Статья Особенности разработки УМК в творческом объединении Мягкая игрушка для детей младшего школьного возраста


Особенности разработки УМК в ТО Мягкая игрушка для детей младшего школьного возраста.
УМК для преподавания предмета «Мягкая игрушка» разработан с учетом психологических особенностей детей этой возрастной группы.
Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных знаний, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые.
«Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер»
Детям важно как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, то новая информация не будет усвоена. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.
Один из ведущих исследователей детской психологии, доктор психологических наук, Николай Николаевич Поддьяков выступил с утверждением того, что для умственного воспитания важное значение имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности. "Предметная преобразующая деятельность самого ребенка в значительной мере определяет содержание и последовательность получаемой им информации об объектах, что существенно влияет на переработку этой информации, осуществляемую в плане внутренней деятельности. Иначе говоря, в ходе материального действия происходит активизация уже имеющихся у ребенка знаний и умственных действий, осуществляется их дальнейшее развитие и усвоение, т.е. материализация. При этом мыслительные действия детей, направленные на понимание всех последовательных преобразований объекта могут достичь значительной сложности".
В младшем школьном возрасте желательно, чтобы обучение проходило в игровой форме, так как именно игра остается ведущей деятельностью и она наиболее близка и доступна для детской психики. Создание воображаемых игровых ситуаций погружает ребенка в особый мир, где он чувствует себя свободно и раскованно, где снимаются барьеры и запреты, где он может свободно себя реализовать. Этому, как раз, и способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством. Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению ребенка к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.
Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей - дело важное. Если ребенок будет к этому приучен с раннего возраста, то став взрослым, он всегда будет стремиться к красоте.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. Педагогические исследования показывают, что обучение декоративно-прикладному творчеству необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. Мягкая игрушка – это один из видов декоративно- прикладного творчества, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Изготовление игрушек является одним из ярких видов художественного ремесла. Богатые традиции, мода на игрушки, сделанные своими руками, доступность и привлекательность, сравнительно простая технология изготовления, быстрота получения изделия – все это предпосылки использования предмета «Мягкая игрушка» в дополнительном образовании детей.
С учетом всего вышесказанного, опираясь на особенности психологии детей младшего школьного возраста, был разработан УМК по предмету «Мягкая игрушка».
Ведущей идеей комплекта является учебно-познавательная деятельность детей младшего школьного возраста, ее способы, обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.
Еще одной особенностью является утверждение, что каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли.
Представленные в программе методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений педагога с обучающимися и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.Особенности УМК:
- максимальный учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста  и личностных особенностей каждого обучающегося;
- формирование у обучающихся целостной картины мира;
- полная обеспеченность методическими и дидактическими материалами;
- обеспечение максимально комфортного обучения, , предохраняющего от перегрузок;
Структура УМК по предмету «Мягкая игрушка»
1. Образовательная программа
2. Методические материалы
- методические разработки;
- инструкции
3. Дидактические материалы.
- тематические подборки материалов;
- текстовые задания;
- карточки;
- чертежи;
- шаблоны;
- образцы изделий
1. Образовательная программа.
Программа предусматривает последовательное освоение технологических особенностей изготовления различных видов игрушек. Очень важно, чтобы в игрушке проявилась фантазия ребёнка, выдумка, чувство юмора. В процессе решения творческих задач школьники получают знания по технологии пошива игрушек, их отделке, пропорциях, выразительности формы, сведения об инструментах, декоративных свойствах материалов.
Цель образовательной программы: Развитие творческих способностей и эстетического вкуса детей.
Обучение по программе «Мягкая игрушка» рассчитано на три года.
В течение первого года обучения учащиеся знакомятся с историей народной игрушки, с инструментами и материалами, правилами безопасного труда. Технология пошива игрушек объясняется последовательно, начиная с простых плоских, выполненных в технике аппликация, и заканчивая более сложными объёмными игрушками. На втором году обучения учащиеся осваивают более сложные техники изготовления игрушки, знакомятся с традиционными русскими ремеслами, учатся изготавливать разные виды игрушек и осваивают основы составления композиции.
Программа третьего года обучения ориентирована в основном на создание изделий для украшения быта, интерьера. Игрушки рассматриваются не только как декоративный, но и как практичный элемент жизни человека. Важно, чтобы ребята изготовляли полезные и красивые вещи, которые найдут практическое применение. Здесь предусматривается самостоятельная творческая деятельность воспитанников от разработки эскизов до готового изделия.
Для успешной реализации программы "Мягкая игрушка" мною были выбраны следующие приоритеты.
Во-первых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. На занятиях мы постоянно обращаемся к сказкам, загадкам, пословицам, поговоркам, к народным приметам, играм и праздникам т.к. именно они вмещают в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Во-вторых, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно в них сконцентрированы тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Методические материалы включают в себя:
- методические разработки занятий и мероприятий, включающие в себя ход проведения, описание последовательности действий, цели и средства их достижения;
- инструкции для дидактических игр с условиями и пошаговой последовательностью действий.
Для ребенка, младшего школьного возраста одной из составляющих его полноценного развития является двигательная активность. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
Исходя из этого, в УМК включена подборка подвижных игр-разминок, способствующих снятию напряжения, разрядки и установлению легкой дружественной атмосферы.
3. Дидактические материалы.
- тематические подборки материалов: подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по отдельным темам ( подборки стихов, цитат, пословиц, поговорок, фотографий, рисунков, иллюстраций и др.);
- текстовые задания;
- карточки;
- чертежи;
- шаблоны;
- образцы изделий.
Дидактические материалы представлены как в бумажном варианте, так и в электронном.