Выпускная квалификационная работа Организация проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Ф.И.ПАНФЕРОВА»
ВОЛГИНА АННА ЮРЬЕВНА
Студентка 5Н группы
Специальность 44.02.01 «Преподавание в начальных классах»
ОРГАНИЗАЦИЯ    ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Вольск 2016

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Психолого-педагогические подходы к организации проектной деятельности в начальной школе
1.1.Сущность и основные подходы к проектной деятельности…………………..6
1.2 . Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии……………………………………………………………………………14
2.2.Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии
2.1 Цели и методика организации экспериментальной работы………………….22
2.2 Методика организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………………………………………..30
2.3 Анализ результатов эксперимента……………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………………..42
Список используемых источников и литературы……………………………… .44
Приложение 1……………………………………………………………………… .47
Приложение 2……………………………………………………………………….48
Приложение 3……………………………………………………………………….50
Приложение 4……………………………………………………………………….51
Приложение 5……………………………………………………………………….54
ВведениеСоциально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. Подготовка к жизни человека, способного мыслить творчески, самостоятельно принимать решение в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, – приоритетное направление в современном образовании. Достичь таких результатов возможно при помощи развивающих технологий, к которым относится метод проектов, который сегодня как в России, так в других зарубежных странах активно и весьма успешно развивается, приобретает все большую популярность, рационально сочетая теоретические знания и их практическое применение,
В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и другие. Сегодня никто не отрицает наличие дидактических достоинств этого весьма распространенного всем во всем мире метода обучения. При этом совершенно очевидно, что он открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои личные способности, наметить будущую профессию деятельность.
Введение метода проектов младшему школьнику предоставляет возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то для себя, сконцентрировать при этом все свои желания, силы, способности и время. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное – активность ученика, его интерес и сознательную самореализацию как главного субъекта учебного процесса. Поэтому метод проектов имеет еще одну важную дидактическую особенность, где деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт и процесс своего развития.
На предмете технология проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации. Главнейшей задачей школы должна быть необходимость давать возможность учащемуся осознавать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомить с методами научной и творческой работы, развивать познавательный интерес, давать возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Однако анализ специальной литературы по проблеме исследования позволил нам выявить ряд сложившихся противоречий между требованиями современной педагогической парадигмы, выдвигающей на первый план идею творческого развития личности, между необходимостью формирования готовности  младших  школьников к проектной деятельности и недостаточной разработанностью научно-обоснованных и практических подходов к решению этой задачи. Выявленные противоречия обозначили выбор актуальной темы исследования: «Организация    проектной деятельности  на уроках технологии в  начальных классах».
Цель исследования – изучить организацию    проектной деятельности  на уроках технологии в  начальных классах и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность данной работы.
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования состоит в следующем: организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии позволит повысить заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи исследования:
Изучить сущность и основные подходы к проектной деятельности
Раскрыть организацию проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
Разработать методику организации проектной деятельности школьников на уроках технологии;
Обобщить и проанализировать результаты эксперимента по проверке разработанной методики организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы педагогического исследования: теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных, графическое представление экспериментальных данных.
Исследования проводились на базе МАОУ «Основной общеобразовательной школы с. Николевка Балаковского района Саратовской области».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.
1. Психолого-педагогические подходы к организации проектной деятельности в начальной школе
1.1.Сущность и основные подходы к проектной деятельности
Раскроем сущность таких понятий, как «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность», которые важно различать. Проект в переводе с английского – «брошенный вперед», это прообраз, план какого-либо объекта, процесса, дела. По мнению Н.Ю. Пахомова, проектирование – это понятие, отражающее сам процесс создания проекта его участниками. Понятие «проектный метод» включает в себя две составляющие – «проект» и «метод». Метод – это способ, путь обучения [22,с.112].
Таким образом, под проектным методом можно понимать способ обучения через организацию проектов. Проектная деятельность, считает В.Д. Симоненко, – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленную на получение заранее прогнозируемого продукта [32]. Но мнению авторов, в большинстве случаев, когда педагоги начальной школы говорят о детских проектах и их организации, уместнее использовать именно последнее понятие – «проектная деятельность» [13,14,20]. Это уместно, потому что основной задачей педагогов начального звена является не обучение детей именно в такой форме (проектной), а включение их в активный процесс, формирование субъектной позиции деятеля. В этом случае проектная деятельность является более актуальной, так как соответствует требованиям нового ФГОС – включение детей в различные виды деятельности.
По мнению Е.Е Зиновьевой, проектная деятельность интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной деятельности [13].
М.Б. Павлова подчёркивает, что при организации проектной деятельности позиция педагога также меняется с позиции руководителя и транслятора знаний на позицию организатора, помощника. Проектная деятельность младших школьников может быть реализована как во внеурочной, так и в урочной деятельности [20].
Анализ теоретической и методической литературы [4,9,21,24,28,31,34] показывает, что данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связан он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом, Дж. Дьюи, а также его учеником, В.Х. Килпатриком. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [23]. Важна проблема, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно решить проблему, применив знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Селевко Г.К. отмечает, что со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [29].
Еще в начале 20 века метод проектов привлек внимание русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.
Чечель И.Д., Пахомова Н.Ю., Джужук И.И, Новикова Т. М. считают, что в основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [37,22,9, 19].
Можно выделить несколько причин все большего распространения метода проектов в системах образования разных стран мира.
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Как видим, причины эти не столько педагогические, сколько социальные. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Среди основных требований к использованию метода проектов Н.Ю. Пахомова выделяет:
1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения.
2) Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов.
3) Самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.
4) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования [22, с.19].
Учебным проектом принято считать совместную обоснованную спланированную и осознанную деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.
С точки зрения А.В. Бычкова, для учащегося учебный проект - это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свой потенциал; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [3].
Чечель И.Д. отмечает, что в основе каждого проекта лежит проблема, от которой можно оттолкнуться, инициируя деятельность.  Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели.[37].
С точки зрения учителя, учебный проект  — это интегративное  дидактическоесредство развития, обучения ивоспитания, которое позволяет  вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования:
проблематизации (рассмотрения проблемного поля и выделения подпроблем, формулирования ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполагания и планирования деятельности;
самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
презентации (самопредъявления) хода своей деятельности и результатов;
умения готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;
практического применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбора, освоения и использования адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения) [37, с.39].
Исследователи (Пахомова Н.Ю., Полат Е.С., Поздеева С. И., Кузнецова Т. В., Семенова Н. А.) выделяют несколько типов проектов, которые различаются по типологическим признакам, определяющим отношение того или иного проекта к определенному типу. Таковыми могут быть:
1) Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная.
2) Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3) Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный).
4) Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5) Количество участников проекта.
6) Продолжительность проекта [21,24,26, 34].
По доминирующей деятельности учащихся Е.С.Полат, С. И.Поздеева, Т.В.Кузнецова различают практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий  проекты, кратко их охарактеризуем.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему [21, с. 20].
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.
Творческий проект  предполагает соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленном этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевые, игровые - в таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться как в начале проекта, так и в конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является игровая [21,с.20].
По характеру контактов, отмечает Г.К. Селевко, проекты могут выступать:- внутренними или региональными (в пределах одной страны);
- международными [29,с.52].
По количеству участников можно выделить проекты:
- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников) [9,с.28].
По продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы) проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проекты средней и значительной продолжительности могут проводиться как во внеурочное время, так и на уроках [21, с 24]. Следует отметить, что выбор тематики проектов может быть различным. Тематика может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся, а также может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются собственные интересы познавательные, творческие и прикладные. В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, метод проектов – это метод поиска, творчества, решения определенных дидактических задач. Для учащихся это способ выразить себя, показать свои знания. При работе с детьми младшего школьного возраста возможность использования различных типов проектов ограничена, что связано с их возрастными особенностями. По признаку доминирующей в проекте деятельности лучше всего использовать творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные проекты; по характеру контактов лучше использовать внутренние проекты; по количеству участников - групповые; по продолжительности проведения - краткосрочные и проекты средней продолжительности. Проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на методе проектирования.

1.2. Организация проектной деятельности младших
школьников на уроках технологииАнализ учебных программ по технологии свидетельствует о широких возможностях использования проектного обучения на уроках технологии. Действительно, тематика курса очень разнообразна. Это позволяет создать достаточно обширную базу тематики выполняемых проектов, предусмотреть значительный перечень объектов труда, которые могут быть изготовлены школьниками в процессе проектной деятельности.
Характеризуя проекты по технологии, можно отметить, что по доминирующему виду деятельности это в основном практико-ориентированные проекты, хотя возможны и другие, например, исследовательские, игровые и т.д.
При организации проектной деятельности школьников по технологии следует соблюдать следующие принципы обучения, т.е. исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации.
Принципы обучения выводятся из закономерностей процесса обучения, научного осмысления наследия прошлого и обобщения передовой практики обучения в современной школе. В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения. Принципы трудового обучения сформулированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований:
- связь теории с практикой в обучении;
- научность в обучении;
- систематичность и последовательность в обучении;
- доступность и посильность труда для учащихся;
- сознательность и творческая активность учащихся в обучении;
- прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыком
- наглядность в обучении;
- воспитывающий характер обучения.
Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Каждый из них раскрывается и реализуется через правила обучения. Последние определяют способы деятельности учителя по применению принципа в конкретных условиях учебного процесса. Далее раскроем вкратце сущность принципов и особенности их реализации на занятиях по технологии.
Связь теории с практикой в обучении требует не только освоение содержания, но и умение применять эти знания на практике. Участие в труде порождает у ребенка потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике учащиеся убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется на уроках для формирования научных понятий и обобщений.
Подготовка школьников к практической деятельности начинается при овладении теоретическими знаниями. Затем она продолжается на практических занятиях, где в условиях опыта школьники под руководством учителя проверяют достоверность полученных знаний, закрепляют и углубляют их и приобретают умения применять эти знания на практике. Завершающей ступенью практической подготовки школьников является участие их в трудовой деятельности. Творческий труд способствует углублению и совершенствованию их знаний и опыта.
Для успешной реализации принципа связи теории с практикой обучения необходимо соблюдать ряд педагогических требований:
При изучении теоретического материала по предмету необходимо сохранять его систему и логику. Практические примеры и иллюстрации подчиняются этой системе и приводятся лишь в тех местах, где это необходимо по ходу изложения. Количество таких примеров не должно быть чрезмерно большим, чтобы не отвлекать внимание учащихся от основного материала. При выполнении же трудовых заданий работа должна проводиться в строгой технологической последовательности.
Все трудовые действия учащихся должны опираться на знания и обосновываться ими. Если работа школьников организуется до изучения ими соответствующего теоретического материала, то краткие сведения об этом материале необходимо дать им во время вводного инструктажа.
Отбор практических заданий должен быть подчинен решению воспитательных задач и повышению уровня теоретической и практической подготовки школьников. В первую очередь необходимо подбирать задания, выполнение которых требует теоретических знаний, научного поиска, способствует развитию самостоятельности и творчества учащихся.
Принцип научности знаний требует, чтобы изучение техники и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся всех классов давались только научно достоверные, проверенные практикой знания. Бурное развитие науки и техники приводит к постоянному расширению объема знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся. Однако возможности усвоения их не беспредельны. Поэтому проводится отбор содержания трудового обучения с учетом задач школы, познавательных и физических возможностей учащихся и времени, отведенного на трудовое обучение. Это содержание находит отражение в программах.
Принцип научности требует, чтобы на занятиях по труду использовались современные рабочие инструменты, измерительная техника, оборудование. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения на практике. В процессе обучения необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными примами ее выполнения и способами самоконтроля за своими действиями их результатами. В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления учащихся с историей изучаемого явления, методами его открытия и внедрения.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается школьниками в порядке, отвечающем логике науки, труда и дидактическому требованию опираться на совокупность ранее освоенных знаний по основам наук. Только систематические знания будут усвоены сознательно и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.
Принцип этот находит отражение в структуре учебных программ и учебных пособий. Материал располагается в системе, которая определяется рядом дидактических требований (цель изучения предмета, его связь с другими предметами, познавательные возможности учащихся и т.д.) и логикой науки. По мере повышения уровня подготовки учащихся дидактическая система все больше приближается к системе науки. Точное следование программе при проведении занятий будут способствовать усвоению школьниками знаний в определенной системе.
В программах по труду расположение материала определяется последовательностью технологических процессов, которые изучают ученики, и принятой системой трудового обучения, Для полной реализации этого принципа учителю необходимо применять различные методы обучения и так организовать учебный процесс, чтобы он вел к систематизации знаний и умений учащихся, образованию и закреплению у них логических связей. При реализации принципа систематичности необходимо учитывать уровни физических и познавательных возможностей учащихся и способствовать развитию их. Это достигается постепенным усложнением работ. Систематизация знаний учащихся достигается обобщающим повторением материала по каждой теме и в конце учебного года. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков должна сочетаться с постепенным усложнением выполняемых учащимися заданий.
Принцип доступности и посильности труда для учащихся требует, чтобы трудовые задания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическому развитию и познавательным возможностям. Учебные задания не должны быть слишком легкими, так как выполнение их без напряжения сил не способствует развитию учащихся. Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся. Необходимо соблюдать правильное чередование учебных и трудовых занятий. Самый простой материал может оказаться недоступным для учащихся, если дать его в большой дозе. Поэтому необходимо правильно распределять материал по урокам. Количество его на последующем уроке может быть несколько большим, чем на предыдущем. Это следует учитывать и при подборе изделий (постепенное усложнение их, добавление не более 1-2 новых операций при изготовлении последующего изделия, проведение кратковременных подготовительных упражнений по каждой новой операции. Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности. Длительная работа вызывает у школьников утомление, приводит к снижению производительности труда.
Принцип сознательности и творческой активности требует так организовывать обучение, чтобы учащиеся могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность в труде, мышление, речь. Реализация принципа сознательности начинается с раскрытия перед учащимися задач трудового обучения и конкретных целей урока. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения материалом, выполнения трудовых заданий. Они учатся самостоятельно планировать работу, определять способы выполнения, контролировать ход и результаты, вносить коррективы.
Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места и труда, приемам творческой деятельности. Особое значение имеет обучение их рационализаторским умениям конструированию. Школьники участвуют в разработке технологической документации, чертежей на изделия и выполняют работу по их изготовлению, в ходе которой овладевают трудовыми умениями навыками. Благодаря такому обучению усвоение школьниками трудовых действий не будет чисто механическим воспроизведением показанных учителем приемов работы. Учащиеся выполняют их с пониманием технологии в целом и отдельных ее элементов, представляют себе образец будущего результата своих действий возможные последствия неверного выполнения их. Наличие образца позволяет им осуществлять самоконтроль и исправлять допущенные ошибки.
Прочность знаний, умений и навыков достигается всем ходом учебного процесса. Одним из условий реализации этого принципа является знание школьниками целей изучения данного материала и выполнения трудовых заданий. Прочное усвоение приемов работы обеспечивается опорой практики учащихся на теоретические знания. и достигается реализацией всех принципов обучения. Большую роль в достижении прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыков играет поддержание у них интереса к работе. Это достигается соответствующим подбором изделий, конструкторских задач для учащихся, включением их в работу по рационализации и творчеству.
Принцип наглядности в обучении требует, чтобы на занятиях учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими изучаемых предметов и трудовых процессов. Чем разностороннее эти восприятия, тем глубже знания школьников. Образы изучаемых предметов могут восприниматься ими при демонстрации учителем различных наглядных пособий. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления. Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но оно представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап — абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которое ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, обобщает его результаты. На занятиях по труду применяются следующие средства обеспечения наглядности:
демонстрация реальных предметов, опыта и трудовых приемов;
показ макетов и моделей, имитирующих натуральные объекты:
показ условных изображений (схемы, чертежи, графики и т.п.)
демонстрация диапозитивов, просмотр кинофильмов и телепередач.
Отбор средств наглядности и пособий ведется с учетом целей занятия. Показ макетов, моделей и условных изображений часто бывает более эффективным, чем показ реальных предметов. Здесь меньше подробностей, поэтому лучше можно рассмотреть основные элементы. Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны изучаемого объекта, не перегружать урок наглядными пособиями, пользовать их в количестве, необходимом для достижения учебной цели. Если на уроке предстоит показать несколько пособий, то демонстрировать их следует по мере надобности, а не все сразу.
Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель — формирование всесторонне развитой личности. Решая задачи образования, обучение вместе с тем оказывает и воспитательное влияние на учащихся. Обучение способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их активности и самостоятельности. Особенно большая роль в общем процессе воспитания учащихся принадлежит трудовому обучению. Оно является не только средством вооружения учащихся практическими умениями и навыками определенного вида труда, но и средством нравственного воспитания, а также оказывает помощь в выборе профессии. Прежде всего, у учащихся вырабатывается положительное отношение к труду, которое выражается в том, они с большой ответственностью и желанием выполняют трудовые задания. Однако воспитание в процессе обучения осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, идейная направленность и эффективность воздействия на учащихся зависят от многих условий: содержания трудового обучения, его организации и методики, условий труда коллектива, в котором трудится ученик, личности учителя и др.
Содержание трудового обучения определяется программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Трудовые задания должны иметь общественно полезную направленность, побуждать школьников к творчеству. Большую воспитательную роль играет строгое выполнение учениками правил безопасности труда, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств коллективе и т.д.
На занятиях применяется как индивидуальная работа учащихся, так и коллективные ее формы, в ходе которых организуется взаимопомощь. Применение этих форм занятий способствует воспитанию у учащихся коллективизма, товарищеской взаимопомощи, ответственности перед коллективом. На уроках технологии школьники часто работают в составе коллективного труда, что дисциплинирует их, развивает чувство ответственности не только за самого себя, но и за своих товарищей. Воспитательное воздействие трудового обучения на учащихся в значительной мере зависит от нравственного облика учителя, его организаторских способностей, отношения к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств.
Таким образом, организация проектной деятельности школьников по технологии предполагает знакомство с технологией выполнения изделий, которое выполняется учеником самостоятельно под руководством учителя в процессе решения определённой социально или личностно значимой проблемы.
2. Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии2.1 Цель и методика организации экспериментальной работыВ ходе исследования мы высказали предположения о том, что организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии позволит повысить их заинтересованность к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения. С целью проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися 4 «А» и 4 «Б» классов по 15 учеников каждый на базе МАОУ Основной общеобразовательной школы с. Николевка Балаковского района Саратовской области.
Цель эксперимента: выявить и обосновать влияние педагогически организованной проектной деятельности школьников на занятиях по технологии на заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения. Для оценивания заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения мы выделили критерии, показатели и уровни оценивания заинтересованности и результативности изучения технологии. Критерии оценивания результативности изучения технологии представляют собой единство когнитивных, деятельностных и личностных составляющих, выраженных в наличии у учащегося следующих характеристик. По когнитивному критерию:
- знание композиционных основ и закономерностей художественного проектирования изделий из различных материалов;
- знание конструктивно-технологических основ обработки изделий из различных материалов;
- знание норм безопасности труда, организации рабочего места при обработке изделий из различных материалов.
По деятельностному критерию:
- умение выбрать композиционное решение проектируемого изделия, выполнить его эскиз и описание внешнего вида;
- умение разработать технологию изготовления проектируемого изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования;
По личностному критерию – сформированность значимых личностных качеств, таких как:
- творческие способности;
- способность к саморазвитию (Приложение 1).
Анализ показателей привел нас к выводу о необходимости выделения высокого, среднего и низкого уровней сформированности результативности изучения технологии (таблица 1).
Таблица 1
Оценка уровня сформированности показателей результативности изучения технологии
Название уровня Характеристика
Высокий Показатель проявляется в значительной степени, на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), а также характеризуется осознанным отношением школьника к соответствующей деятельности и осознанием необходимости самосовершенствования в ней.
Средний Показатель проявляется в достаточной степени, на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), но не всегда характеризуется осознанным отношением школьника к соответствующей деятельности и осознанием необходимости самосовершенствования в ней.
Низкий Показатель проявляется в незначительной степени на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), отношение к соответствующей деятельности и необходимость самосовершенствования в ней абсолютно не осознаны школьником.
Для оценивания уровня результативности изучения технологии по критериям когнитивный, деятельностный и личностный нами были использованы методики Е.Э. Воропаевой, Г.М. Геронимус .
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий и заключительный. Целью констатирующего эксперимента является выявление первоначального уровня результативности изучения технологии школьниками (в обоих классах).Для выявления уровня результативности изучения технологии мы использовали метод тестирования (для оценки показателей когнитивного критерия) – приложение 2, метод анализа работ учащихся и выполнения творческих заданий (для оценки показателей деятельностного критерия); тестирования приложение 5, самооценки и экспертной оценки (для оценки показателей личностного критерия).
В результате мы получили следующие данные (таблица 2.рисунок 2).
Таблица 2
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» на нулевом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 3 2
Средний 9 11
Низкий 3 2

Анализ результатов показывает, уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» в основном средний как и в контрольном, так и в экспериментальном классах.
По показателю: «знание конструктивно-технологических основ обработки» мы получили следующие данные (таблица, рисунок 3).
Таблица 3
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки» на нулевом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 1 3
Средний 12 9
Низкий 2 3
Анализ результатов по показателю: «знание конструктивно-технологических основ обработки» показывает, что большинство учащихся имеютсреднийуровень.
По показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» мы получили следующие данные (таблица 4), (рисунок 4).
Таблица 4
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» на нулевом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 2 3
Средний9 7
Низкий 4 5
Результаты по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» показывают средний уровень знаний.

При оценивании показателей деятельностного критерия получены следующие результаты. По показателю «умение выбрать композиционное решение изделия» мы получили следующие данные (таблица 5), (рисунок 5).
Таблица 5
Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия» на нулевом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 4 5
Средний 9 9
Низкий 2 1

В результате представленных данных можно сделать следующий вывод в контрольной и экспериментальной группах среди учащихся преобладает средний уровень. В результате анализа показателей «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» мы получили следующие данные (таблица 6), (рисунок 6).
Таблица 6
Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» на нулевом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 2 3
Средний 12 11
Низкий 1 1
В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной и экспериментальной группах большинство учащихся имеют средний уровень. Для оценки показателей по личностному критерию мы выделили 2 показателя:
- творческие способности;
- способность к саморазвитию
Результаты экспертной оценки по показателю «творческие способности» показывают следующее (таблица 7), (рисунок 7).
Таблица 7
Результаты оценки по показателю: «творческие способности» на нулевом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 4 3
Средний 10 11
Низкий 1 1

В результате полученных данных можно сделать следующий вывод: в контрольном и экспериментальном классах среди учащихся преобладает средний уровень. Для выявления уровня сформированности результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» был применен метод экспертных оценок.
Результаты представлены ниже (таблица 8), (рисунок 8).Таблица 8
Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» на нулевом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 3 4
Средний 10 10
Низкий 2 1

Результаты экспертных оценок показывают, что способность к саморазвитию в обоих классах находится в основном на среднем уровне. Заинтересованность школьников к изучению технологии на нулевом срезе оценивалась с использованием самооценки, метода экспертных оценок и метода анализа работ учащихся. В результате выявлено, что заинтресованность школьников к изучению технологии и в контрольной и в экспериментальной группах находится на среднем уровне, что видно из таблицы 9 и рисунка 9
Таблица 9
Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии на нулевом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 3 4
Средний 10 10
Низкий 2 1

Таким образом, констатирующий этап подтвердил, что как в контрольном, так и в экспериментальном классах результативность изучения технологии, оцениваемая по предложенным нами критериям, в целом сформированы на среднем уровне. Это позволяет оценивать контрольную и экспериментальную группу как равнозначные по уровню результативности изучения технологии на начальном этапе эксперимента, что подтверждает необходимость проведения формирующего этапа исследования, где в ЭГ была реализована разработанная нами методика организации проектной деятельности школьников на уроках технологии.
2.2. Методика организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии
Разработанная нами методика организации проектной деятельности школьников на уроках технологии состоит в следующем:
Во-первых, согласно календарно-тематическому плану школьникам даётся задание на проектирование. Оно предполагает выбор изделия для изготовления и составления конструкторской и технологической документации, которая будет представлена школьником к защите. Выбор осуществляется из перечня объектов труда, предложенных учителем и представленных в виде банка объектов труда, представленного в таблице 9А
Таблица 9А.
Примерный контрольный лист проекта
Поисково-исследовательский этап
Поиск проблемы Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк тем проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.
Осознание проблемной области Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами).
Учитель выступает в роли консультанта.
Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности. Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности.
Учитель наблюдает, консультирует, советует.
Определение конкретной задачи и ее формулировка Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.
Учитель помогает уточнить формулировки.
Установление основных параметров и ограничений Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.
Учитель делает уточнения.
Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории. Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи.
Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь.
Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания» Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия.
Учитель проверяет, уточняет, советует.
Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив Учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.
Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу.
Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.
Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь.
Выбор материала, построение «звездочки обдумывания» Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.
Учитель консультирует, обобщает.
Выбор инструмента, оборудования Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.
Учитель консультирует, обобщает.
Разработка технологического проекта Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.
Организация рабочего места Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.
Учитель оказывает помощь.
Экономическое и экологическое обоснование Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.
Учитель оказывает помощь, контролирует процесс.
Контроль качества Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта.
Учитель проверяет, уточняет результаты.
Технологический этап
Выполнение технологических операций Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.
Учитель наблюдает, контролируют, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности.
Заключительный этап
Коррекция Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты.
Учитель анализирует, советует.
Контроль, испытание Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание.
Учитель наблюдает, консультирует.
Реклама Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий.
Учитель консультирует, советует.
Оформление Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями.
Учитель консультирует, помогает.
Самооценка Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства.
Учитель наблюдает, консультирует.
Защита проекта Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы.
Учитель слушает, участвует в оценке проекта.
Нами разработаны варианты раздела «декоративно – прикладное искусство» для 4-5 классов, представленные в таблице 9 Б.
Таблица 9Б.
Тематический план
№ Занятия Дата Тема урока Практическая работа Кол-во часов
Мягкая игрушка
Из истории народной игрушки и народного костюма. Мягкая игрушка и сувениры. Материалы и принадлежности
Выбор объектов труда. 2
Плоская мягкая игрушка. Сувениры из ткани. Цветовой круг. Сочетание цветов. Составление эскиза игрушки или сувенира. Выбор деталей отделки (сувенир «Матрешка»). 2
Объемная игрушка из меха и лоскутков ткани. Игрушки «Собака», «Медвежонок», «Зайчонок». Перевод деталей на ткань и мех. Раскрой деталей. 2
Последовательность выполнения работы. Окончательная отделка игрушки. Пошив и отделка игрушки. Выставка лучших работ. 2
Аппликация
Применение техники аппликации в декорировании интерьера, в украшении одежды ее ремонта Инструменты и материалы. Способы соединения деталей аппликации (ручными петельными стежками, машинной сточкой, склеиванием). Выбор объекта туда (салфетка, настенное панно, подушка и т. п.). выбор рисунка и способа соединения деталей аппликации. Изготовление выкроек. 2
Технология раскроя и соединения деталей аппликации. Раскрой деталей аппликации. Начало работы с изделием. 2
Работа с изделием. 2
Технология оформления Оформление готового изделия. 2
Вышивка строчевым швом – мережка
Виды швов, применяемых в вышивке. Инструменты и приспособления, выбор материала. Технология подготовки ткани – выдергивание нитей. Подготовка ткани к выполнению строчевых швов. 2
Технология выполнения простых видов мережки: кисточка, столбик, в раскол. Выполнение строчевых швов на образце. Выбор объекта труда – носовой платок, салфетка, воротничок и т.п. 2
Технология выполнения более сложных строчевых швов: снопик, жучек и т.д. Работа с изделием: выдергивание нитей, выполнение строчевых швов. 2
Далее под руководством учителя дети работают над составлением плана реализации проекта, изготовлением объекта труда. Последовательность этапов выполнения работы имеют следующий алгоритм:
Разработка композиционного решения изделия, его эскиза и описания внешнего вида.
Выбор конструктивного решения изделия. Разработка его конструкции.
Разработка технологии изготовления изделия с учетом выбранных материалов и оборудования.
Изготовление изделия.
Защита проекта.
Для оценки выполненного проекта разработаны критерии его оценивания, которые могут варьироваться в зависимости от объекта труда и возрастных особенностей учащихся. Оценка работы учащегося осуществляется по трем параметрам:
Оценка объекта труда.
Оценка технологии выполнения.
Оценка защиты проекта.
Критерии оценки объекта труда:
- гармоничность композиционного решения;
- конструктивность;
- технологичность;
- экономичность;
- качество изготовления.
Критерии оценки технологии выполнения:
- логическая структура;
- обоснованность выводов и предложений;
- качество представленного графического материала;
- соответствие требованиям к данному виду работ;
- грамотность и аккуратность.
Критерии оценки защиты проекта (презентации результатов):
- чёткость и лаконичность представленного материала;
- доступность изложения и обоснованность выводов;
- аргументированность ответов на заданные вопросы;
Таким образом, в процессе выполнения работы над проектом деятельность учащихся является самостоятельной, выполняется при помощи учителя. Характеристика деятельности учащихся и учителя на разных этапах выполнения проекта представлена в приложении 3,4,5. После реализации разработанной методики организации проектной деятельности учащихся ЭГ на формирующем этапе исследования был проведён контрольный срез.

2.3 Анализ результатов заключительного этапа экспериментаНа заключительном этапе по реализации методики организации проектной деятельности младших школьников на занятиях по технологии мы провели итоговый тест по той же методике, результаты которого представлены ниже. Получены следующие результаты (таблица 10), (рис. 10).
Таблица 10
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» на 3 этапе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 5 9
Средний 8 4
Низкий 2 2

Результаты исследования уровня результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» в ходе формирующего эксперимента показывают более высокий уровень в экспериментальной группе, где по всем выделенным показателям большинство учащихся находятся на высоком уровне, в то время как в контрольной группе преобладает средний уровень.
Таблица 11
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки» на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 3 7
Средний 11 8
Низкий 1 0
В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень.

Таблица, рисунок 12
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 3 9
Средний 10 3
Низкий 2 3

Результаты по показателю: «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» в контрольной группе показывают средний уровень, а в экспериментальной группе высокий уровень.
Таблица, рисунок 13
Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия» на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 5 11
Средний 8 3
Низкий 2 1

В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень.
Таблица, рисунок 14
Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 4 12
Средний 10 2
Низкий 1 1

В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень.
Таблица, рисунок 15
Результаты экспертной оценки по показателям: «творческие способности» на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 5 10
Средний 10 5
Низкий 0 0

Результаты экспертной оценки по показателю: «творческие способности» в контрольной группе показывают в основном низкий и средний уровень, а в экспериментальной группе – высокий и средний уровни.
Таблица, рисунок 16
Уровень результативности изучения технологии по показателю «технического мышления» на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 6 13
Средний 8 2
Низкий 1 0
Результаты, по показателю «технического мышления» в контрольном классе показывают средний уровень, а в экспериментальном классе – высокий уровень

Таблица, таблица17
Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 4 10
Средний 10 3
Низкий 1 2

Анализ результатов по показателю «способность к саморазвитию» показывает, что большинство учащихся контрольного класса имеют средний уровень, а учащиеся экспериментального класса – высокий уровень.
Таблица, рисунок 18
Уровень результативности изучения технологии по показателю «к изучению технологии» на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (14) ЭГ (14)
Высокий 3 11
Средний 10 2
Низкий 2 2

Результаты по показателю «к изучению технологии» показывают хорошие результаты, в контрольном средний уровень, в экспериментальном высокий уровень.
Заинтересованность школьников к изучению технологии на итоговом срезе оценивалась с использованием самооценки, метода экспертных оценок и метода анализа работ учащихся. В результате выявлено, что заинтресованность школьников к изучению технологии в контрольной группе находится на среднем уровне, а в экспериментальной – на высоком, что видно из таблицы и рисунка 19.
Таблица, рисунок 19
Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии на итоговом срезе
Уровень сформированности Количество учащихся
КГ (15) ЭГ (15)
Высокий 6 10
Средний 9 5
Низкий - -

Таким образом, по итогам эксперимента на заключительном этапе в экспериментальной группе произошли существенные изменения в сторону увеличения заинтересованности младших школьников к изучению технологии и результативности ее изучения. В контрольном классе, значительных изменений не наблюдается в сравнении с результатами первого этапа эксперимента. Это позволяет сделать вывод о том, что приращение исследуемых качеств на уроках технологии у испытуемых экспериментального класса произошло в результате целенаправленных действий, что подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.
ЗаключениеВ условиях личностно-ориентированного образования возрастает роль проектного обучения, которое позволяет активизировать деятельность учащихся, в частности, на уроках технологии при выполнении практикоориентрованных проектов по изготовлению выбранных школьниками объектов труда.
Использование метода проектов в начальной школе имеет свои преимущества: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закреплённость знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Опыт многих учителей доказывает, что указанный метод разрушает школьную рутину. Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Среди результатов применения метода проектов на уроках технологии можно выделить новые знания в области технологии, личностно и социально ориентированные качества. К результатам в области технологии отнесем приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской деятельности; усвоение учебного материала; расширение и углубление знаний по основным содержательным линиям базового курса технологии; к личностно ориентированным: развитие личностных качеств учащихся; совершенствование учебных компетенций; к социально значимым - формирование навыков коллективной деятельности учащихся; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения; способность рефлексивной оценки собственной деятельности.
Результаты обучения технологии в процессе применения метода проектов на уроках технологии свидетельствуют об эффективном достижении целей их применения. Хочется отметить, что метод проектов значительно трудоёмок по сравнению с традиционными методами обучения (и для ученика и для учителя), требуют специальной подготовки учителей и хорошего материально-технического обеспечения в школе, но главное, они ориентированы не столько на присвоение новых учебных знаний, сколько на формирование социально значимых качеств. Поэтому метод проектов рекомендуется применять наряду с традиционными методами обучения в их гармоничном взаимодействии.
Результаты проведённого нами эксперимента свидетельствуют о том, что уровень заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения значительно повысился в экспериментальной группе, в контрольной же группе произошло незначительное изменение исследуемых качеств. Данное обстоятельство свидетельствует о подтверждении выдвинутой нами в начале исследования гипотезы.
Таким образом, в свете новых требований ФГОС проектная деятельность является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности и сплочённость коллектива, а также общее интеллектуальное развитие, что помогает включить младших школьников в активную самостоятельную и творческую деятельность, получить готовый продукт.
Список использованной литературыБелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2011.-217с.
Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа, 2011, № 6.– 115с.
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2009. - №6.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2012.-221с.
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.-199с.
Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе.- Москва, Просвещение 2010.-206с.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.  
Гузеев В.В.     Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 2009г.- 116с.  
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д.,-2012. -190с.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. - М.: Издательский центр «Aкадемия», 2009г. – 204с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2010. – №9.
Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2011.-209с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010. - 105с. 
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2013. - №2.
Игнатьева Т.В. Программы образовательных учреждений. Начальные классы: программы – М: Просвещение, 2013. С. – 386.
Кривобок Е.В. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.-180с.
 А. А. Леонтьев Язык, речь, речевая деятельность. 2014.-214с.
Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. М., Просвещение,.2008 – 126с.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. Образование. – 2012. - №7.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2013.-200с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2014.-290с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. Работы. Дайджест журнала “Методист”.– М.: АМК и ПРО, 2014.-199с.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2010.,№4.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.-167с.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2014. - №2.
Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета 2012.-328с.
.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Академия, 2014-  345с.  
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2012 – 119с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 2011.-170с.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 2009. - №6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2011.-259с.
Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2013.-315с.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2013. - №6.
Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета 2012.-218с.
Черепанова Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. 2011. № 5. С. – 46-50.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула : / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 2008, № 3 -   256с.    
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 2008 – 320с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 [электронный ресурс] – режим доступа http.Минобрнауки.рф/документы/2365.
Яковлева Н.М. Технологический подход как стратегия научно-педагогического исследования // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – №3. – С. 77 – 83.
40.Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: монография. – Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008. – 279 с.

Приложение 1
Критерии, показатели и уровни нравственных качеств личности школьника


Приложение 2
Банк тестов для проведения контроля знаний:
Краткое описание Данные проверочные тесты позволят проверить уровень усвоения материала по технологии в 4 классе по программе Г.М.Геронимус, где охвачены основные разделы курса технологии.
Датапроведения: …………  Ф.И.…………………………. 
1. Подчеркни названия инструментов
Ножницы, пластилин, мел, молоток, нож, ткань, игла, шило, руда, глина
2. Составь соотношения:
Этап             то, из чего что-то делают
 Замысел         ясное представление о будущем изделии 
Материал         часть работы или пути
3. Образец, по которому изготавливают изделия, одинаковые по форме и размеру:
А) шаблон             Б) разметка               В) эскиз
4. Плоское или объёмное изображение  для украшения стен:
А)  панно              Б) композиция        В) коллекция
5. Изображение порядка определённых действий:
А) схема                Б)  чертёж           В) шаблон
6. Старинное японское искусство складывания фигурок из бумаги и сами фигурки:
А) оригами            Б) регата                В) флюгер  
7. Развёрнутая на плоскости поверхность детали или целого тела сложной формы:
А) композиция      Б) размётка          В) развертка
8. Надрезанное место, борозда, проведённая острым, режущим орудием:
А) надрез             Б) разрез              В) эскиз  
9. Об изменениях в природе творец может рассказать при помощи
Цвета              стихотворение
Слова            мелодия
Движения         картина
Звука               танец
10. Зачем художнику нужен колорит. Выбери самые главные его значения.
А) создаёт настроение   
 Б) Помогает передать реальность
В) Привлекает наше внимание
11. Отметь лишнее в определении колорита. Колорит – это
А) сочетание цветов         Б) все цвета вместе          В) единственный цвет
12. Установи соответствия.
1.Инструменты:
2.Материалы:
a) игла;                                           г) альбомная бумага;
б) цветная бумага;                        д) пластилин;
в) ножницы;                                  е) картон.
13. Окрась каждое чувство в подходящий цвет.
Радость                   красный
Тревога                   зеленый
Спокойствие            черный
Холодный                 синий
14. Аппликация из цветной бумаги.  а). детали склеиваются  б). детали сшиваются  в). детали сколачиваются гвоздями 15. Можно ли сделать красивые поделки с ватными деталями?  а). нет   б). да 16. Что можно сделать из соломы?  а). накрыть крышу б). сделать метлу   в). сделать поделку 17.. Швы для вышивания.  а). «вперёд иголка»      б). «назад иголка»     в). « иголка в сторону» 18. Что такое игольница?      а). подушечка    б.  ежиха          в). кактус 19. Как можно размягчить пластилин?       а).разогреть на батарее      б). разогреть на солнце      в). разогреть теплом своих рук 20. Как правильно передавать ножницы?  а). кольцами вперед  б). кольцами к себе   в). кинуть г). с раскрытыми лезвиями 21. Кисточку после работы с клеем необходимо:  а). вымыть водой б). вымыть водой с мылом в). выбросить г). высушить 22.. Обведи кружком букву верного ответа:
Какого размера прямоугольник взять, чтобы получилась открытка размером 5см Х 8см
а). 10 х 16 б). 5 х 8 в). 10 х 8 г).5 х 16
23. Обведи кружком все буквы правильных ответов.
Прочность бумаги зависит:
а). От сорта, толщины, цвета.
б). От цвета, состава, способа отделки.
в). От состава, способа отделки, толщины.
 24. Обведи кружком букву правильного ответа.
Изготовление поделок путём сгибания и складывания бумаги называется:
а). Мозаика.
б). Шаблон.
в). Оригами.
г). Аппликация.
25. Обведи кружком букву правильного ответа.
  На глаз, по шаблону, сгибанием, с помощью линейки – это ...
а). Приёмы разметки
б). Приёмы декорирования
в). Приёмы склеивания
Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.
75 баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам более богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества-
От 45 до 74 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
44 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Приложение 3

Размещено на Allbest.ru
Приложение 4
Конспект проектного урока по технологии для 4 класса "Вторая жизнь бумаги"
Урок представляет собой этап исследования по проекту «Вторая жизнь бумаги». На первом этапе проекта выдвинута гипотеза о том, что не весь мусор бесполезен. Проводился сбор информации о бумаге и собирался в классе бумажный мусор
Цель: способствовать формированию навыков экологически грамотного поведения в быту;расширению знаний детей о свойствах бумаги, о том,  что бумага может менять свои  конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания и пр.).
Задачи:•    расширение представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и экономном расходовании;•    отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;•    создание условий для формирования УУД:регулятивных •    формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;•    формирование умения планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;•    формирование умения следовать при выполнении работы инструкциям; руководствоваться правилами при выполнении работы;•    формирование умения осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;познавательных•    формирование умения понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;коммуникативных•    организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;•    выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;•    в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;•    проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;личностных •    формирование положительного отношения и интереса к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;•    уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда.
Тип урока: урок-проект.Тип проекта: краткосрочный, конструкторско-технологическийОборудование: бумага для исследования (картон, газета, санитарная, для рисования, писчая), лоток с водой, бумажная масса, крахмал, краситель, лоточки с сеткой, ложечки, влажные салфетки
Ход урокаОрг. момент    Проверьте, все ли готово к уроку.    Подготовка рабочего места
Определение темы урока Постановка цели    - Отгадайте загадку и определите тему урокаНа чем мы пишем что-нибудь,На чем мы любим рисовать,Что можно скомкать и согнутьИ даже трубочкой свернуть?А ну, попробуй угадать! (бумага)
- Где человек использует бумагу?- Интересно, что•    больше всего бумаги используется не для письма или книг, а для производства различной упаковки•    каждый человек в нашей стране в год использует примерно 25 кг бумаги•    500 тысяч тонн бумажных отходов образуется только в Москве за один год.•    Средняя семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для ее изготовления пришлось вырубить 6 деревьев. 
Вспомните, какую гипотезу мы высказали на уроке окружающего мира.​ Не весь мусор бесполезен, у бумаги может быть вторая жизнь.Чем мы занимались всю прошедшую неделю?Сколько собралось бумажного мусора? Какова же цель урока? Научиться повторно использовать бумагу-При повторной переработке 1000кг бумаги сохраняется 17 деревьев.Попробуем и мы поучаствовать в сохранении деревьев.    
Мотивация к учебной деятельности    - Предположите, как можно дать бумаге вторую жизнь.- Производство бумаги очень сложный процесс, состоящий из многих этапов. Повторить его полностью в домашних условиях невозможно, но сделать кое-что можно.   Исследовательская работа    
Чтобы самостоятельно переработать собранную бумагу, нам необходимо выяснить некоторые важные свойства бумаги.Исследование вы будете проводить в группах. Вспомните правила работы в группе:•    Внимательно слушай и понимай других.•    Умей договариваться и уступать.•    Разумно распределяй обязанности.•    Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.Группа 1 Исследование картона1.    Возьмите в руки по кусочку бумаги и определите ее вид. Запишите. ________________________2.    Запишите, какая она на ощупь. Воспользуйтесь словарем научных слов (рыхлая, плотная, грубая, гладкая, рельефная, мягкая) __________________________________3.    Разорвите свой кусочек бумаги и внимательно рассмотрите место разрыва. Опишите, что видите ____________________________________________4.    Опустите свои кусочки бумаги в воду. Понаблюдайте, что происходит с бумагой. Запишите ________________________________________________Группа 2 Исследование газетной бумагиГруппа 3 Исследование бумаги для рисованияГруппа 4 Исследование санитарной бумагиГруппа 5 Исследование тетрадной бумаги
Работа в группах по исследованию свойств бумаги.
Отчет групп о выполненном исследовании
Какие свойства оказались одинаковыми у любого вида бумаги? (состоит из волокон, впитывает воду, деформируется в воде)Почему книги и тетради нужно беречь от воды?    Практическая работа    
- Как вы думаете, что нужно сделать с собранной бумагой, чтобы из нее изготовить новую (измельчить  и залить водой)?Выньте из парты лоточки с сеткой и мисочки с бумажной массой.Посмотрите на инструкцию по самостоятельному изготовлению бумаги.1.    Измельчить старую бумагу.2.    Залить водой на несколько часов3.    Добавить чайную ложку крахмала и по желанию чайную ложку красителя, хорошо размешать. 4.     Выложить на сетку ровным слоем  5.    Высушить
Пункты 1 и 2  я сделала накануне урока, т.к. для размокания бумаги до волокон необходимо несколько часов. В массе недостаточно воды, добавляйте ее понемногу. Бумажная масса должна напоминать, например, рисовую кашу.
Добавляют в бумажную массу воду, крахмал, выкладывают на лоточки с сеткойИтог урока РефлексияНаш проект еще не закончен. Как мы сможем использовать полученную бумагу?    Если урок вам понравился, вы считаете его полезным и интересным, у вас все получилось - поднимите зеленый кружок. Если работа вам не понравилась, вы считаете ее ненужной, покажите красный кружок.    Лист исследования
1.    Возьмите в руки по кусочку бумаги и определите ее вид. Запишите название бумаги. ________________________________________________________________
2.    Запишите, какая она на ощупь. Воспользуйтесь словарем научных слов (рыхлая, плотная, грубая, гладкая, рельефная, мягкая) ___________________________________________________________________
3.    Разорвите свой кусочек бумаги и внимательно рассмотрите место разрыва. Опишите, что видите _________________________________________________________________
4.    Опустите свои кусочки бумаги в воду. Понаблюдайте, что происходит с бумагой. Запишите