Рабочая программа по литературному чтению 3 класс программа ПНШ

1. Пояснительная записка.
Программа по предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программыпо обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с). Проект «Перспективная начальная школа.
Разработку рабочей программы регламентируют следующие нормативные документы:
Конвенция по правам ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании в России» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004г.);
Федеральный базисный учебный план общего образования № 1312 от 09.03.2004г.;
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год» №73 от 01.04.2015г.;
Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год» №405 от 09.06.2015г.;
Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» №24/4.11-485 от 08.08.2014г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189 от 29.12.2010г.;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Белая Калитва, Ростовской области;
Общеобразовательная программа МБОУ СОШ №1 на 2016-2017 уч. год;
Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), а затем в конце первого года обучения и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Литературное чтение» (Автор: Чуракова Н.А., О.В. Малаховская).

Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели - 133 часав год (4 часа в неделю).

2. Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
рассказывать о любимом литературном герое;
выявлять авторское отношение к герою;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;
самостоятельно читать выбранные книги;
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.


Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

3. Содержание учебного курса «Литературное чтение» .
Содержательные линии
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух
Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя
Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение
Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).
Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.
Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Письмо (культура письменной речи)
Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).
Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.
Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Работа с текстом художественного произведения
Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.
В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Работа с учебными и научно-популярными текстами
Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведётся в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Формирование библиографической культуры
Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Литературоведческая пропедевтика
Работа с текстами разных видов и жанров литературы
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности.
Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)
Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.
Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).
Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества
Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения
Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны).

Литературные авторские произведения
Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).
Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Разные виды книг
Историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.
Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.
И тогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка
« Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».


Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

4.тематическое планирование

уро-
ка
Тема, тип урока
Основное содержание темы; термины и понятия
Кол-во часов
Виды контроля
Дата
Дом.задание






План
Факт


Глава 1. Учимся наблюдать и копим впечатления (26 ч)

1
С.Козлов «Июль». Поход в «Музейный Дом». А. Герасимов «После дождя». Слушаем музыку С. Прокофьева. (вводный; постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
1
Чтение вслух, беседа
01.09.16

С.
7-9

2
Ю.Коваль «Березовый пирожок». Поход в «Музейный Дом». М Шагал «Окно в сад». Слушаем музыку П.И.Чайковского. (постановка и решение учебной задачи)
Представление жанра рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе.
1
Чтение вслух, беседа
05.09.16

С.
9-13

3-4
Как научиться порождать сравнения? В.Маяковский «Тучкины штучки». С.Козлов «Мимо белого...»
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
2
Чтение вслух, беседа
06.09.16
07.10.16

С.
13-16

5
С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» Слушаем музыку А.Скрябина, П.Чайковского.
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
1
Чтение вслух, беседа
08.09.16

С.
16-17

8
Сравнение. А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя», « Опрятней модного паркета»
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора)
1
Чтение вслух, беседа
13.09.16

С.
18-20

6-7
Олицетворение. Хокку Дзёсо и Басё. В.Шефнер «Середина марта»
(постановка и решение учебной задачи)
Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
2
Чтение вслух, беседа
12.09.16
13.09.16

С.
20-22

9
Контраст. Хокку Басё. Поход в «Музейный Дом». И Грабарь «Мартовский снег». Н.Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Бусона.
(постановка и решение учебной задачи)
Сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства.
1
Чтение вслух, беседа
14.09.16

С.
22-25

10
Звукопись. Э. Мошковская «Где тихий пруд»
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств. .
1
Чтение вслух, беседа
15.09.16

С.
26-27

11-12
Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину».
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.

2
Чтение вслух, беседа
19.09.16
20.09.16

С.
28-29,
29-33.

13
Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад»
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.

1
Чтение вслух, беседа
21.09.16

С.
34-37

14
Записная книжка Кости Погодина.
(постановка и решение учебной задачи)
Представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «избранное».
1
Чтение вслух, беседа
22.09.16

С.
38-43

15
Очередное заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Учимся переживать красоту вместе». А.Пушкин «Зимнее утро».
(решение учебной задачи)
Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы

1
Чтение вслух, беседа
26.09.16

С.
44-46

16-17
В.Берестов «Большой мороз», «Плащ». Поход в «Музейный Дом». Винсент Ван Гог «Ботинки», «Отдых после работы».
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
2
Чтение вслух, беседа
27.09.16
28.09.16

С.
47-48,
С.
49-51

18
С.Козлов Разрешите с вами посумерничать».
(постановка и решение учебной задачи)
Формирование представлений о жанре сказки. Герой сказки. Особенности характера и мира чувств. Анализ характеров героев, портреты героев.
1
Чтение вслух, беседа
29.09.16

С.
51-55

19-20
Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный Дом». В.Поленов «Заросший пруд». Слушаем музыку П. Чайковского, А.Скрябина.
(постановка и решение учебной задачи)
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств.
2
Чтение вслух, беседа
03.10.16
04.10.16

С.
55-61,
С.
61-62

21
Настроение героя. Хокку Ранран.
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора)
1
Чтение вслух, беседа
05.10.16

С.
63

22
В.Берестов «Первый листопад». В.Лунин «Идем в лучах зари». Поход в «Музейный Дом. Выставка рисунков». Винсент Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари».
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
1
Чтение вслух, беседа
06.10.16



23-24
В.Лунин «Ливень». В.Берестов «Отражение», «Урок листопада».
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
2
Чтение вслух, беседа
10.10.16
11.10.16



25
А.Иванов «Как Хома картины собирал»
(постановка и решение учебной задачи)
Жанровые особенности произведения. Герой. Особенности характера и мира чувств.
1
Чтение вслух, беседа
12.10.16



26
Поход в «Музейный Дом. Выставка рисунков». В Попков «С санками». Обобщение по теме «Учимся наблюдать и копим впечатления».
(обобщение и систематизация знаний)
Различия жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции.
1
Чтение вслух, беседа
13.10.16



Глава 2. Постигаем секреты сравнения (16 ч)

27-28
Сказки индейцев Северной Америки Откуда пошли болезни и лекарства». Африканская сказка «Гиена и черепаха»
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как о произведении устного народного творчества.
2
Чтение вслух по ролям, инсценировака
17.10.16
18.10.16

С.
64-66,
С.
67-69

29
Алтайская сказка «Нарядный бурундук».
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных.

1
Чтение вслух по ролям, инсценировака, беседа
19.10.16

С.
69-73

30
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как о произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира.

1
Чтение вслух, беседа
20.10.16

С.
74-76

31
Корейская сказка «Как барсук и куница судились».
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных. Особенности «Самых древних сказочных сюжетов» (историй
1
Чтение вслух, беседа
24.10.16

С.
76-77

32
Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне».
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени.

1
Чтение вслух, беседа
25.10.16

С.
78-80

33-34
Индийская сказка «Золотая рыба». Чем похожи «бродячие» сказочные истории?
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных. Особенности «Самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида);
2
Чтение вслух, беседа
26.10.16
27.10.16

С.
80-84

35-36
Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха».
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных. Особенности «Самых древних сказочных сюжетов» (историй):
2
Чтение вслух, беседа
31.10.16
01.11.16

С.
84-89

37
Индийская сказка «Хитрый шакал».
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных.

1
Чтение вслух, беседа
02.1116

С.
89-95

38
Сборник «Сказки народов мира».
(решение частных задач; постановка и решение учебной задачи)
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники.
1
Чтение вслух, беседа
10.11.16

С.
96-98

39-40
Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали».
(постановка и решение учебной задачи)
Устное народное творчество. Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как о произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира.

2
Чтение вслух, беседа
14.11.16
15.11.16

С.
98-100

41
Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки». Д.Дмитриев «Встреча».
(постановка и решение учебной задачи)
Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя .
1
Чтение вслух, беседа
16.11.16

Х.

42
Шведская сказка «По заслугам расчет». Обобщение по теме «Постигаем секреты сравнения».
(Обобщение и систематизация знаний; постановка и решение учебной задачи)
Лента времени. Линейное движение времени. Размещение на ленте времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности.
1
Чтение вслух, беседа
17.11.16

С.
101

Глава 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют (18 ч)

43-44
Фантазия. Н.Матвеева «Картофельные олени».
(вводный; постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
2
Чтение вслух, беседа
21.11.16
22.11.16

С.
102

45
Саша Черный «Дневник фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т.п.»
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
1
Чтение вслух, беседа
23.11.16

С.
103-105

46
Саша Черный «Дневник фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак.»
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различие жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа .

1
Чтение вслух, беседа
24.11.16

С.
106-109

47
Саша Черный «Дневник фокса Микки». Отрывок «Я один»
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различение целевых установок жанров
(на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя
1
Чтение вслух, беседа
28.11.16

С.
109-113


48
Очередное заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Почему люди фантазируют». Т.Пономарева «Автобус».
(решение частных задач; постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
1
Чтение вслух, беседа
29.11.16

С.
113-118

49-50
Т. Пономарева «В шкафу». Э. Мошковская «Вода в колодце». Поход в «Музейный Дом». П. Филонов «Нарвские ворота»., фотография Нарвских ворот.
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.
1
Чтение вслух, беседа
30.11.16
01.12.16

С.
118-124

51
Герой –выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений.
1
Чтение вслух, беседа
05.12.16

С.
124-128

52
Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. .
1
Чтение вслух, беседа
06.12.16

С.
129-134

53
Тим Собакин «Игра в птиц».
(постановка и решение учебной задачи)
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств.
1
Чтение вслух, беседа
07.12.16

С.
134-138

54-55
К. Бальмонт «Гномы». Поход в «Музейный Дом». В. Кандинский «Двое на лошади».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Литература в контексте художественной культуры.
2
Чтение вслух, беседа
08.12.16
12.12.16

С.
139142

56-57
М. Яснов «Мы и птицы». Э. Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя .
2
Чтение вслух, беседа
13.12.16
14.12.16

Х.

58
С. Козлов «Звуки и голоса».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Особенности характера и мира чувств героя сказки.
1
Чтение вслух, беседа
15.12.16

Х.

59-60
О. Кургузов «Мальчик-папа». Поход в «Музейный Дом. Выставка рисунков». М. Шагал «Крылатая лошадь». Обобщение по теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют».
(обобщение и систематизация знаний)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.
2
Чтение вслух, беседа
19.12.16
20.12.16

Х.

Глава 4. Учимся любить (10ч)

61-62
Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Поход в «Музейный Дом». А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
(вводный; постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.
2
Чтение вслух, беседа
21.12.16
22.12.16

С.
142-146, с.
147

63
М. Вайсман «Лучший друг медуз».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств.
1
Чтение вслух, беседа
26.12.16

С.
148-151

64
А. Куприн «Слон».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различия жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений.
1
Чтение вслух, беседа
27.12.16

С.
151-157

65
А. Куприн «Слон».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств.
1
Чтение вслух, беседа
28.12.16

С.
158-163

66
К. Паустовский «Заячьи лапы».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Сказка и рассказ. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений).
1
Чтение вслух, беседа
11.01.17

С.
163-170

67-68
С. Козлов «Если меня совсем нет». Поход «Музейный Дом». О. Ренуар «Портрет Жанны Самари».
(проверка знаний; постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.
2
Чтение вслух, беседа
12.01.17
16.01.17

С.
170-174,
С.
174-176

69
Э. Мошковская «Когда я уезжаю». В. Драгунский «Кот в сапогах».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора).
1
Чтение вслух, беседа
17.01.17

Х.

70
Тим Собакин «Самая большая драгоценность». Э. Мошковская «Нужен он» Обобщение по теме «Учимся любить». Заседание для членов клуба.
(обобщение и систематизация знаний; постановка и решение учебной задачи)
Правила разыгрывания по ролям крупных диалоговых фрагментов литературных текстов. Личные впечатления и наблюдения, возникающие в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
1
Чтение вслух, беседа
18.01

Х.

Глава 5. Набираемся житейской мудрости (13 ч)

71-72
Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и Ястреб».
(вводный; постановка и решение учебной задачи)
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).
2
Чтение вслух, беседа
19.01
23.01

С.
6-8,
С.
9-10

73
Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и Лев».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).
1
Чтение вслух, беседа
24.01

С.
10-16

74
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисицы». Контраст в описании внешности. И. Крылов «Ворона и лисица». Иллюстрация В. Серова.
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Лента времени. Представление о линейном движении времени путем помещения на ленту времени авторских литературных и живописных произведений.
1
Чтение вслух, беседа
25.01

С.
16-21

75-76
Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова.
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Лента времени. Представление о линейном движении времени путем помещения на ленту времени авторских литературных и живописных произведений
2
Чтение вслух, беседа
26.01
30.01

С.
21-25,
С.
26-28

77
Международная популярность жанра басни и его развитие во времени. И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).
1
Чтение вслух, беседа
31.01

С.
28-31

78
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).
1
Чтение вслух, беседа
01.02

С.
32-38

79
Жанровые отличия сказки о животных, басни и бытовой сказки. На материале сказок «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан».
(постановка и решение учебной задачи)
Жанровые отличия сказки о животных, басни и бытовой сказки. Жанр басни.
1
Чтение вслух, беседа
02.02

С.
38-45

80-81
Ж. де Лафонтен «Волк и Журавль». Поход в «Музейный Дом. Выставка рисунков». Иллюстрация В. Серова к басне Ивана Крылова «Волк и Журавль».
(постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
2
Чтение вслух, беседа
06.02
07.02

Х.

82
Ж. де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях». Поход в «Музейный Дом. Выставка рисунков». Иллюстрация В. Серова к басне «Ворона в павлиньих перьях».
(постановка и решение учебной задачи)

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями
1
Чтение вслух, беседа
08.02

Х.

83-84
И. Крылов «Волк и Журавль». Индийская сказка «О радже и птичке». Обобщение по теме «Набираемся житейской мудрости».
(обобщение и систематизация знаний; постановка и решение учебной задачи)
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
2
Чтение вслух, беседа
09.02
13.02

Х.

Глава 6. Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 ч)

85
Л. Каминский «Сочинение».
(вводный; постановка и решение учебной задачи)
Правила разыгрывания по ролям крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
1
Чтение вслух, беседа
14.02

С.
46-50

86
И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думается моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
1
Чтение вслух, беседа
15.02

С.
51-55

87-88
М. Бородицкая «На контрольной». Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол».
(постановка и решение учебной задачи)
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
2
Чтение вслух, беседа
16.02
20.02

С.
55-57,
С.
57-58

89
Н.Тэффи «Преступник».
(постановка и решение учебной задачи)
Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
1
Чтение вслух, беседа
21.02

С.
58-63

90
Н.Тэффи «Преступник».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различия жанров сказки и рассказа.
1
Чтение вслух, беседа
22.02

С.
64-70

91-92
К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
2
Чтение вслух, беседа
24.02
27.02

С.
70-74

93
В. Драгунский «Ровно 25 кило».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств.
1
Чтение вслух, беседа
28.02

С.
74-78

94
В. Драгунский «Ровно 25 кило».

(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различия жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.
1
Чтение вслух, беседа
01.03

С.
78-85

95-96
Н.Носов «Мишкина каша».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
2
Чтение вслух, беседа
02.03
06.03



97
М. Вайсман «Приставочка моя любименькая»
(постановка и решение учебной задачи)
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
1
Чтение вслух, беседа
07.03.



98-99
Т. Кочиев «Такая яблоня». Обобщение по теме «Продолжаем разгадывать секреты смешного».
(обобщение и систематизация знаний; постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
2
Чтение вслух, беседа
09.03
13.03



Глава 7. Как рождается герой (20 ч)

100
Что характерно для сказочного героя Б. Заходера «История Гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин»
(вводный; постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений):объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка).
1
Чтение вслух, беседа
14.03

С.
86-95

101
Б. Заходер «История Гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах.
1
Чтение вслух, беседа
15.03

С.
95-100

102
Что характерно для сказочного героя Б. Заходера «История Гусеницы».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
1
Чтение вслух, беседа
16.03

С.
101-105

103
Что характерно для сказочного героя Б. Заходера «История Гусеницы».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различие жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений).
1
Чтение вслух, беседа
20.03

С.
105-110

104-105
М. Яснов «Гусеница – Бабочке». Поход в «Музейный Дом». С. Жуковский «Плотина». Слушаем музыку А.Аренского, С.Рахманинова.
(постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
2
Чтение вслух, беседа
21.03
03.04

С.
110-114

106-108
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Особенности характера и мира чувств героя. Сравнительный анализ характеров героев.
3
Чтение вслух, беседа
04.04
05.04
06.04

С.
114-118,
С.
118-127

109-110
Л. Пантелеев «Честное слово».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различие жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений).
2
Чтение вслух, беседа
10.04
11.04

С.
127-131,с.
131-135

111
Поход в «Музейный Дом». Огюст Ренуар «Девочка с линейкой». Слушаем музыку С. Прокофьева.
(постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
1
Чтение вслух, беседа
12.04

С.
136-138

112
Н. Некрасов «На Волге».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
1
Чтение вслух, беседа
13.04

С.
138-139

113
Н.Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный Дом». А. Мещерский «У лесного озера». Слушаем музыку С. Рахманинова, В. Калинникова.
(постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
1
Чтение вслух, беседа
17.04.

С.
139-144

114-115
С. Махотин «Самый маленький».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
2
Чтение вслух, беседа
18.04
19.04

Х.

116-117
Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка).
2
Чтение вслух, беседа
20.04
24.04

Х.

118-119
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Обобщение по теме «Как рождается герой»
(обобщение и систематизация знаний)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира, через открытое выражение чувств.
2
Чтение вслух, беседа
25.04
26.04

Х.

120
Поход в «Музейный Дом» Б. Кустодиев «Масленица». Слушаем музыку Н. Римского-Корсакова. И. Стравинского
(вводный; постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
1
Чтение вслух, беседа
27.04

С.
145-147

121-122
К. Паустовский «Растрепанный воробей».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев.
2
Чтение вслух, беседа
02.05
03.05

С.
147-150,
С.
150-157

123
Поход в «Музейный Дом». Иллюстрации В. Боровиковского, З.Серебряковой. Слушаем музыку С.Прокофьева.
(постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры.
1
Чтение вслух, беседа
04.05

С.
157-158

124-125
А.Пушкин «Цветок».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора)
2
Чтение вслух, беседа
10.05
11.05

С.
159

126
А.Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Телеграмма».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств.
1
Чтение вслух, беседа
15.05

С.
160-161

127
А.Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Телеграмма».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Формирование представлений о различении жанров сказки и рассказа.
1
Чтение вслух, беседа
16.05

С.
162-165

128
А.Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Дорога к отцу».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений.
1
Чтение вслух, беседа
17.05

С.
166-168

129
А.Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Вот и приехали».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений.
1
Чтение вслух, беседа
18.05

С.
168-173

130
А.Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Одни в лесной сторожке».
(постановка и решение учебной задачи)
Правила разыгрывания по ролям крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
1
Чтение вслух, беседа
22.05

С.
173-179

131
А.Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Вот оно – счастье!»
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств.
1
Чтение вслух, беседа
23.05

С.
179-183

132
Поход в «Музейный Дом» К. Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад». Слушаем музыку А.Бородина.
(постановка и решение учебной задачи)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
1
Чтение вслух, беседа
24.05

С.
183-184

133
Ю.Коваль « Под соснами». Поход в музейный Дом. Выставка рисунка». В. Попков «Интерьер с фикусами», «Семейные фотографии».
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств.
1
Чтение вслух, беседа
25.05

Х.






134-135
К.Паустовский «Стальное колечко»
(постановка и решение учебной задачи)
Авторское творчество. Различия жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений жизни, чтобы раскрыть характер героя .
2
Чтение вслух, беседа


Х.

136
Обобщение по теме «Сравниваем прошлое и настоящее». Итоговое заседание клуба «Ключ и заря».
(обобщение и систематизация знаний; проверка знаний)
Правила разыгрывания по ролям крупных диалоговых фрагментов литературных текстов. Личные впечатления и наблюдения, возникающие в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
1
Выразительное чтение, ответы на вопросы.














































Юђ Заголовок 915