Методическая разработка Единого классного часа Моя будущая профессия


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Веневский центр образования № 2»
Методическая разработка
Единого классного часа
«Моя будущая профессия»


Мероприятие подготовили и провели
классные руководители 7 Г и 9 Г классов
МОУ «ВЦО №2»
Ермакова Елена Валерьевна и
Исаковская Марина Викторовна
Венев, 2016
КЛАССНЫЙ ЧАС «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Цели: формирование способности к обобщенному способу анализа профессии, установки на самопознание и самооценку своих возможностей при выборе профессии, умений и навыков оценивать себя и соотносить данные самооценки с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к специалистам, расширение знаний о мире профессионального труда.
Форма проведения: час общения.
Оформление:
Мультимедийная презентация (приложение №1).
Раздаточный материал для групповой работы (приложение №2).
Ход классного часа
Учитель 1: Дорогие ребята! Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 50 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы служить ей и приносить пользу людям и обществу?!
Учитель 2: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? 
Учитель 1: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Учитель 2: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Учитель 1: Что же такое профессия? На слайде вы видите четыре слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как вы объясните различие между словами?
(Выслушать ответы учащихся и сравнить с данными определениями.)
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это должность, занимаемое человеком в организации.
Примеры: строитель – штукатур – 2 разряд – рабочий.
Учитель 2: Для того чтобы наш серьезный разговор прошел в полном взаимопонимании, хотелось бы предложить вам вопросы с элементами юмора. Итак, назовите профессии:
•Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
•Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
•Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
•Самая волосатая (парикмахер...)
•Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
•Самая смешная (клоун, пародист...)
•Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
•Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Учитель 1: Об этих профессиях вы наверняка уже слышали. Однако существуют такие редкие профессии, о которых, я думаю, вы даже и не подозреваете.Учитель 2: В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В Антарктиде рядом с аэродромами, где летают самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на лапы. Учитель 1: В штатном расписании транспортной службы есть должность «усотёра». Человек, занимающий ее, обязан стирать пририсованные усы с лиц, изображенных на плакатах и рекламных объявлениях. Работы хватает: специалист занят полную рабочую неделю, по 8 часов в день.  Учитель 2: Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер – дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Учитель 1: Еще одна редкая профессия – постижёр. Постижёр - это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре постижёры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
Учитель 2: А сейчас давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию и что важно учитывать при этом.
Формула выбора профессии
«ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО»
Интерес – побуждение познавательного характера
Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности
Состояние здоровья
Личные качества Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности
Учитель 1: Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо учесть три момента.
Во-первых, каковы ваши интересы и склонности (коротко назовем это «хочу»); хочу - это все, что вам нравится, к чему лежит душа. Во-вторых, каковы ваши профессиональные качества: здоровье, квалификация, способности (это ваше «могу»); могу – это все, что мне по силам, по способностям. В-третьих, какие профессии пользуются спросом у работодателей (иначе говоря, каково сегодня «надо»); надо – это все, что нужно для общества, страны.
Учитель 2: Если вы сумеете совместить «хочу», «могу», «надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Осознанный выбор – это выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии в данный момент (надо).
Учитель 1: От своих родителей ребенок может унаследовать особенности поведения, склонности, способности. Часто бывает так, что дочь или сын выбирает (наследует) ту же профессию, что и его отец или мать (а иногда и более старшие родственники), потому что она ему нравится и подходит больше всех остальных. Таким образом, складываются профессиональные династии — рабочих, учителей, инженеров, композиторов, врачей, писателей, бизнесменов, политиков, спортсменов, военных. А вы знакомы с такими?
(Учащиеся называют знаменитые профессиональные династии.)
Учитель 2: Интересно, а передается ли профессия по наследству? Об этом вам расскажет наша гостья, представитель учительской династии Исаковская Людмила Васильевна.
Выступление гостьи мероприятия Исаковской Л.В.
Учитель 1: Итак, мы попытались разобраться с выбором профессии, с важными правилами, на которые нужно ориентироваться при выборе, с ситуацией на современном рынке труда. В заключение давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
Учитель 2: Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку; б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

КЛАССНЫЙ ЧАС « МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ »
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...Учитель 1: Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Учитель 2: Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего пять баллов, думал о бухучёте, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Учитель 1: Пришло время подвести итог нашему разговору. Предлагаю вам поработать в группах и продолжить фразы, записанные на карточках:
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это …
(Групповая работа с раздаточным материалом.)
Учитель 2: Вы всё правильно написали, а теперь давайте сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.
Учитель 1: Закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте.
(Подготовленный ученик читает стихотворение.)
Тропинка
Тысячи тропок готовит судьба,Сотни загадок в запасе хранит.Какой она будет – тропинка твоя - Это тебе доказать предстоит.Будешь ли ты водить кораблиИли секреты веков узнавать,Построишь ли мост от Луны до Земли,Может, ты станешь железо ковать.Вырастешь клоуном – самым смешным –И улыбками мир расцветет.Клоуны тоже на свете нужны –Они отправляют души в полет.Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь.Человеком старайся пройти по тропе,Поверь в свои силы, в победу поверь.
Литература (по материалам сети Интернет):
http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
http://www.uchmet.ru/library/material/138279/
http://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy