Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс


«Средняя общеобразовательная школа с.Волоконовка
Чернянского района Белгородской области»
«Согласовано»
Заместитель директора школы МБОУ "СОШ
с. Волоконовка"
________________ Туренко О.Б.
«____»____________2016_ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ "СОШ с. Волоконовка"
__________________Туренко В.С.
«__31__» 08_2016 г Приказ №
Календарно-тематическое планирование рабочей программы
по учебному предмету «Окружающий мир»
1 класс
Базовый уровень
Разработчик: Исаева С.Н.
учитель начальных классов
2016-2017 учебный го
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для общеобразовательной школы 1 класса разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова 2011 год выпуска, размещена в сборнике рабочих программ «Школа России» 1-4 классы Москва «Просвещение» 2011
Авторская программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов-2 часа в неделю. В соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.2. 2821-10 к организации обучения первоклассников предусмотрено в 1 четверти 1,5 часа в неделю по расписанию, во2-4 четвертях-2 часа в неделю, всего 60 часов. Таким образом, календарно-тематическое планирование составлено на 60 часов. Изменения, внесённые в авторскую программу, отражены в таблице.
В связи с особенностями календарного учебного графика, выпадения праздничных дней корректировка произведена за счёт уплотнения уроков 34-35– 24.02.
В содержании учебного предмета «Окружающий мир» включены темы интегрированного курса «Белгородоведение» в объёме 9 часов
Расчет учебных часов программы:
Раздел Количество часов в авторской программе Количество часов в рабочей программе
Задавайте вопросы! 1 1
Что и кто? 20 15
Как, откуда и куда? 12 12
Где и когда? 11 10
Почему и зачем? 22 22
Итого 66 60
Календарно-тематическое планирование
№ п.пНаименование раздела и тем. Содержание Кол-во часов Плановые сроки прохождения ЭОР
Дата по плану Дата по факту 1 четверть
1 Задавайте вопросы! (1ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. 1 2.09 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
Раздел «Что и кто?» (11 ч)
Что такое Родина?
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая
родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. 2 Что мы знаем о народах России?
Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.
Что мы знаем о Москве?
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей — наших сверстников. 1 9.09 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
3 Проект «Моя малая Родина».
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
География Белгородской области. Родной регион - Белгородская область
Что у нас над головой?
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
1 1 16.09 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
4 Что у нас под ногами? Практическая работа № 1. Определяем камни.
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
1
Что общего у разных растений? Практическая работа № 2. Изучаем части растений.
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод.семя). Представление о соцветиях.
Растительный мир лесостепной зоны. Краткая характеристика растений родного края (деревья, кустарники, травы). Грибы Белгородской области.
1 23.09 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
5 Что растёт на подоконнике? Практическая работа № 3. Определяем комнатные растения.
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.
Что растёт на клумбе? Практическая работа № 4. Определяем растения клумбы.
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. 1 30.09 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
6 Что это за листья? Практическая работа № 5. Определяем деревья по листьям.
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.
Что такое хвоинки? Практическая работа № 6. Определяем хвойные деревья.
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки—видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. 1 7.10 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
7 Кто такие насекомые?
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых
Кто такие рыбы?
Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
Водоемы родного края. Реки Оскол 1 14.10 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
8 Кто такие птицы? Практическая работа № 7. Исследуем перья птиц.
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы
Кто такие звери? Практическая работа № 8. Исследуем шерсть зверей.
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения юла зверя с его образом жизни.
Животный мир лесостепной зоны. Животные (дикие и одомашненные) Белгородской области 1 21.10 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
9 Что окружает нас дома?
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению 1 26.10 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
10 Что умеет компьютер?
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним 1 28.10 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
2 четверть
11 Что вокруг нас может быть опасным?
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения 1 10.11 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
12 На что похожа наша планета?
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли 1 11.11 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
13 Проверочная работа № 1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. 1 17.11 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
14 Анализ результатов. Как живет семья? Проект «Моя семья».
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Моя родословная. Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. История семьи в истории родного края 1 18.11 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
15 Откуда в наш дом приходит вода и куда онауходит? Практическая работа № 8. Выполняем опыты с водой.
Значение воды в доме. Путь волы от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды 1 24.11 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
16 Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа № 9. Собираем электрическую цепь.
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы 1 25.11 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
17 Как путешествует письмо?
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации 1 1.12 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
18 Куда текут реки? Практическая работа № 10. Готовим морскую соль.
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде 1 2.12 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
19 Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа № 11. Выполняем опыты со снегом и льдом.
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда 1 8.12 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
20 Как живут растения? Практическая работа № 12. Учимся ухаживать за комнатными растениями.
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями 1 9.12 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
21 Как живут животные? Практическая работа № 13. Учимся ухаживать за животными живого уголка.
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка 1 15.12 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
22 Как зимой помочь птицам? Практическая работа № 14. Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц.
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц 1 16.12 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
23 Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа № 15. Учимся сортировать мусор.
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
Рубежный контроль. 1 22.12 24 Откуда в снежках грязь? Практическая работа № 16. Исследуем снежки и снеговую воду.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты се от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде
Рубежный контроль. 1 23.12 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
3 четверть
25 Проверочная работа № 2. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
1 12.01 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
Раздел «Где и когда?» (10ч)
26 Анализ результатов. Когда учиться интересно?
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной иуспешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю 1 13.01 27 Проект «Мой класс и моя школа».
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы 1 19.01 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
28 Когда придёт суббота?
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели 1 20.01 29 Когда наступит лето?
Последовательность смены времен года и месяцев в нем. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времен года.
Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.
1 26.01 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
30 Где живут белые медведи? Практическая работа № 17. Показ на глобусе северного ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов 1 27.01 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
31 Где живут слоны? Практическая работа № 18. Показ на глобусе экватора и жарких районов земли, их характеристика.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов 1 2.02 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
32 Где зимуют птицы?
Зимующие и перелетные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учеными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать 1 3.02 http://prezentacii.com/
33 Когда появилась одежда?
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от по годных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)1 9.02 http://prezentacii.com/
34 Когда изобрели велосипед?
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде 1 10.02 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
35 Когда мы станем взрослыми?
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира 1 24.02 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
36 Проверочная работа № 3. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
Проверка знаний и умении. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений 1 24.02 http://prezentacii.com/
37 Анализ результатов. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Знакомство с целями и задачами раздела.
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва
1 2.03 http://prezentacii.com/
38 Почему Луна бывает разной?
Луна — спутник Земли, сё особенности. Изменение внешнего вила Луны и его причины. Способы изучения Луны
1 3.03 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
39 Почему идёт дождь и дует ветер?
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных 1 9.03 http://prezentacii.com/
40 Почему звенит звонок? Практическая работа № 19. Исследование возникновения и распространения звуков.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши
1 10.03 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
41 Почему радуга разноцветная?
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги
1 16.03 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
42 Почему мы любим кошек и собак? Практическая работа № 20. Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой 1 17.03 http://prezentacii.com/
4 четверть
43 Проект «Мои домашние питомцы».
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
1 23.03 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
44 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу
Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области.
1 24.03 http://prezentacii.com/
45 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу
Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области.
1 6.04 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
46 Зачем мы спим ночью?
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену
1 7.04 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
47 Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов 1 13.04 http://prezentacii.com/
48 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа № 21. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук.
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук 1 14.04 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
49 Зачем нам телефон и телевизор?
Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет 1 20.04 http://prezentacii.com/
50 Комплексная контрольная работа 1 21.04 51 Зачем нужны автомобили?
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего 1 27.04 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
52 Зачем нужны поезда?
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта 1 28.04 http://prezentacii.com/
53 Зачем строят корабли?
Корабли (суда) — водный транспорт. Вилы кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля
1 4.05 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
54 Зачем строят самолёты?
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта
1 5.05 http://prezentacii.com/
55-56 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) 2 11-12.05 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
57 Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.
Итоговый контроль.
1 18.05 http://prezentacii.com/
58-59 Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе полученных в течение гола. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции
Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений 2 19,24.05 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 
60 Почему мы часто слышим слово
«экология»?
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и
Природой. День Земли.
Проверочная работа № 4.Проверим себя и оценим свои достижения но разделу «Почему и зачем?».
Анализ результатов. 1 25.05 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова