Рабочая программа учебного предмета Музыка. 2 класс. УМК Школа России



Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. 1- 4 классы», М.: Просвещение, 2015 г.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки:
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно - образный смысл;
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыка, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражения факты истории, отношения человека к родному краю, его природе и труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире. Специфика воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыка (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыка (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразия, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского:
это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Методические особенности тем
Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность учащимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- эмоциональной драматургии;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
- создание «композиций», (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- игры;
- художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Занятия выстроены с учётом психофизических особенностей первоклассников, репертуар для исполнения и прослушивания подбирался доступный для понимания и воспроизведения.
Общая цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся. Подразумевается, что данная цель может быть достигнута в ходе решения следующих воспитательных задач:
формирование у детей специальных знаний, умений и навыков на уроках музыки (прослушивание, пение, разбор музыкальных произведений, выполнение действий метроритмики, обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией и т.д.);
формирование желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока;
развитие у детей музыкальных способностей;
поощрения творческих музыкальных проявлений;
развития интереса к классической музыке;
поощрение желания самостоятельно заниматься музыкой.
В каждый урок входят обязательные для данного возраста виды музыкальной деятельности. Сначала это пение, прослушивание коротких отрывков и пьес, ритмико-двигательные действия под музыку. Позднее – повторение знакомых песен с покуплетным художественным разбором, постепенное усложнение репертуара, возрастание доли творческих моментов, увеличение объёма музыкальных пьес для прослушивания во время занятия.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Место предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Музыка» во втором классе отводится 34 часа в год, в том числе 7 часов учебный модуль «Музыкальная мозаика».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умений;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Требования к результатам освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
В разделе «Россия - Родина моя» учащиеся знакомятся с музыкой русских композиторов, воспевающих родную природу («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского), песнями о родном крае, Гимном России. Воспитание патриотизма авторы УМК считают одним из важных гуманистических качеств личности. Поэтому и введение ребенка в мир музыкальной культуры начинается на уроках музыки с русской музыки.
В разделе «День, полный событий» второклассники проживают день с утра до вечера вместе с детскими образами из сборников фортепианных пьес «Детский альбом» П. Чайковского» и «Детская музыка» С. Прокофьева.  Различные жанровые сферы музыки этих композиторов позволяют  включать детей в разнообразные виды музыкальной деятельности, способствуя тем самым накоплению интонационно-образного словаря на доступном их сознанию музыкальном материале.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм» решает задачу бережного прикосновения детей к сокровищам музыки религиозной традиции - колокольными звонами, народными песнопениями, знакомит их со святыми земли Русской - Александром Невским, Сергием Радонежским,  дает возможность узнать о «музыкальном оформлении» такого праздника русской Православной церкви  как Рождество Христово. Заметим, что изучение духовной музыки в начальной школе осуществляется в опоре на музыкальный фольклор и классическую музыку.
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» раскрывает перед детьми многообразный мир народных песен, танцев, игр,  народных праздников – проводы зимы (Масленица), встреча весны. Здесь предлагается ребятам «разыгрывать» народные песни, узнавать голоса народных инструментов, участвовать в исполнении инструментальных наигрышей, сочинять несложные песенки.
«В музыкальном театре» школьники побывают вместе с персонажами детской оперы-сказки - «Волк и семеро козлят» М. Коваля, и оперы М. Глинки на пушкинский сюжет «Руслан и Людмила»  балета «Золушка» С. Прокофьева.
Раздел «В концертном зале» предполагает «посещение» детьми концертов камерной и симфонической музыки - симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, фортепианная сюита  «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Симфония № 40» В.-А. Моцарта и др.
Изучая завершающий раздел учебников «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», школьники войдут в творческие мастерские композиторов и исполнителей, прикоснуться к тайнам создания и интерпретации сочинений разных времен и стилей, а также расширят свой слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт. В этом разделе продолжаются их встречи с музыкой  различных композиторов прошлого и настоящего времени - И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, М. Глинка, П. Чайковский, Г. Свиридов, Д. Кабалевский.
Учебно- тематический план


п/п
Наименование разделов
Количество часов





1
Россия – Родина моя
3 ч.

2
День, полный событий
6 ч.

3
О России петь – что стремиться в храм
7 ч.

4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
5 ч.

5
В музыкальном театре
4 ч.

6
В концертном зале
3 ч.

7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
6 ч.


Итого
34 ч.


Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально - ритмическом движении.



































МАОУ «Свободненская СОШ»

«Утверждаю»
Директор школы
_______________
«__»_________2015 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
_______________
«__»_________2015 г.
Рассмотрено
на заседании МС №1
_______________
«__»_________2015г.

Календарно-тематическое планирование уроков

Предмет «Музыка»
Класс 2-а
Учитель: Петрушина Карина Эдуардовна
Количество часов всего: «Музыка»- 27 ч., учебный модуль «Музыкальная мозаика»- 7 ч.
Планирование составлено на основе ФГОС НОО
Авторская программа Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. 1- 4 классы»,- М.: Просвещение, 2015 г.

Учебник: Е.Д.Критская, «Музыка» 2 класс - М.: Просвещение, 2012 г.






2015 год




Календарно- тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Основные термины и понятия
Музыкальные произведения

1 четверть (9 ч)

Россия – Родина моя (3 ч)

1

Музыкальные образы родного края
Жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно - образный анализ
Исполнение песен о Родине. Здравствуй, Родина моя!” муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. “Мой Ставропольский край” муз. Г. Мовсесяна, сл. И. Шаферана. “Мой Буденновск” муз. Н. Войлоковой, сл. Н. Хмелевой
Р.н.п. “Калинка”.
“Гимн России”, муз. Б. Александрова, сл. С. Михалкова.

2

Песенность как отличительная черта русской музыки
Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев»
Определение динамики как средства развития музыки.


3

Символы России. Государственный гимн.
Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн.
Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев.


День, полный событий (6 ч)

4

Мир ребенка в музыкальных образах
Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано».
“Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Полька” из “Детского альбома” Чайковского.“Тарантелла” С.Прокофьева.

5

Природа и музыка
Знакомство с нотной грамотой
Определение регистра
Средства музыкальной выразительности - интонация, мелодия, ритм, динамика, темп, регистр.
“Дождик, дождик”, “Заинька, зайка!”, “Жук, жук, где твой дом?” Пьесы из “Детской музыки” С. Прокофьева: “Утро” и “Вечер”. “Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского)

6

Танцы, танцы, танцы
Песенность, танцевальность, маршевость.

“Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского). “Полька” из “Детского альбома” Чайковского. Фрагменты двух вальсов - Чайковского и Прокофьева. “Начинаем перепляс” (ст. П. Синявского)

7

Эти разные марши
Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша.
“Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Похороны куклы” Чайковского, “Шествие кузнечиков”

8

Модуль. Расскажи сказку
Понятие музыкальной фразы Характерные интонации колыбельных песен.

Л.н.п.“Ай-я, жу-жу, медвежонок”. “Сонная песенка” Р. Паулса, “Спят усталые игрушки” А. Островского, “Колыбельная медведицы”, “Сказочка” С. Прокофьева. “Мама” П. Чайковского.

9

Обобщающий урок

Конкурс на лучшее исполнение песен по командам.
Русская народная песня - пляска “Светит месяц”.

2 четверть (7 ч)

О России петь -что стремиться в храм (7 ч)

10

Колокольные звоны России
Тембры колоколов. Названия колокольных звонов.
Знакомство с понятием музыкального пейзажа

“Праздничный трезвон” в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры. “Вечерняя музыка” В. Гаврилина. Р.н.п. “Вечерний звон”. “Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.

11

Святые земли русской.
Александр Невский
Определение жанра кантаты.
Рассказ об Александре Невском.
“Песни об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские”(№ 4)

12

Святые земли русской.
Сергий Радонежский
Определение народных песнопений
Рассказ о жизни Сергия Радонежского.
Картины М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею” и “Юность Сергия Радонежского”. “Народные песнопения о Сергии Радонежском”.
“Народные песнопения о Сергии Радонежском”. Пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского – “Утренняя молитва” и “В церкви”


13

Жанр молитвы
Интонационно - образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо.


14

Модуль. Рождественские праздники
Рождество
“Рождество Христово” (колядка). Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского “Щелкунчик”: “Марш” детей у новогодней елки, “Вальс снежных хлопьев”, “Рождественская песенка” (слова и музыка П. Синявского). Подготовка к новогоднему балу.

15

Модуль. Рождественские праздники



16

Урок – концерт



3 четверть (10 ч)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч)

17



Оркестр русских народных инструментов
Тембры русских музыкальных инструментов.

“Во поле береза стояла”, “Дон-дон”, “Андрей-воробей, не гоняй голубей”, “Солнышко, солнышко”, “Дождик”, “Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”, “Светит месяц”, “Камаринская”. Игра “Разыграй песню”: игровые русские народные песни - “Выходили красны девицы”, “Бояре, а мы к вам пришли”

18

Фольклорнародная мудрость
Фольклор


19

Музыка в народном стиле
Определение формы вариаций.

С. Прокофьев “Ходит месяц над лугами”, “Вечерняя песня” А. Тома, сл. К. Ушинского, “Реченька” А. Абрамова, сл.Е. Карасева, “Прибаутки” В. Комракова, сл. народные, “Камаринская” из “Детского альбома” П. Чайковского, “Сочини песенку”.

20

Модуль. Праздники русского народа. Масленица
Определение песни - диалога.
Напев, наигрыш.

Инструментальное исполнение народных наигрышей “Светит месяц”, “Калинка”. Разучивание масленичных песенок “А мы масленицу дожидаем”, “Едет масленица дорогая”.

21

Модуль. Праздники русского народа. Встреча весны
Песни - заклички.

Исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц. “Горелки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Ворота”, “Блины”, а также песенки - веснянки. Народные обряды, связанные с Масленицей и встречей Весны.

В музыкальном театре (4 ч)

22

Детский музыкальный театр
Определения оперы, хора, солистов.

Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят”. Играем в музыкальный театр. Инсценировка - импровизация русской народной сказки “Теремок”. Разучивание песни “Семеро козлят”.
Фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева.

23

Балет на сказочный сюжет
Определение балета, балерина, танцор.


24

Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов
Симфонический оркестр, дирижер
Пластический этюд.

“Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова. “Марш” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки. Г. Гладков “Песня-спор Игра “Играем в дирижера”.

25

Модуль. Опера “Руслан и
Увертюра, финал.
“Песня Баяна”. Картина В. Васнецова “Гусляры”.



Людмила”

Свадебный хор “Лель таинственный”. Сцена похищения Людмилы злым волшебником Черномором. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки и заключительный хор из финала оперы “Слава великим богам!”

В концертном зале (3 ч.)

26

Жанр симфонической сказки
Определение тембра. Тембровые характеристики.
Симфоническая сказка С. Прокофьева “Петя и волк”. Темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка.

4 четверть (8 ч)

27

Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки”
Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности.

Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргского “Картинки с выставки”. “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”). “Богатырские ворота”. “Балет невылупившихся птенцов” и “Лиможский рынок”.

28

Мир музыки Моцарта
Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура.

Моцарт “Колыбельная”. Фрагменты двух увертюр: русского композитора М. Глинки из оперы “Руслан и Людмила” и В.-А. Моцарта из оперы “Свадьба Фигаро”. Ролевая игра “Играем в дирижера”. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч.)

29

Интонация
Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр.
Моцарт “Колыбельная”. Бах “За рекою старый дом” (русский текст Д. Тонского).

30

Выразительность и изобразительность в музыке
Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст.

Бах: “Менуэт” и “Волынка” из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”. Бах “За рекою старый дом”. “Тройка” Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А. Пушкина)

31

Песня, танец и марш в музыке Кабалевского
Ладовые сопоставления мажора -минора.

Марш “Кавалерийская”. Танец “Клоуны”. Песня “Карусель” (слова И. Рахилло). Песня Д. Кабалевского “Наш край” (сл. А. Пришельца).

32

Жанр инструменталь ного концерта

Песня Д. Кабалевского “Наш край”, сл. А. Пришельца. П.Чайковский “Концерт” для фортепиано с оркестром. “Играем в композитора”.

33

Модуль. Мир музыки Прокофьева и Чайковского
Определение стиля композитора.

Мир детских игр и увлечений (“Игра в пятнашки” – “Игра в лошадки”, “Марш”, “Прогулка” – “Марш деревянных солдатиков”). Народные мотивы (“Камаринская” – “Мужик на гармонике играет”). Сказка в музыке (“Сказочка” – “Нянина сказка”).

34

Обобщающий урок

Песни по выбору.



УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка: 2 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь для 2 класса, М.: Просвещение, 2014.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:2 кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс. (СD)
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2015.


Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Видеомагнитофон.
Ноутбук.
Принтер.
Экран.
Проектор.

Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115