Рабочая программа по русскому языку

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Переславля-Залесского»

Рассмотрена на заседании МО учителей ____________________________________
протокол № _____________
от «___» __________ 201__ г.
Руководитель МО ____________________
______________________________________
(подпись и расшифровка)
Утверждена
Приказом директора ____________
от «____»____________201_ г.










Рабочая программа по русскому языку
для 3 класса




Составили: учитель начальных классов
Торопова Т.С., категория высшая,
Ананьева И.Н., категория первая















2016 г


II. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для обучающихся 3-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В. Прониной (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» М. : Баласс, 2012), требованиями ООП НОО МОУ «Гимназии».
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует следующие цели:

· познавательная предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;

· социокультурная – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

· освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

· овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

· воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
1. Комплект УМК для обучающихся и учителя:
Методические и учебные пособия:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч.– Изд. 5-е, перераб. -М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012 г.;
Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс.- М.: Баласс;Издательство Школьный дом, 2015 г.;
Яковлева М.А. Тетрадь для чистописания 3 класс.- М.: Баласс;Издательство Школьный дом, 2015 г.;
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс (в двух вариантах). – М.: Баласс, 2015 г.;
Бунеева Е.В. ,Исаева Н.А. Русский язык. 3 класс. - Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2015 г.
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса.– Изд. 3-е испр. – М.: Баласс, 2015 г.;
Слова с непроверяемыми написаниями / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.
«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4 классы (авторы Р.Н. Бунеев и др.);
Дополнительная литература:
1. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.
2. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.
3. Лопатин, В. В. Русский орфографический словарь / В. В. Лопатин. – М. : Азбуковедник, 1999.
4. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 2003.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» : http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru
3. Наглядные пособия
Комплект наглядных пособий : 2 класс : Русский язык : в 2 ч. / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2010.
4. Информационно-коммуникативные средства:
1. Детский энциклопедический словарь (CD).
5. Технические средства обучения:
1 Интерактивный комплекс короткофокусным проектором
2. Документ Камера
3. Компьютер
6. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
7. Специализированная мебель:
Компьютерный стол.

Согласно календарно-учебному графику предмет «Русский язык» изучается в третьем классе начальной школы по 5 часов в неделю (34 учебных недели, 170 ч. в год).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Учебным планом школы в форме интегрированного зачета.

III. Содержание учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10 ч)
Слово. (116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (10 ч)


.
IV. Тематическое планирование

№ раздела
Общее
Теоретические занятия
Практические занятия
Примечание

Вводный урок
1
0,5
0,5


Повторение
10
4
6


Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне
3
1
2


Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)
4
1
3


Удвоенные буквы согласных в корне слова
4
1
3


Буквы непроизносимых в корне слова
9
3
6


Безударные гласные в корне слова
7
2
5


Сложные слова и их правописание
6
2
4


Приставка
1
0,5
0,5


Безударные гласные в приставках
3
1
2


Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня
2
1
1


Разделительные Ъ и Ь
5
2
3


Окончание и основа слова
4
1
3


Суффикс
2
1
1


Разбор слова по составу
4
1
3


Части речи в русском языке
1
0,5
0,5


Имя существительное как часть речи
2
1
1


Имена существительные одушевленные и неодушевленные
3
1
2


Род имен существительных
3
1
2


Число имён существительных
4
1
3


Словообразование имён существительных
8
3
5


Местоимение как часть речи
6
2
4


Имя прилагательное как часть речи
4
1
3


Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён существительных
4
1
3


Разбор имён прилагательных по составу
4
1
3


Глагол как часть речи
4
1
3


Правописание частицы не с глаголами
2
1
1


Неопределенная форма глагола
7
2
5


Наречие как часть речи
2
1
1


Резервные уроки по разделу «Слово»
7
2
5


Виды предложений по цели высказывания и интонации
3
1
2


Главные и второстепенные члены предложения
6
2
4


Предложения с однородными членами
7
2
5


Простые и сложные предложения
9
3
6


Повторение
9
3
6


Резервные уроки
10
2
8


ИТОГО
170
59,5
110,5











V. Поурочное планирование 3-й класс

№ урока
Тема урока (которая вносится в журнал)
Дата








Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторение пройденного по теме «Слово»





Текст, признаки текста.





Повторение пройденного по теме: «Текст»





Обобщение пройденного по темам: «Слово. Предложение. Текст»





Классификация изученных орфограмм, их графическое обозначение





Повторение пройденного по теме: «Классификация изученных орфограмм, их графическое обозначение»





Закрепление пройденного по теме: «Классификация изученных орфограмм, их графическое обозначение»




Обобщение пройденного по теме: «Классификация изученных орфограмм, их графическое обозначение»




Правописание заглавной буквы в именах собственных. Проверочное списывание




Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита




Контрольный диктант № 1 по теме: «Повторение пройденного во 2-ом классе»




Повторение пройденного по теме: «Корень слова»,
«Однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне




Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне




Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений




Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)




Правописание проверяемых букв согласных в корне слова




Повторение пройденного по теме: «Части слова. Корень. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова, графическое обозначение орфограммы»




Проверочная работа № 1 по теме: «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»




«Пишу правильно» (работа над ошибками)




Понятие об удвоенных буквах согласных




Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа




Проверочная работа № 2 по теме: «Удвоенные буквы согласных в корне слова»




Слова с непроизносимым согласным звуком в корне




Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова




Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Творческая работа (сочинение по опорным словам)




Повторение пройденного по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне, графическое обозначение орфограммы»




Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука




Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова




Проверочная работа № 3 по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»




Правописание проверяемых букв согласных в корне слова




Контрольный диктант №2 по теме: «Удвоенные буквы согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова»




«Пишу правильно» (работа над ошибками)




Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне




Повторение пройденного по теме: «Написание слов с буквами безударных гласных в корне»





Написание слов с буквами безударных гласных в корне.





Свободный диктант




Проверочная работа № 4 по теме: «Безударные гласные в корне слова»




Контрольный диктант № 3 по теме: «Безударные гласные в корне слова»




«Пишу правильно» (работа над ошибками)





Сочинение по опорным словам




Знакомство с понятием «сложные слова»




Соединительные буквы о и е в сложных словах




Образование сложных слов




Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей




Правописание сложных слов. Свободный диктант




Проверочная работа № 5 по теме: «Сложные слова и их правописание»




Повторение пройденного по теме: «Приставка, её роль в слове . Различение приставок и предлогов .




Правописание букв безударных гласных в приставках




Правописание букв безударных гласных в приставках




Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание




Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня




Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня




Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ь и ь




Правописание слов с разделительными ь и ь




Проверочная работа № 6 по теме: «Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь»





Закрепление пройденного по теме: «Правописание слов с разделительными ь и ь», «Приставка».
Свободный диктант




Контрольный диктант №4 по теме: «Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь»






«Пишу правильно» (работа над ошибками)





Понятие об окончании и основе слова




Повторение пройденного по теме: «Окончание и основа слова»




Закрепление пройденного по теме: «Окончание и основа слова»




Обобщение пройденного по теме: «Окончание и основа слова»




Суффикс и его роль в слове




Обобщение и систематизация знаний о частях слова




Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу




Контрольное списывание




Разбор слов по составу




Проверочная работа № 7 по теме: «Части слова. Основа слова и окончание. Разбор слова по составу»




Части речи в русском языке




Имя существительное как часть речи




Роль имён существительных в речи. Творческая работа: составление текста




Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных




Имена существительные в речи




Обобщение пройденного по теме : «Имя существительное»




Имена существительные мужского, женского и среднего рода




Род постоянный признак имён существительных




Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода




Изменение имён существительных по числам




Образование множественного числа имён существительных




Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе




Разбор имени существительного как части речи




Образование имён существительных с уменьшительно-
ласкательным значением




Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке




Образование имён существительных от основ существительных и глаголов




Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами




Разбор имён существительных по составу




Обучающее изложение «Мурлыка»




Повторение пройденного по теме: «Имя существительное»




Проверочная работа № 8 по теме : «Имя существительное как часть речи»
Внутришкольный мониторинг




Местоимение как часть речи. Личные местоимения




Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями




Разбор местоимения как части речи




Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение «О себе»




Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок»




Проверочная работа № 9 по теме: «Местоимение как часть речи»




«Пишу правильно» (работа над ошибками)




Имя прилагательное как части речи




Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными




Роль имён прилагательных в речи




Разбор имени прилагательного как части речи




Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе




Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных




Повторение пройденного по теме: «Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.» Знакомство с антонимами




Закрепление правописания слов с изученными орфограммами




Словообразование имён прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов




Проверочная работа № 10 по теме: «Имя прилагательное как часть речи»




Разбор имён прилагательных по составу




Контрольный диктант № 5по теме: «Имя прилагательное как часть речи»





«Пишу правильно» (работа над ошибками)




Глагол как части речи




Изменение глаголов по временам




Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам




Изменение глаголов по числам




Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами




Закрепление пройденного по теме : «Правописание частицы не с глаголами .» Свободный диктант




Понятие о неопределённой форме глагола




Контрольное изложение № 1




Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы




Образование форм времени от неопределённой формы глагола




Контрольный диктант №6 по теме: Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголами . »




Разбор глагола как части речи




Проверочная работа № 11 по теме: Глагол как часть речи. Правописание частицы не с
глаголами . »





«Пишу правильно» (работа над ошибками)




Наречие как части речи




Понятие о наречии как части речи




Виды предложений по цели высказывания




Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение




Восклицательные и невосклицательные предложения




Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое




Закрепление пройденного по теме: «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое»




Понятие о второстепенных членах предложения




Составление схем предложений и предложений по схемам




Предложения распространённые и нераспространённые




Разбор предложений. Контрольный словарный диктант




Однородные подлежащие и сказуемые




Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении




Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами




Закрепление пройденного по теме: «Запятая в предложениях с однородными членами»




Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения




Запятая в предложениях с однородными членами
(урок-практикум)




Контрольный диктант №7
по теме: «Предложение»




Понятие о простом и сложном предложениях




Запятая в сложном предложении без союзов. Схема
сложного предложения




Закрепление пройденного по теме: «Сложные предложения и простые предложения с однородными членами. Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.»




Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Свободный диктант




Разбор простого и сложного предложений




Проверочная работа № 12 по теме: «Предложение»




«Пишу правильно» (работа над ошибками)




Повторение по разделу «Предложение»,




Контрольное списывание № 3




Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.




Повторение изученных орфограмм и состава слова




Контрольный диктант № 8




«Пиши правильно» (работа над ошибками)




Повторение.
Звуко-буквенный разбор слова




Повторение состава слова




Повторение по теме «Разбор предложения»




Итоговая контрольная работа
Внутришкольный мониторинг




«Пишу правильно» (работа над ошибками по итогам итогового контроля)




Повторение по теме: « Имя существительное»




Повторение по теме: «Имя прилагательное»




Повторение по теме: «Глагол.»




Повторение изученных орфограмм в корне слова (Безударные гласные)




Повторение изученных орфограмм в корне слова (Проверяемые буквы согласных)




Повторение изученных орфограмм в корне слова (Непроизносимые согласные)




Обобщение и систематизация знаний за курс 3-го класса.
Итоговый тест.




«Пишу правильно» (работа над ошибками)




Обобщение знаний за курс 3-го класса.





Систематизация знаний за курс 3-го класса.




Итоговый урок





Результаты изучения учебного предмета
Контроль и оценка планируемых результатов
Что проверяется
С помощью чего
периодичность




Тема «Повторение»

Проверочное списывание
Вводный контроль
Диктант по теме «Повторение»

Вторая неделя сентября
Вторая неделя сентября
Третья неделя сентября









Тема «Слово»
Творческая работа
Третья неделя сентября


Проверочная работа
Четвёртая неделя сентября


Творческая работа
Первая неделя октября


Проверочная работа
Первая неделя октября


Контрольный диктант
Вторая неделя октября


Свободный диктант
Третья неделя октября


Творческая работа (Сочинение по опорным словам)
Четвёртая неделя октября


Проверочная работа
Четвёртая неделя октября


Контрольный диктант
Первая неделя ноября


Свободный диктант
Вторая неделя ноября


Проверочная работа
Вторая неделя ноября


Проверочная работа
Четвёртая неделя ноября


Контрольный диктант
Первая неделя декабря


Контрольное списывание
Вторая неделя декабря


Проверочная работа
Вторая неделя декабря


Творческая работа
Третья неделя декабря


Творческая работа
Третья неделя января


Обучающее сочинение
Третья неделя января


Свободный диктант
Третья неделя января


Проверочная работа
Первая неделя февраля


Предварительный контроль
Первая неделя февраля


Контрольный диктант
Третья неделя февраля


Свободный диктант
Вторая неделя марта


Контрольный диктант
Третья неделя марта

Тема «Предложение»
Контрольный словарный диктант
Вторая неделя апреля


Свободный диктант
Третья неделя апреля


Свободный диктант
Первая неделя мая


Итоговый контроль
Вторая неделя мая


Проверочная работа
Вторая неделя мая

Тема «Повторение»
Итоговая контрольная работа
Третья неделя мая


Свободный диктант
Четвёртая неделя мая


Итого:
Списывание
2

Проверочная работа
12

Диктант
6

Свободный диктант
6

Обучающее сочинение
5

Итоговый тест
1

Административный контроль
3

Творческая работа
4

Итоговая комплексная работа
1

проекты
2





Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям идр.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения  определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 8090 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 7580 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).















ђ Заголовок 4 Заголовок 515