Внеклассное мероприятие по биологии для 5-6 классов Путешествие в мир растений


Тема внеклассного мероприятия: «Путешествие в мир растений»
Описание материала: В данной разработке представлен сценарий проведения внеклассного мероприятия по биологии в форме игры по теме «Путешествие в мир растений». Это мероприятие направлено на обобщение, систематизацию и закрепление знаний о растительном мире, полученных на уроках биологии. Материал предназначен для обучающихся 5, 6 классов.
Цель: продолжить формирование представлений о многообразии растительного мира.
Задачи:
Образовательные: повторить полученные знания о растениях; научить применять их в практической деятельности; проверить степень усвоения дисциплины «Биология».
Развивающие: развитие творческой активности; дальнейшее формирование способности логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, выделять главную мысль, работать с различными источниками информации.
Воспитательные: воспитать интерес к биологии, любознательность, чувство бережного отношения к природе; показать тесную связь теоретических знаний с практикой.
Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация – «Путешествие в мир растений», гербарный материал, черный ящик с биологическими объектами, каталоги, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
Класс делится на заранее сформированные группы (10-11 человек). Каждая команда занимает своё рабочее место. Учитель приветствует ребят. Мероприятие начинается.
Вводное слово учителя.
Здравствуйте ребята и гости нашего сегодняшнего урока. Наш урок мы проведем в виде игры, которая называется «Путешествие в мир растений» (слайд 1). Игра проводится в рамках недели биологии и химии, и посвящена одной из самых удивительных и загадочных наук во всем мире – биологии. И, действительно, если оглянуться, что может быть таинственнее и загадочнее жизни тех живых организмов, которые нас окружают.
Посмотрите, как разнообразен окружающий нас мир! Эти таинственные растения, удивительные животные дают нам жизнь, а, самое главное, всей планете в целом.
И на сегодняшнем уроке мы с вами окунемся в загадочный мир растений, которые заставляют трепетать сердца поэтов, музыкантов и не оставляют равнодушным даже обычного человека.
1 станция - «Разминка».Вопросы 1 команде
1. Какое растение называют царица цветов? (Роза) 
2. Из семян какого растения получают пшенную крупу? (Просо) 
3. Какое растение – называют “дитя солнца” (Подсолнух) 
4. Из семян какого растения получают перловую крупу? (Ячмень)  
5. Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники) 
6. Какое злаковое растение любят лошади? (Овес)8. За ботву, как за веревку, можно вытянуть … (Морковку) 
9. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (Картошка) 
10. Какое огородное растение, носит название главного героя кукольного театра? (Петрушка). 
11. Какой корнеплод необходим для приготовления драников?
(Картофель)
12. Какой овощ бывает и сладким, и горьким?
(Перец.)
13. Овощной символ Хеллоуина - это... Что?
(Тыква.)
 14. Сколько семян в плоде абрикоса?
(Одно)
 15. У какого овоща есть сорт Бычье сердце?
(Томат.)
 16. Как мы называем фрукт, который французы называют оранж?
(Апельсин.)
 17. Назовите десертный сорт груш, давший название сорту конфет?
(Дюшес)
 18. С каким тропическим фруктом рифмуется танец танго?
(Манго.)
 19. Русское название какого овоща подрабатывает английским глаголом, призывающим смотреть?
(Лук - Look.)
Вопросы второй команде:  1. Из семян какого растения получают манную крупу? (Пшеница) 
2. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев) 
3. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)
4. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставит … (Лук). 
5. Какое растение сеяли мужик и медведь. Мужик взял корешки, а медведь - вершки? (Репу). 
6. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”? (Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен). 
7. Семена какого растения используют для приготовления шоколада? (Какао.)
8. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно – «поземка», у немцев – «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)
9. Экзотический мохнатый зеленый сладко-кислый фрукт. (Киви.)
10. Слово «капут» в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)
 11. Каким овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не заболели?
 (Чесноком.)
 12. Какой овощ рифмуется с «любовью»?
(Морковь - любовь.)
13. Что важней всех овощей для винегретов и борщей?
(Свёкла.)
 14. Что за овощ: сам зелёный, а кожу отбеливает?
 (Огурец.)
15. Плоды какого овоща называют корнишонами?
(Огурца. Плоды огурца - зеленцы - узкоплодных сортов длиной 5-9 см.)
 16. Самая овощная сказка в мировой литературе - это...
(«Приключения Чиполлино», Джанни Родари.)
17. С фруктами или овощами пекут пирог под названием шарлотка?
(С фруктов)
18. Водное растение, считающееся священным в Индии и Китае? (Лотос.)
19.Этот овощ впервые в 18 веке завес из Европы Петр 1? (Картофель)
2 станция - «Во саду ли, в огороде!»
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Что это за ёлочки,
Нет на них иголочек?
Что за красные шары,
Но не видно мишуры?
Так красиво вдоль забора
Летом спеют... (Помидоры) (слайд № 13)
2.На июньской грядке
Всё у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют... (Огурцы) (слайд № 14)
3.Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный... (Кабачок) (слайд № 15)
4.С королевой овощей
Подружитесь поскорей!
На столе не будет пусто,
Если вырастишь... (Капусту) (слайд № 16)
5. Ты всё лето зеленеешь,
Спрятав ягоды в земле,
Ближе к осени созреешь -
Сразу праздник на столе!
Суп и щи, пюре, окрошка,
Нам везде нужна... (Картошка) (слайд № 17)
6. Если красный твой стручок -
Горький, злой ты старичок!
Если ты зелёный малый,
Твоя горечь убежала,
Ты гордишься сочным тельцем,
То зовешься сладким... (Перцем) (слайд № 18)
7. Круглый бок, жёлтый бок,Сидит в грядке колобок.Врос в землю крепко.Что же это? (Репа) (слайд № 19)
8. Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет...
Без тебя уж не обед!
Ты во всем нам помогла,
А зовут тебя... (Свёкла) (слайд № 20)
9. От простуды нас избавил,
Витаминов нам добавил
И от гриппа он помог,
Горький доктор наш... (Чеснок) (слайд № 21)
10. Есть на каждом огороде,
Ведь любимец он в народе!
Всех избавит от недуг,
Чуть поплачешь. Это... (Лук) (слайд № 22)
11. Кто, покинув огород,Возит сказочный народ?Да, совсем привыклаБыть каретой … (Тыква) (слайд № 23)
12. Спит на грядке под листом,
Да ещё храпит притом.
Видит пятый сладкий сон
Лежебока -...(Патиссон) (слайд № 24)
13. Раскудрявая коса
И блестит на ней роса!
Чья коса лежит на грядке?
Где оранжевые пятки?
В землю спрятала плутовка,
Витаминная... (Морковка) (слайд № 25)
14. Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он французский граф Де Жан
А по-русски - ... (Баклажан) (слайд № 26)
15. Щёки розовые, нос белый,В темноте сижу день целый.А рубашка зелена,Вся на солнышке она. (Редиска) (слайд № 27)
16. Щёлк! Стручок раскрылся!
Ох! И рассыпался... (Горох) (слайд № 28)
Загадки о цветах:
Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,Из кисти белоснежной.       (Ландыш)
Вертится Антошка.
На одной ножке: Где солнце встанет,Туда он и глянет…    (Подсолнух)
Из-под снега расцветает,Раньше всех весну встречает.  (Подснежник)

Строга и зла красавица,Когда к ней прикасаешься.   (Роза)

На воде увидел ты белые цветы.
Эти жители реки на ночь прячут лепестки. (Водяная лилия)


Я - травянистое растение.
С цветком сиреневого цвета.Но переставьте ударение,И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
То фиолетовый, то голубой,Он на опушке встречался с тобой.Названье ему очень звонкое дали,Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчики)
Колосится в поле рожь.Там, во ржи, цветок найдешь.Ярко-синий и пушистый,Только жаль, что не душистый. (Василек)
Там на грядке яркий шарик днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан)
Шел я лугом по тропинке,Видел солнце на травинке.Но совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашка)
11. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь – дорожку до зори освещают фонари.
На больших столбах подрят лампы белые висят. (Ландыш)
12. Белям шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок – и остался стебелек. (Одуванчик)
13. Не огонь – а жжется, в руки не дается.
Выросла под ивой. Звать ее … (Крапива)
14. Стоит он задумчивый
В желтом венце
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнечник)
15. Голова на ножке,
В голове горошки. (Мак)
16. Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать …
Тут легко со счета сбиться. (Тысячелистник)
Загадки про фрукты и ягоды
Золотистый южный фрукт.Персик - его лучший друг.Только тот крупнееИ на зуб твердее.  (Абрикос) (слайд № 27)
Яркий, сладкий, налитой,Весь в обложке золотой.Не с конфетной фабрики -Из далёкой Африки. (Апельсин) (слайд № 28)
Само с кулачок,
Красный бочок, Потрогаешь - гладко,
Откусишь - сладко. (Яблоко) (слайд № 29)
Что за плод - шкатулочка с секретом!Семена - стекляшки на вид,все прозрачные, все розового цвета, потрясешь, как странно, не звенит. (Гранат) (слайд № 30)
Бусы красные висятИз кустов на нас глядят,Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) (слайд № 31)
Вкус у ягоды хорош,Но сорви её поди-ка:Куст в колючках, будто ёж -Вот и назван?.. (Ежевика) (слайд № 32)
Низок, да колюч, Сладок да пахуч,Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник) (слайд № 33)
На сучках висят шары -Посинели от жары.Синий мундир,Тёплая подкладка,А в середине сладко. (Сливы) (слайд № 34)
Мала, как мышь,Красна, как кровь,Вкусна, как мед. (Вишня) (слайд № 35)
Я капелька лета на тоненькой ножке,Плетут для меня кузовки и лукошки.Кто любит меня, тот и рад поклониться.А имя дала мне родная землица. (Земляника) (слайд № 36)
Под листом на каждой веткеСидят маленькие детки.Тот, кто деток соберёт,Руки вымажет и рот. (Черника) (слайд № 37)
И красна, и кисла На болоте росла.(Клюква) (слайд № 38)
Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина) (слайд № 39)
Он почти как апельсин,С толстой кожей, сочный,Недостаток лишь один -Кислый очень, очень. (Лимон) (слайд № 40)
Ну а это угадатьОчень даже просто:Апельсин, ни дать, ни взять,Только меньше ростом. (Мандарин) (слайд № 41)
И еще один я знаюУдивительнейший фрукт,Апельсин напоминает,Называется - ... (Грейпфрут) (слайд № 42)
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий ... (Виноград) (слайд № 43)
Отгадать не очень просто -Вот такой я фруктик знаю -Речь идет не о кокосе,Не о груше, не о сливе, -Птица есть еще такая,Называют так же – … (Киви) (слайд № 44)
Знают этот фрукт детишки,Любят есть его мартышки.Родом он из жарких странВ тропиках растет ... (Банан) (слайд № 45)
В садочке есть плод,Он сладок, как мёд,Румян, как калач,Но не круглый, как мяч, -Он под самой ножкойВытянут немножко. (Груша) (слайд № 46)
3 станция - «Черный ящик»
Нужно отгадать что лежит в ящике. Ответ и будет биологический объект.
Большое разнообразие и доступность «живых» объектов, используемых в игре, делают ее чрезвычайно живой и вызывают огромный интерес ребят.
Вопрос 1.
В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Ими награждают ученых, художников, артистов в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?
Ответ. Это лавр благородный. В настоящее время листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.
Вопрос 2.
Вкусные, сочные, душистые…Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «черном ящике»?
Ответ. Огурец. Его плод – ягода.
Вопрос 3.
В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Это плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение это перекрестноопыляемое (опылители – насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до –30 С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Особенно, зеленые плоды повышают гемоглобин в крови. О каких плодах идет речь?
Ответ. Речь идет о яблоках.
Вопрос 4.
В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную».
Что же за лакомство лежит в ящике?
Ответ. В «черном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.
Вопрос 5.
В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стел и ударов мечей.
Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии.
Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Его называют «лекарство от семи недугов».
Что лежит в «черном ящике»?
Ответ. Луковица.
Вопрос 6.
В черном ящике находится пряный афродозиак, возбуждает аппетит. Во время великих географических открытий являлся валютой торговли товаров. Из-за него происходили войны и распри на морском торговом пути. Богат витаминами А, В1, В2, В6, F, E, PP содержит углеводы, калий, магний, фосфор, железо и цинк. Применяется как приправа для мясных, овощных и рыбных блюдах, а также в соусах, маринадах, салах и для консервирования.
Ответ: Перец горький.
4 станция - «Темная лошадка»Задание. Команда должна определить название растения. Ведущий зачитывает характеристику растения тезами. Всего тез 5. Команда имеет право только на один ответ. За правильный ответ по первой тезе – 10 баллов.За правильный ответ по двум тезам - 9 баллов.За правильный ответ по трем тезам – 8 баллов.За правильный ответ по четырем тезам – 7 баллов.За правильный ответ по пяти тезам – 6 баллов. На обсуждения каждой тезы – не более 20 секунд.Команда имеет право задать любой дополнительный вопрос, относящийся либо к морфолого-биологической характеристике, либо к систематике, в таком случае правильный ответ оценивается в 5 баллов.В случае отсутствия правильного ответа, право ответить получает команда, заявившая об этом. Правильный ответ также оценивается в 5 баллов.Ответ 1. (Капуста белокочанная).1) Содержит немного белка, немного углеводов, но много витаминов, а один из видов этого растения содержит витаминов С и В1 больше, чем лимоны. (10б.)2) Цветки желтые, собраны в соцветие кисть. (9б.)3) Укороченный стебель имеет собственное название - кочерыга. (8б.)4) Побеги у этого растения сочные водозапасающие. (7б.) 5) Люди никогда не используют в пищу плоды этого растения. (6б.)Ответ 2. (Рис).1) В переводе с санскрита название этого растения звучит как “основа питания человека”, пища богов. (10б.)2) Выращивают это растение во всем мире, но больше всего в Юго-Восточной Азии. (9б.)3) Плод – зерновка, который может быть длиннозерный. (8б.)4) Используют в пищу как неочищенное зерно, так и крупу – очищенное зерно. Более ценным является зерно неочищенное. (7б.).5) В основном выращивают на чеках – полях, залитых водой. (6б.)5 станция - «Знание - сила».
Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ с соответствующей цифрой: 1, 2 или 3.
1. Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево?
1. липа 
2. береза 
3. ива 
2. В старину человек искал лекарственные средства почти вслепую, наугад. Одно из поверий гласило: «По форме растение похоже на ту часть тела человека, которую оно лечит». От каких болезней лечили женьшенем? 1. от всех болезней 
2. от заболеваний сердца 
3. от головных болей 
3. Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с 5 до 100. Среди 25000 современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Гете. Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О каком цветке идет речь? 1. орхидея 
2. роза 
3. тюльпан 
4. Часто это растение называют “зеленой коровой”, так как из его семян делают масло, молоко, простоквашу, сыр, а также заменители какао и шоколада. Из плодов этого бобового растения готовят «мясные» блюда. А вы знаете это растение?
1. горох
2. клевер
3. соя
5. Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: “Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов”.
1.Рис
2. Просо
3. Ячмень
6. Почти все злаковые растения - травы. Но и среди них встречаются такие, у которых стебель одревесневает так, что достигает твердости, и благодаря высокому росту эти травы можно принять за деревья, тем более они часто образуют целые рощи особенно на территории Юго-Восточной Азии. Люди этих регионов делают головные уборы из этого злака. А также листья этого злака любит есть панда. Как называется этот злак?
1. Рис
2. Сорго
3.Бамбук
7. Это растение из семейства сосновых, влаголюбивое и на бедных питательными веществами почвах не растёт, хвоинки четырехгранные, живут до пяти-семи лет. Весной на верхушках появляются торчащие вверх ярко-красные женские шишечки. Семена рассеиваются ветром к концу зимы. Его древесина – источник бумаги, кора – применяется при дублении кожи. На Новый год его приносят в дом в качестве украшения.
1. Ель обыкновенная
2. пихта
3. можжевельник
8. Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке. Что это за растение?
1. Вишня
2. Шиповник
3. Облепиха
9. Соколиный Глаз вздрогнул и с опаской огляделся вокруг. Потом опустился на колено, потрогал рукой неприметное растение, выросшее прямо на тропе. “След бледнолицего”. Как по другому называется это растение?
1. Подорожник. 
2. Тысячелистник
3. Бодяк
10. Во второй половине XIX века в Крым впервые привезли “золотые яблоки”. Как мы называем эти “золотые яблоки” сегодня? Итальянцы любят спагетти и соус с добавлением этих овощей. (“Золотые яблоки” (итал.) – помидоры.)
1. огурцы
2. свекла
3.помидоры 
11. Весной пчелы с трудом разыскивают себе пропитание – цветов еще мало. И вот тут-то и выручает их это растение: оно еще неплохой медонос. Во всяком случае, пчелы охотно летят к нему:
1. мать-и-мачеха.
2. клевер
3. береза
 
12. Сортом какого из этих фруктов является нектарин?
а) Персик;                                 б) Яблоко;
в) Апельсин;                              г) Гранат.
 13.  Это растение – одно из самых красивых. Его еще называют лотосом севера. Много легенд и поэтических произведений посвящено ему. Свое наученное название – нимфея – оно получило в честь мифологических нимф: по месту обитанию в воде и за красоту своих цветов.
1. мох
2. кувшинка
3. купена
14. Как называется самодеятельное шуточно-юмористическое представление?
а) Арбузник;                             б) Капустник;
в) Морковник;                          г) Лимонник.
 
15. Какую приправу можно приготовить из самого главного врага Чиполлино?
а) Кетчуп;                                б) Горчицу;
в) Майонез;                               г) Уксус.
(Ведь это был синьор Помидор.)
 
16. Чем, согласно преданию, подавился первый мужчина?
а) Яблоком;                              б) Сливой;
в) Вишней;                                 г) Грушей.
(Потому-то мужской кадык называют «Адамовым яблоком».
17. С этим растением владельцы садово-огородных участков обычно ведут упорную борьбу. Считая его сорняком, они стараются извести это растение навсегда, выдрав его с корнем. Однако справиться с поставленной задачей мало кому удается. Второе название – репейник.
1. бодяк
2. череда
3. лопух.
18. Что растёт на грядке?
а) Салат;                                        б) Винегрет;
в) Компот;                                      г) Мюсли.
 
19. Какой овощ употребляют в пищу только в сыром виде?
а) Репа;                                           б) Кабачок;
в) Редис;                                        г) Картофель.
 
20. Сорт какого из этих овощей называется цукини?
а) Капуста;                                     б) Огурец;
в) Помидор;                                   г) Кабачок.
 
6 станция - «Легенды о цветах»
На столах разбросаны буквы. Кто первым соберет из них названия цветов, тот получает 5 баллов. Для этого вам необходимо прочитать легенду об этом цветке и выложить на столе его название и назвать цветок.
1 Задание 1 команде: У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.Родители юноши в свое время обратились к оракулу Тиресею. Прорицатель сказал, что ………. проживет до старости, если не увидит своего лица. ………… вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит …………. взаимностью та, которую он полюбит". (Ответ: Нарцисс)
2 Задание 1 команде: Древнегреческий миф рассказывает о происхождении этого цветка. Однажды богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные ___________, напоминающие цветом невинно пролитую кровь..Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых _________, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу ___________ и носили ее как талисман.В Англии и Германии долгое время ____________ считали символом любви и чистоты. Именно немцы дали цветку название __________ - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык. (Ответ: Гвоздика)
1 Задание 2 команде: Как гласит легенда, ………. выросли из мечей плененных римлянами воинов-фракийцев...Шла война между римлянами и фракийцами и победа досталась римлянам. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Тоска по родине, боль о потерянной свободе, унижение от положения рабов, связала двух юношей-пленников Севта и Тереса крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил верных друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду - возвращение на родину. Ради свободы они должны были отдать свою жизнь. На ратное зрелище сошлись множество любопытных граждан. Когда затрубили трубы, призывая отважных к битве, то отказавшись драться на потеху римлянам, Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями, готовые принять смерть. Толпа возмущенно загудела. Трубы прозвучали вновь, требуя поединка, но воины не удовлетворили ожидания кровожадных римлян. Их предали смерти. Как только тела поверженных коснулись земли, их мечи пустили корни и расцвели, превратившись в высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов их назвали ……... И до сих пор они являются символом дружбы, верности, благородства и памяти. (Ответ: Гладиолус)
2 Задание 2 команде: В Японии, на родине____________, ее изображение входит в национальный герб, она является символом солнца. Орден _________ - высшая награда этой страны.Не менее почитаем этот цветок и в Китае, который тоже считается родиной __________. Здесь он олицетворяет верность.Легенда же гласит, что в седую старину, когда Китаем правил жестокий император, прошел слух, что на неком острове растет __________, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок должен лишь человек с чистым сердцем, иначе растение потеряет чудодейственную силу. На остров отправили 300 юношей и девушек. Только неизвестно, нашли ли они то растение или нет. Никто не вернулся, микадо умер, а молодежь основала на том острове новое государство - Японию.Название цветка, которое происходит от греческих слов «золотой цветок» не случайно, предки ___________ были исключительно желтыми. (Ответ: Хризантема)
7 станция - «Отгадай кроссворд»
1 кроссворд 1 команде «Цветочный кроссворд»
(слайд №5) Ведущий: Впишите по порядку названия цветов, отгадав загадки. Когда вы разгадаете кроссворд, то в столбике по вертикали прочтете название еще одного цветка. (Ромашка).
(слайд №6) Продолжительность конкурса – 5 минут. Конкурс оценивается в 5 баллов.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. На кустах в саду растет – Запах сладкий, словно мед.Но не редко льются слезы,Кто ее руками рвет. (Роза)
2. Розовым, белым, малиново-красным,Я в мае бываю душистым, прекрасным. (Пион).
3. Голова на ножке,В голове горошки. (Мак)
4. Колосится в поле рожь.Там во ржи цветок найдешь.Ярко-синий и пушистый.Только жаль, что не душистый. (Василек).
5. На зеленом шнурочкеБелые звоночки. (Ландыши)
6. Эй, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (Колокольчик)
7. Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка: Был цветок - и нет цветка, (Одуванчик)
2. Кроссворд 2 команде «На грядке» (слайд № 2)
Ведущий: (слайд № 3) 2 команде надо разгадать кроссворд, для этого необходимо разгадать загадки и ответы вписать в соответствующие клетки кроссворда. Продолжительность конкурса – 3 минуты. За правильность разгаданный кроссворда и быстроту команда получает 5 баллов.
347853017106901. «Семьдесят одёжек, а все без застёжек». 2. «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный».3. «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей». 4. «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь». 5. «Без рук, без ног, на забор ползет».6. «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». 7. «Сидит девица в темнице, а коса на улице». 8. «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло».
(слайд № 4) Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз. 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла. По вертикали: 9. Прополка
8 станция - «Полезный клад»
Задание необходимо найти в косметическом каталоге как можно больше растений:
1 команде - найти названия овощей, фруктов и злаков.
2 команде - найти названия цветов и различных трав.
Кто больше из команд нашел тот и больше получает баллов. За одно название 1 балл.
9 станция «Угадай гербарий»
Командам нужно определить растения в гербариях. За правильно выполненное задание и быстроту команда получает 5 баллов.
10 станция - Литературно-музыкальная.
Задание каждой команде. Назовите как можно больше песен, стихотворений или произведений где употребляются слова растений (цветов, деревьев, овощей, трав). Названия или отрывки из композиций называют поочереди.
Подведение итогов мероприятия. Жюри подсчитывает баллы. Награждение команд.