Урок познания мира по технологии критического мышления


ГУ «Есенкольская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»
урок познания мира
«Насекомые»
1 класс

Технология урока:
«Развитие функциональной грамотности младших школьников через стратегии критического мышления»
Учитель Петринич Наталья АнатольевнаУрок познания мира
Тема «Насекомые»
1 класс Учебник « Познание мира». Авторы Жунусова Е. 2012 г.Тема: Насекомые
Цель урока:
-Углубить знания детей о насекомых, полученные из внешних источников: телевидение, СМИ, рассказы взрослых
Задачи урока:
ЗНАТЬ:
- разновидность насекомых;
- взаимосвязь с растениями, животными, человеком
УМЕТЬ:
* ставить вопросы; 
выделить главное; 
делать сравнение; 
устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; 
видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; 
- развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить;
- развивать мышление, память;
- развивать способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
ВОСПИТЫВАТЬ бережное отношение к живой природе
Оборудование:
-Презентация по теме-Мультимедийная техника, экран. -Учебник «Познание мира» Жунусова Е., 2012 г.
Ход урока.
№ Этапы урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Организационный момент. Психологический настрой Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Подготовка к уроку Психологический настрой
2 Проверка изученногоЖивая природа
Растения: Животные: Человек:
Кустарники млекопитающие
Травы пресмыкающиеся
Деревья земноводные
Рыбы, насекомые


- Можно ли сказать, что растения, животные и человек взаимосвязаны между собой?
(дискуссия детей)
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Какие еще группы животных вы знаете?
Запись на доске Ответы учеников
3 Стадия вызова интереса Муху – муха – цокотуха –
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Вопрос:
- Кто помнит, что случилось с Мухой дальше? С кем встретилась Муха?


Звучит аудиозапись
На доске вывешивает картинки героев сказки
Показ слайдов по сказке Слушают, отвечают на поставленные вопросы
4 Синквейн- Какая была муха? Давайте составим Синквейн:
1.Кто? МУХА
2.Какая? ВЕСЕЛАЯ, ГОСТЕПРИИМНАЯ
3.Что делает? ТАНЦУЕТ, ПОЕТ, УГОЩАЕТ
4.Отношение авт ДОБРАЯ ХОЗЯЙКА
5.Слово-вывод. ДРУЖБА
А теперь составим Синквейн для гостей мухи и для Комара
ГОСТИ КОМАР
Насекомые насекомое
Трусливые, веселые смелый, отважный
Убегают, прячутся, танцуют сражается, забирает, танцует
Не умеют дружить хороший друг
Ненадежность помощь
-Кто догадался ,о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Насекомые» Наводит на правильное составление синквейнаслайд №1 Фронтальная работа
5 Объяснение нового материала -Где живут насекомые? Чем питаются? Об этом нам расскажут сейчас ребята.
На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы.           Известно 140 000 видов этих прекрасных созданий. Как по цвету, так и по величине бабочки бывают очень разнообразны. Размах крыльев бабочки птицекрыл королевы Александры составляет 28 см, а размах крыльев африканской бабочки "синий карлик" - всего 1,4 см. Их крылья покрыты микроскопическими разноцветными чешуйками, похожими на блестящую пыль, которые помогают бабочкам летать.           Эти насекомые питаются сладким нектаром цветов и тем самым способствуют опылению растений
У самого берега заросшего водоёма, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы.           Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами, каждый из которых состоит из более чем 30000 отдельных линз, и две пары прозрачных, вытянутых крыльев. Стрекозы - дневные хищные насекомые. Известно более 3 тыс. видов.          Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых  - страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через 1-3 года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше. 
На цветках диких и культурных растений в хорошую погоду можно увидеть труженика шмеля. Он собирает нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляет растения, обеспечивая урожай семян.           Шмель живёт только одно лето. На зиму остаётся в живых только молодая самка-матка, которая после пробуждения весной ищет место для гнезда. Если она погибнет, то некому будет основывать новую семью.           Гнёзда шмелей разоряют полевые мыши, лисицы, барсуки, осоеды. Они поедают шмелиный мёд и уничтожают
личинок и куколок.


Комнатные мухи нам всем хорошо знакомы: они надоедают нам всё лето и только зимою оставляют нас в покое.           Мы знаем, сколько у мухи крыльев, но не знаем, как замечательны её глаза. Её глаза состоят из множества крошечных глазок, которые смотрят во все стороны. Изо рта у мухи высовывается хоботок, которым она всасывает жидкость. Тело мухи усеяно бесчисленными волосками.           Потомство у неё велико: из одной мухи в год может разродиться несколько миллионов мух. Беда была бы человеку от этих насекомых, если бы зимние холода не убивали личинки и куколки, если бы птицы не ловили бы их в воздухе, а пауки не ловили бы их в свои сети. 
          Жуки - самый обширный отряд насекомых. 107950-2222500-953770-306006500Небольшое тело жука разделяется на три части - голову, туловище и члены. На голове два усика или щупальца; ими жук ощупывает предметы, к которым прикасается. Каждая ножка состоит из пяти члеников. Сверху, на спине у жука два жёстких крыла, а под ними находятся два других - тонких, нежных и больших. При полёте жук производит своими крыльями знакомое нам жужжание, хотя голоса он не имеет
Мы знаем божью коровку как маленького красного жучка с чёрными точками. На самом деле это насекомое имеет очень разнообразную окраску.           На первый взгляд эти жучки кажутся мирными, но большинство из них активные и прожорливые хищники. Они уничтожают массу различных вредителей сада и поля - тлей, червецов, щитовок, мелких личинок и куколок. За день этот хищник истребляет от 50 до 270 тлей, чем приносит огромную пользу хозяйству человека. Сама же божья коровка несъедобна для большинства птиц и животных.              Скрываясь среди густой травы, это насекомое даёт о себе знать своеобразным звуком. У кузнечика на крыльях есть особая жилка, которой он водит, как смычком, по перепонке в виде округлого зеркальца и издаёт стрекочущие звуки. Окраска кузнечика хорошо гармонирует с фоном травы, что сразу и не обнаружишь его. Насекомое отлично прыгает, дополняя передвижение полётом при помощи крыльев. Питаются кузнечики исключительно животной пищей. 
           Пчела - это “великая труженица”. Часто её можно 137795-27178000-749300-277622000-805815-475424500увидеть на лугах и в садах.           Она живёт в семье. Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчёл, основную часть которой составляют рабочие пчёлы. В семье обязательно есть одна самка матка, способная откладывать яйца, и несколько сотен самцов - трутней. Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок.           Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека. 
Муравьи знакомы каждому человеку. Они распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. 213995-49466500Известно около 10 тыс. видов этих насекомых.           Размеры тела их бывают от 8 до 30 мм. Окраска от светло-жёлтой до чёрной. У большинства видов развиты ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту.           Их сообщества устроены сложнее, чем у пчёл, семьи насчитывают до 1 млн. особей в муравейнике. У них есть и свои пастбища. Они выводят тлей и доят их. Питаются эти насекомые беспозвоночными животными, нектаром цветов, грибами, семенами растений и выделением тлей. 
- О каких насекомых вы узнали? Что о них узнали?
Показывает слайды
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10 заранее подготовленные дети рассказывают о насекомых, их рассказ сопровождается показом слайдов
6 Дерево предсказаний - Насекомые бывают разные. Одни – летают, другие – ползают, третьи – приносят вред или пользу.
А вот какие насекомые приносят вред, а какие – пользу, мы сейчас с вами и разберемся.
«Дерево предсказаний»
1 этап – выскажите свои предположения о насекомых 
2 этап -все ли согласны с этим предположением?
3 этап -оправдались ли ваши предположения?
Подводит к «Дереву предсказаний»
предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) 
Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и противоположные мнения. Количество ответов не ограничено
после обсуждения прочитанного нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей Работа в группах
учащиеся озвучивают идеи и предположения.
7 Физминутка. -А сейчас отдохнём. (слайд №24) «Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут тоже покажем Крылья сложили назад Выполняют с комментированием своих действий
8
9
10 Стадия осмысления
Прием «Инсерт»
Оценочные вопросы.
- Как думаете, стоит ли нам узнавать еще что-то о насекомых? Почему?
Чтобы нам не сомневаться в данной причине, нам надо прочитать текст учебника.
1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки
: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V»поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; «+»поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; « – »поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;«?»поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
   
+  
–  
?  
- Вот теперь сравните свои ответы раннее с уже прочитанными.
Как вы думаете, каких насекомых больше на земле: тех, кто приносит пользу или тех, кто причиняет вред? Почему?
- Что бы сделали, чтобы насекомых, приносящих пользу стало больше?
Оказывает помощь в чтении слабым учащимся Чтение текста с пометками (на листочке заполняют таблицу)
Ответы детей
11 Работа в Дневнике наблюдений
1. Распределить по группам: ворона, муха, воробей, сорока. Назвать существенные признаки каждой группы.
2. Отгадать загадки, нарисовать отгадки. Помощь слабым учащимся Самостоятельная работа
12 Стадия рефлексии
Обобщение.
-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Только то , что говорит автор.
Жёлтая. Позитивное мышление.  Всё хорошее ,даже в отрицательном герое.
Черная. Проблема.  Как можно помочь, что сделать, как поступить.
Красная. Эмоции.  Ваши ощущения, чувства. Отношение.
Зеленая. Творчество.  Представь, вообрази и тогда…
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы Работа в группах
13 Подведение итогов .-Что нового узнали на уроке? -Что вас удивило? -Что показалось особенно интересным? -На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках? Ответы детей
14 Домашнее задание. -Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о насекомых. (Стр.35-42) -Нарисуете плакат на тему: «Насекомые. Зачем их надо охранть?». -Молодцы, спасибо за урок! Контроль за записью в Дневник 15 Выставление оценок за урок