Программа психологического объединения «Познай себя»

Управление образования Администрации г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №23
с углубленным изучением отдельных предметов


Принята педсоветом
МБОУ СОШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов
Протокол
«___» __________2013 г.
№___от ____________.
Утверждена
Директор МБОУ СОШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов
_____________________Палеева О.В.
«____» ____________2013 г.




Программа
психологического объединения
«Познай себя»


Срок реализации: 1 месяц
Возраст обучающихся: 8-11 лет


Педагог-психолог:
Ширяева
Ольга Ивановна

г. Дзержинск
2013 Содержание



..стр.
Пояснительная записка.3 – 4
Структура занятий.5
Учебно-тематический план..6 Календарно-тематическое планирование7
Содержание8 – 10
Методическое обеспечение..11
Список литературы12

Пояснительная записка
Летние каникулы составляют большую часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей.
Лето – время игр, развлечений, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Психологическая программа «Мой мир» предназначена для занятий в течение 1 смены лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечный город – 2013».
Цель программы: развитие эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сфер личности ребенка.
Программа предполагает формирование позитивных навыков группового взаимодействия, развитие чувства собственной ценности и уверенности в межличностных отношениях, становление коммуникативных умений.
Основное направление взаимодействия с детьми является создание условий для приобретения личного жизненного опыта и извлечение из него знаний о собственном внутреннем мире.
Задачи программы:
1. Адаптация детей в лагере.
2. Сплочение группы ребят в отрядах.
3. Раскрытие коммуникативных способностей детей (доброжелательное отношение друг к другу).
4. Создание благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе.
5. Развитие навыков работы в коллективе.
6. Развитие у детей навыков рефлексии.
7. Повышение уверенности в своих силах и развитие самостоятельности.
Срок реализации: 1 месяц

Возраст: 8-11 лет.

Режим занятий: 5 раз в неделю по 45 минут

Формы занятий: совместная деятельность, работа в микрогруппах, индивидуальная работа.

Формы, приемы и методы работы:
анкетирование;
игротерапия;
рисование эмоций, настроения;
психогимнастика;
релаксация.

Ожидаемые результаты:
приобретение навыков общения, умения работать в группе;
понимание самих себя и выяснение того, как другие знают и понимают их;
осознание собственной неповторимости и принятия своих особенностей;
формирование адекватной самооценки.

Формы подведения итогов:
Психологическая диагностика, анкетирование.

Условия реализации программы:
Наличие ПК или магнитофона.

Структура занятий:

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него включены все дети.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей.
Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений, приёмов и методов.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Учебно-тематический план
психологических занятий
«Познай себя»
Педагог-психолог Ширяева О.И.

№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов

1
«Давайте дружить!»
Цели:
- создание доверительной атмосферы в группе, способствующей настрою на активное участие;
- снятие напряжения.


1

2
«Верь в себя»
Цели:
- развитие положительной самооценки;
- формирование у детей уверенности в себе.

1

3
«Если я злюсь»
Цели:
- обучение самоконтролю;
- обучение техники снятия физического напряжения.


1

4
«Расскажи мне обо мне»
Цели:
- развитие коммуникативных навыков;
- создание у детей мотивации на дальнейшее познание самих себя.


1


Календарно-тематическое планирование
психологических занятий
«Познай себя»
Педагог-психолог Ширяева О.И.



п/п
Наименование темы
1отр.
2отр.
3отр.
4отр.
5отр.

1
«Давайте дружить!»







2
«Верь в себя»







3
«Если я злюсь»







4
«Расскажи мне обо мне»








Содержание

Занятие № 1. «Давайте дружить!»
Цели:
- создание доверительной атмосферы в группе, способствующей настрою на активное участие;
- снятие напряжения.
Задачи:
- знакомство с детьми;
- создание доверительной атмосферы;
- развитие наблюдательности к другому человеку.
Приветствие:
Беседа «Ваше настроение сегодня».
Разминка:
Упражнение «Комплименты» (настрой на работу, развитие чувствительности к другим участникам группы, ее сплочение).
Основное содержание занятия:
Упражнение «Мой идеальный друг».
Обсуждение пословиц, высказываний о дружбе.
Рефлексия:
Упражнение «Что важно для дружбы».
Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Занятие № 2. «Верь в себя»
Цели:
- развитие положительной самооценки;
- формирование у детей уверенности в себе.
Задачи:
- создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей;
- научить ребенка относится к себе положительно, и поверить в свои силы.
Приветствие:
Упражнение «Я дарю тебе».
Разминка:
Рисование «Автопортрет».
Основное содержание занятия:
Беседа: «Верь в себя».
Рассказ: «Мой лучший поступок».
Рефлексия:
Упражнение «Подари улыбку соседу».

Занятие № 3. «Если я злюсь»
Цели:
- обучение самоконтролю;
- обучение техники снятия физического напряжения.
Задачи:
- снижение  уровня  агрессивности;
- закрепление навыков самоконтроля;
- обучение техники снятия физического напряжения.
Приветствие:
Игра «Ласковое имя».
Разминка:
Упражнение «Если я злюсь»
Основное содержание занятия:
Упражнение  «Слова  гнева».
Упражнение «Изобрази свой гнев».
Рефлексия:
Упражнение «Счет до десяти». Релаксация.



Занятие № 4. «Расскажи мне обо мне»
Цели:
- развитие коммуникативных навыков;
- создание у детей мотивации на дальнейшее познание самих себя.
Задачи:
- формирование значимости собственного «Я»;
- содействие самопознанию детей;
- развитие способности к рефлексии школьников.
Приветствие:
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Разминка:
Игра «Что мне нравится во мне».
Основное содержание занятия:
Письмо самому себе.
Упражнение «Расскажи мне обо мне».
Рефлексия:
Самоанализ «Какой я?»













Методическое обеспечение

Тема
Форма занятий
Методы и приемы
Дидактический материал
Форма подведения итогов

«Давайте дружить!»

Игровой тренинг
Беседа
упражнения
Пословицы, высказывания
Обсуждение результатов занятия

«Верь в себя»

Игровой тренинг
Беседа
Упражнения
Рассказ
Рисование
Рисунки детей
Самоанализ

«Если я злюсь»

Игровой тренинг
Беседа
Игра
Упражнения
Компьютер или магнитофон
Релаксация

«Расскажи мне обо мне»

Игровой тренинг
Беседа
Игра
Упражнения
Письма самому себе
Самоанализ


Литература

Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами /авт.-сост. С.А. Коробина. – Волгоград: Учитель, 2010 г.
Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002 г.
Классные часы с психологом. 1-4 классы / авт.-сост.: Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009 г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997 г.
Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия / авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008 г.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001 г.










13PAGE 15


13PAGE 141215




15