УМК открытого урока по дисциплине ОДБ.07 Биология

Дата: 01 февраля 2007 г.

Учебно – методическая карта урока № 19.

Дисциплина: «Биология»

Тема раздела: «Основы генетики и селекции»

Тема урока: «Закон наследования Грегора Менделя»

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок с элементами лекции, проблемного обучения, педагогического менеджмента с использованием технологий мультимедиа

Цели занятия:
образовательные:
сформировать знания о законах Г. Менделя;
раскрыть цитологические основы расщепления признаков, показать статистический характер явления расщепления;
продолжить формирование умения и навыков по использованию генетической терминологии и символики;

воспитательные:
способствовать формированию научного мировоззрения;
воспитывать уважение к труду;

развивающие:
формирование умений сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
способствовать развитию познавательных интересов;
развитие внимания, речи;


Межпредметные и внутрипредметные связи:

обеспечивающие:
дисциплина «биология» темы «Органоиды эукариотической клетки. Ядро», «Мейоз»;
дисциплина «математика» тема «Решение задач методом пропорции», формулы сокращенного умножения;

2. обеспечиваемые:
дисциплина «биология» практическое занятие № 2 «Решение генетических задач», урок № 24 «Селекция растений, животных и микроорганизмов»;

Обеспечение занятия:

Оборудование:
Проектор мультимедиа;
Семена гороха;
Таблицы «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание»;

Литература:
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. «Общая биология», М., изд. «Высшая школа», 1986;
Сивоглазов В. И., Сухова Т. В., Козлова Т. А., «Биология. Общие закономерности», М., изд. «Школа-Пресс», 1996;


Ход урока:

Структурные элементы урока, методы обучения
Подструктурные элементы
Дополнения

Организационный момент

Метод: собеседование
Проверка готовности группы и аудитории к уроку.
2 мин.


2. Ознакомление с планом проведения занятия, постановка целей и задач урока.

Метод: рассказ
Преподаватель знакомит студентов с ходом проведения урока .
План урока:
Проверка усвоения материала предыдущей темы;
Изучение новой темы «Законы наследования Грегора Менделя»;
Выполнение упражнений на закрепление;

Деятельностные цели для студентов:
Знать закономерности наследования при моно- и дигибридном скрещивании;
Уметь пользоваться генетической символикой и терминологией;

3 мин.

3. Проверка знаний.

Метод: индивидуальная самостоятельная работа студентов с последующей взаимопроверкой.

Терминологический диктант

Вариант I.
Участок молекулы ДНК, обуславливающий развитие одного признака это .
Признак, который проявляется у гибридов 1-го поколения это .
Система взаимодействующих генов называется ..
Способность организма приобретать новые признаки и свойства ..
Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена это .



Вариант II
Гены, ответственные за проявление одного признака называются.
Признак, который отсутствует у гибридов 1-го поколения это ..
Совокупность всех внешних признаков организма называется.
Способность организма сохранять видовые особенности и признаки ..
Организм, содержащий два разных аллельных гена это ..

7 мин.

4. Актуализация знаний.

Метод: фронтальный опрос.

Почему Г. Мендель выбрал для изучения закономерностей наследования горох?;
Что означает термин «чистая линия»;
Какие виды доминирования Вам известны, приведите примеры;

5 мин.


5.Изложение нового материала.

5.1 Сообщение студента
Метод: педагогический менеджмент.

5.2 Изложение нового материала

Метод: лекция сэлементами собеседования с использованием технологии мультимедиа.


5.3 Опорные точки урока.
























6. Закрепление изученного материала.

Метод: индивидуально – фронтальный.













7. Выдача домашнего задания.

Метод: объяснительный.








8. Подведение итогов.

Метод: рассказ-анализ.




Грегор Мендель – основоположник генетики;



План лекции:
Моногибридное скрещивание и его закономерности;
Дигибридное скрещивание;
Анализирующее скрещивание;




Моногибридное скрещивание.
Распределение организмов с рецессив ными и доминантными признаками во втором поколении в определенном числовом соотношении;
Закон расщепления - второй гакон Г. Менделя;
Гипотеза чистоты гамет Г. Менделя, разработанная им для объяснения законов наследования;
Дигибридное скрещивание.
Единообразие гибридов первого поколения;
Расщепление признаков во втором поколении при дигибридном скрещивании, численное соотношение особей по фенотипу, разнообразие генотипов во втором поколении. Закон независимого наследования признаков, его цитологические основы;
Статистическая природа закона расщепления признаков;
Анализирующее скрещивание как способ выявления неизвестных генотипов животных и растений и его практическое значение;

Решение задач.
Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбузы, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки плодов. Какая окраска плодов арбуза может быть во втором поколении.

При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью и черных кроликов с мохнатой шерстью получено потомство: 25% черных мохнатых, 25% черных гладких, 25% белых мохнатых, 25% белых гладких. Определите генотипы родителей, потомства, тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки.




Стр. 113-120 (л. №1) или стр. 210-213 (л. №2);
Составить возможные типы комбинаций гамет тригетерозиготной особи
АаВвСс;
Задача №9 стр 294 (л. №1)


Подведение итогов работы студентов, выставление оценок с комментированием.




3 мин.








40 мин.
































8 мин.














5 мин.













3 мин.

.


Заголовок 1 Заголовок 215