Элективный курс Задачи с параметрами


Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта общего образования на основе авторской программы С.А. Субханкуловой Задачи с параметрами. – М.: Илекса, 2012. (Серия «Математика: элективный курс»).
Данный элективный курс нацелен на подготовку учащихся к экзамену по математике, на формирование у учащихся умения и навыков решения различных видов уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с параметрами, успешному выступлению на математических конкурсах, олимпиадах.
Для достижения поставленной цели используется учебное пособие Задачи с параметрами /С.А. Субханкулова – М.: Илекса, 2012. (Серия «Математика: элективный курс»).
Общая характеристика элективного курса.
Данный элективный курс нацелен на подготовку учащихся к экзамену по математике и предназначен для тех, кто не любит действовать по указке. При изучении школьного курса математики задачи с параметрами рассматриваются пока крайне редко, бессистемно, поэтому при решении таких задач у выпускников обычно возникают затруднения.
Избавиться от затруднений такого плана поможет данный элективный курс. Кроме того, учащиеся смогут больше узнать о разновидностях и методах решения различных видов уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с параметрами: разобраться во многих вопросах, связанных с нахождением всех значений параметра, при каждом из которых решения уравнения или неравенства удовлетворяют заданным условиям.
Место курса в учебном плане.
Курс рассчитан на 17 часов учебного времени (0,5 часа в неделю) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МОУ «Вейделевская СОШ» на 2016-2017 учебный год. В связи с этим в авторскую программу были внесены следующие изменения – увеличено количество часов (с 15 по авторскому планированию до 17), на изучение темы «Решение иррациональных уравнений, неравенств и систем» добавлен 1 час, ещё 1 час выделен на проведение итоговой контрольной работы.
Цели курса:
– развитие математического мышления и познавательной активности учащихся, ориентируя школьников на поиски красивых, изящных решений математических задач, учитель, тем самым способствует эстетическому воспитанию и повышению их математической культуры;
- развитие творческого и математического мышление учащихся;
- заинтересовать тематикой, привести к «открытию» математических фактов.
Формирование и развитие у учащихся:
интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств и задач с параметрами;
интереса к изучению математики;
умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
творческих способностей;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
решать уравнения, неравенства, задачи с параметрами;
анализировать полученный результат;
исследовать уравнение, неравенство;
применять нестандартные методы при решении уравнений, неравенств, задач с параметрами.
Задачи курса:
Создавать целостное представление о математике средней школы и значительно расширять спектр решаемых задач;
Учить мыслить, аргументировать, обобщать, классифицировать, используя изученный ранние и самостоятельно найденный материал;
Формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
Развитие творческих способностей учащихся;
Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение практикумов. При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, творческого подхода, исследовательской деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
уметь решать уравнения, неравенства, задачи с параметрами;
анализировать полученный результат;
исследовать уравнение, неравенство;
применять нестандартные методы при решении уравнений, неравенств, задач с параметрами.
углубить имеющиеся знания по математике;
существенно развить самостоятельное, творческое мышление;
качественно подготовится к сдаче итоговой аттестации по математике.
Содержание учебного курса.
§1. Линейные уравнения и уравнения приводимые к линейным (2часа) .
§2. Линейные неравенства и неравенства приводимые к линейным (2часа).
§3. Квадратные уравнения и уравнения приводимые к квадратным (2часа).
§4. Квадратные неравенства (2часа).
§5. Квадратный трёхчлен, расположение корней квадратного трёхчлен (4часа)
§6. Решение иррациональных уравнений, неравенств и систем неравенств (4часа).
Итоговая контрольная работа (1 час).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Содержание материала №
параграфа Тип
учебного
занятия Сроки
проведения
план факт
1 Линейные уравнения и уравнения приводимые к линейным 1 ИНМ 2 Линейные уравнения и уравнения приводимые к линейным ЗПЗ 3 Линейные неравенства и неравенства приводимые к линейным. 2 ИНМ
4 Линейные неравенства и неравенства приводимые к линейным. УКПЗ 5 Квадратные уравнения и уравнения приводимые к квадратным 3
ИНМ
6 Квадратные уравнения и уравнения приводимые к квадратным ЗПЗ 7 Квадратные неравенства 4
ИНМ 8 Квадратные неравенства УКПЗ 9 Квадратный трёхчлен, расположение корней квадратного трёхчлена. 5
ИНМ
10 Квадратный трёхчлен, расположение корней квадратного трёхчлена. ЗПЗ 11
Квадратный трёхчлен, расположение корней квадратного трёхчлена. ЗПЗ 12 Квадратный трёхчлен, расположение корней квадратного трёхчлена. УКПЗ 13 Решение иррациональных уравнений, неравенств и систем неравенств.
6
ИНМ
14 Решение иррациональных уравнений, неравенств и систем неравенств. ЗПЗ 15 Решение иррациональных уравнений, неравенств и систем неравенств. УЗ 16 Решение иррациональных уравнений, неравенств и систем неравенств. ОСМ 17 Итоговая контрольная работа КЗ Оценочные материалы
Для проведения итоговой контрольной работы используются задания из учебного пособия Задачи с параметрами /С.А. Субханкулова – М.: Илекса, 2012. (Серия «Математика: элективный курс»).
Итоговая контрольная работа
Вариант I
1.Решите уравнения:
а) х+а1+а = х-а2+а ; б) b-5х+1 - 7+3bx-2 = 2bx-5x2-x-2.
2.Решите неравенства:
а) 2ах +а-12 ≥ (а+2)·х; б) ах+13 + 4а-х2 < а26.
3.В уравнении 2х2 +ах – 6 один из корней равен 3.
Найдите а и второй корень.
Вариант II
1.Решите уравнения:
а) х+21+а = 2х-а-1х-2 ; б) х-ах-2 - 10x+2 + 44x2-4 = 0.
2.Решите неравенства:
а) 2bх - 1-b2 ≥ (b+2)·х; б) 4b-х2 + bх+13- b26 <0
3. Найдите наименьшее целое значение параметра а,
при котором уравнение х2 - 2ах + 4=0 не имеет
действительных корней.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Помещение кабинета математики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.);
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).
№ п/п Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Фактическая оснащенность % оснащенности
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по математике Д + 100%
1.2 Авторская программы элективного курса Д + 100%
1.3 Учебное пособие: Задачи с параметрами К + 100%
1.4 Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике К + 100%
1.5 Научная, научно-популярная, историческая литература П + 100%
1.6 Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.) П + 100%
1.7 Методические пособия для учителя Д + 100%
2. Печатные пособия
2.1 Таблицы по алгебре для 11 класса Д + 100%
3. Информационно-коммуникативные средства
3.1 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики Д/П + 100%
4. Технические средства обучения
4.1 Мультимедийный компьютер Д + 100%
4.2 Сканер Д + 100%
4.3 Принтер лазерный Д + 100%
4.4 Копировальный аппарат Д + 100%
4.5 Мультимедиапроектор Д + 100%
4.6 Экран (на штативе или навесной) Д + 100%
4.7 Средства телекоммуникации Д + 100%
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
5.1 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц Д 5.2 Доска магнитная с координатной сеткой Д 5.3 Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник 30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль Д + 100%
6. Специализированная учебная мебель
6.1 Компьютерный стол Д + 100%
6.2 Шкаф секционный для хранения оборудования Д 6.3 Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования Д 6.4 Стенд экспозиционный Д 6.5 Ящики для хранения таблиц Д 6.6 Штатив для таблиц Д