Рабочая программа по краеведению 6 класс (70 часов)

МБОУ «Архиповская средняя общеобразовательная школа»
Сакмарского района Оренбургской области





ПРОГРАММА курса
«Краеведение»
6 класс





Яхницкая Валентина Павловна,
учитель географии
МБОУ «Архиповская средняя
общеобразовательная школа»,


2014-2015 год

Согласовано Рассмотрено Утверждаю:
зам директора по УВР на заседанииШМО директор МБОУ
Жук О.Л __________ естественно- «Архиповская СОШ»
Дата: 30.08.2014г. математического Конобевцева А.В. _________
цикла. Рук-ль Дата: 30.08.2014г .
Власова Л..В._________
Дата: 24.08.2014г.
М.П.
ПРОГРАММА курса
«Краеведение»
класс
68 часов – 2ч в неделю

Пояснительная записка.
Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.
Представленная программа суммирует опыт педагогов района, в числе которых немало учителей – руководителей музеев, краеведческих комнат, тех, кто разрабатывал авторские курсы по данному предмету для кружковой и музейной работы.
Статус программы.
Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.
Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ. Она определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. При этом педагоги школ могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого информационного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура программы.
Примерная программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.
Общая характеристика учебного предмета:
Краеведение - всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, и культурное развитие села (деревни), поселка, района, области; природные, климатические условия и т.д.
Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.
Краеведение, как предмет - одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.
Программа курса рассчитана на учащихся 6 –х классов общеобразовательной школы и направлена на изучение самых близких школьникам объектов – родное село (деревня), поселок, семья и природа, окружающая школьников.
В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение четырех разделов: «Родословная», «История населённого пункта», «Наш край в годы войны», Природа родного края». Она построена с учетом того, что каждый педагог выделит темы, нуждающиеся в более подробном или, напротив, сжатом изложении, а также привнесет в программу то, что характерно для каждой конкретной местности, школы, социума. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведения интегрированных уроков.
Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.

Цели программы.
Изучение краеведения в 6 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.

Задачи:
1. Изучить историю своего села (деревни), поселка;Изучить историю создания и становления своего района, его современное состояние;
2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;
3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;
5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
7. Углубление и систематизация знаний о районе в контексте истории России;

Место предмета в Базисном учебном плане.
Региональный компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для изучения учебного предмета «Краеведение» в VI классе на этапе основного общего образования, из расчета 2 учебный час в неделю.

Основное содержание.
Введение (1 ч)
Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.
Раздел «Родословная» (4-6 ч)
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; обобщающее занятие (создание истории своей семьи).
Раздел «История моего населенного пункта» (10 ч)
Физико - географическое положение, полезные ископаемые, границы поселения и их изменение; характер поверхности, реки, пруды, озера; история села (деревни), поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте; верования и религии, история храма; производства и промыслы; история развития сельского хозяйства; история создания и развития школы; обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, танцы; знаменитые земляки, встречи с интересными людьми; экскурсии по селу; обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)
Раздел «Великая Отечественная война на нашей земле» (6-9 ч)
Великая Отечественная война, населенный пункт в годы войны; основные события, произошедшие в годы войны на территории села (деревни), поселка; дети войны (война глазами детей; судьбы детей в послевоенные года; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны); земляки – участники войны, экскурсия к памятнику; возрождение хозяйства; обобщающий урок (моя семья в годы войны; экскурсия в музей и т.п.).
Раздел «Природа родного края» (6-8 часов)
Географическое положение, особенности рельефа; растительный мир, растения леса, растения луга; растения и животные водоемов; лекарственные растения; культурные растения нашего региона; животный мир; растения и животные, занесенные в Красную книгу; грибы; экскурсии, обобщающий урок.
Раздел «Географическое положение района» (4-6 ч)
Физико - географическое положение, полезные ископаемые, границы района и их изменение; характер поверхности; реки, пруды, озера полезные ископаемые; климат; растительный и животный мир; обобщающее занятие.
Раздел «История развития района» (4-6 часов )
Образование района (уезды, усадьбы и исторические места); революционные события и установление советской власти; населенные пункты, расположенные на его территории (происхождение названий, легенды, предания и сказания о них); верования и религии, храмы древние и сохранившиеся; история становления и развития народного образования и здравоохранения; исторические памятники; обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, танцы; знаменитые земляки, выдающиеся люди района; обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)
Раздел «Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство» (10-12 ч)
Полезные ископаемые района; первые производства; история и современное состояние народных промыслов, посещение музея , районной библиотеки; заводы на территории района;; современные промышленные предприятия района , развитие и современное состояние сельского хозяйства; обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)
Раздел «Великая Отечественная война» (10-12 часов)
Великая Отечественная война: вклад области, района, села в победу; герои Советского Союза и кавалеры орденов на территории района, цена Победы; экскурсии в школьные музеи, районный историко-краеведческий музей; экскурсия памятникам; восстановление района, возрождение хозяйства; обобщающий урок (экскурсия в музей и т.п.).Знаменитые земляки
Раздел «Поэты и писатели родной земли» (4-6)
Поэты и писатели Оренбуржья. Местные авторы.
Итоговое занятие(2 ч)

Ожидаемые результаты.
В результате изучения краеведения ученик должен:
Знать/понимать:
Историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
Историю своей семьи;
Замечательных людей своего населенного пункта;
Природу родного края, животный, растительный мир;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Уметь:
Описывать основные этапы развития населенного пункта;
Систематизировать знания о своей семье;
В результате изучения краеведения ученик должен:
Знать/понимать:
Историю становления и развития района в контексте основных исторических событий;
производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;
Основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны;
Поэтов и писателей, посетивших наш край, поэтов и писателей, уроженцев района;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Уметь:
Описывать основные этапы развития района;
Систематизировать знания о районе;
Анализировать основные этапы развития района, соотносить его с основными историческими событиями;
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться ей для выполнения творческих заданий;
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Возрастет интерес к краеведению.
2. Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;
3. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
4. Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
Литература
1.   Баранский Н.Н. О школьном краеведении //Методика преподавания экономической географии, – М., 1960
2.   Барскова Т.А. Помня о прошлом, думать о будущем //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.30.
3.   Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 2002.
4. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. – М., 1985.
5. Внеклассная работа по истории: Краеведение. – М., 2005
6. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25. – С. 117
7. Мамонтов А.В., Щерба Н.Н. Краеведческая библиография. – М., 2008
8. Родной край. Дидактическое пособие. Авт.-сост.И,Ю.Агапова, Г.А.Агеева. –Оренбург: Изд. ООИПКРО, 2002.
9. Строев К.Ф. Краеведение. – М., 2004.
10. Л.И.Футорянский, Ю.С.Зобов. Родной истории страницы. – Оренбург, 1994.
Ресурсы.
Обязательные:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Москва: «Русское слово», 2010 год.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. «Рабочая тетрадь по географии». Москва: «Русское слово», 2010 год.
Домогацких Е.М. «Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений». Москва: «Русское слово», 2010 год.
Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.
Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.
Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.
Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.
«Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.
Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.
Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.
Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.

Дополнительные:
1. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.
Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 1993.
Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,1974.
География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ, 2002.
Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.
Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1971.
Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 1998.
Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика, 2002.
Русскин Г. А., Фокина Л.А., Пидорин А.В. География Оренбургской области/ Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Челябинск, 1982.
Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО, 2003.
Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 1987.
Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург. 1995.

Сайты интернета.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Электронные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.
3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.
Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.






Тематическое планирование курса «Краеведение»
6 класс

Темы занятия
Кол.
часов
сроки
примечания

1.


2.

3.

4,5

6.

7.




8.

9.

10.

11
12
13

14

15

16
17


18
19
20

21
22
23
24
25
26



27

28

29

30

31

32

33

34



Введение.

Раздел «Родословная»
Моя семья.

Понятие о генеалогии.

Генеалогическое древо семьи.

Семейные реликвии.

Семейные праздники и традиции.

Раздел «История моего населённого пункта»

Физико – географическое положение

Границы поселения и их изменения

Характер поверхности, реки, пруды

История села

Верования и религии

История развития сельского хозяйства

История создания и развития школы

Обряды, обычаи, фольклор

Раздел «Великая Отечественная война»

Село в годы войны

Дети войны

Герои – земляки

Моя семья в годы войны

Земляки – участники войны. Экскурсия к памятнику

Раздел «Природа родного края»

Растительный мир территории

Растения леса, растения луга

Растения и животные водоёмов

Лекарственные растения

Культурные растения региона

Животный мир

Красная книга региона

Итоговый урок

1


1

1

2

1

1




1

1

1

2

1

1

1

2



2

1

2

2

2




1

1

1

1

1

1

1

1






Тема занятия
Кол.
часов
Сроки
примечания

1.



2.

3.

4.

5.

6.

7.



8.


9
10
11

12

13

14


15
16
17
18
19
20
21



22

23

24


25


26

27



28

29
30
31


32

33

34

Введение в краеведение Сакмарского района
Раздел «Географическое положение района»
Физико – географическое положение

Полезные ископаемые

Границы района и их изменения

Характер поверхности

Климат района

Растительный и животный мир

Раздел «История развития района»

Образование района (уезды, усадьбы, деревни)

Исторические места

Происхождение названий

Исчезнувшие сёла

Верования и религии. Храмы

История становления и развития образования

Исторические памятники

Обряды, обычаи и традиции

Фольклор, игры, танцы

Знаменитые земляки

Раздел «Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство»
Полезные ископаемые района

Первые производства

История и современное состояние промыслов

Посещение районного музея, районной библиотеки

Современное производство района

Развитие и современное состояние сельского хозяйства

Раздел «Великая Отечественная война»
Вклад области, района в победу

Экскурсии к памятникам района

Возрождение хозяйства

Раздел «Поэты и писатели родной земли»
Поэты и писатели Оренбуржья

Местные авторы

Итоговое занятие

1



1

1

1

1

1

1



1


2

1

1

1

1


2

2

2

1



1

1

1


1


1

1



1

2

1


1

1

1