Элективный курс по немецкому языку для 9 класса. Тема Немецкий язык и основы письменной коммуникации

Предпрофильная подготовка
учащихся 9- х классов



Программа элективного курса
по немецкому языку



Немецкий язык и основы письменной коммуникации










Автор: Хвалова Елена Викторовна
МАОУ Гришино-Слободская СОШ
Жуковский район, д. Гришина Слобода



Пояснительная записка
Актуальность курса
В наше время перед преподавателями «иностранного языка школы и вуза стоит целый ряд общих и очень важных для лингводидактики проблем. И особое место занимает среди них обучение иноязычной продуктивной письменной речи.
До недавнего времени современные методисты рассматривали иноязычную письменную речь либо « как вспомогательное средство для выполнения учебных заданий» (1), либо как вспомогательный приём для обучения другим видам речевой деятельности.
Однако сегодня ситуация радикально изменилась и мы постоянно сталкиваемся с тем, что умения письменной речи стали широко востребованными. Иноязычное письменное общение, в частности в глобальной сети Интернет, необходимо как школьникам, так и студентам всех специальностей. В период обучения его важность как инструмента доступа к источникам информации - и, следовательно, образования неоспорима. С другой стороны, профессиональное письменное иноязычное общение стало неотъемлемой частью деятельности любого научного учреждения или промышленного предприятия (2).
Стремительное увеличение объёмов - и темпов обмена информацией, ускоренное развитие компьютерной связи вывели письменную коммуникацию на первый план. При сохраняющейся важности и ценности устного общения практически 80% информационного обмена в области науки, техники и технологий осуществляется в письменном виде. Поэтому умения в области письменной речи обрели в современном мире статус профессионально значимых, а перед учителями школы встала задача обучения не только устным, но и письменным формам общения. При ограниченной сетке учебных часов базисного плана эффективно решить эту задачу обучения и помочь учащимся рационально овладеть умениями и навыками письменной речи может элективный курс «Немецкий язык и основы письменной коммуникации».
Цель и задачи курса
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 класса, может быть
использован при обучении в профильных классах гуманитарного цикла.
Программа предусматривает 17 - часовой курс, включающий теоретический и практический материал.
Основной целью курса является развитие личности школьника, способной и
желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке
и самостоятельно совершенствоваться в овладении им на более высоком
уровне.
Задачи курса состоят в предоставлении ученику возможности:
- расширить свой кругозор в области филологии;
- реализовать свой интерес к предмету;
- проверить свои профессиональные устремления;
- утвердиться в сделанном выборе;
- осознать мотивы учения;
- подготовиться к профильному обучению на старшем этапе. Практические задачи заключаются в формировании навыков и умений письменной речи, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.
В целом курс обучения призван сформировать у учащихся способность участвовать в диалоге культур, использовать иностранный язык для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни. Эта способность предполагает формирование у учащихся:
- умений понимать и фиксировать письменно высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей;
- знаний о системе изучаемого языка и способов оперирования языковыми средствами в письменной деятельности;
- умений пользоваться рациональными приёмами умственного труда, самостоятельно совершенствоваться в овладении И. Я.
Программа курса предполагает овладение учащимися на более высоком уровне навыками и умениями письменной речи на основе устной, а также овладение общеучебными умениями и навыками, которые складываются в определённый стиль учебного труда, помогающий им в освоении содержания обучения И. Я., а также и в продолжении образования и включения в производственную деятельность.

Методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса предусматривает углубление и расширение тем базовой программы «Иностранный язык», увеличивает объём лексического материала, совершенствует грамматические навыки, навыки письменной речи.
Курс предполагает широкое использование иллюстративного материала, электронных учебников, газетных и журнальных статей, раздаточного дидактического материала, а также использование возможностей компьютера в сети Интернет.
В работе с данным содержанием используется коммуникативно- направленная групповая работа, проектно - исследовательская деятельность, выделение проблемы, сбор информации, её обработка, обсуждение и письменное изложение. Здесь высока роль самостоятельной работы ученика на практических занятиях в ходе выполнения учебных заданий, коммуникативных, аутентичных, монофункциональных и полифункциональных упражнений.
Отследить динамику интереса к курсу, результативность помогут различные виды контроля: тематический, текущий, обобщающий, а также анкетирование.
В качестве конечных продуктов деятельности учащихся могут быть рефераты, доклады на иностранном языке, коллажи, образцы писем и др. Главной мотивацией работы остаётся познавательный интерес.
Требования к ЗУН учащихся
Курс будет считаться успешно пройденным, если учащиеся будут подготовлены к:
- заполнению аутентичных официальных бланков, анкет, формуляров (включая автобиографические данные, бланки заказов);
- написанию поздравительных и других открыток и писем неформального плана, официальных писем (типа письма - запроса информации, письма - благодарности, письма-жалобы), резюме, автобиографии;
- составлению и написанию инструкций и предписаний, кратких письменных сообщений, объявлений, надписей- указателей, информационных листков и небольших статей для школьной печати;
подготовке и представлению схем, таблиц, диаграмм и других видов схематизированной информации;
- описанию и интерпретации событий, явлений, фактов;
- выполнению письменных заданий по страноведческим /культуроведческим проектам (на материале культуроведения соизучаемых стран и страноведческих/ культуроведческих материалов о России);
- выполнению предметных, межпредметных заданий на ИЯ (в соответствии с профилем школьного образования).




























Содержание курса
Общее количество часов – 17.
Тема 1. Письменные формы общения. Их роль в изучении иностранного языка. (1)
Язык и письмо. Назначение письма в жизни людей. Происхождение письма. Типы письма. Письменные формы общения. Анкета.

Тема 2. Поздравительные открытки. Телеграммы. (1)
Поздравительные открытки. Виды открыток. Особенности письменного сообщения на открытке. Язык телеграммы.
Практическое занятие. Написание поздравительных открыток к Рождеству., Новому году, Пасхе, Дню рождения и др. Составление телеграммы.


Тема 3. Приглашения. (1)
Приглашения. Оформление приглашений. Приглашение в гости. Официальное приглашение. Ответ на приглашение: согласие, благодарность, отказ.
Практическое занятие. Составление и написание приглашений различного характера. Бланки приглашений.

Тема 4. Оформление схематизированной информации. (1)
Таблицы. Ассоциограммы. Диаграммы. Графики. Указатели. Знаки.
Практическое занятие. Выполнение творческих заданий по выбору учащихся.


Тема 5. Объявления. Информационные листки. Реклама. (1)
Объявление, его структура. Формы и виды объявлений. Требования к созданию рекламы.
Практическое занятие. Написание объявления по выбору учащихся. Создание рекламного плаката.
Тема 6. Переписка. Знакомство по переписке. (1)
Переписка. Этикет письменного общения. Оформление адреса. Формы обращения в письме. Переписка через газеты, журналы.
Практическое занятие. Написание письма с целью найти друга по переписке.

Тема 7. Личные письма. (1)
Личные письма. Особенности написания личного письма. Общепринятые формы написания писем в Германии.
Практическое занятие. Написание ответа на полученное письмо.

Тема 8. Оформление официальных бланков. Заявление о приёме на работу, автобиография. (2)
Заявление. Форма заявлений. Заявление о приёме на работу. Приложения к заявлению. Автобиография.
Практическое занятие. Написание заявления о приёме на работу. Написание автобиографии в качестве приложения.

Тема 9. Официальные письма. (3)
Официальное письмо. Официальный язык деловой переписки. Стиль и содержание. Запрос информации. Благодарность за предоставление информации.
Практическое занятие. Написание официального письма по образцу. Перевод официальных писем на русский язык.


Тема 10. Электронная почта. (2)
Электронная почта. Возможности сети Интернет. Работа с электронными учебниками. Переписка по электронной почте.
Практическое занятие. Создание электронного письма. Отправление письма по электронной почте.




Тема11. Заключительное занятие (2)
Выполнение творческих заданий по тематике курса.
Защита проектов.





Литература для учителя

1. Бим И. Л Теория и практика обучения немецкому языку. - М., 1988
2. Бим И. Л. УМК по немецкому языку в 5-9 классах. - М., 2002
3. Воронина Г. И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты. - М, 2001
4. Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавания русского языка иностранцам. - М., 1988
5. Лесохина Т. Б. Обучение русскому языку в системе языкового образования студентов - нефилологов: проблемы становления и перспективы развития. - М.,2001
6. Лесохина Т. Б. Коммуникативный портрет российского специалиста: вчера, сегодня, завтра. - М., 1999
7. ПиронковаМ. П., Любимова З.М. практикум по обучению устной и письменной речи по немецкому языку. - М., 1987
8. Примерная программа дисциплины « Иностранный язык»
федерального компонента цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения. - М., 2000
9. Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней
школе. - М., 1991 Ю.Симакова Е. В. К проблеме обучения письменной речи в курсе обучения международному профессиональному общению. -М., 1999 10. П.Симкин В. Н. Оценка качества подготовки выпускников основной
школы по иностранному языку.- М., 2001

Литература для учащихся

Бим И. Л. УМК по немецкому языку в 5-9 классах. – М.,2002
Воронина Г. И., Карелина И. В. Немецкий язык, контакты. – М., 2001
Вайсбурд М.Л., Обязательный минимум содержания образования по немецкому языку.- М., 2001
Садомова Л. Д. Книги для чтения по немецкому языку в5-11 классах.,- М., 2000
Журналы и газеты на немецком языке.










Учебно-тематический план


Наименование разделов,
тем
Кол-во
часов
Виды, тип, форма занятий (лекции, практические работы)
Формы
контроля

1
Письменные фор- мы общения.Их роль в изучении иностранного языка.
1
Лекция, самостоятельная индивидуальная работа
Взаимоконтроль, коллективный анализ ошибок

2
Поздравительные открытки. Телеграммы.
1
Беседа, самостоятельная работа в группах, индивидуальная работа
Текущий контроль, конкурс открыток

3
Приглашения.
1
Малая лекция- объяснение, самостоятельная индивидуальная работа
Взаимоконтроль, коллективный анализ ошибок

4
Оформление схематизированной информации
1
Малая лекция с показом, самостоятельная групповая работа
Тематический контроль

5
Объявления. Информационные листки. Реклама.
1
Лекция. Дискуссия.
Самостоятельная групповая работа
Защита рекламного плаката, объявления

6