Урок по теме Отряды насекомых


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа с углублённым изучение отдельных предметов №1
города Советска Советского района Кировской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
БИОЛОГИИ
КЛАСС 7
ТЕМА «СЛЁТ ЭНТАМОЛОГОВ»

Автор: Гончарова Марина Ивановна
учитель биологии
Советск
2015
Пояснительная записка.
Приоритетной задачей современной школы является формирование личности, обладающей универсальной системой знаний, значимой за пределами школьного образования, и опытом самостоятельной деятельности.
Формирование универсальных учебных способностей к осуществлению реального жизненного действия предполагает компетентностый подход в образовании.
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает больше, чем тот, которому всё объяснили. Только в результате деятельности самого ребёнка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.
Данный урок с использованием групповой формы организации познавательной деятельности позволяет развивать коммуникативные универсальные учебные действия, так как происходит работа в группах, что требует общения, распределения ролей и т.д. Так же способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) УУД через работу с разными источниками информации.
Технологическая карта урока
"Cлёт энтомологов "
Тип урока: изучение и закрепление нового материала.
Общая дидактическая цель урока: создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной информации
способствовать освоению учащимися способов деятельности для самостоятельного добывания знаний
Триединая дидактическая цель по содержанию урока:
А) Образовательная:
-способствовать раскрытию особенностей организации насекомых различных отрядов (многообразие видов, строение ротового аппарата, --строение крыльев, тип развития).
-учить распознавать насекомых разных отрядов по характерным признакам;
показать практическое значение различных насекомых
Б) Развивающая:
-продолжить развитие умения анализировать, выделять главное,
развивать умение работать с различными источниками информации
-развивать элементы творческой деятельности через вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
В) Воспитательная:
-осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты насекомых;
-воспитывать навыки коммуникативности в работе, умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Уровневые цели адаптированные на учеников:
Б- Знать признаки насекомых разных отрядов и их представителей
П- то же, что и Б + объяснять принадлежность насекомых к определённым отрядам
У – то же, что Б. и П. + решать учебно-познавательные задачи на творческом уровне.
ФОПД: ФРОНТАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
Методы обучения (по степени самостоятельности ученика): проблемный, частично- поисковый.
Средства обучения:.В. М. Константинов и др.Биология. Животные. 7 класс. М.: «Вентана-Граф», 2004. Презентация «Насекомые»
Этап
урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся ФОПД
(индив, групп,фронт,
парн.)
Средства обучения Результат
этапа
1.
Органи-
зацион-ный этап.
Приветствует
учащихся, организует внимание учащихся, создаёт эмоциональ-ный настрой на урок
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место и включаются в урок Фронт. Доброжелатель-ный настрой. Быстрое включение в деловой ритм.
2. Актуали-зация субъек-тивного опыта учащих-сяОрганизует работу по проверке решения домашнего кроссворда «Удивитель-
ные насекомые»(демантрирует слайд №2 и №3) Слушают учителя. Дают ответы на вопросы кроссворда и проверяют их по картинкам слайда№2.
Смотрят видеофраг-
мент о насекомых. Фронт. Дети активно отвечают на вопросы .
3. Мотива-ция и целепо-лаганиеСообщает тему урока, эпиграф. Знакомит с выставкой книг.
Помогает сформулировать цели урока. Слушают учите6ля. Выдвигают гипотезы. Формулируют личносто-значимые цели Формулировка целей урока.
4.
Первич-ное усвоение новых знаний и способов деятель-ности.
Организует работу учащихся в группах по листам индивидуальной работы. Овладевают способами переработки учебной информации. Распределяют задания между членами группы.
Выполняют самостоятель-но предложенные задания (см. информационный лист) Групп.,
Индивид. Активные действия учащихся и самостоятельность в добывании знаний
5. Осозна-
ние и осмыс-
ление. Слушает отчёты групп. Проводит коррекцию, задавая уточняющие вопросы. Создаёт условия для формирования целостной системы знаний. Группы презентуют результаты своей деятельности.
По ходу выступлений заполняют таблицы. Оценивают выступления других. групп Правильность и осознанность усвоения основного содержания учебного материала большинством учащихся, устранение пробелов в знаниях.
6.
Приме-
нение знаний Предлагает просмотреть зоошутки (опережающее задание) и определить признаки представителей каких отрядов есть у чудо-насекомых Смотрят рисунку зоошутки.
Высказывают своё мнение и обосновывают его. Фронт
индивСамостоятель-ность учащихся при выполнении заданий.
7. Контроль усвоения знаний Предлагает выполнить тест. Выполняют тест.
Проводят самопроверку по предложенным ответам, оценивают свои работы. Индив. Получение информации о результатах достижения целей
8.
Информация о домаш-
нем задании Сообщает домашнее задание. Записывают домашнее задание обязательное и по выбору. Реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания.
9. Рефлек-
сия Конспект урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня насекомых продолжим изучать, и знания конечно усвоим мы на пять. Чтобы урок пошёл каждому в прок. Активно в работу включайся, дружок.
Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок.
2.Актуализация субъективного опыта учащихся.
У. Ян Лари в научно-фонтастической повести «Необыкновенные приключения Карика и Вали» показывает мир насекомых через огромное увеличительное стекло и рассказывает много любопытного о них. Предлагаю прослушать отрывки из книги Я. Ларри и определить о каком насекомом идет речь. (см. Приложение 1)
Двое учащихся заранее готовят выступления.
«По листу ползла огромная черепаха ,чуть- чуть только поменьше танка. Спина черепахи блестела красным лаком. Чёрные пятна на спине сияли, точно лакированные японские тарелки. Черепаха подобралась к стаду зелёных коров, остановилась и вдруг, точно лев, сшибла ударом лапы одну из них, подмяла под себя и, навалившись на корову всем телом, впилась в неё. В одно мгновение от коровы осталась только зелёная шкурка».
(Божья коровка.)
«…Иван Гермогенович увидел неподалёку зелёное чудовище, сверкающее на солнце. Оно стояло, расставив длинные ноги, покрытые острыми шипами-шпорами. Могучие голени поднимались углами нал гигантским туловищем. Толстый изогнутый хвост, почти вдвое длиннее самого животного, лежал на земле… Услышав голос профессора, животное повернула к нему сплюснутую большеротую голову, шевельнуло усами неимоверной длинны… Зелёное, точно покрытое лаком животное пошевелило ногами…
-Ах, вот ты кто!- закричал профессор. – Ты слушаешь меня ногами?..»
(Зелёный кузнечик.)
3.Мотивация и целепологаниеУчитель: Среди насекомых есть настоящие рекордсмены. Кто же смог полностью разгадать домашний кроссворд о чудо-насекомых. Проверим результаты работы. (демонстрация ответов, слайд № 2). Оцените каждый свою работу: 8 верных ответов – оценка «5», 7-6 – «4», 5-4 – «3», оценки поставьте в лист контроля. (самоконтроль)
Учитель: Сколько всего видов насекомых обитает на нашей планете? (Дети: 1,5 млн. видов) Их жизненная энергия, изобилие красок и форм поражают и восхищают (демонстрация слайд №3).
Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием насекомых. Наука, которая занимается изучением насекомых, называется энтомология. Насекомых так много, что энтомологам приходится выбирать узкую специальность. Сегодня вы то же будете работать в этой роли. Наш урок назовём «Слёт энтомологов»(слайд №5)
Эпиграф нашего урока «Природа тайн своих от нас не прячет, лишь просит быть внимательнее к ней…» (слайд №6). Как вы понимаете эти слова?
Ученики: в природе можно встретить много интересных явлений и только внимательный и любознательный человек может разгадать и объяснить их.
Учитель: Я предлагаю вам определить для себя цели сегодняшнего урока (слайд №6).
-Узнать признаки насекомых разных отрядов и их представителей
-Научиться объяснять принадлежность насекомых к определённым отрядам.
- Решать учебно-познавательные задачи на творческом уровне.
4.Усвоение новых знаний и способов деятельности
Учитель: По каким признакам отличаются разные насекомых насекомые? (строение конечностей, крыльев, ротового аппарата). Выделяют следующие отряды насекомых: (слайд) стрекозы, прямокрылые, полужесткокрылые, чешуекрылые, двукрылые и перепончатокрылые. Чтобы подготовится к слёту я предлагаю вам поработать в группа по информационным картам (Приложение 2).
Каждой группе ведается информационная карта. Руководитель группы распределяет вопросы. Ученики выполняют свои задания. Группа готовит выступление, т.е презентацию материала об изученном отряде насекомых.
5. Первичная проверка понимания.
Группы презентуют результаты своей работы: проговаривают ответы на вопросы, комментируют свои рисунки. В группе выступает каждый ученик. Во время выступлений слушатели заполняют таблицу (Приложение 3).
Учитель, перед выступление групп, демонстрирует слайды №9-12.
6.Закрепление.
Учитель: Я предоставляю слово художникам-фантастам.
Ученики: на нашем плакате вы видите необычное насекомое. Обратите внимание, у него есть признаки представителей разных отрядов насекомых Придумайте название этому насекомому, объсните его.
Ребята обсуждают ответы в группах.
Представители каждой группы высказывают своё мнение.
7. Рефлексия.
Развивать способности к оценочным действиям.
Каждый из вас оценит насколько эффективно он поработал на уроке, выполнив тест (Приложение 4)
После выполнения оценивают себя по предложенным критериям (самоконтроль). Ответы демонстрируются на слайде №13.
Оценка выставляется в оценочный лист.
8
. Домашнее задание.
Изучить п.27. Заполнить таблицу до конца и сделать вывод.
По выбору
- Создать компьютерную презентацию о редких насекомых.
- Подготовить сообщение о жизни муравьёв.
9. Итог урока.
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Смогли ли мы сегодня приоткрыть тайны природы? Что этому способствовало?
Ученики: Да, нам помогли сегодня книги, совместная работа в группах и конечно же ответы одноклассников.
Благодаря своему вниманию и старанию каждый из вас приоткрыл сегодня тайны природы. Молодцы. За то что мы сегодня так плодотворно потрудились, посмотрим увлекательный фрагмент фильма о насекомых.

Приложение 1
отряд представители Строение крыльев Ротовой аппарат Тип развития
Прямокрылые
1.
2. Перепончатокрылые
1.
2.
3.
4.
5. Двукрылые
1.
2.
3. Чешуекрылые
(Бабочки)
1.
2.
3.
4.
5.
6. Жесткокрылые
(Жуки)
1.
2.
3.
4.
5.
6. Равнокрылые
Полужесткокрылые
(Клопы)
Стрекозы
Приложение 2.
Информационная карта №1
Тема «Многообразие насекомых»
«Природа тайн своих от нас не прячет,
лишь просит быть внимательнее к ней…»
Каждый ученик в группе выполняет одно из предложенных заданий с 1 по 4.
После выполнения заданий группа представляет результаты своей работы.
ЗАДАНИЕ №1
Изучите текст учебника стр.131 о прямокрылых насекомых.
Выделите признаки представителей данного отряда. Выпишите их в таблицу.
(Приложение 1.) . Нарисуйте ротовой аппарат и строение крыльев данных насекомых.
ЗАДАНИЕ №2
Среди предложенных на карточке рисунков насекомых, выберите представителей отряда Прямокрылые. (Приложение 5)
Обоснуйте свой выбор. Выпишите в таблицу.
ЗАДАНИЕ №3
Вам не раз приходилась слышать стрекотание кузнечиков. Это самцы привлекают самок. Раз насекомые слышат стрекотание значит у кузнечиков есть уши. Где же они? (см. И. Акимушкин «Мир животных»)
ЗАДАНИЕ №4.
Среди прямокрылых есть «мини-крот». Что это за чудо-насекомое и каково его значение? (см. всё обо всём «Насекомые»)
Информационная карта №2.
Тема «Многообразие насекомых»
«Природа тайн своих от нас не прячет,
лишь просит быть внимательнее к ней…»
Каждый ученик в группе выполняет одно из предложенных заданий с 1 по 4.
После выполнения заданий группа представляет результаты своей работы.
ЗАДАНИЕ №1
Изучите текст учебника стр.133 о чешуекрылых насекомых.
Выделите признаки представителей данного отряда. Выпишите их в таблицу.
(Приложение 1.). Нарисуйте ротовой аппарат и строение крыльев насекомых.
ЗАДАНИЕ №2
Среди предложенных на карточке рисунков насекомых, выберите представителей отряда Чешуекрылые. (Приложение 5)
Обоснуйте свой выбор. Выпишите в таблицу.

ЗАДАНИЕ №3
Каким образом бабочки, питающиеся нектаром цветов, или совсем непитающиеся, оказываются часто серьёзными вредителями сельского хозяйства? Приведите примеры. (см. школьный путеводитель «Бабочки»)
ЗАДАНИЕ №4.
Бабочки настоящие дегустаторы. Языка у них нет. Каким же образом они распознают вкус? (см. детская энциклопедия «Бабочки)
Информационная карта №3.
Тема «Многообразие насекомых»
«Природа тайн своих от нас не прячет,
лишь просит быть внимательнее к ней…»
Каждый ученик в группе выполняет одно из предложенных заданий с 1 по 4.
После выполнения заданий группа представляет результаты своей работы.
ЗАДАНИЕ №1
Изучите текст учебника стр.133-134 о жесткокрылых насекомых .
Выделите признаки представителей данного отряда. Выпишите их в таблицу.
(Приложение 1.). Нарисуйте ротовой аппарат и строение крыльев жуков.

ЗАДАНИЕ №2
Среди предложенных на карточке рисунков насекомых, выберите представителей отряда Жесткокрылые. (Приложение 5) Обоснуйте свой выбор. Запишите в таблицу.

ЗАДАНИЕ №3
Родина колорадского жука Северная Америка. В естественных условиях они живут по склонам гор и питаются дикими паслёновыми растениями. Попав в Европу он стал настоящим врагом картофеля. Почему? (см. Книга для чтения по зоологии)

ЗАДАНИЕ №4.
Сказочно преображается лес, когда, то тут, то там светлячки зажигают свои фонарики. Что это за явление? Имеет ли оно значение, в жизни этих насекомых? (см. И. Акимушкин «Мир животных»
Информационная карта №4.
Тема «Многообразие насекомых»
«Природа тайн своих от нас не прячет,
лишь просит быть внимательнее к ней…»
Каждый ученик в группе выполняет одно из предложенных заданий с 1 по 5.
После выполнения заданий группа представляет результаты своей работы.
ЗАДАНИЕ №1
Изучите текст учебника стр.134 о Перепончатокрылых насекомых .
Выделите признаки представителей данного отряда. Выпишите их в таблицу.
(Приложение 1.)
ЗАДАНИЕ №2
Среди предложенных на карточке рисунков насекомых, выберите представителей отряда Перепончатокрылые. Обоснуйте свой выбор.
(Приложение 5). Запишите в таблицу.
ЗАДАНИЕ №3
В хозяйстве рядом с клеверным полем для уничтожения урожая семян клевера, поставили пасеку. Можно ли ожидать увеличение количества семян? Почему?

ЗАДАНИЕ №4.
Среди Перепончатокрылых насекомых многие ведут общественных образ жизни. Какое преимущество даёт такой образ жизни?

Информационная карта №5.
Тема «Многообразие насекомых»
«Природа тайн своих от нас не прячет,
лишь просит быть внимательнее к ней…»
Каждый ученик в группе выполняет одно из предложенных заданий с 1 по 5.
После выполнения заданий группа представляет результаты своей работы.
ЗАДАНИЕ №1
Изучите текст учебника на стр.134 о Двукрылых насекомых .
Выделите признаки представителей данного отряда. Выпишите их в таблицу.
(Приложение 1.)
ЗАДАНИЕ №2
Среди предложенных на карточке рисунков насекомых, выберите представителей отряда Двукрылые. Обоснуйте свой выбор.
(Приложение 5)
ЗАДАНИЕ №3
Сегодня наиболее распространенным на Земле насекомым, досаждающим человеку, является комнатная муха. Ученые установили, что это насекомое наиболее распространено в тропических широтах. Где температура +25 градусов. Однако комнатные мухи, в настоящее время, широко распространены в средней полосе и даже в северных широтах. Дайте объяснение этому явлению.
ЗАДАНИЕ №4
Вы начинающий любитель зимней рыбалки. Друзья посоветовали вам использовать в качестве наживки мотыля. Что это за наживка? Для чего ещё её можно использовать? (см. школьный путеводитель «Насекомые»)
Приложение 3.
Тест
«Отметьте буквы, соответствующие верным ответам». Из полученных букв составьте слово – название одного из отрядов насекомых
1. КУКОЛКА – ЭТО…
А - маленькое насекомое, внешне очень похожее на родителей
Б - неподвижная стадия развития насекомых, проходящая между личинкой и взрослым насекомым.
2. НАСЕКОМЫЕ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СХЕМЕ:
А - яйцо → личинка → взрослое насекомое;
В - яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое;
3. К ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫМНАСЕКОМЫМ ОТНОСЯТСЯ:
О - комары, мухи, слепни;
Г- шмели, осы, пчёлы.
4. ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (ЖУКИ) ИМЕЮТ РОТОВОЙ АППАРАТ :
Б - грызущего типа;
М - сосуще-колющего типа.
5. ОСОБЕННОСТЬЮ ДВУКРЫЛЫХ ЯВЛЯЕТСЯ:
Й - наличие редуцированной второй пары крыльев, необходимой для стабилизации полёта;
Д - наличие на крыльях мельчайших хитиновых чешуй.

6. С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ:
Р - Стрекозы, Равнокрылые, Прямокрылые;
Ч - Чешуекрылые, Жесткокрылые, Двукрылые.
7. К ЖЕСТКОКРЫЛЫМ ОТНОСЯТСЯ:
К - хрущ, плавунец;
С - саранча, сверчки.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: БАБОЧКИ
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЕРНЫХ ОТВЕТОВ НА ЭКРАНЕ. САМОПРОВЕРКА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ.
0 ошибок – 5 баллов.
1-2 ошибки – 4 балла.
3 ошибки – 3 балла.
4 и более ошибок – 2 балла.
Определение предполагаемого качества работы.
Приложение4.
1.Самое быстробегающее насекомое в мире.
2. Самый лучший прыгун среди насекомых.
3. У какого жука усы в 4-5 раз длиннее его тела?
4. У какого насекомого самая большая продолжительность жизни?
5. Самое длинное насекомое.
6.У какого насекомого самое чуткое обоняние?
7. Самое опасное насекомое для человека.
8. Самые крошечные насекомые, которые паразитируют на яйцах паукообразных.
9. Самое маневренное насекомое в полете.
Алгоритм презентации работы группы
1. Представителями отряда являются: ……………………………………………………………………………………., так как ……………………………………………………………………..
2.Представители отряда ………………………….. имеют следующие признаки: крылья ……………………………………………….., ротовой аппарат …………………………………….., приспособленный для питания …………………………………. пищей. Для представителей данного отряда характерно развитие ……………… превращением.
3. Ответы на вопросы 3 и 4 должны быть полными и доказательными.
Можно начать со слов «Оказывается……………», «Интересно, что……………..» и т.д.
Приложение 5.
Оценочный лист.
задания кроссворд Работа в группе тест ИТОГ
Вид контроля самоконтроль взаимоконтроль самоконтроль Критерии оценок 8 – «5»
6-7 – «4»
4-5 – «3» «5» полно изучил вопрос+активно работал в группе+хорошее выступление
во время презентации
«4» выполнил два и выше названных условий
«3» выполнил одно из условий. 0 ошибок – «5»
1-2 ошибки «4»
3 ошибки – «3»
4 и более ошибок – «2»
Оценка