не найдешь там чувства, похожего на сожаление, на печаль при виде этого грозного уничтожающего действия огняГори Германия! Гори и корчись в огне, в таком самом, каким ты не смогла, но хотела сжечь все живое, честное и радостное на земле. Гори, так тебе и надо! Я не хочу и не стану прощать тебе, что выжгла и вытоптала целые края моей мирной, свободной Родины. Не хочу и не стану прощать, что ты сгубила стольких моих близких и далеких, не знакомых, но дорогих людей великого братстваГори, проклятая!» [3, с.79].
«В тот первый мирный день в маленьком немецком городке Тапиау к дому, где располагалась редакция «Красноармейской правды», с утра потянулись бойцы и командиры. С сообщением об Акте безоговорочной капитуляции Германии выступил Александр Твардовский. Именно от него бойцы узнали, что закончилась война. Александр Трифонович, прежде чем говорить об условиях капитуляции, сердечно поздравил всех с Победой» [3, с.79].
1) Индивидуальное задание: пересказ очерков «Память первого дня», «Родина и чужбина», «На родных пепелищах»

2) Какие особенности личности А.Т. Твардовского поражали окружающих?
(См. в книгах: Савченкова В. «Диалоги о Твардовских», Муравьева А.Н. «Творчество Твардовского», Аркашева В.И. «Дорогами Василия Теркина»)

3) Когда зародился замысел «Книги про бойца»? Почему фельетонный персонаж превратился в национального героя? Как встретили бойцы Красной армии, писатели, поэты, критики появление Васи Теркина на страницах газет?

4) История создания поэмы «Василий Теркин» (индивидуальное задание)

5) За какие качества был так любим всем Теркин? Что сближает автора и его героя? Доступно ли читателю чувство братского родства с героем Твардовского?

6) Каков смысл стихотворений поэта («Война – жесточе нету слова», «Две строчки», «Рассказ танкиста», «В пути»)?

7) Испытывали ли вы, читая очерк «Гори Германия!», чувство удовлетворения оттого, что совершается справедливое возмездие?

8) Где встретил известие о безоговорочной капитуляции Германии А.Т. Твардовский?

4. Жестокая память
Поэму «Дом у дороги» А.Т. Твардовский начал писать еще в 1942 году, закончил после войны. «Тема ее – война <> - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну» [3, с.81].
«Простой солдат у Твардовского – совестливый, честный человек с глубоким чувством долга, не потерявший своего человеческого достоинства. И он сам, и его жена понимают одно остаться в родном доме» нельзя. «Он отправится догонять войну»; на долю женщины выпадает другое: «жизнь в грязном бараке, голод и холод, забота о детях и тяжелый труд. Забота мужчины – исход будущей войны, забота женщины – в любых обстоятельствах сохранение дома, семьи» [3, с.85].
Поэт знает: «тело истлеет там, «где корни слепые / Ищут корма во тьме». Он убежден: «Человек не исчезает из этого мира бесследно, жизнь человеческой души сливается с жизнью природы, духовная энергия погибших на войне солдат участвует в жизни живых» [3, с.93].
Твардовский воспевает то высочайшее чувство долга, которым жили русские люди во время войны. Погибший солдат не отрешен от мира, не равнодушен к происходящему на земле, он всеми помыслами рядом с живыми, чтобы помочь свершению великого дела победы.
Призыв быть достойными памяти павших звучит неоднократно в творчестве поэта. О великом прощании живых с мертвыми идет речь в стихотворении «В тот день, когда окончилась война».
«Жестокая память» войны не отпустит поэта до конца его дней. Будет болеть душа Твардовского от сознании вины перед теми, кто не пришел с войны.
1) Согласны ли вы с мнением поэта, что именно женщина является на Руси носительницей вековой национальной памяти? Докажите свою точку зрения с помощью поэмы «Дом у дороги».

2) Как вы считаете, могут ли быть эпиграфом к поэме «Дом у дороги» следующие строки:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Аргументируйте свое мнение.
3) Куда уходит после смерти человек? Куда уходит душа? Прочитайте стихотворение поэта «Я убит подо Ржевом». Что воспевает в нем Твардовский? О каком братстве он говорит?

4) Согласны ли вы с мнением, что стихотворение «В тот день, когда окончилась война» не только о прощании живых с мертвыми, но и о нераздельной духовной связи, о том, что человек не трава, не бездумное растение?

5. А.Т. Твардовский – редактор «Нового мира»
В 1950-1954 и в 1958-1970 гг. А. Т. Твардовский возглавлял журнал «Новый мир». Сам он говорил об этой работе как о равной по значению созданию «Теркина» или «даже больше» [12, с.517].
Твардовский всегда чувствовал себя ответственным за судьбу деревни. за судьбу всей страны. Именно поэтому опубликовал ряд очерков и статей: «Районные будни» В.В. Овечкина, «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» Ф. А. Абрамова. «Русский лес» Л. Леонова, «Об искренности в литературе» В.М. Померанцева, «Теркин на том свете» А.Т. Твардовского, «Дневник Мариэтты Шагинян» М.А. Лифшица были признаны Союзом писателей и ЦК КПСС ошибочными, противоречащими линии партии.
За попытку отстоять свое мнение поэт был снят с поста редактора «Нового мира». «Трудный мой годВ Москве, как в захолустье, - некуда пойти, не с кем поговорить» [3, с.102].
В 1958 году поэт снова вернулся в журнал. С этих пор журнал становится все больше смелым самостоятельным в суждениях о жизни и литературе, собирая вокруг себя лучших писателей тех лет. В 1962 году поэт добился публикации повести о жизни заключенных – «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
Цензурный нажим все возрастал. «Твардовского начали снимать чуть ли не сразу после назначения» [12, с.517].
«Нам всегда казалось, что кончится «Новый мир» и над мачтами сомкнутся волны. Но вот я читаю много писем, и не от писателей, а от читателей, пишут все – учителя, слесари, инженеры - пишут о нашей беде, и пишут так, что я вижу: волны не сомкнулись, <> и мачта наша с флагом еще трепещет над волнами. Наше дело живет» [3, с.517].
1) Что известно вам о роли Твардовского в жизни писателей «деревенской прозы»?

2) Прочитайте поэму «Теркин на том свете» и ответьте на вопрос: почему поэма «Теркин на том свете» подверглась жестокой критике со стороны партии и правительства?

3) Прочтите цитату и ответьте на вопрос: о каком произведении так высоко отзывался поэт? «Впечатление от этой вещи, столь необычной по своей неприкрашенной и нелегкой правде, как бы освобождает душу от невысказанности того, что должно быть высказано, и тем самым укрепляет в ней чувства мужественные и высокие» [12, с.517].
4) Уйдя во второй раз из «Нового мира», считал ли поэт себя побежденным?

6. «Мне правда партии велела всегда во всем быть верным ей»
«Уже как будто за чертой» остался большой отрезок жизни, настала пора для осмысления «русского пути», пути Отечества, пути собственной жизни [3, с.105].
«Дорога, в которую пускается поэт, для него спасение и отрада. Она дает надежду на новые замыслы, помогает обрести уверенность в том, что не порвалась духовная связь с народом» [3, с.106].
«Далью» станет и собственный путь Твардовского, и его жизненный путь, путь его духовных исканий.
«Я жил, я был – за все на свете / Я отвечаю головой» [3, с.113].
1) Согласны ли вы с мнением о том, что образ пути в поэме «За далью – даль» приобретает характеристики, органичные для творчества поэта и традиционные для русской литературы?

2) Видит ли поэт благоприятные перемены в сознании народа? («За далью – даль»)

7. «Память, как ты ни горька, будь зарубкой на века»
Твардовский, создавая поэму «По праву памяти», «хотел поклониться памяти близких ему людей, личную вину перед которыми он носил в своей душе многие годы. Это отец, мать, братья, сестры, все те, на чью долю выпали позор, душевные и физические тяготы высылки в холодный край, на Северный Урал» [3, с.128].
В графе «Социальное происхождение» у Твардовского было написано, что он является сыном кулака. Об изменении этой формулировки поэту пришлось хлопотать немалый срок. Долгие годы он чувствовал себя в числе тех, кто был у власти «под рукой всегда – на случай / Нехватки классовых врагов» [3, с.133].
«Сын за отца не отвечает» [3, с.133].
«Что же, собственно, произошло и происходит? То, что подступало уже давно, издалека, сперва робко, но потом все смелее – через формы «исторических совещаний, печать, фальшивые письма земляков». <> в сущности,
«ничего не хочется делать, можно сказать, что и жить не хочется: если это поворот к «тому», то, право, остается существовать» [3, с.137].

1) Прочитайте поэму «По праву памяти». Согласны ли вы с мнением о том, что Твардовский не мог не обратиться к той памяти, которая в его душе «жила, кипела, ныла» [3, с.128]?

2) Когда изменилось отношение к поэту?

3) Почему о последствиях культа личности пресса молчала?

4) Как вы считаете: чтобы возросла вера народа во власть, чтобы не повторилось страшное прошлое, должна ли власть признать свою вину перед народом? Аргументируйте свою точку зрения.

8. «Вперед, за бегущим днем, как за огневым валом»
«Поостеречься как будто бы все велит извне, но не остережешься, если уж на то пошло. Нужно идти прямо на медведя, - по крайней мере не бежать от него – догонит» [3, с.155].
«Странно: столько беды вокруг – в литературе, в журнале, а на душе при всем этом какое-то сладкое и грустное спокойствие – вдыхаю природу, жду почему-то осени – и в общем мне хорошо. Будь что будет» [3, с.156].
А.Т. Твардовский ушел из жизни 18 декабря 1971 года.
1) Давала ли природа поэту отдых от тяжких мыслей, которую он так самозабвенно любил?


II. Самостоятельная работа
Учащиеся выбирают, читают, самостоятельно анализируют одно произведение поэта А.Т. Твардовского, опираясь на творческую биографию поэта, а также отбирая необходимый материал из разных источников информации (из учебника литературы, литературоведческого словаря, детской энциклопедии, справочника для старшеклассников, которые предварительно были рекомендованы учителем.

III . Подведение итогов
Учащиеся устно отвечают на проблемный вопрос: согласны ли вы с мнением, что А.Т. Твардовский «самый крупный поэт современности. Сделанное им останется и будет существовать вечно, ибо он был истинно народным поэтом» (М.Исаковский).

Домашнее задание
Выучить наизусть одно стихотворение А.Т. Твардовского (по выбору учащегося), прочитать статью в детской энциклопедии о жизни и творчестве поэта, подготовить (индивидуально) презентацию об издательской деятельности А.Т. Твардовского; рассказать о «Рабочих тетрадях» поэта (индивидуально).

Список литературы

Аркашев В.И. Дорогами Василия Теркина. – Минск: Беларусь, 1985. – С. 73.
Воспоминания об А.Т. Твардовском: сборник. – М., 1978.
Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве.- М.: Русское слово, 2010. – С. 157.
Кондратович А. «Ровесник любому поколению». - М.: Современник, 1984. – С. 384.
Македонов А. Творческий путь Твардовского. – М.: Художественная литература, 1981. – С. 367.
Муравьев А.Н. Творчество Твардовского. – М.: Просвещение, 1981. - С. 142.
Станкевич В.А. «Вам – из другого поколенья». – Смоленск: Маджента, 2011. – С. 165.
Савченков В. Диалоги о Твардовских. – Починок, 1997. – С. 74.
Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 5 т. Т.3. – М., 1967.
Твардовский А.Т. Стихотворения, поэмы. - М., 1971.
Твардовский А.Т. Василий Теркин. Книга про бойца. - М., 1980.
Турков А. А.Т. Твардовский. Энциклопедия для детей. Русская литература.Т.9. Ч.2. XX в. – М.: Аванта, 2001. – С. 687.
«Я вам жить завещаю»: Материалы Шестых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2011. – С. 308.
«И дружбы долг, и честь, и совесть»: Материалы Седьмых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2012. – С. 344.




15