Элективный курс подготовки к ОГЭ по теме:Создание текста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»
«Согласовано»
на методическом совете МБОУ
«Лицей №1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»

Протокол №
от «23 »_марта_____2016г.
«Принято»
на педагогическом совете
МБОУ «Лицей №1 им А. П. Гужвина г. Камызяк»

Протокол №
от « »_______2016г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Лицей №1 им. А.П. Гужвина
г. Камызяк»
__________Е.А.Кострыкина
Приказ №
от « »_______2016г.






Программа спецкурса по русскому языку
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Создание сжатого текста»
для 9-х классов

Составитель:
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Умбетова Зауре Килебаевна



· Камызяк, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе учебного плана школы на 2016-17учебный год, программы элективного курса «Создание сжатого изложения», программа рассмотрена и утверждена на заседании МО учителей русского языка ), а также с учетом основной образовательной программы школы.
Актуальность. Программа факультативного курса по выбору «Создание сжатого изложения» предназначена для работы по развитию связной речи учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Она направлена на подготовку к новой форме сдачи экзамена за курс основной школы по русскому языку. Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
читать текст и анализировать его содержание;
писать сжатое изложение;
сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени. В программе основной школы не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Основной целью курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в написании сжатого изложения. Особенностью данной программы является её практическая направленность. Теоретические знания учащиеся получают в ходе лекций, а практические – в процессе выполнения различных письменных работ. Это позволит им на высоком уровне подготовиться к сдаче экзамена: компетентно проанализировать данный текст, точно и логически последовательно изложить свои мысли, используя все возможные способы компрессии.
Способами реализации послужат следующие виды деятельности:
работа с текстами, редактирование текста; составление памяток, буклетов; написание разных видов изложений как по одному и тому же тексту, так и по разным литературным материалам.
Содержание программы является повторением того, что было изучено в 5–8-х классах по развитию речи и является своего рода пропедевтическим курсом как для подготовки учащихся к ОГЭ, так и для их дальнейшей социализации..
Цель - помочь учащимся максимально подготовиться к экзамену, совершенствовать и развивать умение строить письменное высказывание в подробной и сжатой форме, совершенствовать и развивать навыки передачи своего восприятия и понимания проблем, поставленных автором.
Задачи:
формировать понятие о тексте, его типах, стилях;
развивать навыки восприятия текста, умение излагать его подробно, сжато или выборочно;
развивать навыки анализа письменной речи.
Место и роль факультатива «Создание сжатого изложения»:
Данный курс входит в состав компонента образовательного учреждения учебного плана школы на 2016-17 учебный год, объем 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю и направлен на освоение технологии написания сжатого изложения и обеспечивает подготовку к ОГЭ.
Формы обучения: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: сжатое изложение



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство учащихся с положением об итоговой аттестации по русскому языку. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену.
 Практикум по способам восприятия текстов. Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение), специфика каждого способа восприятия.
Стилистический и типологический анализ текста.
Понятие текста. Тема текста. Идея текста. Микротема и микротекст. Виды связи предложений в тексте. Лексические средства связи. Синтаксические средства связи. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста: определить тему текста, пересказать его содержание, ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д., восстановить последовательность эпизодов, определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, какова главная мысль текста, каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте. Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению.
Типы речи и их признаки. Работа с таблицами, с текстами разных типов.
При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение). Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному. Схемы описания текстов разных типов.
Понятие о стилях речи. Публицистический стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Официально-деловой стиль. Характерные признаки стилей. Своеобразие лексики данных стилей.
Композиция текста, логическая и грамматическая структура текста.
Текст как тематическое, смысловое и структурное единство. Части текста (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста Тексты разных типов и их языковые средства.
Понятие об изложении. Виды изложений. Сжатое изложение.
Понятие об изложении. Виды изложений и их классификация. Этапы работы над изложением. Классификация изложений по трем основаниям: - по цели проведения (обучающие и контрольные); -по характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение); - по способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения).
Подробное изложение. Разбор текста. Составление плана текста. Полное воспроизведение текста (последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора).
Особенности работы над выборочным изложением. Отбор материала и его воспроизведение (устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания). Алгоритм написания подробного и выборочного изложения.
Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа (передача из воспринятого текста главной (существенной) информации, используя языковые средства обобщенной передачи содержания. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.
Приёмы сжатия текста. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Знание приемов сжатия текста и умение их применять, работая над созданием текста сжатого изложения. Приемы сжатия текста: - исключение; - обобщение; - упрощение.
Практическая работа. Приемы компрессии текста. Практикум по сокращению текста с использованием приема исключения. Применение различных способов исключения: - выделить главное (существенное) и детали (подробности); - убрать детали; - пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; - пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; - объединить существенное; - составить новый текст.
Практическая работа. Приемы компрессии текста (прием обобщения и упрощения): - вычленить единичные факты; - подобрать языковые средства их обобщённой передачи; - составить новый текст.
При упрощении необходимо: - заменить сложное предложение простым; - заменить предложение или его часть указательным местоимением; - объединить два или три предложения в одно; - разбить сложное предложение на сокращённые простые; - перевести прямую речь в косвенную.
Подготовка и создание сжатого изложения. Критерии оценивания изложения.
Проверка и оценка сжатого изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
Контрольное изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Итоги учебного курса. Тестирование. Работа с «Листом индивидуальных достижений».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса учащиеся должны:
определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;
определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;
излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;
логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;
передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);
выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации.
кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, вычленяя наиболее важный материал.
адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
определять стилевую принадлежность текстов по его характерным признакам;
логически последовательно излагать собственные мысли;
воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);
сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Для 9 класса


№ урока
Дата

Корректировка
Тема урока
Тип занятия

Планируемые результаты


план
факт



Знания
Умения
Навыки

1



Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. 
Комбинированный
Положение об итоговой аттестации по русскому языку. Образцы КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. 
Уметь ориентироваться в содержании и структуре экзаменационной работы
Владение монологической и диалогической речью.

2



Рекомендации по психологической подготовке к экзамену.
Комбинированный
Способы преодоления психологического барьера
Уметь преодолевать психологические нагрузки


3



Практикум по способам восприятия текстов.
Комбинированный
Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение),
Уметь определять специфику каждого способа восприятия.
Владение монологической и диалогической речью.

4



Понятие текста.
Комбинированный
Тема текста. Идея текста. Микротема и микротекст.
Уметь определять тему, идею текста, выделять микротемы.
Владение нормами русского языка

5



Виды связи предложений в тексте.
Комбинированный
Лексические средства связи. Синтаксические средства связи.
Уметь определять лексические и синтаксические средства связи
Владение нормами русского языка

6-7



Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
Комбинированный

Уметь определить тему текста, пересказать его содержание, ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д., восстановить последовательность эпизодов, определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, какова главная мысль текста, каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Владение нормами русского языка

8



Типы речи и их признаки.
Комбинированный
Повествование, описание, рассуждение
Работа с таблицами, с текстами разных типов.
Владение нормами русского языка

9



Схемы описания текстов разных типов.
Комбинированный
Структура текстов разных типов
Работа с таблицами, с текстами разных типов.
Владение нормами русского языка

10



Понятие о стилях речи.
Комбинированный
Публицистический стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Официально-деловой стиль.
Знать характерные признаки стилей.
Владение нормами русского языка

11



Своеобразие лексики разных стилей речи.
Комбинированный


Владение нормами русского языка

12



Композиция текста.
Контроль усвоения знаний
логическая и грамматическая структура текста
Уметь вычленять структурные части текста
Владение нормами русского языка

13



Части текста (подтемы, микротемы) и их связь с общей темой и основной мыслью текста
Комбинированный

Уметь выделять основную мысль микротем и соотносить с общей темой и основной мыслью текста
Владение нормами русского языка

14



Тексты разных типов и их языковые средства.
Комбинированный
Повествование, описание, рассуждение, знание структуры текстов разных типов речи
Уметь строить текст разных типов
Владение нормами русского языка

15



Понятие об изложении.
Комбинированный
Виды изложений и их классификация. Этапы работы над изложением.
Уметь отличать изложения разных видов
Владение нормами русского языка

16



Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа
Комбинированный
(передача из воспринятого текста главной (существенной) информации, используя языковые средства обобщенной передачи содержания.
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.
в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

17



Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Контроль усвоения знаний
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.
Владение нормами русского языка

18



Приёмы сжатия текста.
Комбинированный
Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Знание приемов сжатия текста и умение их применять, работая над созданием текста сжатого изложения.
Владение нормами русского языка, создание и оформление письменного высказывания

19-20



Практическая работа. Приемы компрессии текста.
Комбинированный
Приемы сжатия текста: - исключение; - обобщение; - упрощение.

Владение нормами русского языка, создание и оформление письменного высказывания

21-22



Практикум по сокращению текста с использованием приема исключения.
Комбинированный
Применение различных способов исключения:
уметь выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст.
Владение нормами русского языка, создание и оформление письменного высказывания

23-24



Практическая работа. Приемы компрессии текста (прием обобщения)
Комбинированный
Применение различных способов обобщения:
Уметь вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.
Владение нормами русского языка, создание и оформление письменного высказывания

25-26



Практическая работа. Приемы компрессии текста (прием упрощения):
Комбинированный
Требования к упрощению
Уметь заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.
Владение нормами русского языка, создание и оформление письменного высказывания

27



Подготовка и Создание сжатого изложения.
Комбинированный
Освоение требований к написанию сжатого изложения
Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Владение монологической и диалогической речью.

28-29



Критерии оценивания изложения.
Комбинированный
Знать критерии оценивания
Уметь оценивать по критериям свое изложение и изложение других учеников
Владение монологической и диалогической речью.

30



Проверка и оценка сжатого изложения.
Комбинированный


Владение монологической и диалогической речью.

31



Классификация речевых и грамматических ошибок.
Комбинированный
Знание видов речевых и грамматических ошибок
Уметь редактировать текст
Владение монологической и диалогической речью.

32-33



Контрольное изложение.
Контроль усвоения
Контроль освоения требованиями к написанию сжатого изложения
Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Владение нормами русского языка, создание и оформление письменного высказывания

34



Итоги учебного курса. Тестирование.
Контроль усвоения
Знание требований к написанию сжатого изложения
Уметь анализировать результаты освоения курса
Владение монологической и диалогической речью.


Литература для учителя и учащихся
1. Драбкина С.В. ОГЭ выпускников 9 классов. Москва. Интеллект-Центр.
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
3. Лукъянченко О.А. Сборник текстов для сочинений и изложений с творческим заданием для 9 – 11 классов. М., 2004.
4. Мартынова Л. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе: практические рекомендации. М., 2005.
5. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.
6. Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.ОГЭ-2014.
7. Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя. М., 1991.
8. Подготовка к ОГЭ-2010: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
9. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2006.
10. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Львова С.И.Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.
11. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. – 80 с. (ОГЭ-2012. ФИПИ – школе).
12. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы / авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 219 с.
13. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
Заголовок 2 Заголовок 515