Рабочая программа учебного предмета Музыка. 1 класс. УМК Школа России

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Музыка» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. Начальная школа. 1-4 классы ( УМК «Школа России»)
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыка, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражения факты истории, отношения человека к родному краю, его природе и труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире. Специфика воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыка (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыка (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразия, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского:
это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Методические особенности тем
Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность учащимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- эмоциональной драматургии;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
- создание «композиций», (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- игры;
- художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Занятия выстроены с учётом психофизических особенностей первоклассников, репертуар для исполнения и прослушивания подбирался доступный для понимания и воспроизведения.
Общая цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся. Подразумевается, что данная цель может быть достигнута в ходе решения следующих воспитательных задач:
формирование у детей специальных знаний, умений и навыков на уроках музыки (прослушивание, пение, разбор музыкальных произведений, выполнение действий метроритмики, обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией и т.д.);
формирование желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока;
развитие у детей музыкальных способностей;
поощрения творческих музыкальных проявлений;
развития интереса к классической музыке;
поощрение желания самостоятельно заниматься музыкой.
В каждый урок входят обязательные для данного возраста виды музыкальной деятельности. Сначала это пение, прослушивание коротких отрывков и пьес, ритмико-двигательные действия под музыку. Позднее – повторение знакомых песен с покуплетным художественным разбором, постепенное усложнение репертуара, возрастание доли творческих моментов, увеличение объёма музыкальных пьес для прослушивания во время занятия.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1. Формирование личностных УУД.
Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностносмысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Виды заданий:
высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;
анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.
2. Формирование регулятивных УУД.
Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
выполнять учебные действия в качестве слушателя
выполнять учебные действия в качестве композитора;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
использовать установленные правила в контроле способа решения.
3. Формирование познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
поиск и выделение необходимой информации;
формулировать учебную задачу;
Ориентация в способах решения задачи.
4.Формирование коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Виды заданий:
1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
2) инсценирование и драматизация;
3) рисуем музыку;
4) участие в диалоге.
5) Уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека,
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений,
- общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Место курса в учебном плане.
На изучение предмета «Музыка» в 1 классе отводится 33 часа в год, в том числе 7 часов внутрипредметный модуль «Музыкальная мозаика».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п
Наименование разделов
Всего часов


«Музыка вокруг нас».
16 ч


«Музыка и ты».
17 ч



33 часа


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (33 часа)
«Музыка вокруг нас». ( 16 ч. )
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

«Музыка и ты». ( 17 ч. )
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.

Требования к уровню подготовки учащихся:
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Основные элементы содержания
Планируемые результаты


план
факт


Ученик научится
Ученик получит возможность научиться

Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас»( 16 часов)

1.


«И Муза вечная со мной!»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
Д.Кабалевский «Песня о школе».
И.Якушенко «Пестрая песенка»
- размышлять об истоках возникновения музыкаль-ного искусства.
- правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения.
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
- с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования
- обогащение индивидуального музыкального опыта;
- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

2


Хоровод муз.
Комбинированный урок.
(Урок- экскурсия)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни.
р.н.п. «Во поле береза стояла»
греческий танец «Сиртаки»
молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
- музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов;
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- передавать настроение музыки в пении;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- давать определения общего характера музыки.

3


Модуль. Повсюду музыка слышна.
Комбинированный урок.
(Урок - игра)

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности.
- выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах;
- приобретать (моделировать) опыт
музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание;
- исполнять, инсценировать песни.


4


Душа музыки – мелодия.
Урок обобщения и систематизации знаний.
(Урок-путешествие)
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики”
маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
П.Чайковский:
«Сладкая греза», «Вальс»,
«Марш деревянных солдатиков».
- понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

5


Музыка осени.
Комбинированный урок
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
Г.Свиридов «Осень»
В.Павленко «Капельки»
Т.Потапенко «Скворушка прощается»
- различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

6


Модуль. Сочини мелодию.
Урок закрепления нового материала.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому.
- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»;
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;
- самостоятельно выполнять упражнения;
- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

7


«Азбука, азбука каждому нужна»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Д.Кабалевский «Песня о школе»
А. Островский «Азбука»
- моделирования опыта музыкально-творческой деятельности;
- понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
- взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

8


Музыкальная азбука.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
В. Дроцевич «Семь подружек»
«Нотный хоровод»
- узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук.
- Ориентироваться в нотном письме
как графическом изображении типичных интонационных оборотов
(вопрос ответ, выразительные и
изобразительные интонации и др.)

9


Обобщающий урок 1 четверти.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.

- определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,
- узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-
ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- задавать вопросы;
- отвечать на вопросы;
- умение выражать свои мысли.


10


Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.

Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
«Полянка» (свирель),
«Во кузнице» (рожок),
«Как под яблонькой» (гусли)
«Пастушья песенка» (французская народная песня)
- ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
- находить сходства и различия в инструментах разных народов.
- название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.
- распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

11


«Садко». Из русского былинного сказа.
Комбинированный урок

Наблюдение народного творчества
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
- внимательно воспринимать информацию;
- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

- различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;
- определять на слух звучание народных инструментов;
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;


12


Модуль. Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.


Музыкальные инструменты.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
И.С.Бах «Шутка»
К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
- сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

13


Звучащие картины.
Комбинированный урок.


Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
Л.Дакен «Кукушка»
- сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

- узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
- самостоятельную музыкальную творческую деятельность;


14


Разыграй песню.
Комбинированный урок.


Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки

- планировать свою деятельность;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- оценивать собственную музыкально -творческую деятельность


15


Модуль. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
«Тихая ночь» - международный рождественский гимн
«Щедрик»- украинская народная колядка
«Все идут, спешат на праздник» - колядка
С.Крылов - «Зимняя сказка»
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки.
-


16


Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
Комбинированный урок.


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
«Марш»
«Вальс снежных хлопьев»
«Па- де-де»
«Зимняя песенка»А.Бердыщев
- понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
- узнавать освоенные музыкальные произведения, - - давать определения общего характера музыки;
- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;


Тема второго полугодия: «Музыка и ты» (17 часов)

17


Край, в котором ты живешь.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.Региональные музыкальные традиции
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовьИскусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
В.Степанова «Добрый день»
А.Шнитке - «Пастораль»
Г.Свиридов – «Пастораль»
В.Алексеев «Рощица»
А.Бердышев «Приезжайте в тундру»
- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

- выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
- использовать музыкальную речь
как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.



18


Художник, поэт, композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»
И.Никитин «Вот и солнце встает»
- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;




- воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.

19


Музыка утра.

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»
П.Чайковский «Зимнее утро»
В.Симонов «Утро в лесу»
- понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь

- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.


20


Музыка вечера.
Комбинированный урок.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
В.Салманов « Вечер»
- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
- выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности;


21


Музыкальные портреты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
В.Моцарт « Менуэт»
С.Прокофьев «Болтунья»
- сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.

- вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными.

22


Модуль. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Комбинированный урок.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
П.Чайковский «Баба Яга»
« Баба – Яга» - детская песенка
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.
- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы.

23


Музы не молчали.
Комбинированный урок.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
А.Бородин «Богатырская симфония»
«Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
«Учил Суворов»
- определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.
- внимательно слушать.

- определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,
- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;


24


Модуль. Мамин праздник.
Комбинированный урок.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
В.Моцарт «Колыбельная»
И.Дунаевский «Колыбельная»
М.Славкин « Праздник бабушек и мам»
И.Арсеев «Спасибо»
- передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.
- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы.

25


Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.



- определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
- приобретать (моделировать) опыт
музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

26


Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Урок изучения и закрепления новых знаний
Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
«У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.
- вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах
- участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;


27


Модуль. Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
И.Бах «Волынка»
П.Чайковский « Сладкая греза»
Л.Дакен «Кукушка»
«Тонкая рябина» - гитара
Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин
И.Конради – «Менуэт» - лютня
- сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
- сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара.

28


«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия.
- обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.

29


Музыка в цирке.
Комбинированный урок.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
А.Журбин « Добрые слоны»
И.Дунаевский « Выходной марш»
Д.Кабалевский «Клоуны»
О.Юдахина « Слон и скрипочка»
- определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

30


Дом, который звучит.
Урок изучения и закрепления новых знаний.


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
( фрагменты)
Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»
( «Золотые рыбки»)
- вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.


- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
- расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;
- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;


31


Опера-сказка.
Урок закрепления знаний.


Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
М.Коваль «Волк и семеро козлят»
М.Красев «Муха – цокотуха»
- назвать понравившееся произведения, дать его характеристику;
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.


32


«Ничего на свете лучше нету».
Комбинированный урок.
Музыка для детей.
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
Г.Гладков «Бременские музыканты»
элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку)

33


Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.
- понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,
- осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.

- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениямсоздавать собственные исполнительские интерпретации.
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведётся безотметочное обучение, основная цель которого -сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения окружающего мира предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
-является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
-реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
-позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
-предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:
-сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД;
-содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
-учитывает особенности развития критического мышления учащихся путём использования трёх стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
-позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Критериями оценивания являются:
-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используются три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса. С их помощью ребёнок может быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить его. В конце тетради имеются ответы на все тесты. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.

Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Видеомагнитофон.
Компьютер.
Экран.
Проектор.

Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 143515




15