Урок «Важнейшие отряды насекомых с полным превращением»


ГУ « Клочковская сш»
Камыстинского района
Костанайской областипредмет биология
Тема урока «Важнейшие отряды насекомых с полным превращением»
7 класс
Храпунова Галина Алексеевна
учитель биологии и химии.
Возможности технологии коллективного способа обучения через личностно- ориентированный подход
Процесс обучения в современной школе определяют как целенаправленное, последовательное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. В рамках такой концепции обучения одной из задач, стоящих перед учителем является повышение эффективности учебного труда учащихся, создания условий для формирования их рефлексивных умений. Поэтому на первый план выдвигаются приемы и методы активизации познавательной деятельности учеников. Любую форму работы на уроке можно охарактеризовать как активную, если она позволяет управлять процессом учения, способствует самостоятельности решения, стимулирует учебную деятельность . На уроках провожу групповые самостоятельные работы, дающие возможность учащимся увидеть новое в знакомом, двигаться от простого материала к сложному, уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Дидактический материал распределяется по этапам изучения: мотивационный, операционный, рефлексивно- контрольный. На уроке представлены карточки- задания, которые направлены на изучение учебного материала на обязательном уровне. Для эффективности контроля усвоения знаний и возможности коррекционной работы предлагаются многовариантные разноуровневые контрольные измерители.
Тема урока: «Важнейшие отряды насекомых с полным превращением»
Тип урока: комбинированный.
цели урока:
Обучающая: расширить знания обучающихся о разных отрядах насекомых, об особенностях развития с полным превращением, научить детей самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивающая: развивать умение обобщать ранее полученные знания, закрепить умения выделять, сравнивать, развивать навыки логического мышления. Развивать умения применять полученные знания на практике
Воспитывающая: прививать бережное отношение к животным.
Оборудование: коллекции насекомых, интерактивная доска, дополнительный материал, микропрепараты, микроскопы, презентации.
Ход урока:I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы и задач урока. Установление связи с предыдущими уроками (1-2минуты)
II. Контроль знаний полученных на предыдущих уроках (7 мин).
1задание: Распределите представителей класса насекомых по отрядам (задание на слайде 5)
Названия насекомых: а) кузнечик б) Клоп в)стрекоза д)Цикада е)бабочка ж)Майский жук з)тля
Проверка теста: Прямокрылые (а,д) Клопы(б) Стрекозы(в) Чешуекрылые (е) Жесткокрылые (ж) Равнокрылые (з) Оценивание.
2 задание: Распределите коллекции насекомых в две группы в соответствии с типом их развития. Поясните свой выбор (работа в парах)
1) жук-плавунец; 2) пчела; 3) божья коровка; 4) комнатная муха; 5) стрекоза; 6) клоп; 7) бабочка-крапивница; 8) саранча.
3 задание 1.Каковы особенности строения представителей отряда прямокрылых, каково их значение в природе?
2.Каковы особенности строения и значение представителей отрядов Клопы и Равнокрылые?
3Каковы особенности развития насекомых с неполным превращением
4 задание. Биологические задачи (устно в группах)
1.Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не что попало — у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?
2. У насекомых нет голосового аппарата. Саранча водит лапкой по своим жестким крыльям. Кузнечики извлекают звук трением надкрылий друг о друга. Комариный писк возникает от движений крыльев. Каково назначение данных сигналов, которыми так щедро наградила природа своих обитателей?
3.Когда солнце слабо светит, насекомые прячутся в укромные места, бабочки расправляют крылья, кобылки ложатся боком и отставляют в сторону заднюю ногу, многие из травы выбираются повыше. В жаркую погоду бабочки складывают крылья, стрекозы поднимают брюшко кверху. Объясните поведение животных в разных погодных условиях.
4.Английский писатель Д. Свифт писал:
«Под микроскопом он открыл,
что на блохе живет блоху кусающая блошка,
На блошке той блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито Блошиночка...»
Каков биологический смысл содержания данного четверостишия?
5. Для ловли рыбы в верхних слоях воды незаменим кузнечик на крючке. Но попробуй налови их в летнюю пору: они трещат, прыгают в зеленой траве, а в коробке − ни одного. Посоветуйте, как рыболову набрать кузнечиков. (Кузнечиков нужно собирать рано утром, по росистой траве − пока не взошло солнце и не подсушило им крылышки и ножки, они не способны к прыжкам)
III. Активизация познавательной деятельности.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление нового материала.
Фронтальный опрос:
1
Самостоятельная работа (3 мин)
Задания к теме урока «Разнообразие отрядов насекомых с полным превращением»

Задание к отряду «Бабочки»
В чем сходство и различия строения и образа жизни бабочки и гусеницы? Какое значение имеют эти различия?
Какую пользу человеку приносит тутовый шелкопряд?
Каково значение чешуекрылых в природе?
Какие представители отряда чешуекрылых являются вредителями сельского хозяйства. Каковы меры борьбы с ними?
Ночные и дневные бабочки. В чем заключаются их различия?
Девочка прислала в редакцию журнала письмо: «В один из солнечных дней меня удивило несколько необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у сгнившего пня с северной стороны. У пня в почве находились три овальных отверстия, из которых непрерывным потоком двигалисьмуравьи с куколками-личинками и скрывались в галереях муравейника.Возвращались они порожними. Вечером же муравьи продолжили ту же работу только в обратном порядке. Куколок переносили под пень. Зачем они это делали?» Попробуйте дать ответ девочке.
Задание к презентации 1 Укажите классы животных типа Членистоногие.
О Каких насекомых еще относят к отряду Двукрылые?
1.Удивительно, но факт.
Одна комнатная муха откладывает 120 яиц, и в течение лета появляется 7 поколений мух, половина которых самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток становится половозрелой и начинает сама откладывать яйца. Сколько мух народится за каждое из 7 поколений? Сделайте вывод.
.
3.По одежке встречают...
Сколько ног и крыльев у домашней мухи? Отсутствие второй парь крыльев явление первичное или вторичное? Ответ поясните.
4.Мойдодыр.
Муха не лишена своеобразного изящества и даже кажется на редкостьо рятной. Она так часто и основательно чистит себе голову, крылья, но • что ей впору выдать справку о благонадежности. Однако некоторые4 ты поведения делают муху опасной. Какие это черты?
6.Смак.
У комара ротовые органы колюще-сосущие, у слепня — режуше-лижу щие. Какие ротовые органы у комнатной мухи? Чем питается это насекомое?
7.Ирония судьбы.
Известно, что потомки двух комнатных мух, окажись они в благоприятных условиях, за один год могли бы заполнить белый свет и поверхность земного нара слоем толщиной 14 метров. К счастью этого не бывает. Почему? Сделайте вывод.

О Каких насекомых еще относят к отряду Двукрылые?
1.Удивительно, но факт.
Одна комнатная муха откладывает 120 яиц, и в течение лета появляется 7 поколений мух, половина которых самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток становится половозрелой и начинает сама откладывать яйца. Сколько мух народится за каждое из 7 поколений? Сделайте вывод.
.
3.По одежке встречают...
Сколько ног и крыльев у домашней мухи? Отсутствие второй парь крыльев явление первичное или вторичное? Ответ поясните.
4.Мойдодыр.
Муха не лишена своеобразного изящества и даже кажется на редкостьо рятной. Она так часто и основательно чистит себе голову, крылья, но • что ей впору выдать справку о благонадежности. Однако некоторые4 ты поведения делают муху опасной. Какие это черты?
6.Смак.
У комара ротовые органы колюще-сосущие, у слепня — режуше-лижу щие. Какие ротовые органы у комнатной мухи? Чем питается это насекомое?
7.Ирония судьбы.
Известно, что потомки двух комнатных мух, окажись они в благоприятных условиях, за один год могли бы заполнить белый свет и поверхность земного нара слоем толщиной 14 метров. К счастью этого не бывает. Почему? Сделайте вывод.
В одном цветке липы содержится примерно 12 мг нектара, а одно дерево липы дает около 12 кг меда. Сколько цветков опыляет семья пчел при сборе меда с одного такого дерева?
При выращивании клевера – лучшей кормовой культуры с большим содержанием белка – сельскохозяйственные работники столкнулись с проблемой отсутствия семян у этой культуры. Оказалось, что урожай семян зависит от рыжих лис. Используя систему лиса – мыши – шмели (шмелиные гнезда) – клевер, объясните взаимосвязь и взаимозависимость между лисой и клевером.
Комнатная муха
О жизни мух учащиеся знают уже немало, и поэтому учитель просит их задать ему вопросы, расширяющие знания. На основе вопросов учитель и строит свой рассказ.
Казалось бы, комнатная муха — самое обыкновенное создание, и ее хорошо знают все. Но постепенно выяснилось, что в ней много необычного.
Начнем с того, что комнатная муха воспринимает мир по-своему, по- мушиному. Каждый глаз мухи состоит не менее чем из двух тысяч ячеек-фасеток. Это для того, чтобы смотреть сразу во все стороны. Такие глаза, проигрывая человеческим в остроте восприятия мира, выигрывают в быстроте возбуждения. Сложные глаза мухи удивительно точно засекают предметы во время полета. Муха, пролетая со скоростью 5 метров в секунду, хорошо обозревает предметы величиной 2,25 сантиметра. Глаза мухи оригинальны также тем, что они очень точно определяют скорость движения на основании последовательного перемещения предмета в поле зрения отдельных глазков сложного глаза,что их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного измерения скорости сверхзвуковых самолетов и назвали его «глазом мухи». Кроме того, мухи такими глазами видят скрытое за тучами солнце.
-Зная, как быстро собираются мухи, когда на столе появляется что-нибудь вкусное , густыми стаями они наполняют наши кухни и как являются неизвестно откуда, можно заключить, что у них хорошо развито и чувство обоняние и действительно, хотя усики у мухи и короткие, они снабжены перистыми придатками, которые увеличивают их поверхность. Но самое интересное, - хоботок! Им она может и пить, и лизать, и сосать, и даже сплевывать, если что попадется не по вкусу. Ротовой хоботок в виде мягкой трубки, через которую муха втягивает внутрь сахаристую кашицу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна расщепляет вещества, и муха может всосать их внутрь. Кроме того, твердую пищу может предварительно измельчить, скобля ее своим хоботком, на конце утолщение с насечками и действует наподобие терки. Для мух в любом месте «готов и стол и дом». Хочется отметить, что муха в 100-200 раз лучше анализирует пищу чем человек. А делает она это при помощи передней пары ног. Такой тонкий ротовой аппарат мух особенно поражает потому, что вкус воспринимают простые тонкие короткие щетинки.
Муха очень подвижное насекомое: она хорошо летает и проворно ползает. Способность мух держаться и бегать на оконных стеклах или на потолке зависит от того, что каждая лапка у них заканчивается, кроме двух коготков, парой «прилипающих подушечек», которые всегда бывают влажными благодаря выделяющейся из них жидкости.
В жизни мух бывают моменты, когда они, позабыв обо всем на свете водят хоровод в нитях золотых солнечных лучей. В вихревом полете, совершая головокружительные трюки, муха-самец завлекает самку. Куда устраивать теперь яйца? Отходы пищевой промышленности, навоз, мусороприемники, любые органические остатки — все годится в качестве колыбели для яиц комнатной мухи.
Через день, а то и раньше, белоснежные личинки покидают яйца и внедряются в гущу гнили. Для оптимального развития нужна темнота, влажность не ниже 46 и не выше 84 процентов и тепло 35-45 оС. В таких условиях за 3 дня масса каждой личинки возрастает в 800 раз. Личинка комнатной мухи безголовая и безногая, представляет собой удлиненный беловатый конус. На его вершине находятся два черных крючка — это органы передвижения, а на усеченной площадке в основании есть дыхальца. Они то раскрываются, то закрываются, регулируя доступ воздуха в организм.
Каждый из вас замечал, что там, где летом много комнатных мух, все посещаемые ими предметы бывают «разрисованы» темными точками. Что представляют собой эти точки?
Летом, когда комнатных мух не счесть, они не только щекочут наши нервы, но порою становятся опасными. Ползая на продуктах и посуде, мухи непременно оставляют на них свои следы — либо отрыжку изо рта, либо свои испражнения. В общей сложности получается, что на оставленных ими следах обнаружено 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них возбудители около 30 болезней человека, в частности таких опасных, как брюшной тиф и бактериальная дизентерия. Вот почему комнатная муха объявлена «персоной нон грата». Уничтожить бы ее совсем, но как?
Предложите меры борьбы с комнатной мухой, меры профилактики заболеваний, возбудителей которых переносит муха
Хочется отметить, что муха в 100-200 раз лучше анализирует пищу чем человек. А делает она это при помощи передней пары ног. Такой тонкий ротовой аппарат мух особенно поражает потому, что вкус воспринимают простые тонкие короткие щетинки.
Муха очень подвижное насекомое: она хорошо летает и проворно ползает. Способность мух держаться и бегать на оконных стеклах или на потолке зависит от того, что каждая лапка у них заканчивается, кроме двух коготков, парой «прилипающих подушечек», которые всегда бывают влажными благодаря выделяющейся из них жидкости.
В жизни мух бывают моменты, когда они, позабыв обо всем на свете водят хоровод в нитях золотых солнечных лучей. В вихревом полете, совершая головокружительные трюки, муха-самец завлекает самку. Куда устраивать теперь яйца? Отходы пищевой промышленности, навоз, мусороприемники. любые органические остатки — все годится в качестве колыбели для яиц комнатной мухи.
Через день, а то и раньше, белоснежные личинки покидают яйца и внедряются в гущу гнили. Для оптимального развития нужна темнота, влажность не ниже 46 и не выше 84 процентов и тепло 35-45 оС. В таких условиях за 3 дня масса каждой личинки возрастает в 800 раз. Личинка комнатной мухи безголовая и безногая, представляет собой удлиненный беловатый конус. На его вершине находятся два черных крючка — это органы передвижения, а на усеченной площадке в основании есть дыхальца. Они то раскрываются, то закрываются, регулируя доступ воздуха в организм.
Каждый из вас замечал, что там, где летом много комнатных мух, все посещаемые ими предметы бывают «разрисованы» темными точками. Что представляют собой эти точки?
Летом, когда комнатных мух не счесть, они не только щекочут наши нервы, но порою становятся опасными. Ползая на продуктах и посуде, мухи непременно оставляют на них свои следы — либо отрыжку изо рта, либо свои испражнения. В общей сложности получается, что на оставленных ими следах обнаружено 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них возбудители около 30 болезней человека, в частности таких опасных, как брюшной тиф и бактериальная дизентерия. Вот почему комнатная муха объявлена «персоной нон грата». Уничтожить бы ее совсем, но как?
Предложите меры борьбы с комнатной мухой, меры профилактики заболеваний, возбудителей которых переносит муха.
Подсчитано, что муравьи среднего муравейника защищают от вредных насекомых 0, 25 га леса, а крупного — до 1 га. Ежедневно в гнездо доставляется несколько тысяч насекомых. К одному муравейнику, например, было доставлено за день 4500 личинок соснового пилильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц дубовой листовертки, 6500 куколок различных бабочек.
Зачем муравью муравейник?
Муравейник — это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла. Утром и вечером когда солнце еще невысоко над горизонтом, муравьиные кучи поглощают, передают в гнездо больше солнечного тепла, чем приняла бы плоская поверхность земли. Особенно важно такое рациональное использование солнечной энергии в затемненных местообитаниях. Поэтому в затемненных еловых лесах муравейники выше, чем в светлых сосновых.
Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно..Но оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает
Население среднего муравейника насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев.
Гнездо является охраняемой территорией, в пределы которой другие не допускаются. На ней муравьи прокладывают запаховые дороги, по которым сортируют пищевые продукты и строительный материал. Длина дорог может доходить до 1000 м. Если добыча очень велика, то они транспортируют коллективно.
За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) они поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность) что недоступно одиночным видам.
Кроме этого, возможность совместных действий дает и другие важные преимущества Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей недоступной для одного насекомого такого же размера. Муравей, обнаружив богатый источник пищи, может сообщить своим собратьям о его местонахождении, и те не тратят времени и сил на поиски пищи.
Имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п.; поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто существует «разделение труда». Одни из них охраняют жилище, так что потомство и запасы пищи не остаются без защиты; другие ухаживают за потомством; третьи в это время заняты поиском и сбором пищи. Нередко имеется разделение бесплодных особей на касты (например, «медовых бочек» и «солдат»): специализированное строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.
Группа 1
1.Каковы особенности размножения и развития представителей отряда жесткокрылых?
2Почему майского жука и паука-крестовика относят к разным классам, но одному типу?
4. Каковы особенности строения комнатной мухи? Каковы меры борьбы с ней?
5.Каковы особенности внешнего строения жуков, где они обитают?
Группа 2
В чем сходство и различия строения и образа жизни бабочки и гусеницы? Какое значение имеют эти различия?
Какую пользу человеку приносит тутовый шелкопряд?
Каково значение чешуекрылых в природе?
Какие представители отряда чешуекрылых являются вредителями сельского хозяйства. Каковы меры борьбы с ними?
Ночные и дневные бабочки. В чем заключаются их различия
Удивительно, но факт.
Одна комнатная муха откладывает 120 яиц, и в течение лета появляется 7 поколений мух, половина которых самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток становиться половозрелой и начинает сама откладывать яйца. Сколько мух народиться за каждое из 7 поколений? Сделайте вывод.
Дважды два четыре.
Распределите насекомых в две группы в соответствии с типом их развития. 1)жук-плавунец, 2)пчела, 3)комар, 4)комнатная муха, 5)стрекоза, 6)клоп, 7)бабочка-крапивница, 8)саранча.
По одежде встречают…
Сколько ног и крыльев у домашней мухи? Отсутствие второй пары крыльев явление первичное или вторичное? Ответ поясните.
Мойдодыр.
Муха не лишена своеобразного изящества и даже кажется на редкость опрятной. Она так часто и основательно чистит себе голову, крылья, ноги, что ей впору выдать справку о благонадежности. Однако некоторые черты поведения делает муху опасной. Какие это черты?
Смак.
У комара ротовые органы колюще-сосущие, у слепня – режуще-лижущие. Какие ротовые органы у комнатной мухи? Чем питается это насекомое?
Ирония судьбы.
Известно, что потомки двух комнатных мух, окажись они в благоприятных условиях, за один год могли бы заполнить белый свет и покрыть всю поверхность земного шара слоем толщиной 14 метров. К счастью, так не бывает. Почему? Сделайте вывод.
Вокруг света.
Комнатная муха встречается на большей части обитаемых областей Земли, являясь, таким образом, космополитом (космополит, от греч. Гражданин мира). Как вы можете это объяснить?
Наши недобрые знакомые.
О каких знакомых нам двукрылых идет речь? Почему они недобрые?
Задания к теме «Насекомые»
1.Одна комнатная муха откладывает 120 яиц, и в течение лета появляется 7 поколений мух, половина которых самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток становиться половозрелой и начинает сама откладывать яйца. Сколько мух народиться за каждое из 7 поколений? Сделайте вывод.
2.Муха не лишена своеобразного изящества и даже кажется на редкость опрятной. Она так часто и основательно чистит себе голову, крылья, ноги, что ей впору выдать справку о благонадежности. Однако некоторые черты поведения делает муху опасной. Какие это черты?
3.Известно, что потомки двух комнатных мух, окажись они в благоприятных условиях, за один год могли бы заполнить белый свет и покрыть всю поверхность земного шара слоем толщиной 14 метров. К счастью, так не бывает. Почему? Сделайте вывод.
4.Комнатная муха встречается на большей части обитаемых областей Земли, являясь, таким образом, космополитом (космополит, от греч. Гражданин мира). Как вы можете это объяснить?
5. Скарабей ест пищу у себя в норке. Но для того, чтобы поесть, ему нужно навоза в 20 раз больше себя. Если тащить большой кусок в норку, жук обессилит, а если таскать понемногу, это займет весь день. Как быть жуку?
6. Пчелы иногда болеют. Разработаны лекарства, позволяющие их вылечить. Но есть проблема: как дать такое лекарство пчеле? Целому рою пчел? Используйте ресурс — инстинктивное поведение пчел — выталкивание посторонних предметов из улья. (В Германии пористые шарики размером с пчелу, пропитанные нужным лекарством, запускаются в улей. Пчелы, обнаружив посторонние предметы, начинают выталкивать их за пределы улья, и при возне с шариками практически вся семья получает необходимую долю лекарств) 
7. Естественные опылители клевера — шмели. Но зачастую шмелей нет в районе засева клевера. Есть же пчелы. Но домашняя пчела не летит на клевер, потому что ее коротким хоботком сложно достать нектар. К тому же вокруг есть другие цветы, с которыми у пчел нет таких трудностей. Как быть, ведь клевер нужно опылять? Используйте посредник, привлекающий пчелу к клеверу. (Пчел кормят сахарным сиропом, настоянным на цветках клевера. Пчела начинает летать на клевер и пытается достать нектар, попутно производя опыление цветков клевера). 
8. Для ловли рыбы в верхних слоях воды незаменим кузнечик на крючке. Но попробуй налови их в летнюю пору: они трещат, прыгают в зеленой траве, а в коробке − ни одного. Посоветуйте, как рыболову набрать кузнечиков. (Кузнечиков нужно собирать рано утром, по росистой траве − пока не взошло солнце и не подсушило им крылышки и ножки, они не способны к прыжкам)