Чтение как приоритетное направление в становлении духовно-нравственной сферы ребенка



Чтение как приоритетное направление
в становлении духовно-нравственной сферы ребенка.



Вышедшее сегодня на повестку дня педагогической деятельности забытое слово «воспитание» стало чаще всего использоваться в значении «духовно-нравственное».

Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Духовно-нравственный кризис на фоне успехов цивилизации с каждым годом заметно обостряется. Усиливается дисгармония в человеческих отношениях. Требуется решительный поворот к этической культуре, утверждающей ценность человеческой личности.

Стоит вспомнить, что в 2002 году усилиями трех министерств Российской Федерации – по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры - была разработана межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007 гг.) Эта программа явилась ответом на возникшие потребности общества. Формирование у подрастающего поколения нравственного фундамента названо в ней важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования.

Совершенствование учебного процесса и воспитательной работы в школе не может происходить без знакомства учащихся с духовно-нравственными и религиозными основами отечественной и мировой культуры, без усвоения основ этики, которую К.Д. Ушинский называл золотой оправой общего образования и стержнем нравственной ориентации личности. Без целенаправленного духовно-нравственного образования нельзя представить полноценное личностное развитие.
 
Одним из возможных вариантов организации духовно-нравственного образования в школе является экспериментальный учебный курс «Духовно-нравственные беседы», разработанный в соответствии с принципами государственной политики Российской Федерации в сфере образования и требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.





Он предназначен для реализации в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, переведенных на работу в режиме лабораторий по теме «Проектирование программ духовно-нравственного развития».
Апробация учебного курса «Духовно-нравственные беседы» и оценка его результативности составляют звено научно-методической работы гимназии №405 Красногвардейского района.

Учебный курс интегрирован в комплексные программы духовно-нравственного образования для сопряжения с другими учебными курсами указанной предметной области, соответствующими тематическими расширениями содержания гуманитарных дисциплин, а также мероприятиями внеурочной и внеклассной работы.


Что формируется в ходе реализации таких комплексных программ:

- гуманистические и нравственные ценности;
- ценность знания;
-уважение к талантам и умельцам;
- достоинство и ценность личности;
-социальная активность личности;
-патриотизм;
- национальная история и культура;
- ценность творчества;
- ценность традиций;
- ценность культуры и традиций других народов и др.

Главную роль в духовно-нравственном воспитании может сыграть искусство, и первое среди них – художественная литература в ее лучших образцах. «В литературных произведениях, – отмечает автор книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» (1996) В.А. Левидов, – заложен страхующий механизм для восстановления подрубленных корней духовности». Он назвал литературу щитом, который на протяжении веков своими гениями создавало человечество для защиты от всего негативного, им же творимого.
Но этим щитом надо уметь воспользоваться. Главное из этих умений – эмоциональная реакция читателя, называемая сопереживанием.







В своей Нобелевской лекции по этому поводу А.И.Солженицын поставил вопрос: «Кто сумел бы косному упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства». И сам же на этот вопрос ответил: «Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это – искусство. Это литература. Доступно им такое чудо: преодолеть особенность человека учиться только на собственном опытеИскусство переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти воссоздает опыт, пережитый другими, – и дает усвоить его как собственный».

Школьные программы по литературе предлагают произведения, которые помогут обучающимся осмыслить прошлое и глубже понять современность, содействуют нравственному и интеллектуальному разв
·итию ребенка.

Темы и проблемы, волнующие авторов художественных произведений, близки и во многом понятны ребенку, даже если это литература XVI или XIX веков. Это проблемы нравственности, гуманизма, добра и зла, войны и мира, взаимоотношений в семье, проблемы экологии и пр.

Разнообразные формы чтения (выразительное чтение и чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение и пр.) помогают глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуют навыки прочитанного, обогащают устную речь школьника.

Приступая к работе над выразительным чтением литературного произведения, необходимо сначала внимательно осмыслить то, что создал писатель или поэт. Процесс осмысления связан с анализом текста произведения.
При изучении идейно-художественного своеобразия «Повести о Петре и Февронии Муромских» в 7 классе важно показать значимость “Повести” в формировании нравственных и семейных ценностей. (Предполагается, что учащиеся ознакомились с текстом произведения на предыдущем уроке).


Беседу можно начать с вопроса:
- Что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность)
- Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?
Этот вопрос станет ключевым при обсуждении прочитанного и выяснении идейного содержания «Повести».
Структура урока предполагает различные виды работы учителя и учащихся.
Здесь может быть применена технология критического мышления:
-знаю;
-не знаю;
-хочу узнать.
Вектор вопросов, обсуждаемых на уроке, нацелен на пробуждение духовно-нравственной сферы и духовного опыта ребенка.
Работа с вопросами и заданиями связана с анализом поступков героев, их нравственной оценкой:
-вопрос совести (не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает);
Проблемный вопрос
- почему же автор делает Петра главным героем? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, тверд в вере ) - духовное становление героя.

-социальный,
-автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.
- Сочувствие ( жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре);
- уважение ( за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).
Еще один проблемный вопрос
- Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки.).
- авторское отношение к героям (Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность).

В конце беседы подводятся итоги:
- В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.
Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.
-О каких вечных темах мы говорили сегодня?
Учащиеся сами называют эти ценности.


Какие эмоциональные сферы ребенка мы затрагиваем во время обсуждения прочитанного?
-Весьма не «модные», подчас не современные и не популярные среди подростков.
Но особенности современных школьников таковы, что мы способны «достучаться», а они способны откликнуться.

Технология духовно-нравственного воспитания представляет собой целостную модель-совокупность педагогических действий, обеспечивающих актуализацию и развитие личностных духовно-нравственных качеств обучающегося. И чтение остается приоритетным направлением в становлении духовно-нравственной сферы ребенка.
Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, становясь принадлежностью души человека.
 
 









13PAGE 15


13PAGE 14615




15