Урок биологии для 7 класса по теме «Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые»

Тема урока: Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые.
Цель урока: изучить характерные особенности отрядов; рассмотреть значение этих отрядов в природе и жизни человека (слайд№1)
Задачи урока.
Образовательные.
- Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых и блох.
- Показать многообразие видов насекомых этих отрядов.
- Выяснить роль в природе и жизни человека насекомых.
- Продолжить формирование умений работать с учебником.
Развивающие.
- Развивать интерес к энтомологии
- Развивать зрительную память.
- Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
- Развивать умения учебного труда.
Воспитывающие.
- Воспитывать положительное отношение к учёбе.
- Воспитание экологической грамотности.
Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, таблицы «Тип членистоногие. Класс насекомые», коллекции насекомых.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично – поисковый, логический, самостоятельная работа, решение биологических задач.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление знаний.
Задание на дом, подведение итогов урока.
План урока.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным миром насекомых. Познакомимся с новыми отрядами, раскроем характерные признаки, узнаем о роли в природе и влиянии животных на жизнь человека.
Проверка знаний.
Задание №1.
Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию?
Ответ аргументируйте.
А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная.
Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.
Задание№2.
Назовите насекомых.
Жуки, повреждающие зёрна злаков: ржи, ячменя, пшеницы. (хлебные жуки или кузьки)
Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков. (божьи коровки)
Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде. (стрекоза)
Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда – вредителя леса. ( жуки красотелы)
Безкрылые паразиты млекопитающих с уплощенным телом, небольшой головой, колюще-сосущим ротовым аппаратом; беспрерывно размножаются, откладывая яйца ( гниды) (вши).
Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки).
Задание№3 Дайте ответы на вопросы.
Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомых не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы . (Они ловят в полете мелких насекомых, глаза их незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)
Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?(В основе опыта – предположение о том , что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми оно питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании).
Изучение нового материала.
Учитель:
Отгадав загадку, вы определите, с какого отряда насекомых мы начнем изучение нового материала.
То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денек (бабочка) Слайд№2.

Учитель: Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние недаром называли их летающими цветами – до того они красивы. Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. В Японии считают, увидеть бабочку у себя в доме – к счастью: бабочки символизируют все самое лучшие в жизни человека, а пара бабочек означает семейное счастье. В индийской легенде говорится, что если нашептать бабочке свое желание и выпустить ее, то оно непременно исполнится.
Об особенностях отряда Чешуекрылых нам расскажет.
Сообщение учащегося: представители отряда бабочки, или чешуекрылых, - отличаются разнообразной окраской своих крыльев. К этому отряду относятся: крапивница, капустница, тутовый шелкопряд и др. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками – чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Личинки бабочек называют гусеницами. Они имеют грызущий аппарат. Длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки - очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядные, поедая листья растений, наносят значительный вред, например, капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и др. продукты. Тутовый и дубовые шелкопряды – их с давних времен разводит человек с целью получения шелка из коконов. Много больших бабочек необычайно красивы, например, махаон, аполлон и др. Очень интересна крупная, бабочка ночной павлиний глаз, на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная мясистая, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо. Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями – бражники, - названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым.(Слайд №3)
Задание: Размножение и развитие бабочек.
Прочитайте текст на странице 80, рассмотрите рисунок 67, ответьте на вопросы:
1)Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?
2)Какой образ жизни ведут гусеницы?
3)Каково внешнее строение гусеницы?(форма тела, окраска, ротовой аппарат)
Учитель: Отгадав загадку, вы определите, о каком отряде идет речь.
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький (Комар). (Слайд №4)
Об особенностях отряда Двукрылые нам расскажет..

Сообщение учащегося: К этому отряду относятся всем известные насекомые: мухи, комары, мошки, оводы, слепни и др. насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местах. Особенно многочисленны комары бывают в середине лета. Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь.
Малярийного и обыкновенного комара различают по посадке ( рисунок 70 в учебнике). Обыкновенный комар ( пискун ) держит свое тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный – под углом к ней, высоко подняв задний конец тела.
Мухи в отличии от комаров, имеют короткие усики. Личинки их белые, как правило, безногие и безголовые. У комнатной мухи червеобразные личинки живут и развиваются в кухонных отбросах, в кучах навоза и нечистотах, куда мухи откладывают яйца. Перед окукливанием личинки выползают из нечистот, проникают в почву и превращаются в куколок. Вылупившиеся из куколок взрослые мухи летают повсюду в поисках пищи. Из уборных и выгребных ям они перелетают на продукты питания и загрязняют их. Мухи переносят на пищу бактерии желудочно-кишечных заболеваний и яйца аскарид.
Мошки – длинноусые кровососы небольших размеров, личинки которых развиваются на дне водоемов с проточной водой.
Оводы и слепни наносят большой вред человеку и домашнему животному своими укусами, а также способностью переносить возбудителей таких болезней как туляремия, сибирская язва. Вместе с тем мухи являются опылителями многих растений.( Слайд №5 )
Из отряда двукрылых особый интерес представляют мухи–тахины. Их тело покрыто крепкими щетинками. Мухи-тахины паразитируют на гусеницах бабочек и личинок
пилильщиков. Из яиц, отложенных на поверхности тела жертвы ,выходит белая безголовая червеобразная личинка . Хитиновыми частями ротового аппарата она прокусывает отверстие в покрове хозяина и внедряется внутрь его тела. Там она поедает внутренности жертвы. Когда с нею покончено, личинка проделывает новое отверстие и покидает пустой хитиновый покров хозяина. Вскоре она сьезживается и покрывается бурой оболочкой. В нем формируется куколка, а затем –и взрослая муха.
Учитель: Прослушайте загадку о следующем отряде.

Мала, а проворна,
Где бывает, там повелевает,
В шатёр взойдёт-
Богатыря перевернёт (блоха)(слайд№6)

Об особенностях отряда блох нам расскажет

Сообщение учащегося: Блохи – бескрылые насекомые. Это пример
специализированных паразитов животных и человека. Известно более тысячи
паразитирующих на птицах, зверях и на человеке.

Живут в волосяном покрове. Имеют сплющенное с боков гладкое тело, приспособленное для передвижения среди волос. Задние ноги у блох прыгательные, крыльев нет.
Передвигаются насекомые в основном прыжками, причем в этом блохи более чем преуспели: они прыгают на 50см в длину и на 30см вверх, длина тела всего 3-4мм.

Личинки блох живут в мусоре, питаются гниющими остатками. Блохи- насекомые с полным превращением. Развитие протекает медленно: личинка живет более 3 месяцев,
Фаза куколки может длится 7 месяцев. При благоприятных условиях новое поколение
блох появляется через 3-4 недели. Взрослые блохи живут до 1,5 лет. Особенно опасны крысиная, собачья, кошачья, человеческие блохи.

Питаются блохи кровью, ротовой аппарат- колюще- сосущий. В момент питания блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная- чума. Блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что в Европе в средние века от чумы погибло 25 млн человек- европейского населения, а во всем мире-75млн.
Учитель: и последний отряд, Равнокрылые .
Об особенностях отряда равнокрылых нам расскажет
Сообщение учащегося: равнокрылые –это насекомые с малоподвижной головой и колющесосущем ротовым аппаратом, отходящим от заднего края головы. Усики обычно короткие, состоят из 3 – 10 члеников. Глаза у большинства хорошо развиты. Но у некоторых тлей сильно редуцированы, а у кокцид вовсе отсутствуют. Крылья с обеднённым жилкованием, складываются на спине кровлеобразно, у тлей и кокцид часто отсутствуют.
Ноги ходильные, лапка содержит не более трёх члеников, у листоблошек и цикадовых задние ноги прыгательные, но не с утолщенными бёдрами. У самок кокцид ноги недоразвитые. Это насекомые не с полным превращением. Все равнокрылые растительноядные, питаются соками растений. Тли – вредителей диких и культурных растений. Листья поражённых тлями растения вянут, побеги не растут, на корнях образуются полые выросты- галлы. Многие равнокрылые являются переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся разнообразные цикады, размер которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. живут в кронах деревьев.


Задание1: ответьте на вопросы:
1 группа: Каково значение бабочек в жизни цветковых растений?
2 группа: какой вред сельскому хозяйству наносит тля?
3 группа: каково эпидимиологическое значение мух и комаров?
4 группа: чем опасны блохи для человека?
Задание2:
Решите биологическую задачу.
1 группа : если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она выделяет изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет эта особенность поведения гусеницы?
2 группа: наиболее каким распространенным видом на земле является комнатная муха.
Первоначально она обитала в тропиках, наилучшая температура для размножения мухи +25градусов. Какие особенности биологии мухи позволили ей широко распространиться на земле, в том числе и в северных широтах?
3 группа: нередко можно услышать мнение : «Неужели современная наука не может придумать средство для уничтожения комаров, ведь они приносят столько вреда животным и людям?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек ,если воспользуется им ? Почему?
4 группа: из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только 3 : медоносную пчелу, тутового шелкопряда и китайского дубового шелкопряда . Почему были одомашнены эти насекомые, а не муравьи или бабочки- капустницы?
Задание на дом, подведение итогов урока: параграф 18, составить кроссворд об изученных отрядах насекомых.
Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Удовлетворены ли вы результатам своей работы? Нравится ли вам работать в группах?
Урок окончен.









15