Рабочая программа по краеведению 4 класс Школа России ФГОС



Пояснительная записка
Программа по краеведению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды деятельности учащихся.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Для реализации программы используется учебно- методический комплект: Рабочая тетрадь «Мы – дети природы» 4 клас., -2013.,
Курс краеведения " Мы- дети природы".авторы составители Орлова Т.К., Демус Л.Г., Нечаева Л.Н.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Формирование ценностного отношения к наследию ХМАО - Югры у учащихся проявляется
- в словесном выражение собственного впечатления от объекта ( Какой? Какая? Какое?); - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки или др.);
- в объяснении необходимости бережного отношения к конкретному городскому объекту, памятнику.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение краеведения отводится 1час в неделю в 4 классе. Всего – 34 часа.
Курс краеведения «Мы - дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Само название «краеведение» включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Изучение интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культура которых сформировались на его территории.
Главная цель курса краеведении «Мы -дети природы» - формирование у учащихся целостных представлений об окружаюшей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретныезадачи курса:
1.Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы. Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор учебного материала помогает раскрыть взаимосвязь «природа - человек», выявить правовые нормы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность. Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основании художественно-эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих отношений. Этот принцип способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяния жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, рисование и т.д.).
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
• экологический;
• этнографический;
• культурологический;
• исторический.
Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Земля, вода, растительный и животный мир - вот источник для поддержания жизненных и духовных сил югорских народов.
Произведения фольклора (сказки, легенды, поговорки, приметы и т.д.), произведения местных поэтов и писателей - основной материал интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы». Материал вызывает интерес учащихся, представлен ярко, колоритно, лаконично. Тематика произведений близка детям по содержанию и логически взаимосвязана.
Содержание и методика преподавания курса краеведения «Мы - дети природы» направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы, объяснения. Своеобразие содержания курса дает возможность применять такие нетрадиционные методы обучения, как встречи и беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Специфика содержания курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Подведение итогов по курсу краеведения «Мы - дети природы» в 1 - 4 классах проводится по результатам практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведении праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется.
Содержание программы ( 1 час в неделю. Всего 34 часа)4 КЛАСС
Тема 1. МОЯ ЗЕМЛЯ - ЮГОРИЯ
Наш край на карте Родины.
Ханты-Мансийск - столица края - город на семи холмах.
Формы поверхности, характерные для нашего края.
Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.
Грибы - часть живой природы.
Разнообразие птиц Югры. Священные птицы: гусь, гагара, кулик, орел и др.
Лес - «легкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений лесной зоны, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни Севера.
Экскурсии: в этнографический, краеведческий музеи.
Тема 2. КРАЙ ТАЕЖНЫХ РЕК И ОЗЕР
Рыбье царство Югры.
Традиционное деление рыб нашего края на «черных» и «белых». Хищные и растительноядные рыбы.
Минеральные, подземные воды -богатство нашего края.
Практическая работа: нахождение на контуре карты Югры реки, озера своего города (поселка).
Тема 3. ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Югра - древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком.
Первые упоминания о сибирской нефти.
Главные события в истории нашего края.
Гражданская война.
Формирование национального округа.
Округ в годы Великой Отечественной войны.
Наша Югра сегодня.
Замечательные люди Югры: поэты, писатели и сказители: Ю. Шесталов, А. Тарханов, М. Шульгин, А. Конькова, Ю. Вэлла(Айваседа), Р. Ругин, Е. Айпин и др. Местный композитор В. Шесталов.
Имена нефтяников-первооткрывателей.
Тема 4. ПОДЗЕМНАЯ КЛАДОВАЯ ЮГРЫ
Многообразие полезных ископаемых родного края. Мансийская легенда о происхождении нефти.
Нефть, газ, каменный угль, торф - «Земное тепло» Югры. Использование песка и глины.
Драгоценные полезные ископаемые: горный хрусталь, золото и др. Практическая работа: размещение полезных ископаемых на карте Ханты-Мансийского автономного округа.
Экскурсия: в минералогический или краеведческий музеи для ознакомления с полезными ископаемыми родного края.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Познавательный интерес учащихся проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать рекомендованную книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей, самостоятельно «добыть» информацию.
Предметные:
К концу 4 класса обучения учащиеся должны знать;
- съедобные и несъедобные грибы Югорского края (2-3);
- рыб водоемов (3-4);
- зимующих птиц Югры (3-4);
- перелетных птиц Югры (3-4);
- священных птиц коренных народов Югры (2-3).
К концу 4 класса обучения учащиеся должны уметь:
- различать съедобные и несъедобные грибы;
- называть водоемы нашего края;
- рассказывать о наиболее важных событиях, которые произошли в истории родного края;
- рассказывать о замечательных людях югорского края: поэтах, писателях, сказителях, композиторах, нефтяниках-первооткрывателях.
• Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. Загадки и тайны югорских болот. Значение водоемов нашего края, их охрана.
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- указывают хронологические рамки основных периодов в жизни края и города (согласно программе);
- называют самые характерные для каждого периода события и памятники, напоминающие об этих событиях; перечисляют достопримечательности, напоминающие о значении города как экономического или художественно-культурного центра (согласно программе);
- называют особенности населения: разносоциальный и разноэтнический состав населения; указывают самые характерные черты благоустройства города для каждого исторического периода; перечисляют праздничные традиции современных горожан; называют фамилии знаменитых людей Югры (согласно программе).
Ориентируются
- по карте-схеме города , округа
- читают легенду карты-схемы;
- находят географические ориентиры (правый, левый берег реки; север-юг, запад-восток);
- определяют центр города;
- находят культурные памятники наследия разных эпох;
Ориентируются
в реальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты);
- объясняют необходимость бережного отношения к памятникам наследия; соблюдения правил поведения в общественном месте; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают музей, городские экскурсии вместе с классом; сообщают одноклассникам об интересных спектаклях, концертах, прогулках, совершенных вместе с родителями;
Умеют:
- самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;
- узнают объект по изображению, указывая признаки, по которым определил памятник; соотносят изображение и эпоху;
- рассматривают реальные городские объекты, изучаемые в классе, находят в их облике ответы на познавательные задания, предложенные учителем; составляют отчет (Лист прогулки);
- беседуют с родственниками на темы, предложенные учителем; фиксируют полученные сведения в виде записей, рисунков, семейных альбомов или дневников.
- комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;
- устно описывать объект, используя памятку, предложенную учителем;
- составлять письменный рассказ об объекте или человеке;
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом.
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах).
Метапредметнымирезультатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
-выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
-адекватное оценивание результатов своей деятельности;
-активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.Материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Книга для учителя начальных классов "Мы - дети природы", 2013год. - Т.К.Орлова.
2. Рабочая тетрадь «Мы – дети природы» 4 класс.-2013.
3. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school.соllection.edu.ru
2. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/education
Учебно – тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Виды деятельности обучающихсяПланируемые результаты Вид контроля Элементы
дополнительного содержания ДАТА
план факт
Предметные УУД 1 2 4 5 6 7 8 9
1 Наш край на карте Родины.
Ханты-Мансийск - столица края - город на семи холмах.
Урок-беседа Текущий 06.09. 2 Формы поверхности, характерные для нашего края.
Урок-беседа Уметь:
– раскрывать причины отдельных событий в жизни города и даты основных событий в истории России;
– узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связный рассказ на темы раздела;
– работать с географической и исторической картами. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Личностные УУД:
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Текущий
13.09. 3 Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.
Урок-беседа Текущий 20.09. 4 Грибы - часть живой природы.
Урок-беседа Текущий 27.09. 5 Разнообразие птиц Югры. Священные птицы: гусь, гагара, кулик, орел и др.
Урок-беседа Текущий 04.10. 6 Лес - «легкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края.
Урок-беседа Уметь:
- комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;
- устно описывать объект, используя памятку, предложенную учителем;
- составлять письменный рассказ об объекте или человеке;
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом. Познавательные УУД:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
Регулятивные УУД:
учиться работать по предложенному учителем плану;
Личностные УУД:
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
Коммуникативные УУД:высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Текущий 11.10. 7 Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений лесной зоны, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни Севера.
Урок-беседа Текущий 18.10. 8 Экскурсии: в этнографический, краеведческий музеи.
Урок-беседа Текущий 25.10. 9 Экскурсии: в этнографический, краеведческий музеи.
Урок-беседа Текущий 01.11. 10 Повторительно-обобщающий урок Выполнение проверочной работы Проверочная работа 15.11. 11 Рыбье царство Югры.
Традиционное деление рыб нашего края на «черных» и «белых». Урок-беседа Уметь:
- комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;
- устно описывать объект, используя памятку, предложенную учителем;
- составлять письменный рассказ об объекте или человеке;
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
ЛичностныеУУДэмпатия – умение сочувствовать другим людям,
сопереживать;
Коммуникативные УУД:выразительно читать.
Текущий 22.11. 12 Хищные и растительноядные рыбы.
Урок-беседа Текущий 29.11. 13 Минеральные, подземные воды -богатство нашего края.
Урок-беседа Текущий 06.12. 14 Практическая работа: нахождение на контуре карты Югры реки, озера своего города (поселка).
Урок-беседа Текущий 13.12. 15 Югра - древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком.
Урок-беседа Уметь:
- комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;
- устно описывать объект, используя памятку, предложенную учителем;
- составлять письменный рассказ об объекте или человеке;
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом. Познавательные УУД: строить рассуждения;
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Личностные УУД:любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
Коммуникативные УУД:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Текущий 20.12. 16 Первые упоминания о сибирской нефти.
Главные события в истории нашего края. Урок-беседа Текущий 27.12. 17 Гражданская война.
Урок-беседа Текущий 17.01. 18 Формирование национального округа.
Урок-беседа Текущий 24.01. 19 Округ в годы Великой Отечественной войны.
Выполнение проверочной работы Проверочная работа 31.01. 20 Наша Югра сегодня.
Урок-беседа Учащиеся
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- указывают хронологические рамки основных периодов в жизни края и города (согласно программе);
- называют самые характерные для каждого периода события и памятники, напоминающие об этих событиях; перечисляют достопримечательности, напоминающие о значении города как экономического или художественно-культурного центра (согласно программе);
- называют особенности петербургского населения: разносоциальный и разноэтнический состав населения; указывают самые характерные черты благоустройства города для каждого исторического периода; перечисляют праздничные традиции современных горожан; называют фамилии знаменитых петербуржцев (согласно программе). Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Личностные УУД:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
Регулятивные УУД:
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативые УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Текущий 07.02. 21 Замечательные люди Югры: поэты, писатели и сказители: Ю. Шесталов, А. Тарханов, М. Шульгин. Урок-беседа Текущий 14.02. 22 Замечательные люди Югры: поэты, писатели и сказители: Конькова, Ю. Вэлла(Айваседа), Р. Ругин, Е. Айпин и др. Урок-беседа Текущий 21.02. 23 Замечательные люди Югры: Местный композитор В. Шесталов.
Урок-беседа Текущий 28.02. 24 Замечательные люди Югры. Имена нефтяников-первооткрывателей.
Урок-беседа Уметь:
– раскрывать причины отдельных событий в жизни города и даты основных событий в истории России;
– узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связный рассказ на темы раздела;
– работать с географической и исторической картами. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение
на основе работы с иллюстрацией учебника;
Личностные УУД:
этические чувства – совести, вины, стыда –
как регуляторы морального поведения.
Коммуникативные УУД: владеть монологической и
диалогической формами речи.
Текущий 07.03. 25 Замечательные люди Югры. Имена нефтяников-первооткрывателей. Урок-беседа Текущий 14.03. 26 Замечательные люди Югры. Имена нефтяников-первооткрывателей. Урок-беседа Текущий 21.03. 27 Повторительно-обобщающий урок Выполнение проверочной работы Проверочная работа 04.04. 28 Многообразие полезных ископаемых родного края. Мансийская легенда о происхождении нефти.
Урок-беседа Уметь:
- комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;
- устно описывать объект, используя памятку, предложенную учителем;
- составлять письменный рассказ об объекте или человеке;
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом. Познавательные УУД:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
Регулятивные УУД:
учиться работать по предложенному учителем плану;
Личностные УУД:
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению ксвоим близким;
Коммуникативные УУД:высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Текущий 11.04. 29 Нефть, газ, каменный угль, торф - «земное тепло» Югры. Использование песка и глины.
Урок-беседа Текущий 18.04. 30 Драгоценные полезные ископаемые: горный хрусталь, золото и др. Урок-беседа Текущий 25.04. 31 Практическая работа: размещение полезных ископаемых на карте Ханты-Мансийского автономного округа.
Урок-беседа Уметь:
- комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;
- устно описывать объект, используя памятку, предложенную учителем;
- составлять письменный рассказ об объекте или человеке;
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
ЛичностныеУУДэмпатия – умение сочувствовать другим людям,
сопереживать;
Коммуникативные УУД: выразительно читать.
Текущий 16.05. 32 Экскурсия: в краеведческий музеи для ознакомления с полезными ископаемыми родного края.
Урок-беседа Текущий 23.05. 33 Экскурсия: в краеведческий музеи для ознакомления с полезными ископаемыми родного края.
Выполнение проверочной работы. Проверочная работа 27.05. 34 Обобщающий урок. Урок-беседа Текущий 28.05.