Доклад(из опыта работы) Формирование навыков критического мышления у учащихся первого класса на уроках познания мира


Хлеборобовская НСШ
Доклад(из опыта работы)
Формирование навыков
критического мышления
у учащихся первого класса
на уроках познания мира
Учитель начальных классов
Михайлечко Маргарита Эдвиновна2014г-2015ггФормирование навыков критического мышления на уроках познания мира в первом классе.
/Из опыта работы Михайлечко Маргариты Эдвиновны/
Уже 18 лет работаю учителем начальных классов. Мой девиз: век живи, век учись .Помимо традиционных методов обучения, всегда старалась использовать инновации, проводила интегрированные уроки, уроки с использованием ИКТ, уроки в нестандартной форме – путешествия, викторины, уроки – сказки. Люблю свою работу и стараюсь идти в ногу со временем. На курсах по новой трёхуровневой программе переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения. Я узнала, что базовый материал, на основе которого будет проходить обучение, дифференцирован в семь взаимосвязанных модулей, применение которых на практике и должно внести изменения в мою педагогическую деятельность.
Взяв в прошлом году первый класс, передо мной открылись большие перспективы –научить детей учиться и, как следствие, « быть независимыми , самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.» [1,c.110].
Вооружившись знаниями и практикой, полученными на курсах и изучив множество литературы, включая и Руководство для учителя, я стала задумываться: как внедрить эти знания в моей школьной практике в моем классе? Как сделать так, чтобы мои учащиеся были не пассивными «получателями» знаний, а активными участниками учебного процесса.
Прежде всего я составила среднесрочное планирование серии последовательных уроков познания мира (приложение),где отразила стратегии внедрения идей критического мышления на своих уроках.
На своих уроках я и раньше применяла элементы критического мышления, но не вникала в суть этого понятия. Теперь я целенаправленно строю уроки так, чтобы у учащихся формировался комплекс таких умений, которые включают в себя :-находить информацию в различных источниках;
- определять ключевые позиции, выдвигать гипотезы, рассуждать,
-анализировать информацию;
- систематизировать;
- устанавливать ассоциативные связи;
- аргументировать свою точку зрения;
- уметь воспринимать альтернативные точки зрения, обосновывать, доказывать, аргументировать, делать выводы.
Хочу рассказать о том, каким образом я сумела внедрить основы модуля на примере четырех уроков познания мира в первом классе.
Я согласна с утверждением, что наиболее оптимальный путь развития критического мышления у учащихся – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта [1]. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Так при изучении темы «Труд человека» ребята приводили примеры из собственного опыта, опыта их родителей и на основе этих знаний могли анализировать, рассуждать, делать выводы. В ходе совместной беседы дети выяснили, что все, что человек имеет (вещи, продукты, мебель, машины, деньги и т.д.) появилось благодаря его труду. В ходе обсуждения профессий, ребята называли известные им профессии, в том числе и профессии своих родителей. Ребята пришли к выводу, что всякая профессия важна и нужна. Я отметила ,что дети уже в этом возрасте умеют рассуждать, делать выводы, доброжелательно относятся к высказываниям друг друга. Изучение темы «Органы чувств. Уход за органами чувств» также строилось на основе уже имеющихся знаний путем пополнения информации в процессе личных наблюдений. Так, начиная урок, я поинтересовалась, куда люди могут отправиться в путешествие? Ответы были разные: в Булаево, в Петропавловск, в Германию, в Россию, за границу, к морю. Затем беседа продолжилась по теме урока. Данный пример показывает, что имеющиеся знания у детей являются «мостиком» отправной точкой к получению новых знаний. Моя задача , как учителя -стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; просить высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.
На своих уроках я использовала различные приемы и методы, способствующие развитию навыков критического мышления. Например, выполняя упражнение «Что лишнее?», учащиеся путем анализа и синтеза должны были определить лишний предмет. Я предполагала, что это задание не вызовет у детей трудностей в выполнении. На практике оказалось все наоборот. Многие дети называли предметы наугад, а если называли правильный ответ, то не могли его аргументировать. Лишь два человека смогли правильно определить лишний объект и привести доказательства. Данный эксперимент показал, что не все дети могут анализировать, выделять общие признаки, приводить доказательства. Я думаю это было связано с недостаточным развитием мыслительных операций, и, возможно, такие упражнения дети никогда еще не выполняли перед тем как поступить в первый класс. В дальнейшем я использовала подобные задания не только на уроках познания мира, но и на других занятиях.
rightcenter00 По мнению Д.Клустера критическое мышление - есть мышление социальное В Руководстве сказано, что существует актуальное сегодня понятие «учебное сообщество», при котором и ученики и учителя позиционируют себя как обучающиеся. В подобной среде обучающихся поощряется работа сообща, поддержка, командный дух.[1,с.142] Поэтому на своих уроках я планировала различные формы работы :это работа в парах, в группах, коллективная. Так на первом уроке ребята работали в группах, создавали коллажи ,на втором и третьем работали в парах, leftcenter00изучали органы чувств, на четвертом уроке была коллективная игра «Что? Где? Когда?»,т.к. количественный состав класса из семи человек позволял мне это сделать. Такие формы работы стимулируют развитие критического мышления: учащиеся задают друг другу вопросы, делятся мнениями, идеями, консультируют друг друга, тем самым вспоминают изученный материал, познают новый. Перед тем как работать в парах и группах на уроках, я провела предварительную работу: наглядно показала на примере, как надо сидеть, общаться с партнерами. Вместе с ребятами составили правила работы в группах.
В Руководстве для учителя сказано, что критическое мышление развивается через диалог. Диалог с учениками младшего возраста просто необходим! Диалог учитель-ученик, ученик-ученик способствует развитию речи, навыкам общения, помогает ученикам лучше понять тему, проявить себя, развивает мышление. Для меня диалог является средством общения с учениками, он также помогает мне выявить слабые места в знаниях учеников. Перед собой я часто ставила вопрос: как заинтересовать детей и вовлечь их в диалог, как добиться положительного результата? Какой эффективный прием для этого использовать? Для этого я использовала коллаборативную среду, интерактивные методы и приемы, игровые приемы, устное взаимооценивание. С целью критического мышления на основе визуальных средств на двух уроках мною был применен прием, при которых детям было дано задание отсортировать картинки на группы по темам и составить из них на первом уроке два коллажа, связанных с темой труда , на третьем уроке правила по уходу органов чувств. Проводя такой прием, я наметила перед собою задачу — что даже при помощи визуальных средств можно вызвать интерес у учащихся, побудить их к дискуссии, синтезировать свои знания в виде коллажа. А успешному проведению этого задания поспособствовали бы знания учащихся по теме урока, навыки критического мышления, предоставление выбора, удачный подбор разнообразных картинок, умение сотрудничать в парах и группах.
Дети выполняли такие задания с большим интересом. Наблюдая за их работой, я видела как по - разному ведут себя ребята в группах. В группе, где собрались два средних и один сильный ученик ребята работали слаженно: они спорили, высказывали свое мнение, приходили к общему согласию, по какому принципу  необходимо было разделить и наклеить картинки. Также ребята умело распределили роли: кто будет сортировать картинки, кто наклеивать. В другой группе собрались ребята послабее. Самый слабый ученик Толя каждый раз обращался ко мне с вопросом: «А это про труд?» .Я переориентировала вопрос его группе с целью оказать поддержку ученику . Участники этой группы справились с заданием позже. Они также отобрали нужные картинки по своей теме, наклеили их, помогли Толе с выбором картинок. Но делали все это в основном молча, не обсуждая с другими членами группы свой выбор. Я поинтересовалась у всех детей, как они считают, почему первая группа выполнила задание быстрее? В результате обсуждения дети пришли к выводу, что сотрудничество в группе-один из рациональных способов выполнения данного задания. Я считаю, такой наглядный пример побудит в детях желание сотрудничать, что поспособствует еще лучшему развитию навыков критического мышления.
С целью выявления знаний и синтезирования их в коллаже о влиянии окружающей среды на органы чувств на третьем уроке дети работали в парах. Я заметила, что дети с увлечением работают над заданием: составляют памятки в виде картинок. Каждая пара работала над одним органом чувств. Ребятам были розданы картинки, отксерокопированные листы энциклопедии. На урок был приглашена медик школы, у которого дети могли проконсультироваться в своих вопросах. В начале работы в парах между двумя учениками возникло недопонимание. В дальнейшем ребята продолжили работать вместе, т.к интересное задание подвигло учащихся к сотрудничеству. Меня обрадовало то, что эту работу ребята выполняли сообща, учитывая предыдущий опыт. Они в паре подсказывали друг другу, делились мнениями, приводили аргументы. Так, например, рассуждал Ваня: «Стоять под дождем-плохо, можно заболеть, будет насморк. Со мной такое уже было..» Алена также приводила примеры из личного опыта «Когда у меня был насморк, мама капала мне в нос луковый сок. А ещё заставляла есть чеснок.» В ходе такой работы ребята думали, анализировали, использовали свой опыт и опыт партнера, консультировались со взрослыми, обосновывали свой выбор. После работы на этих двух уроках каждая группа и пара презентовала свою работу. Таким образом шел процесс взаимообмена знаниями.
Большое значение для развития критического мышления имеет обсуждение. Мерсер выделил три формы аргументирования при обсуждении в классе: диспутная, куммулятивная, исследовательская.
С целью продвижения обучения учащихся вперед на основе взаимного процесса я запланировала кумулятивную беседу о труде и профессиях человека на первом уроке и в водной беседе о путешествии при изучении органов чувств на втором уроке. Ребята делились своим опытом по теме урока, выслушивали друг друга. Кумулятивная беседа учила детей вести диалог, способствовало взаимному обучению, основываясь конструктивно и доброжелательно на достижениях друг друга, а для меня как учителя помогла определить отправную точку их знаний.
С целью обучения составлению вопросов, на одном из уроков я применила ролевую игру, в которой использовала метод интервью. Т.к мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное, для совершения мыслительных операций анализа я использовала наглядный материал в виде схем-картинок, помогающих детям последовательно строить вопросы. В процессе такой работы ребята наблюдали, думали, анализировали, учились строить диалог ученик- ученик. В то же время такая форма работы помогла мне увидеть пробелы в знаниях детей. Не все дети умеют строить вопросы по заданной теме. Я думаю, это связанно с возрастными особенностями учащихся и их предыдущего опыта. Поэтому на третьем уроке я пересмотрела свое планирование и включила задание с целью научить детей составлять вопросы, где я использовала в качестве подсказки вопросительные слова. Данный прием помог моим детям критически мыслить, создавая вопросы высокого и низкого порядка. На втором уроке я рискнула применить метод исследования. Я считаю, что такой метод наиболее способствует развитию навыков критического мышления, т.к. при его проведении ученики ставят перед собой вопросы и находят способы их решения. В процессе исследования органов чувств при работе в парах, дети наблюдали, сравнивали, находили общее и различие, делились информацией друг у друга, учились выделять главное и отображать это на схеме. Так, разглядывая глаза друг у друга, ребята называли цвет, форму глаз, зарисовывали это на схемах. Учащиеся посредством наблюдения и сравнения двух рисунков в книге находили отличия в рисунках. В итоге делали вывод о роли глаз в познании окружающего мира. Рассматривая язык у Куаныша, Медет заметил на нем «беленькие точки». Все дети с удивлением обнаружили эти точки на своих языках. Мне было интересно услышать их версии ответов, когда я спросила о том ,что они думают об этих точках. Мой вопрос активизировал их мыслительный процесс. Алена предположила, что эти точки появились после болезни. Артем сказал, что это они появились после съеденной еды. Этот эпизод подтверждает то, что дети этого возраста уже могут рассуждать, предполагать, делать заключение.
Чтобы дети могли адоптироваться во взрослой жизни их необходимо учить различать вопросы высокого и низкого порядка .Я задавала детям вопросы: для чего нужны ресницы? Брови? Как вы думаете, влияет ли разрез и цвет глаз на то, что мы видим? А как это можно проверить? Для чего нужны органы чувств? Где вам пригодятся в жизни полученные знания? С большим интересом дети придумывали невероятные ответы на фантастические вопросы: что мог бы делать человек с длинным-длинным носом? Или, если бы человек умел дышать под водой? и т. д. Я, думаю, что данный прием очень продуктивный. Он способствует развитию мышления, воображения, заставляет решать учебную задачу путем эксперимента, наблюдения, учит размышлять. Такие вопросы я буду задавать детям в дальнейшем.
С целью систематизации знаний последний урок я провела в виде игры «Что? Где? Когда?» с применением ИКТ. Содержание вопросов охватывало все разделы темы «Органы чувств» Вопросы строила согласно теории Блума. На знание и понимание были тестовые задания «да», «нет» и задание на установление соответствия. С такими заданиями справились даже слабые ученики. А такой вопрос, как например, почему пограничники с собой на службу берут собак? заставил детей рассуждать, предполагать, анализировать, обобщать и делать выводы. Так рассуждал Ваня, средний ученик: «Собака быстро бегает, может догнать преступника». «Но ведь многие животные умеют быстро бегать?»- возразила я. Данил, сильный ученик: «Я понял, у собаки хороший нюх, может идти по следу и найти преступника» На протяжении всего урока дети учились устанавливать соответствие, учиться анализировать, уметь обсуждать, вести диалог, аргументировать свои ответы.
4316730579247000 На каждом уроке я проводила рефлексию. Это также развивало критическое мышление детей: учащиеся размышляли о том, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, пересматривали свои представления , чтобы включить в них новые понятия. Такой обмен идеями давал учащимся возможность познакомиться с разными точками зрения, учило внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.
Проанализировав практику в школе, я сделала для себя выводы о том, что дало внедрение идей модуля критического мышления:
Ученику:
-умение работать с источником информации (книги, рисунки, энциклопедии, человек)
-умение наблюдать, анализировать, делать выводы
-умение сравнивать, исследовать сходства и различия между отдельными изображениями или различными мнениями и воспоминаниями
-умение синтезировать информацию в виде коллажа, творческих домашних заданий
-умение доказывать ,устанавливать причинно-следственные связи.
-применять знания , полученные в ходе исследования.
-умение обсуждать, вести диалог, аргументировать свои высказывания при работе в парах, группах
Мне как учителю:
- умение создать в классе доверительную атмосферу сотрудничества;
- возможность использовать методы и приемы , которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать рефлективными практиком, способным размышлять в ходе действий и после действий.
- стать сотрудником с другими учителями
В своей практике я столкнулась с некоторыми трудностями:
- я недостаточно еще знаю своих учащихся, их умственные способности
-не достаточный словарный запас учащихся -дети не могут сформулировать вопросы и ответы.
- у меня больше стало уходить времени на подготовку к урокам
- недостаток времени в рамках традиционного урока
Поэтому в дальнейшей работе я планирую:
- узнавать детей посредством наблюдения ,анкетирования, диагностики.
-Развивать речь учащихся посредством диалога учитель – ученик, ученик-ученик,
-подбирать и разрабатывать задания ,учитывая возрастные особенности детей
-систематизировать методический материал, работать над умением организовывать свою деятельность.
-более четко планировать этапы урока, указывая на временные границы. -Рационально использовать время урока.
-планировать уроки, внедряя в них идеи всех семи модулей.
-проводить рефлексию своей дальнейшей деятельности с целью выявления плюсов и минусов в своей работе и устранения недостатков.
Использованная литература:
1.Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012