Обобщение основных понятий информатики через правила дорожного движения

Урок по информатике в 3 классе
Тема: «Обобщение основных понятий информатики через правила дорожного движения»

Цель: - показать возможности применения знаний основных понятий курса информатики в практической деятельности через правила дорожного движения.
Задачи:
-развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность;
-воспитывать нравственные качества учащихся, культуру коллективной деятельности, умение отличать хорошее от плохого.
Формируемые УУД:
Личностные:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
МетапредметныеУУД:
Познавательные:
- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
- формировать понятия: «закономерность», «аналогия», «алгоритм», «множество», «истинные и ложные высказывания»; - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.
Коммуникативные:
- активно участвовать в обсуждениях, которые возникают на уроке;
- не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
Регулятивные:
- принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;
- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
Предметные УУД:
Знать:
-понятия: «закономерность», «аналогия», «алгоритм», «множество», «истинные и ложные высказывания»;
Уметь:
-составлять различные алгоритмы;
-заполнять таблицу ложных и истинных высказываний;
-составлять множества по заданной теме.

Оборудование: Компьютеры, экран, проектор; карточки с заданием по теме «Закономерность и аналогия», карточки для выполнения задания по теме «Алгоритм», тестовые карточки, карточки с оценкой работы на уроке, загадки, рисунки транспорта, учебник – тетрадь «Информатика в играх и задачах» -3 класс Горячева А.В., Гориной К.И., Суворовой Н.И.


Ход урока:

1. Организационный момент.
-Правила поведения в компьютерном классе и за компьютером.
- Расскажите, какие правила поведения в компьютерном классе и при работе за компьютером вы знаете.
- Начинаем предложения со слов: «Нельзя» или «Можно»
2. Актуализация знаний.
-Откройте тетрадь, и мы проверим, как вы справились с домашним заданием.
№8 на стр. 34 – что надо было сделать?
(Продолжить закономерность цепи.)
-Что у вас получилось? Какие буквы вы вставили?
-Что такое закономерность?
№18 на стр. 38 – что здесь надо было сделать?
(Выполнить задание по аналогии)
-Что такое Аналогия?
-Что у вас получилось?
-Могло ли получиться у всех одинаково?
(Нет, т.к. каждый придумал свою закономерность)
3. Целеполагание.
Работа по аналогии по вариантам.
-Сейчас мы тоже будем работать по аналогии, восстанавливая закономерность.
У вас на столах лежат карточки красного цвета, на каждой карточке есть номер варианта. Работать вы будете в парах, поэтому
будьте взаимно вежливы и работайте сообща, помогая друг другу.
Выполнив правильно задание, мы узнаем тему нашего урока.
(Дети работают с карточками)
Проверка на экране
4. Учебно-познавательная деятельность.
1)Беседа. Рассказ учителя.
Люди - существа озабоченные и беспокойные. Они все время куда –то едут, идут, летят – в общем, постоянно спешат, торопятся, бегут.
А спешить и торопиться – это небезопасно, особенно в городе, где поток различных транспортных средств на улицах и дорогах страшно велик.
Когда – то давно люди ходили просто пешком, но это было медленно и неудобно. Вот они сели на лошадь, а потом в телеги, сани, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучера покрикивали на прохожих и разгоняли их кнутами. А тот, кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русскому царю Петру Алексеевичу. Решил он издать указ, который потом стали считать первыми правилами дорожного движения.
Современную жизнь нельзя представить без быстрого передвижения, особенно в городе. Как же сделать так, чтобы эта жизнь стала более безопасной? Надо просто знать и соблюдать все правила движения. Сейчас существует много различных правил и для водителей транспортных средств, и для пешеходов.

Правил дорожных
На свете немало
Все бы их выучить
Нам не мешало,
Но основные из правил движения
Знать надо как таблицу умножения.

Сегодня на уроке мы с вами будем повторять не только правила дорожного движения, но попробуем их связать с основными понятиями курса информатики.
2) Повторение понятия «множество».
-Что нам помогает при соблюдении ПДД? (Знаки)
-Какие знаки вы знаете? (Запрещающие, разрешающие)
Например:
-С помощью каких геометрических фигур они изображаются? (Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

3)Постановка проблемы:
-Сможем ли мы сегодня, используя знания, полученные на уроках информатики, оформить по – новому самое важное для нас правило дорожного движения?
Для этого надо выяснить, знаете ли вы сами ПДД и как вы их соблюдаете?
Беседа
-Кто должен соблюдать ПДД: пешеход или водитель?
-Кого мы называем пешеходом, водителем?
-Какой транспорт вы знаете? Давайте проверим. Отгадайте загадки.

Работа с рисунками:
-Какой рисунок здесь лишний? ( Ковер – самолет)
- Почему?
-Какие виды транспорта здесь представлены? (Наземный, подземный, водный, воздушный)
-Какое понятие из курса информатики можно применить к слову транспорт? (множество).
-Что мы называем множеством?
Множество – это совокупность элементов, объединенных по какому – нибудь признаку.

-На какие группы можно разделить весь транспорт? (Грузовой, пассажирский, специальный транспорт).
-Можно сказать, что специальный транспорт, грузовой и легковой - это множества?
(Да, так как все эти машины объединены по определенному признаку).
-Приведите пример.
Например, специальный транспорт:
(Скорая помощь, милиция, МЧС, пожарная машина и другие. Эти машины предназначены для спасения людей)

Загадки о транспорте:
(по мере ответа учащихся рисунки проектируются на экран: машина, метро, самолет, корабль, ковер-самолет).
.
Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дорогам он несется. (Автомобиль - грузовой и легковой)

Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой
Повезу вас под землей. (Метро)

Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет. (Самолет).

Паровоз без колес.
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел! (Пароход)

На чем любил летать Старик – Хоттабыч? (Ковер – самолет)

Наш приятель тут как тут –
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется (Трамвай)

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)



-Сей час мы с вами продолжим работу над понятием «множество и отношения в множестве». Для этого перейдем к компьютерам. Помните о правилах поведения за компьютером.
5. Работа с компьютерами.
-Откройте программу.
Порядок открытия для тех, кто забыл, - на экране.
-Как мы называем такой порядок? (алгоритм).
-Перед вами на мониторе представлено несколько схем множеств и отношений в них, а также условные обозначения множеств определенного цвета.
-Давайте рассмотрим, что мы видим?
-Какие множества нам даны? (Множество транспорт, грузовой транспорт, пассажирский транспорт)
-Чем является множество грузового транспорта по отношению к множеству транспорт и множество легкового транспорта по отношению к множеству транспорт?
(Подмножеством)
-Что мы называем подмножеством? (Множество, входящее в другое множество)
-Вы должны выбрать правильное распределение отношений в множестве.
-Что у вас получилось? (пересечение).
-Почему?
-Выбрав заданный цвет для каждого множества, вы должны закрасить эти фигуры так, что бы было видно это пересечение.

Проверка на экране.
Кто выполнил правильно? Молодцы!

-Кто объяснит, почему фигуры закрашены именно этими цветами (цвета светофора)
- А вы знаете, что слово светофор в переводе с греческого языка обозначает «несущий свет»
6. Работа с таблицей истинных и ложных высказываний.

Беседа о ПДД.

-Кто мы такие, когда находимся на дороге? (пешеходы)
-Давайте проверим, насколько вы внимательны, как хорошо вы усвоили понятия «истина» и »ложь», и как вы соблюдаете ПДД.
Работаем с компьютером.
-Найдите и откройте таблицу истинных и ложных высказываний.
- Какие высказывания мы называем истинными? Ложными?
-Как называются высказывания, если в них встречается частица «не»?
(отрицание)



Заполните таблицу, вставив где это необходимо, слова «да» или нет»


Да
Нет

1
Вы переходите дорогу на красный свет

Нет

2
Вы катаетесь на самокате во дворе
Да


3
Вы не уступаете место старшим в транспорте

Нет

4
Вы переходите дорогу на зеленый свет
Да


5
Вы играете не на проезжей части
Да


6
Автобус нужно ждать не на автобусной остановке

Нет

7
Дети могут кататься на транспорте, прицепившись к нему

Нет

8
Будет правильно, если знак «Пешеходный переход» будет отменен

нет

9
Нужно всегда соблюдать ПДД
Да



Назовите только истинные высказывания.
Проверка на экране
-Кто справился с этим заданием без ошибок?

7. Физминутка для глаз

8.Работа с понятием «Алгоритм»
(Переход за столы)
Беседа
В каком понятии курса информатики встречаются слова «ветвления, цикл»? (алгоритм)
Что такое алгоритм?
Алгоритм – это описание последовательных действий, строгое выполнение которых приведет к результату.

Какие алгоритмы вы знаете?
Где мы уже встречались с алгоритмами?
Расскажите о построении алгоритма (Начало, последовательные действия и конец)
Давайте попробуем применить понятие алгоритм к правилам дорожного движения.
Где можно выполнять последовательно действия, чтобы получить результат? (переход через дорогу).

Что нам помогает правильно перейти через дорогу? («Зебра» и «Светофор»).
Я предлагаю вам сегодня составить два алгоритма по вариантам.
Мы их так и назовем «Зебра» и «Светофор». Возьмите карточки зеленого цвета.
Вы должны расставить предложения в правильной последовательности и вписать их в фигуры, из которых состоит ваш алгоритм. А потом мы проверим , как вы умеете составлять алгоритмы и соблюдать ПДД.
Вы работаете в парах, поэтому можете совещаться друг с другом. По окончании выполнения задания покажите условным знаком, что вы готовы.
Проверка с экраном.

Алгоритм «Зебра».

Какого вида алгоритм у вас получился? (линейный)
Почему? (Все действия выполняются одно за другим, не повторяясь).
Давайте посмотрим на экран. У всех ли так получилось?
Проверка с экраном.

Какого вида алгоритм получился у пар, которые работали с алгоритмом «Светофор»? (циклический)
Какой алгоритм мы назовем циклическим?
(Тот, в котором действия выполняются несколько раз)
Давайте посмотрим на экран. У всех ли так получилось?
Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения.

Закончите строчки:
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся - .
Дети. Стой!
Желтый вспыхнул- .
Дети. Подожди!
А зеленый свет - .
Дети. Иди!
Кому мы можем предложить пользоваться такими знаками
Сегодня мы с вами на практике применяли понятия информатики к ПДД, а всегда ли вы их соблюдаете?
Рефлексия
9. Тест «Задачи для пешеходов»

5 девочек играли с мячом на проезжей части. Затем две девочки ушли домой. Сколько человек поступили правильно?

А)2 девочки
Б)3 девочки
В) никто

2) Однажды Федя переходил проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора. И вдруг зеленый огонек заморгал и переключился на желтый. Федя дорогу перейти не успел. Что он должен делать в такой ситуации?

А) идти вперед на противоположную сторону улицы
Б) вернуться назад к тротуару
В) стоять и ждать зеленого сигнала светофора

3) Трое ребят решили поиграть в мяч. Петя предложил играть на мостовой, Витя - на тротуаре, а Гена остался играть во дворе. Кто из ребят поступил правильно?

А) Витя
Б) Петя
В) Гена

10 . Итог урока
Понравилось ли вам сегодня работать на уроке?

-Ребята заполните таблицу и оцените галочкой рисунок, который соответствует вашему настроению на уроке.
-Оцените свою работу на уроке в пятибальной системе, поставив цифру в квадратик.
11. Домашнее задание
Дома по аналогии составьте таблицу истинных и ложных высказываний по теме: «Правила поведения за компьютером»

Доп. задание: стр.45 №29

























Приложение 1
«СВЕТОФОР»

1.Начало
2.Остановись перед дорогой 3.Жди сигнал светофора
4. Горит зеленый? 5. Иди
6.Конец









нет



да

























Приложение 2
«ЗЕБРА»
Остановись перед дорогой
посмотри налево
машин нет
посмотри направо
машин нет
начало
перейди дорогу до конца.
конец.
остановись
дойди до середины дороги















15