Рабочая программа учебного предмета «Труд » во 2 классе. УМК Начальная школа 21 века


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
На заседании МО
Протокол № ______
_____________2015 г. Согласовано
Заместитель директора школы
по УВР МАОУ Ильинская сош________ Дацкевич С.М.
______________2015 г. Утверждено

приказом № ___________
_____________2015 г.
Директор МАОУ Ильинская СОШ __________Белова Т.Н..
Рабочая программа
учебного предмета «Труд »
2 класс начального общего образования
Новоселовой Г.В., учителя начальных классов

2015 год
Рабочая программа по труду.
Программа по труду для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Цели:
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.
У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно ( в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.
Технология: программа: 1-4 классы / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2011
Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е издание. Дополненное – М: Вентана – Граф 2011.
Технология. 2 кл.,Лутцева Е.А. пособие для учителя, М.: Вентана-Граф2011.
Планируемые результаты обучения
Результаты изучения технологии во 2 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов,иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам трудамастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельностина уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно сучителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этаповизготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используянеобходимые дидактические средства рисунки, инструкционные карты,инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности
выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы,чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своегозадания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы иокружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметовбыта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями,понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называтьиспользуемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковыхпрактических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенныхучителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов,дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические идекоративно-художественные особенности объектов (графических иреальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числаосвоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока,коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культурытруда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия,асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края,
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила созданиярукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступныезадания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правилаповедения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – своеили высказанное другими;уметь применять освоенные знания и практические умения
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графическойграмотыЗнать:
обобщенные названия технологических операций: разметка,получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют всвоей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей, изученные соединительныематериалы;
основныехарактерис тики простейшего чертежа и эскиза и ихразличие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная иразмерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружностис помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство и назначение чертежных инструментов(линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертежныхинструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и еевариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими)заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материаловпо модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное инеподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы накомпьютере)
знать назначение персонального компьютера, его возможности вучебном процессе.
Содержание программы 34 ч.
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности (3 ч.)
Теоретические сведения. Многоаспектность понятия «технология». Общие (вводные) сведения о различных технологиях естественных и искусственных, механических, термических, химических, биологических, информационных. Взаимосвязь технологии и окружающей среды.
Развитие представлений о процессе труда.
Практические работы. Анализ понятия «технология» на примерах рассказов детей о различных технологиях. Профориентационнаяработа. Работа с логическими структурами и графическими средствами, описывающими технологические процессы. Решение проектно-технологических задач. Выполнение творческих мини-проектов.
Изготовление изделий из природного материала. (6 ч.)
Теоретические сведения. Аппликации, мозаика и объемные композиции из природного материала. Особенности применения природных материалов для создания аппликаций из модифицированных форм растений, мозаики, объемных изделий; приемы их подготовки к работе. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для работы.
Способы крепления природного материала к бумаге, ткани, стеклянной основе. Способы соединения в композиции объемных природных материалов пластилином.
Правила и приемы: безопасной работы с ножницами, клеем, шилом, ножом; свободного вырезания; разметки по шаблонам.
Варианты объектов труда. Панно. Декорированные вазы, шкатулки, обложки для альбомов в технике аппликации из модифицированных форм растений и в технике мозаики из мелких растительных форм.Композиции из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, мха, ракушек, камешков, декоративных трав.
Изготовление изделий из бумаги и картона (10 ч.)
Теоретические сведения. История возникновения бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги.
Назначение чертежей. Основные сведения об оформлении чертежа. Назначение эскиза, этапы его построения и чтения.
Разъемное и неразъемное соединения деталей.
Правила и приемы: работы с карандашом, линейкой, угольником, циркулем; чтение простейших чертежей.
Практические работы. Наблюдения и опыты по исследованию прочности и плотности бумаги. Сбор и оформление коллекции образцов бумаги.
Изготовление изделий из текстильных материалов. (8 ч.)
Теоретические сведения. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения. Раскрой деталей изделия из ткани. Организация рабочего места для шитья.
Практические работы. Наблюдения и опыты по сравнению ткани и бумаги по их основным свойствам. Сбор и оформление образцов видов тканей. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.
Изготовление изделий из пластических материалов. (2 ч.)
Теоретические сведения. Традиции лепки глиняной посуды. Подготовка глины к работе. Способы лепки из глины. Традиции лепки фигурок из соленого теста. Рецепты приготовления соленого теста.
Практические работы. Упражнения на подготовку глины к работе, изготовление изделий.
Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. (5 ч.)
Теоретические сведения. Машины и механизмы. Назначение технических устройств, используемых в строительстве и авиации, особенности их работы. Понятие о конструировании
Практические работы. Упражнения на сборку деталей на основе резьбовых соединений.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Дата Тема урока Элементы содержания Результаты
ЗУН ОУУН компетентности
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности ( 3 часа)
1 07.09 1.Материалы и их свойства. Экскурсия.
Познакомить с различными материалами и их свойствами. Знают свойства материалов. Умеют участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
2 14.09 2.Изделия из природного материала.
Презентация 3 21.09 3.Урок-исследование. Разные материалы – разные свойства. Изготовление изделий из природного материала ( 6 часов)
4 28.09 1.Инструменты-помощники.
Познакомить с различными инструментами. Знают, для чего применяются инструменты и правила безопасной работы с ними. Умеют участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
5 05.10 2. Каждому делу – свои инструменты. 6 12.10 3.Симметрично - несимметрично.
Презентация Познакомить с термином «симметрично – несимметрично»; познакомить со способами соединения деталей.
Умеют определять симметрию;
знают способы соединения деталей. Умеют участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
7 19.10 4.Практическая работа. Определение симметрии в предметах.
8 26.10 5.Размечаем быстро и экономно. Изготовление квадратных деталей.
9 09.11 6.Способы соединения деталей.
Изготовление изделий из бумаги и картона (10 ч.)
10 16.11 1.Собираем изделие.
Презентация 11 23.11 2.Украшаем изделие. Практическая работа. 12
30.11 3.Линейка – труженица.
Презентация Познакомить с работой линейки; учить работать
линейкой; познакомить с чертежами и эскизами. Умеют работать с линейкой; определяют
чертеж и эскиз. Умеют участвовать в диалоге; высказывать свое мнение. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию13
07.12 4. Работа с линейкой (проведение линий, соединение точек).
эскизами. 14 14.12 5 Работа с линейкой ( построение отрезков заданной длины, измерение длин сторон фигур).
15 21.12 6.Чертежи и эскизы.
Презентация 16 28.12 7. Определение чертежей и эскизов. 17 11.01 8.Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лён). Познакомить со свойствами тканей из растительного, животного сырья; научить изготовлять футляр. Знают свойства натуральных тканей; умеют с ними работать. Умеют участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
18 18.01 9.Образцы тканей из животного сырья (шерсть, шелк).
19 25.01 10.Изготовление лекала. Разметка деталей. Выкройка деталей футляра.
Изготовление изделий из текстильных материалов. (8 ч.)
20 01.02 1.Изготовление футляра.
Презентация
21 08.02 2. Что любят и что не любят растения. Познакомить с тем, что любят и что не любят растения; пронаблюдать за влиянием освещенности, температуры, влаги; научить ухаживать за комнатными растениями.
Знают, что любят и что не любят растения; умеют ухаживать за комнатными растениями.
Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
22 15.02 3. Практическая работа (наблюдение за влиянием освещенности, температуры, влаги).
23 22.02 4. Как вырастить растение.
24 29.02 5. Как размножаются растения.
Презентация 25 07.03 6. Уход за комнатными растениями
26 14.03 7. Делаем макеты. Автомобиль.
Презентация Учить аккуратно выполнять макеты транспорта. Умеют аккуратно выполнять макеты транспорта. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
27 28.03 8. Делаем макеты. Самолет.
Изготовление изделий из пластических материалов. (2 ч.)
28 04.04 1. Делаем макеты. Лодочка. 29 11.04 2. Мини-проект «Улицы моего города»
Развивать навык творческой деятельности. Умеют сотрудничать в малых группах. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. (5 ч.)
30 18.04 1. Мини-проект «Праздник авиации»
Презентация
31 25.04 2. Мини-проект «Наш флот»
Презентация 32
02.05 3. История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Познакомить с историей приспособления первобытного человека к окружающей среде. Знают историю приспособления первобытного человека к окружающей среде Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
33 16.05 4. Жилище первобытного человека.
Презентация 34 23.05 5. Изготовление одежды первобытного человека.