Урок экономики на тему Богатство, источники богатства, природные богатства (3 класс)


МАОУ «Гимназия №2» г. Перми.
УРОК ЭКОНОМИКИ В 3 КЛАССЕ
Тема: Богатство, источники богатства, природные богатства.
Вид урока: интегрированный (экономика, природоведение)
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию у учащихся понятий богатство, источники богатства: природные богатства (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.);
Планируемые результаты (задачи):
предметные
- формировать у учащихся представление об особенностях богатства, его видах.
метапредметные
- умения используя информационные источники (работа айпадами, интернетом, справочной литературой) самостоятельно классифицировать богатства, распределять их видам; находить дополнительную информацию о них и презентовать материал в публичном выступлении; общении, через жизненный опыт ученика; умения группировать, анализировать, обобщать.
личностные - создать условия для понимания учащимися необходимости бережного отношения к богатству, так как природные богатства являются исчерпаемы, важности рационального использования всех видов богатств.
Основные понятия:
Богатство - обилие материальных и духовных ценностей; природные ресурсы (или «дары природы»), что существует без человеческого вмешательства; это труд людей, направленный на создание товаров и услуг, развитие таланта, получение образования;
Виды богатств: духовное богатство, материальное богатство, природные богатства, трудовое богатство.
Оборудование: ПК, презентация, на доске иллюстрации, карточки, сундучки (предметы по видам богатства) SMART Table, интерактивная доска SMART, айпады (для получения дополнительной справочной литературы)
Раздаточный материал: карточки, опорный конспект.
Задачи:
приобретение знаний, необходимых для целостного, развития личности учащихся;
развитие способностей, опыта творческой деятельности; развитие навыков рациональной организации труда.
воспитание в детях понимания, что богатство – это результат большого труда; воспитание доброго отношения друг к другу и ко всему окружающему.
Ход урока:
1.Организационный компонент:
Добрый день, все готовы к уроку?
Тихо сели.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения
У:- Тему нашего сегодняшнего урока, подскажет вам стихотворение.
Будьте внимательны:
Говорит сестра мальчишке,
У меня в портфеле книжки,
Дома в ящике стола-
Есть игрушки у меня.
Есть компьютер и смартфон.
Есть айпад, магнитофон.
Говорит сестрёнка братцу
Велико твоё….. (богатство).
У: - Так какова тема нашего урока?
У: - Как вы понимаете значение этого слова. (Ответы детей)
У: - Как вы думаете, на какие вопросы, мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке?
( Коллективное составление плана) (ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА)
У: - Помогать нам в этом будет опорный лист – конспект, который лежит на столе у каждой группы. В течение урока, все основные мысли нами будут зафиксированы на этом листке.
У: - Начнём по порядку (План)
У: - Что поможет нам найти более конкретное объяснение этого понятия? (Словарь, эл. Книга, айпады- электронные словари)
3. Постановка проблемы:
У:- Давайте попробуем.
На доске разместить слово - богатство. (И,Д)ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ НА МНОГООБРАЗИЕ ФОРМУЛИРОВОК, ЭТОГО СЛОВА!!!
- Во всех этих формулировках, скрывается ответ на следующий вопрос.
(Виды богатств)
-Кто заметил – выйдите отметьте. (Подчёркиваем в определениях на И,Д,)
Вывод: С точки зрения экономики богатства делятся на следующие виды…
Виды появляются.
С правой стороны доски: природные
С левой стороны доски: Материальные, духовные, труд.
В два столбика.
- Кто из вас догадался, почему я их так сгруппировала?
Ответ детей: Одни богатства – природные, другие – созданные трудом человека.
- Как вы думаете, какая из этих групп в большем внимании со стороны человека. (Природные)
- Почему? (Они исчерпаемы)
4.Воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
- Перед вами сундук с богатствами.
У:- Давайте попробуем распределить богатства на группы, у каждой группы свой вид богатства, обозначен на обратной стороне карточки.
-Ваша задача, найти предмет, который соответствует вашей группе богатств и совещаясь определить, что является источником данного богатства.
У одной группы нет сундучка, ученикам предлагается поработать на SMART Table.
1 группа – деньги, золото,
Вывод: Богатство – материальные ценности.
-что является источником материальных ценностей?
2 группа - музыка, книги, картины.
Вывод: Богатство – обилие духовных ценностей.
-что является источником духовных ценностей?
3 группа – растения, животные, грибы, мхи, полезные ископаемые, солнце, ветер.
Вывод: Богатство – это природные ресурсы (или «дары природы»), что существует без человеческого вмешательства.
-что является источником природных ценностей?
4 группа:
Трудоспособное население.
Вывод: Богатство – это труд людей, направленный на создание товаров и услуг, развитие таланта, получение образования и т. п.
-что является источником трудовых ценностей?
У: - Сформулируйте вывод, что может является богатством. (Ответы детей)
Вывод: Богатство – обилие материальных и духовных ценностей.
3.Применение полученных знаний на практике.
У: - Как вы думаете, богата ли наша малая Родина?
У: - А чем богата? (Ответы учеников)
Послушайте дети, как умело обобщил все Ваши предположения пермский поэт Александр Поносов в своём стихотворение о Пермском крае:
Ученик читает стихотворение.
Край Пермский. Великая Парма...
Край рек и уральской тайги.
Тобою заслуженна слава,
На жизни тернистом пути.
Трудом и природным богатством,
Прославился ты навсегда.
И душ, человеческим братством,
Что было и будет всегда.
У: - О каких богатствах нашего края идёт речь в этом стихотворении?
У: - Как вы понимаете стоку: И душ, человеческим братством.
У:- Что для вас является человеческое братство?
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОЛНОТУ ОТВЕТА по стих.
(И душ, человеческим братством…)
У: - А теперь вашему вниманию, предлагаю внимательно посмотреть фильм.
У: - Благодаря фильму, определите о каких богатствах Пермского края пойдёт речь, и как труд человека связан с этими богатствами.
Фильм 3 минуты о Пермском крае.
После фильма обсуждение - время на обсуждение 1 минута.
У:- О каких богатствах Пермского края шла речь?
У: - Влияет ли, труд человека на богатства Пермского края?
Вывод: Источниками богатства в первую очередь является труд и природа.
5.Физическая минутка
По родному краю дружно мы шагаем
Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр и направо и налево,
В ходим в лес – полно чудес,
Белка с ветки на ветку скок
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух.
Отдохнуть мы все успели
И за парты тихо сели.
У: - Чем уникален наш край? Вспомните проект нашей Гимназии «Семь чудес Пермского края»
-Кунгурская ледяная пещера, архитектурно-этнографический музей-заповедник «Хохловка», Усьвинские столбы, Помянный камень и камень Ветлан (камни реки Вишера) Свято – Николаевский мужской монастырь, дом Мешкова, Соликамский , Троицкий собор.
-К какому типу богатства, можно всё это отнести? (Духовное богатство)
(Культурное и духовное богатства связаны между собой)
Решение экономической задачи.
Площадь Пермского края составляет 160236км2 , леса составляют шестую часть всей площади. Найди, сколько километров составляют оставшиеся природные богатства Пермского края?
У: О каких природных богатствах Пермского края нас спрашивают?
(Реки, озёра, поля, горы…)
У: Какую роль в жизни человека играют природные богатства?
У: Как узнать, площадь оставшуюся площадь?
1)160236 : 6 =26706 (км2 )- составляют леса
2) 160236 – 26706 = 133530 (км2)
Самопроверка: Назовите получившийся у вас ответ.
6. Закрепление изученного материала.
- Вы готовы продолжить работу?
-Я предлагаю вам вновь поработать в группах.
-Сейчас вашему вниманию на слайде интерактивной доски, будет предложено задание:
-Найдите картинку, на которой изображены источники богатств.
Я вам даю 1 минуту на обсуждение. После чего прокомментируйте своё решение. Слайд на интерактивной доске.
Ученики, по очереди из каждой группы, выделяют картинку и обосновывают свой ответ.
В итоге появляется изречение:
Нет большего богатства для человека, чем его…. ?
- Почему вместо последнего слова стоит знак ?
-А для вас, что является богатством?
Как вы думаете, почему так говорят.
Дети: Наши знания являются богатством.
7. Рефлексия учебной деятельности.
У: - В течение урока, все основные мысли нами зафиксированы в опорном – конспекте, используя эти материалы, давайте подведём итог урока.
(Ответы учащихся каждой группы)
У: - Сейчас, я предлагаю вам составить синквейн.
Вспомним правило написания синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Ученики составляют синквейн – 2 мин.
Зачитываются ответы учащихся.
8.Оценивание учащихся.
- А насколько, вы обогатились знаниями на сегодняшнем уроке?
Оцените свою работу, для этого на своих листочках уровень понимания нового материала.
- Командиры групп покажите результат. Результат вывешивается на доску.
Вывод: Молодцы, ребята. Я вижу, что все группы поработали сегодня плодотворно. Каждый из вас действительно обогатился новыми знаниями.
А если у кого - то из вас что – то не получилось, не унывайте. На следующем уроке экономике, мы продолжим своё путешествие по теме богатство.
1 группа




9.Домашнее задание
1)Подготовьте сообщение на тему: богатства Пермского края.
2)Составьте экономическую задачу, используя данные о богатствах нашего края.
Опорный лист - конспект
Тема урока:________________________________________________________
__________________________________________________________________
Виды богатства:____________________________________________________
Источники богатства:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите источники богатства Пермского края:__________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение экономической задачи:
Площадь Пермского края составляет 160236км2 , леса составляют шестую часть всей площади. Найди, сколько километров составляют оставшиеся природные богатства Пермского края?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синквейн:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________