Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности


Слайд 1.
Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Подготовила: Мазко Е.Е., учитель физики МБОУ «Орловская школа-детский сад» Раздольненского района, Республики Крым.
Слайд 2.
Каждый ребёнок талантлив.
Нужно только создать условия дляпроявления его способностей, а непреломлять их через призму стандартов.
Образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Значит, каждый ребёнок, как и любой гражданин России, должен владеть целым набором компетенций (пирамида компетенций), если мы действительно хотим остаться на высоких мировых позициях. Этот арсенал самореализации нужен для того, чтобы мы и наши дети могли творить, изменять, делать лучше окружающий нас мир.
Слайд 3.
Введение.
В строительстве данной пирамиды конкретно на уроках физики и вне урока помогает метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Проект создает то, чего нет, он требует иного качества. Для его осуществления необходима идея, совокупность целей и задач, которые необходимо решить в определенный промежуток времени.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе самостоятельного выполнения определенных заданий с практической направленностью с обязательной презентацией результатов. Результат проделанной работы должен быть оформлен тем или иным образом (это может быть газета, проект закона, творческая презентация, сценарий, альбом, книга и др.).
Прежде чем говорить о проектной технологии в преподавании физики, я выяснила условия использования метода проектов в школе на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Что же такое метод проектов?
Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед) понимают работу учащихся для достижения решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Виды проектов:
учебные;
исследовательские;
игровые;
информационные;
внеклассные.
Слайд 4.
Схема работы над проектом.
определения темы работы, цели и задачи исследования;
выдвижение гипотезы: какой результат планируется получить;
определение и выбор теоретических и практических методов изучения к теоретическим относятся: сравнительный анализ литературы, методы активизации мышления (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синтетика, системный анализ проблем);
к практическим методам относятся: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, собеседование, метод ранжирования и рейтинговой оценки, эксперимент);обсуждение и анализ первых результатов, (свести вместе в виде таблиц, диаграмм);
на основе математической статистики формулируются выводы;
определяются дальнейшие пути исследования;
подготовка к защите или презентации проекта, где выделяются такие моменты как наглядность, доступность изложения материала, ораторское искусство, завершенность выступления, умение четко и логично ответить на задаваемые вопросы.
Слайд 5.
Метод проектов в учебной деятельности при изучении физики. Творческие задания мы начинаем предлагать с 7-го класса после подробных комментариев и объяснения системы оценивания.
Школьники пробуют выполнить различные работы:
– составление кроссвордов;
- обобщений и ребусов после изучения темы;
– написание сочинений и сказок по пройденной теме;
– составление задач по образцу;
– иллюстрирование физических процессов и явлений;
– изготовление моделей физических приборов;
– исследование исторических вопросов и создание презентаций к урокам стереометрии;
– выполнение домашних опытов.
Учащиеся приобретают навыки подбора материалов на заданную тему, оформления сообщений и рефератов Внедрение информационных технологий повышает интерес учащихся к физике, развивает творческое мышление. Познакомившись с азами создания компьютерных презентаций, они успешно используют их для подготовки выступлений на уроках. Усилиями школьников создана база иллюстративного материала по нескольким темам курса физики: «Простые механизмы», «Великие физики», «НТП и охрана окружающей среды» и т.д.
Слайд 6 - 7.
Внеклассная работа по физике и метод проектов
Внеклассная работа является мощным дополнительным средством формирования интереса к предмету, средством расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Разные по тематике, содержанию мероприятия проводятся в тематические недели. Прошли фотовыставки «Физические явления в природе», «В мире техники», «Удивительное рядом».
Ко Дню космонавтики оформлена газета и экспозиция «Этапы освоения космоса».
Во время проведения недели физики состоялось заседание школьного научного общества на котором были защищены проекты от каждого класса: «Оптические иллюзии», «Биофизика», «Звуковые явления», «Черная дыра».
Постоянно обновляется стенд «Готовимся к уроку» с дополнительной информацией к изучаемому на уроках материалу. При подготовке сообщений обращается внимание на содержательную сторону, доступность изложения материала.
Слайд 8-11.
Исследовательские проекты.
Использование методов проектов в исследовательской деятельности позволяет повысить эффективность учебного процесса, дает возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более интересным, ярким, а также позволяет выйти на новый интерактивный уровень обучения. Технологии проектов и исследовательской деятельности демократичны и гуманистичны по своей природе. Применение системы творческих заданий на уроках и во внеурочное время позволяет заложить основы для формирования ключевых (социальных, информационных, коммуникативных) и предметных (способность учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета) компетентностей.
Учащиеся интересуются исследовательской работой. Исследование помогает им вырабатывать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать публикации по теме, отбирать материал, работать со ссылками, планировать и проводить эксперимент, обобщать полученные результаты, делать выводы.
Меняется роль ученика. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения знаний.
Защита работ проводится на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».
Заседание секции физиков проходит плодотворно. Юные исследователи и зрители погружаются в творческий процесс. Темы, заявленные в выступлениях, привлекают внимание: «Автомобиль и экология», «Сердца, отданные науке», «Победим гололедицу», «Решение качественных задач по мотивам мультфильма «Ну, погоди!», «Пища и энергия», «Изучение мыльных пузырей», «О силе трения», «Из истории одного изобретения», «Тайны древних пирамид», «Явление диффузии», «Формула красоты», «Физика фонтанов», «Воздухоплавание». Некоторые работы мы используем при объяснении и закреплении материала, проведении физических викторин и конкурсов.
Учащиеся 8-го класса выполняли проекты по физике «Тепловые двигатели и экология» (Юсупов Джемиль) и «Физика и медицина» (Дурапова Екатерина). Ребятам было предложено продолжить работу над этими темами и принять участие в районной сессии МАН.
Слайд 12.
Заключение
Русский мыслитель Д.И. Писарев в работе «Наша университетская наука» в 1863 г. писал о системе образования того времени: «Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их бесконечных раздоровсоставляет историю умственной жизни каждого гимназиста; мозг ученика — вечное поле сражения». Метод проектов объединяет учителей, учеников и родителей, а главный результат проектной деятельности осознание того, что мир представляет собой не совокупность разрозненных, независимых друг от друга событий, а разнообразные и многочисленные проявления одного целого.
Список литературы
1. Колеченко А.К.. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2001.
2. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. /Под редакцией Н.Ю.Шведовой/ — М., 1990.
3. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. – М., 2003.
4. Школьное планирование /Журнал для школьных администраторов/ — М., 2006, №4.
5. Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проектов /Фестиваль педагогических идей/ — Матвеева Ирина Альбертовна
6. Проектная деятельность как направление личностно-ориентированногообучения /Фестиваль педагогических идей/ - Глухова Светлана Витальевна и др.
Слайд 13.
До новых встреч!