Мастер — класс текстильная кукла — закрутка


Мастер – класс «Текстильная кукла – закрутка»
Сычева Л.А. Учитель технологии
МКОУ Заброденская СОШ
Калачеевского района
Цель мастер - класса: Познакомить слушателей с технологией изготовления текстильной куклы-закрутки.
Задачи: познакомить с историей традиционной народной куклы;
- представить различные варианты изделий выполненных в данной технике;
- создать условия для выполнения задания мастер-класса;
- изготовить текстильную куклу-закрутку.
Содержание занятия:
1.Теоретическое обоснование;
2.Практическая работа;
3.Анализ, рефлексия.
Оснащение для руководителя мастер-класса: компьютер, проектор, экран, презентация «Текстильная кукла -закрутка», текстильные куклы.
Оснащение для слушателей: материалы для выполнения задания. 
Ход мастер-класса
1.Теоретическое обоснование
Русская народная кукла - закрутка занимает особое место в традиционной культуре. Ей уже более 5000 лет. Жизнь народа немыслима без традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Сначала кукла возникла как атрибут обряда, позже появилась кукла – оберег. И только после этого кукла стала детской игрушкой.
Традиционные народные куклы были в каждой крестьянской избе. Бабушки учили внучек, матери - дочек, старшие сестры – младших. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию, а вместе с тем и к творческому отношению к миру.
Традиционные русские куклы были основными участниками семейно-бытовых обрядов: рождение, свадьба, болезнь, смерть. Для каждого момента жизни делались традиционные народные куклы, которые хранились определенное время, а некоторые даже на протяжении всей жизни. Лицо у традиционных русских кукол не изображалось, так как считалось, что без лица кукла – вещь неодушевленная и не сможет причинить живому человеку какое-либо зло. В то время как по древнейшим представлениям, если у куклы будет лицо, то кукла как бы оживет, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому такая безликая кукла служила оберегом.
Почему кукла называется закруткой? Дело в том, что изготовление этой магической игрушки - целый ритуал, при котором использовать ножницы, иглы и другие колюще-режущие предметы запрещалось – чтобы счастье-судьбу не колоть и не резать. Лоскутки ткани рвали руками на меньшие куски, скручивали веревочками и нитями и кукла - закрутка готова.
Народная кукла простая, однако, очень образная и символическая. Играя с ней, ребенок может фантазировать, наделять ее теми или иными чертами характера. В такой кукле нет агрессии, а процесс создания успокаивает, улучшает настроение.
Мастерски сделанная, пышно одетая куклы может стать не только прекрасным подарком, удивительным элементом декора или ценным предметом домашнего имущества, но и оберегом благосостояния, счастливой семейной жизни и защитой от злых сил.
Это несложный вид рукоделия и с ним легко могут справиться ученицы 3-5 классов. Куклы можно выполнять на кружковых занятиях, в классах совместного обучения на уроках технологии мальчиков и девочек, а также на занятиях по модулю «Рукоделие».
2. Практическая работа.

Кукла-оберег "Колокольчик"
  Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Куклы выполняется из хлопчатобумажной ткани. Для изготовления потребуется: три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см, квадрат белой ткани для лица 20х20 см, немного синтепона для головы, колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани.
Инструкционная карта «Изготовление куклы – оберега «Колокольчик»
К колокольчику привязываем нитку и приматываем его к синтепону. Синтепон помещаем в центр большого круга.
Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился, и края юбки были ровными.
Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.
Аналогичным образом прикрепляем третий лоскут.
Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба.
При необходимости регулируем, закрепляем на шее.
Оформляем руки.
Надеваем на голову повойник.
Надеваем косынку и завязываем её под ручками.
3.Анализ, рефлексия
Для подведения итогов занятия прошу вас высказать свое мнение.
1. Как бы вы оценили свою работу на мастер-классе? По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после мастер - класса)
2. Что нового для себя узнали?
3. Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшей деятельности?