Методическая разработка Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление системы образования.


Донецкая общеобразовательная школа 1-3 ступеней№57
Министерства образования и науки
Донецкой народной республики
Методическая разработка
Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление системы образования.


Выполнила учитель истории Нимак Е.К
Содержание.
Пояснительная записка.
2. Исторический аспект патриотического воспитания
3. Сущность и содержание гражданско-патриотической компетентности.
3.1. Понятие и аспекты патриотизма
3.2. Компоненты патриотизма
4.Основные направления гражданско-патриотического воспитания.
5.Основы музейной работы, как средства гражданско-патриотического воспитания и образования школы.
5.1. Цели и задачи музея.
5.2. Экскурсия, как основная форма музейной работы.
5.3. Музейная комната «Моя семья в истории района, города, страны»
5.4. Приложение 1,2,3.
1. Пояснительная записка.
Человеческое достоинство измеряется силой патриотизма. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и "помолодела" преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей республики
Но традиция патриотизма имеет глубокие корни. В сознании и менталитете нашего народа общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для нашего народа на протяжении веков. Сила патриотизма людей ,живущих в Донецком крае , особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. "Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!" - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.
Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация в мире.
2 Исторический аспект патриотического воспитания
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к родной земле и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделял и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране .
В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса.
В трудах Перикла идеалом человека представлен полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской сознательностью и богатством духовной культуры. Эти идеи нашли отражение и в драматических произведениях того времени.
В трагедиях Эсхила "Персы", "Семеро из Фив", Эврипида "Финикиянка" главным лейтмотивом было прославление патриотических чувств, поступков людей, осознающих себя единым целым с государством.
Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать, к числу их он относил и любовь к Родине.
Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом. Многие философы , мыслители прошлого считали, что воспитание детей должно проходить в духе трудолюбия и преданности отечеству . Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию родного края ,основой его духовной жизни.
Так, А.Н. Радищев отмечал, что "истинный человек и сын отечества есть одно и то же", он "ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью". Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал:" Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества" . Важной задачей воспитательной работы учебного заведения он считал: "усилить круг преподавания таких предметов, которые способствовали бы ко внушению... любви к вере и добродетели, любви к Отечеству"
Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов в работе "О системе наук, приличных в наше время детям..." подчеркивал, что у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе", причем, долг к Отечеству требует, "чтоб делиться с ним своими способностями... Воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно возрастить в нем любовь к родному краю. Сегодня, вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание в условиях накаляющейся международной обстановке. Важность воспитания у молодежи патриотизма на основе знакомства детей с историей родного Донецкого края, его становления и развития, богатой вековой героической историей народа , его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны. Высказывания А.С. Макаренко актуальны и сегодня «ученик должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная". Школа должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных. Сегодня потребность в патриотическом воспитании огромна .Возможности внеклассных занятий патриотического содержания, с использованием различны форм и методов позволяют воспитывать лучшие качества учащихся Известно, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей. Данные вопросы рассматривались в исследованиях многих педагогов того времени, в которых раскрывались и обосновывались различные аспекты патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности .Одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы, определения эффективности патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании.

3. Сущность, содержание, гражданско-патриотической компетентности для полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.
Гражданин-это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Гражданская позиция - это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, не безразличие к соблюдению прав и интересов других людей.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Гражданское воспитание - это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет отношении к истории, в первую очередь, это служение обществу и стране быть патриотом - это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране.
Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к родному краю , лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Следовательно, гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своего родного края, желание сохранять культурные особенности и стремление защищать интересы своего народа.

3. 1. Понятие и аспекты патриотизма
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого "земляк, соотечественник") - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
3.2. Патриотизм включает в себя:
·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
·уважительное отношение к языку своего народа;
·заботу об интересах родного Донецкого края;
·осознание долга перед родной Отчизной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
·гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности
Различают несколько уровней патриотизма:
·биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.
·психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.
·социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к "своим".
·духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением.
Анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта: когнитивный (знания, представления); эмоциональный (отношение, чувства); поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие)
3.2. Компоненты патриотизма
·Потребностно-мотивационный компонент патриотизма.
Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии. Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление и даже потребность подражать таким людям.
·Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма
. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
·Эмоционально-чувственный компонент патриотизма.
Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
·Поведенческий и волевой компоненты патриотизма
- Это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами
4. Основные направления гражданско-патриотического воспитания.
Основными направлениями гражданско-патриотического воспитания являются:
1) Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2) Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости своего края, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
3) Гражданско–правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике ДНР.
4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение военной истории, воинских традиций Донецкого края.
6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите своего края.
7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей, учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
.
5. Основы музейной работы как средство гражданко-патриотического воспитания школьников.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родному Донецкому краю . Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою родной Донецкий край и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашего края. Современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Школьный музей-это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории… Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Музей выполняет следующие социальные функции.
Научно–документационная функция: музеи предназначены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества.
Охранная функция: музеи призваны решать задачи охраны культурно–исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры.
Исследовательская функция: музеи являются специфическими центрами научных исследований.
Образовательная и воспитательная функция.
5.1. Цели и задачи музея :Работа музея направлена на воспитание гражданина, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам родного края. Для выполнения этой задачи - в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея. Музей школы является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни нашей школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами.
Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю родного края из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.
Роль музея в образовательном процессе:
1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, студентов
2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона
3) проведение уроков на базе музея
4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке
5) обучение членов совета музея
6) подготовка учебно-исследовательских работ
7) участие в учебно-исследовательских конференциях
8) проведение учебы актива музеев
9) проведение семинаров руководителей школьных музеев
10) участие в Днях открытых дверей для родителей
11) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми
Основными целями музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования
5.2 Экскурсия как основная форма музейной работы
Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы музея являются экскурсии. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода.
Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В связи с этим большое внимание уделяется культуре речи экскурсовода: хорошей дикции, грамматической правильности, а также выразительности и артистичности.
Также в основе данного метода лежит зрительное восприятие, непосредственное наблюдение объекта.
Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. От вида экскурсии зависит ее содержание и приемы работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:
По месту проведения и объектам показа.
По характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные).
По целевому назначению.
По составу экскурсионных групп.
По характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и экскурсии на отдельные темы
. Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного комплекса, основными разделами экспозиции и отдельными, наиболее значимыми экспонатами. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизм.
5.3 Музейная комната «Моя семья в истории района, города. Страны»
С 1966 года в донецкой общеобразовательной школе №57 работает музейная комната, здесь собран богатейший материал об истории родного Донецкого края
Поисковая работа активистов музея позволила собрать подлинные письма с фронта, фотографии военного времени, военную форму, личные вещи солдат и командиров, газеты и информационные листовки военного времени, а также послевоенные фотографии, воспоминания ветеранов и много другие экспонаты. В школьном музее бережно хранятся экспонаты, которыми можно гордиться. Достойное место занимают подлинные документы тех суровых лет - пожелтевшие от времени военные билеты и красноармейские книжки, удостоверения к орденам и медалям, личные вещи солдат и командиров, части оружия и боеприпасов, найденные поисковиками при раскопках на местах боев, письма от родственников найденных солдат и др. На протяжении всех лет музей является центром военно-патриотического воспитания школы и города. Ежегодно в музее проводятся более пятидесяти экскурсий для школьников, студентов, выпускников, ветеранов ВОВ и локальных войн.
Основные направления работы музея
Актив музея проводит следующую работу:
Изучает исторические, литературные источники
Систематически пополняют фонды музея
Проводит поисковую работу
Обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет
Создает и обновляет экспозиции
Проводит экскурсионно-лекторскую работу
Оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе
Ребятами ведется работа по оформлению музея, работа в архиве. Музейную комнату посещают свыше 300 человек в год, среди них учащиеся школы, школ города, представители общественных организаций, ветераны Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, представители администрации города, области. Активом школьного музея проводится в год более 50 экскурсий. Музейная комната стал, а в Донецкой школе № 57 центром патриотического воспитания учащихся. Фонды музея значительно пополняются, и музейная комната готовится получить статус музея.
Музей - это книга памяти: ведь собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.
Условия, в которых сегодня находится наше общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Но, несмотря на это, гражданское образование находится на этапе становления, которые включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений.
В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который представляет собой одну из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганда материалов. Основными целями такого музея являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.
Самая распространенная форма воспитательной работы музея - это экскурсия. Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Именно с помощью экскурсий учащимся можно познакомиться с экспозицией музеев.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования
Для воспитания патриотов донецкой Народной республики необходимо не только создание и развитие школьных музеев, но и привлечение большего внимания педагогическим навыкам учителей в этой области путем обучающих семинаров и конференций.
Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс.
Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического построения республики, ее государственной целостности и безопасности.


Приложение1
Донецкая общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 57
План работы клуба «Поиск» на 2015-2016 уч.годДата Содержание
Сентябрь
04.09.2015 Запись в клуб. Знакомство с новыми участниками клуба «Поиск». Составление плана работы. Прект «Партизанское движение на Донбассе» Знакомство с материалами и содержа нием музея.Подготовка лекторской группы ко Дню Освобождения Донбасса. Подготовкатворческой группы «Твои герои ,Донбасс.»Сбор материала «Авдеев-Донской
на Донбассе.», оформление патриотического
листка «Партизантское движение», работа
с музейными материалами,подготовка
стенда к празднованию«60-летия ДОШ№57
работа группы волонтеров «Доброе сердце»,
встреча с ветеранами, посещение ветеранов
на дому. Подготовка к праздничному концерту , поздравления от группы «Поиск»
08.09.2015 Экскурсия в музее 5-7 классы «День освобождения Донбасса» работа лекторских групп в 5-8 классах.Создание
презентации « Героический Донбасс»,работа с экспозицией «Донбасс в годы Великой Отечественной войны», работа лекторской группы в начальной школе «Письмо ветерану»Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
10.09.2015 Систематизация фотографий.Работа журналистов группы «Поиск».Подготовка материала «Путиловское подполье»,выполнение задач по группам ,работа волонтеров «Доброе сердце»
17.09.2015 Поиск адресов и сбор информации по теме «Партизанское движение на Донбассе», «Семья Жмуры»,оформление стенда, работа волонтеров «Доброе сердце».Подготовка к праздничному концерту «Дню учителя» группа «Поиск»
Октябрь
01.10.2015 Сбор материала «История вокруг нас». Распределение индивидуальных задач по работе с документами. «Партизанское движение на Донбассе» Реставрационные работы в школьном музее.
06.10.2015 Подготовка к празднованию «60 –летие Донецкой образовательной школы №57»,подготовка фотоэкпозиции «История нашей школы»,создание поздравительных открыток, работа группы по оформлению фото материалов «Семья Жмуры» «Партизанское движение в Донбассе»
09.10.2015 Оформление стенда «Этнографический уголок»,оформление архивных материалов «Твои герои,Донбасс»,работа волонтеров «Доброе сердце»,работа лекторской группы
в 5-7 классах «Ученики нашей школы-героические страницы»,встреча с ветеранами,участниками Великой Отечественной войны
13.10.2015 Реставрация стенда «Великие битвы»,работа групп по индивидуальным заданиям,подготовка лекторской группы.,сбор фото материалов «Партизанское движение на Донбассе»
Ноябрь
03.11.2015 Реставрация передвижной экспозиции,посвященной Великой Отечественной войне,работа групп по индивидуальным заданиям,создание фонотеки «Песни военных лет», составление исторической летописи «Герои-земляки»,работа группы волонтеров «Доброе сердце» .Проведение экскурсий в музее.Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
05.11.2015 Сбор материала «Партизанское движение на Донбассе», индивидуальные задания по группам, создание презентаций « Памятники г. Донецка»,проведение классных часов «Я патриот Донецкого края», проведение флэшмоб-акции «Я люблю свою землю», волонтерское движение «Доброе сердце»,посещение ветеранов.
10.11.2015 Индивидуальные задания по группам,по теме «Партизанское движение на Донбассе»,проведение экскурсий в музее по теме «Партизанское движение на Донбассе»
Организация мероприятий «Мой любимый город»,подготовка фотовыставки,учатие в конкурсах,посвященных истории города Донецка,волонтерское движение «Доброе сердце»
12.11.2015 Подготовка и оформление работ,выполненных по индивидуальным заданиям, группами .Оформление стенда. «Партизаны Донецкого края»Работа в рубрике «Книга памяти»,проведение экскурсий в музее»Моя семья в истории района,города ,страны.»Встреча с ветеранами,работа волонтеров «Доброе сердце», участие в районных акциях.
Декабрь
01.12.2015 Проведение диспута «Патриот-это …» Проведение экскурсий в школьном музее «партизанское движение на Донбассе», создание агитбригады «Мой любимый Донбасс»,подготовка классных часов участниками группы «Поиск»для 5-6 классов « Паритизанское движение на Донбассе»,встречи с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны.
03.12.2015 Поиск и сбор информации « Моя улица в истории города», создание видеоматериалов «Донецк- город будущего.», оформление летописи «Герои партизанского движения», работа волонтеров «Доброе сердце», проведение экскурсий в музее, используя подготвленный материал « Партизанское движение на Донбассе»,участие в городских фестивалях,конкурсах.
08.12.2015 Поиск и сбор информации об участниках локальных войн-бывших участниках школы, работа журналистской группы «Поиск», участие в конкурсах,проведение флэшмоб-акции «Я патриот своего края»,экскурсии в музее,реставрационные работы.
10.12.2015 Оформление стенда « Партизанское движение на Донбассе, состоящий из трех частей «Авдеев-Донской в Донбассе», «Путиловское подполье», «Семья Жмуры» используя материалы, собранные участниками группы «Поиск» Проведение экскурсий к новым стендам, волонтерская работа «Доброе сердце», встреча с ветеранами.
Январь
14.01.2016 Проведение конкурса « История моего края»
Подготовка к конкурсу «Героические дни Донбасса», проведение конкурса рисунков «Донбасс-моя Родина», экскурсия в музее, работа волонтерской группы «Доброе сердце»
19.01.2016 Проведение экскурсий в школьном музее «Партизанское движение на Донбассе», работа со стендом «Книга памяти», проведение классных часов для начальной школы участниками группы поиск «Героические страницы Донбасса», «Партизанское движение на Донбассе»
21.01.2016 Проведение экскурсий в школьном музее, обновление этнографического стенда, реставрационные работы, проведение конкурса «Знаю ли я свой город?», проведение викторины «Улицы и площади Донецка», работа волонтерской группы «Доброе сердце»
26.01.2016 Встреча с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, проведение акции «Донбасс в сердце моем», проведение экскурсий в музее
Февраль
02.02.2016 Подготовка материалов об участниках боевых действий в Афганистане, учениках ДОШ № 57, подготовка и реставрация стенда «Афганистан болит в моей душе», проведение экскурсий, работа волонтерской группы «Доброе сердце», забота о ветеранах
11.02.2016 Создание агит-бригады «я патриот своего края», проведение викторины «История моего края»,проведение конкурса плакатов «Любимый город»
16.02.2016 Подготовка к конкурсу «Песни военных лет», проведение викторины «Знаменательные даты Великой Отечественной войны», проведение бесед, участниками лекторской группы «Поиск» «Партизанское движение на Донбассе, участие в конкурсе плакатов « День защитника Отечества», проведение экскурсий в музее.
25.02.2016 Проведение экскурсий в музее, создание летописи, оформление архива музея, встреча с ветеранами
Март
01.03.2016 Проведение опроса «Что значит быть патриотом своего края? Проведение конкурса сочинений «Героическое прошлое Донбасса», «Любимый город», «Город опаленный войной», индивидуальные задания: реставрация стендов, работа волонтерской группы «Доброе сердце»
04.03.2016 Проведение анкетирования «Будущее Донбасса», экскурсии в музее « Героическое прошлое Донбасса», участие в праздничных концертах, оформление открыток-поздравлений.
11.03.2015 Проведение собеседования « Я горжусь своей Родиной!»Конкурс презентаций « Донбасс будущего»
16.03.2016 Конкурс патриотических листовок « Донбасс моя родина» Просмотр кинофильмов о Донбассе. Задание по группам. Оформление фото-материалов. «Донбасс великое прошлое и великое будущее»
Апрель
05.04.2016 Проведение Круглого стола: «Война-глазами современности»
07.04.2016. Проведение экскурсий для учащихся школ Киевского района. «Героические годы Донбасса», «Партизанское движение на Донбассе»
12.04.2015 Встреча с ветеранами, участниками великой отечественной войны.
22.04.2016 Подготовка праздничного концерта « Я патриот Донбасса»
Май
05.05.2016 Посещение памятников Великой отечественной войны города Донецка
09.05.2016 Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.
12.05.2016 Круглый стол: «Какой я хочу видеть свою школу?»
19.05.2016 Подведение итогов. Награждение.
Руководитель клуба «Поиск» Нимак Е.К.
Заместитель директора по УВР Ивахненко С.В.
Приложение №2
Положение о музейной комнате «Моя семья в истории города, района, страны»При Донецкой общеобразовательной школе 1-3 ступеней №57,котора находиться в сфере управления Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики I.Общее Положение1.1 Музейная комната «Моя семья в истории города, района, страны.»,является центром образования и воспитания, тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории Донецкого края в годы Второй Мировой войны.1.2 Музейная комната была создана с целью сохранения, экспонирования, исследования материалов по истории Донецкого края в годы Второй Мировой войны. А также пропаганды краеведческих материалов, имеющих культурно-историческую, научно-вспомогательную и воспитательную ценность. Музейная комната способствует формированию молодого поколения любви к родному краю, своему народу, обеспечивает духовное единство поколений и предназначен для изучения, сохранения и использования памятников героического прошлого .1.3 Оригинальные памятники истории культуры, имеющие историческую и культурную ценность хранятся в фондах музейной комнаты и подлежат учету в установленному порядке.1.4 Музейная комната в своей деятельности руководствуется законодательством Донецкой Народной Республике, нормативными документами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, Министерства культуры Донецкой Народной Республики по вопросам деятельности музеев, настоящим Положением.1.5 Музей взаимодействует с Республиканскими общественными и другими заинтересованными организациями и учреждениями. II. Задачи и содержание работы музея2.1 Главными задачами работы музея являются:1) способствование совершенствованию учебно-воспитательного процесса образовательных организаций, расширению и углублению общеобразовательной подготовки обучающихся средствами внеклассной и внешкольной работы.2)развитие творческих интересов учащихся к поисковой, краеведческой, научно-исследовательской работе.3)формирование у подрастающего поколения социально-общественного опыта на примерах исторического прошлого родного края через понимание неразрывности взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.4) проведение культурно-просветительской работы среди учащихся.2.2 Содержание работы музейной комнаты1) Создание и систематическое пополнение экспозиций, а также другими путями комплектования которые не противоречат действующему законодательству Донецкой Народной Республики, проведение экскурсий.2) организация учёта музейных предметов, обеспечение их сохранности. 3) организация исследовательской деятельности, согласно тематике.4) использование материалов музея в учебно-воспитательном процессе и научно-исследовательской работе.5) организация и активное участие в районных, городских, республиканских, международных мероприятиях. III. Организация и деятельность музейной комнаты3.1 Музейная комната создана в процессе длительной собирательской и поисковой работы педагогического коллектива и учащихся (актива музея)3.2 Деятельность музейной комнаты регламентируется положением о музее разработанном на основе действующего законодательства, настоящего Положения, Устава образовательной организации. Положение о музее утверждается руководителем данной образовательной организации.