Эстетическое воспитание как приоритетное направление в творчестве учащихся и библиотечной работе


"Нельзя вырастить полноценного
человека без воспитания в нем
чувства прекрасного…"
Р.Тагор
На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.
Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях.
Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, а предметом декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников.
Исходя из актуальности темы, определяется цель, заключающаяся в изучении теоретического материала, что в свою очередь определяет постановку следующих задач:
- Раскрыть понятие эстетическое воспитание;
- Критерии эстетической воспитанности;
- Формы и методы эстетического воспитания школьников.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность школьников, как организованная педагогом , так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить и репродуцировать. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании. Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.
Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).
Эстетическое воспитание — направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.
В воспитании ребёнка и эстетическом развитии школьника особую роль играет декаративно- прикладное искусство. Оно является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Художественно эстетическое воспитание школьников это важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Учебный процесс и внеурочная деятельность как форма досуга закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная и прикладная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие во всём процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.
Библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребёнка.  Библиотека – это мир открытий, способствующий развитию у детей творческой индивидуальности. Эстетическая деятельность детей заключает в себе не только процесс восприятия и оценки, но и непосредственное создание красоты своими руками, основываясь на полученных эстетических знаниях и собственном чувстве прекрасного. Творчесво ребёнка возникает с  эстетики окружающего его мира, обстановки, быта. Для детей наглядность играет важную роль, поскольку восприятие ребёнка носит наглядно-образный характер. А потому использование наглядности в библиотечной работе с детьми – это разговор с ребёнком на понятном ему языке. Выставочная работа была и остаётся одним из самых интересных направлений в библиотеке. Работы, сделанные своими руками всегда –повод показать и научить других различным видам творчества. Библиотеки накапливают свой уникальный опыт, осваивают новые формы работы, находятся в постоянном поиске новых решений и идей.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи
изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития школьников;
создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития детей, их творческого потенциала;
использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей;
организация образовательного процесса
(работа с детьми и родителями). Творение своими руками пробуждает у детей эмоционально – творческое начало. Одним из важных условий по художественно – эстетическому воспитанию в нашей библиотеке является правильно организованная предметно – развивающая среда. В библиотеке организовано творческое пространство, уголок изобразительной деятельности.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является декоративно-прикладное творчество. На примере работы нашего кружка «Умелые ручки», мы с девочками покажем вам мастер класс по основам декупажа, узнаем историю этого вида искусства и все вместе попробуем выполнить самые простые элементы.