Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 6-9 классов (учебник Босова)

ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа I-III ступеней №17» ЛНР



УТВЕРЖДАЮ: Директор
__________________ В.Н.Чайковская «_____»_______________2016 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
( )
6-9 класс



Составитель рабочей программы: Парамонова Виктория Павловна.





2016











РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована для учащихся 6-9-х классов.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе учебных заведений ЛНР на временные государственные образовательные стандарты», который составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897);
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 июня 2015 года № 221 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2015-2016 учебный год»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР № 203 от 01. 06. 2016 года, приказом Управления образования Администрации м. Антрацит и Антрацитовского района «Об организованном начале 2016 – 2017 учебного года в образовательных заведениях» от 06.07.2016 г. № 340;
Методическими рекомендациями относительно создания рабочих программ по предметам общеобразовательных организаций ЛНР в 2016-2017 учебном году;
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Едиными требованиями относительно оценивания учебных достижений учеников;
Методическими рекомендациями относительно ведения классных журналов 1-11 классов общеобразовательных организаций ЛНР;
Учебным планом ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 17» ЛНР на 2016 - 2017 учебный год;
Временным Основным Законом (Конституцией) ЛНР;
Законопроектом ЛНР «Об образовании»;
Законом ЛНР «О защите детей от информации, которая наносит вред их здоровью и развитию»;
Законом ЛНР «О патриотическом воспитании».
Согласно рабочему учебному плану для образовательных учреждений на изучение курса Информатика и ИКТ базового уровня образования отводится 1 час в неделю в 6-7 классах (за счет образовательного компонента) , 2 часа в неделю в 8-9 классах. Программа рассчитана на 204 часа (34 часа в 6-7 классах, 68 часов в 8-9 классах). Обучение ведется по учебникам Информатика Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой.

Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Общие цели и задачи обучения.
Изучение информатики в 6–7 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Изучение информатики в 8–9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результанты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дельнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
в 8-9 классах необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Раздел 3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса информатики ученик должен:
6 класс Учащиеся должны:
( определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
( понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
( приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
( различать необходимые и достаточные условия;
( иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
( уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
( иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
( иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
( уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
( определять назначение файла по его расширению;
( выполнять основные операции с файлами;
( уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
( уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
( создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений; ( иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
7 класс Учащиеся должны:
( для объектов окружающей действительности указывать их признаки свойства, действия, поведение, состояния;
( называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
( осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку основанию классификации;
( понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
( приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
( понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
( иметь представление о назначении и области применения моделей;
( различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
( приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
( уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
( знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
( знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
( осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
( приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
( давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
( осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
( выполнять операции с основными объектами операционной системы;
( выполнять основные операции с объектами файловой системы;
( уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
( уметь применять инструменты простейших графичес
·ких редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
( выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
( создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
( для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:
( об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
( о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
( об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
( о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
( о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
( о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
( о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
( о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
( приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
( кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
( переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
( записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
( записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
( проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
( формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
( формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
( использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
( составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
( создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
( создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
( оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
( создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
( читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
М ( создавать записи в базе данных;
( создавать презентации на основе шаблонов;
( использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
( проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
( искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
( передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
( пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Раздел 4. Содержание учебного предмета. Календарно-тематическое планирование

Содержание учебного предмета

6 класс

Тема
Количество часов

1.
Объекты окружающего мира
1

2.
Компьютерные объекты
2

3.
Отношение объектов и их множеств
2

4.
Разновидность объектов и их классификация
2

5.
Система объектов
2

6.
Персональный компьютер как система
1

7.
Как мы познаём окружающий мир
1

8.
Понятие как форма мышления
2

9.
Информационное моделирование
1

10.
Знаковые информационные модели
2

11.
Табличные информационные модели
2

12.
Графики и диаграммы
2

13.
Схемы
2

14.
Что такое алгоритм
1

15.
Исполнители вокруг нас
1

16.
Формы записи алгоритмов
1

17.
Типы алгоритмов
3

18.
Управление исполнителем. Чертёжник
3

19.
Обобщение и повторение изученного материала
3

Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование
6 класс


Тема урока
Количество часов
Параграф учебника
Дата

п/п
В теме



По плану
Фактически

Тема 1. Объекты окружающего мира (1ч.)

1.
1
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
1
Введение, §1



Тема 2. Компьютерные объекты (2ч.)

2.
1
Компьютерные объекты.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
1
§2(3)



3.
2
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
1
§2(1,2)



Тема 3. Отношение объектов и их множеств (2ч.)

4.
1
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения является элементом множества.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)
1
§3 (1, 2)



5.
2
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)
1
§3 (3)



Тема 4. Разновидность объектов и их классификация (2ч.)

6.
1
Отношение является разновидностью. Классификация объектов.
1
§4 (1, 2)



7.
2
Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
1
§4 (3, 4)



Тема 5. Система объектов (2ч.)

8.
1
Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)
1
§5 (1, 2)



9.
2
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–6)
1
§5 (3, 4)



Тема 6. Персональный компьютер как система (1ч.)

10.
1
Персональный компьютер как система.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
1
§6



Тема 7. Как мы познаём окружающий мир (1ч.)

11.
1
Как мы познаем окружающий мир.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
1
§7



Тема 8. Понятие как форма мышления (2ч.)

12.
1
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)
1
§8 (1, 2)



13.
2
Определение понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)
1
§8 (3)



Тема 9. Информационное моделирование (1ч.)

14.
1
Информационное моделирование как метод познания.
Практическая работа №8 «Создаём графические модели»
1
§9



Тема 10. Знаковые информационные модели (2ч.)

15.
1
Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»
1
§10 (1, 2, 3)



16.
2
Словесные информационные модели.
Математические модели.
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»
1
§10 (4)



Тема 11. Табличные информационные модели (2ч.)

17.
1
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
1
§11 (1, 2)



18.
2
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
1
§11 (3, 4)



Тема 12. Графики и диаграммы (2ч.)

19.
1
Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.
Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)
1
§12



20.
2
Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа №12 «Создаем модели – графики и диаграммы».
1
§12



Тема 13. Схемы (2ч.)

21.
1
Многообразие схем.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
1
§13 (1)



22.
2
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
1
§13 (2, 3)



Тема 14. Что такое алгоритм (1ч.)

23.
1
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»
1
§14



Тема 15. Исполнители вокруг нас (1ч.)

24.
1
Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик
1
§15



Тема 16. Формы записи алгоритмов (1ч.)

25.
1
Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей
1
§16



Тема 17. Типы алгоритмов (3ч.)

26.
1
Линейные алгоритмы.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию Часы»
1
§17 (1)



27.
2
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками Времена года»
1
§17 (2)



28.
3
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию Скакалочка»
1
§17 (3)



Тема 18. Управление исполнителем. Чертёжник (3ч.)

29.
1
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
1
§18 (1, 2)



30.
2
Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
1
§18 (3)



31.
3
Конструкция повторения.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
1
§18 (4)



Обобщение изученного материала (3ч.)

32
1
Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика».
1




33
2
Выолнение и защита итогового проекта
1




34
3
Итоговое повторение
1





Всего 34 часа



Содержание учебного предмета

7 класс

Тема
Количество часов

1.
Информация и информационные процессы
9

2.
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
7

3.
Обработка графической информации
4

4.
Обработка текстовой информации
9

5.
Мультимедиа
4

6.
Итоговое повторение
1


Всего: 34 часа






Календарно-тематическое планирование
7 класс



Тема урока
Количество часов
Параграф учебника
Дата

п/п
в теме



По плану
Фактически

Тема 1. Информация и информационные процессы (9ч)

1.
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.



2.
2
Информация и её свойства

§1.1.



3.
3
Информационные процессы. Обработка информации

§1.2.



4.
4
Информационные процессы. Хранение и передача информации

§1.2.



5.
5
Всемирная паутина как информационное хранилище

§1.3.



6.
6
Представление информации

§1.4



7.
7
Дискретная форма представления информации

§1.5.



8.
8
Единицы измерения информации

§1.6.



9.
9
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа
1








Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7ч)

10.
1
Основные компоненты компьютера и их функции
1
§2.1



11.
2
Персональный компьютер.
1
§2.2



12.
3
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
1
§2.3.



13.
4
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
1
§2.3



14.
5
Файлы и файловые структуры
1
§2.4.



15.
6
Пользовательский интерфейс
1
§2.5



16.
7
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа
1




Тема 3. Обработка графической информации (4 ч)

17.
1
Формирование изображения на экране компьютера
1
§3.1



18.
2
Компьютерная графика
1
§3.2



19.
3
Создание графических изображений
1
§3.3



20.
4
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа
1




Тема 4. Обработка текстовой информации (9 ч)

21.
1
Текстовые документы и технологии их создания
1
§4.1



22.
2
Создание текстовых документов на компьютере
1
§4.2



23.
3
Прямое форматирование
1
§4.3



24.
4
Стилевое форматирование
1
§4.3



25.
5
Визуализация информации в текстовых документах
1
§4.4



26.
6
Распознавание текста и системы компьютерного перевода
1
§4.5



27.
7
Оценка количественных параметров текстовых документов
1
§4.6



28.
8
Оформление реферата История вычислительной техники
1




29.
9
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.
1




Тема 5. Мультимедиа (4ч)

30.
1
Технология мультимедиа.
1
§5.1



31.
2
Компьютерные презентации
1
§5.2



32.
3
Создание мультимедийной презентации
1
§5.2



33.
4
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа
1




Итоговое повторение (1ч)

34.
1
Основные понятия курса.
1





Всего: 34 часа

Содержание учебного предмета

8 класс

Тема
Количество часов

1.
Математические основы информатики
26

2.
Основы алгоритмизации
20

3.
Начала программирования
20

4.
Итоговое повторение
2


Всего: 68 часов









Календарно-тематическое планирование
8 класс


Тема урока
Количество часов
Параграф учебника
Дата

п/п
в теме



По плану
фактически

Тема 1. Математические основы информатики (26 ч.)

1
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
Введение



2
2
Общие сведения о системах счисления
1
§1.1.



3
3
Общие сведения о системах счисления
1
§1.1.



4
4
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
1
§1.1.



5
5
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
1
§1.1.



6
6
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
1
§1.1.



7
7
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.
1
§1.1.



8
8
Компьютерные системы счисления
1
§1.1.



9
9
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
1
§1.1.



10
10
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
1
§1.1.



11
11
Представление целых чисел
1
§1.2.



12
12
Представление целых чисел
1
§1.2.



13
13
Представление вещественных чисел
1
§1.2.



14
14
Представление вещественных чисел
1
§1.2.



15
15
Высказывание. Логические операции.
1
§1.3.



16
16
Высказывание. Логические операции.
1
§1.3.



17
17
Построение таблиц истинности для логических выражений
1
§1.3.



18
18
Построение таблиц истинности для логических выражений
1
§1.3.



19
19
Свойства логических операций.
1
§1.3.



20
20
Свойства логических операций.
1
§1.3.



21
21
Решение логических задач
1
§ 1.3.



22
22
Решение логических задач
1
§ 1.3.



23
23
Решение логических задач
1
§ 1.3.



24
24
Логические элементы
1
§1.3.



25
25
Логические элементы
1
§1.3.



26
26
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа
1




Тема 2. Основы алгоритмизации (20 ч.)

27
1
Алгоритмы и исполнители
1
§2.1



28
2
Алгоритмы и исполнители
1
§2.1



29
3
Способы записи алгоритмов
1
§2.2



30
4
Способы записи алгоритмов
1
§2.2



31
5
Объекты алгоритмов
1
§2.3



32
6
Объекты алгоритмов
1
§2.3



33
7
Алгоритмическая конструкция следование
1
§2.4



34
8
Алгоритмическая конструкция следование
1
§2.4



35
9
Алгоритмическая конструкция ветвление.
1
§3.4



36
10
Полная форма ветвления
1
§3.4



37
11
Неполная форма ветвления
1
§2.4



38
12
Неполная форма ветвления
1
§2.4



39
13
Алгоритмическая конструкция повторение.
1
§2.4



40
14
Цикл с заданным условием продолжения работы
1
§2.4



41
15
Цикл с заданным условием продолжения работы
1
§2.4



42
16
Цикл с заданным условием окончания работы
1
§2.4



43
17
Цикл с заданным условием окончания работы
1
§2.4



44
18
Цикл с заданным числом повторений
1
§2.4



45
19
Цикл с заданным числом повторений
1
§2.4



46
20
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа
1




Тема 3. Начала программирования (20ч.)

47
1
Общие сведения о языке программирования Паскаль
1
§3.1



48
2
Общие сведения о языке программирования Паскаль
1
§3.1



49
3
Организация ввода и вывода данных
1
§3.2



50
4
Организация ввода и вывода данных
1
§3.2



51
5
Программирование линейных алгоритмов
1
§3.3



52
6
Программирование линейных алгоритмов
1
§3.3



53
7
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
1
§3.4



54
8
Условный оператор.
1
§3.4



55
9
Составной оператор.
1
§3.4



56
10
Многообразие способов записи ветвлений.
1
§3.4



57
11
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
1
§3.5



58
12
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
1
§3.5



59
13
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
1
§3.5



60
14
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
1
§3.5



61
15
Программирование циклов с заданным числом повторений.
1
§3.5



62
16
Программирование циклов с заданным числом повторений.
1
§3.5



63
17
Различные варианты программирования циклического алгоритма.
1
§3.5



64
18
Различные варианты программирования циклического алгоритма.
1
§3.5



65
19
Различные варианты программирования циклического алгоритма.
1
§3.5



66
20
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.
1




Итоговое повторение (2ч.)

67
1
Основные понятия курса.
1




68
2
Итоговая практическая работа
1




Всего: 68 часов



Содержание учебного предмета

9 класс

Тема
Количество часов

1.
Моделирование и формализация
18

2.
Алгоритмизация и программирование
16

3.
Обработка числовой информации
12

4.
Коммуникационные технологии
20

5.
Итоговое повторение
2


Всего: 68 часов


Календарно-тематическое планирование
9 класс


Тема урока
Количество часов
Параграф учебника
Дата

п/п
в теме



По плану
Фактически

Тема 1. Моделирование и формализация (18ч.)

1
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
Введение.



2
2
Моделирование как метод познания
1
§1.1



3
3
Моделирование как метод познания
1
§1.1



4
4
Моделирование как метод познания
1
§1.1



5
5
Знаковые модели
1
§1.2



6
6
Знаковые модели
1
§1.2



7
7
Графические модели
1
§1.3.



8
8
Графические модели
1
§1.3.



9
9
Табличные модели
1
§1.4



10
10
Табличные модели
1
§1.4



11
11
База данных как модель предметной области.
1
§1.5.



12
12
Реляционные базы данных.
1
§1.5.



13
13
Система управления базами данных
1
§1.6



14
14
Система управления базами данных
1
§1.6



15
15
Создание базы данных.
1
§1.6



16
16
Запросы на выборку данных
1
§1.6



17
17
Запросы на выборку данных
1
§1.6



18
18
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа
1
§1.6



Тема 2. Алгоритмизация и программирование (16ч.)





19
1
Решение задач на компьютере
1
§2.1



20
2
Решение задач на компьютере
1
§2.1



21
3
Одномерные массивы целых чисел.
1
§2.2



22
4
Описание, заполнение, вывод массива.
1
§2.2



23
5
Вычисление суммы элементов массива
1
§2.2



24
6
Вычисление суммы элементов массива
1
§2.2



25
7
Последовательный поиск в массиве
1
§2.2



26
8
Последовательный поиск в массиве
1
§2.2



27
9
Сортировка массива
1
§2.2



28
10
Сортировка массива
1
§2.2



29
11
Конструирование алгоритмов
1
§2.3



30
12
Конструирование алгоритмов
1
§2.3



31
13
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
1
§2.4



32
14
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
1
§2.4



33
15
Алгоритмы управления.
1
§2.5



34
16
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа
1




Тема 3. Обработка числовой информации (12ч.)

35
1
Интерфейс электронных таблиц.
1
§3.1



36
2
Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.
1
§3.1



37
3
Организация вычислений.
1
§3.2



38
4
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
1
§3.2



39
5
Встроенные функции.
1
§3.2



40
6
Логические функции.
1
§3.2



41
7
Сортировка и поиск данных.
1
§3.3



42
8
Сортировка и поиск данных.
1
§3.3



43
9
Построение диаграмм и графиков.
1
§3.3



44
10
Построение диаграмм и графиков.
1
§3.3



45
11
Построение диаграмм и графиков.
1
§3.3



46
12
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа.
1




Тема 4. Коммуникационные технологии (20ч.)

47
1
Локальные и глобальные компьютерные сети
1
§4.1



48
2
Локальные и глобальные компьютерные сети
1
§4.1



49
3
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера
1
§4.2



50
4
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера
1
§4.2



51
5
Доменная система имён.
1
§4.2



52
6
Протоколы передачи данных.
1
§4.2



53
7
Всемирная паутина.
1
§4.3



54
8
Файловые архивы.
1
§4.3



55
9
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие.
1
§4.3



56
10
Сетевой этикет.
1
§4.3



57
11
Технологии создания сайта.
1
§4.4



58
12
Технологии создания сайта.
1
§4.4



59
13
Содержание и структура сайта.
1
§4.4



60
14
Содержание и структура сайта.
1
§4.4



61
15
Оформление сайта.
1
§4.4



62
16
Оформление сайта.
1
§4.4



63
17
Оформление сайта.
1
§4.4



64
18
Размещение сайта в Интернете.
1
§4.4



65
19
Размещение сайта в Интернете.
1
§4.4



66
20
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.
1




Итоговое повторение (2ч.)

67
1
Основные понятия курса.
1




68
2
Итоговая практическая работа
1






Всего: 68 часов

Раздел 5. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
6. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
7. Сайт методической поддержки (авторская мастерская): [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов. Информатика 5-7. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. операционная система;
2. файловый менеджер;
3. почтовый клиент;
4. браузер;
5. мультимедиа проигрыватель;
6. антивирусная программа;
7. программа-архиватор;
8. клавиатурный тренажер;
9. интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
10.растровый и векторный графические редакторы.
11.звуковой редактор; система программирования




Рассмотрено:
Протокол заседания
МО учителей
от _______________

Согласовано:
Зам. директора
по УВР ______ (Рябцева Т.Ф.)
____________дата