Разработка классного часа на тему Моя будущая профессия


Классный час
"Моя будущая профессия"
Селиванова Ольга Сергеевна, учитель математики
МОУ «Маломаякская школа» г. Алушта
Разделы: Классное руководство
Цель мероприятия: знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в вузы и выбору профиля обучения.
Эпиграф:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»Константин Дмитриевич Ушинский
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»Сенека
Ход мероприятия
Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!
Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? 
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.
Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
профессия должна быть интересной,
профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.
Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.
Формула выбора профессии
«ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО»
Интерес – побуждение познавательного характера
Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности
Состояние здоровья
Личные качества Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности
Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.
 Профессия — это:
деятельность, направленная на пользу общества,
деятельность, требующая профессионального обучения,
деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Выбрать профессию — это очень важный шаг. От этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь. Выбрать профессию — это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни. Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Об этом и на только мы поговорим сегодня…
Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы. Различают 5 типов профессий.
1. Человек-природа. Этот профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. И, конечно, они хорошо знают животный и растительный мир, почву, воздушную среду — природу. Какие профессии можно отнести в эту группу?
2. Человек-техника. Это профессии, которые используют технические устройства. Какие это профессии?…3. Человек-человек. Это профессии, которые взаимодействуют с другими людьми. Какие это профессии?…4. Человек — знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Какие профессии относятся к этому типу?
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие фантазии, художественного таланта. Какие профессии относятся к этому типу?
Игра «А знаете ли вы…». Объясните в чём заключается деятельность данных профессий:
программисты
инженер – технолог
бухгалтер
дизайнер
менеджер по продажам
менеджер по рекламе
менеджер офиса
юрист
логистик
Игра «Самая-самая…..». Назовите профессии, которые подходят к номинациям
•Самая зеленая ….(садовод, лесник, цветовод-декоратор …)
•Самая сладкая ……(кондитер, продавец в кондитерском отделе …)
•Самая денежная …… (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)
•Самая детская……. (воспитатель, педиатр, учитель…)
•Самая смешная……. (клоун, пародист…)
•Самая общительная …….(журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
•Самая серьезная ………(сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)
Игра «Отгадай профессию по описанию?»
К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
«Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Игра "Закончить предложения"
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это…
(Записали, зачитали).
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.В. Надо - потребности рынка труда.4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
Тест. Коммуникативные способности. (да «+», нет « - »)
Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?
Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.
Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?
Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?
Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?
Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?
Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным , когда приходится говорить что либо большой группе людей?
Верно ли, что у вас много друзей?
Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?
Обработка результатов:Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента; Х – количество совпадающих ответов с ключом, 20- максимально возможное число совпадений
Ключ к определению коммуникативных способностей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
+ - + - - - + - + - + - + - + - + - + -
Шкала оценок коммуникативных способностей.
Коэффициент Оценка Уровень проявления коммуникативных способностей.
0,10 – 0,45 1 Низкий
0,46 – 0, 55 2 Ниже среднего
0,56 – 0, 65 3 Средний
0, 66 – 0, 75 4 Высокий
0, 76 – 1,00 5 Очень высокий
Интерпретация результатовОценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются , чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию. 
Учитель. В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем кто выбирает профессию сегодня.
Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.
А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте.
«Тропинка» 
Саматова Л.С.Тысячи тропок готовит судьба,Сотни загадок в запасе хранит.Какой она будет – тропинка твояЭто тебе доказать предстоит.Будешь ли ты водить корабли,Или секреты веков узнавать,Построишь ли мост от Луны до ЗемлиМожет, ты станешь железо ковать.Вырастешь клоуном – самым смешным –И улыбками мир расцветет.Клоуны тоже на свете нужны –Они отправляют наши души в полет.Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь.Человеком старайся пройти по тропеПоверь в свои силы, в победу поверь.
Литература:
по материалам Интернет
http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
http://www.uchmet.ru/library/material/138279/
http://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy
Приложение №1 - презентация