Конспект по биологии на тему Решение генетических задач (9 класс)


Урок – практикум: «Решение генетических задач. Законы наследственности Г.Менделя.»Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме: «Генетика».
Задачи урока:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы: «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля, выполняя задания маршрутных листов.
Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.
Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-практикум
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Основные методы: метод программированных заданий, алгоритмический, частично-поисковый, исследовательский методы.
Оборудование: маршрутные листы, компьютер, проектор, экран, презентация.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь выражать и аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.
Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом курса «Генетика», умение представлять многогранность генетических проблем, соотносить умения и навыки, полученные при изучении темы: « Генетика» для решения генетических задач.
Ход урока:
Этап урока Характеристика этапа Время
1. этап. Подготовитель- ный. В исполнении учителя звучит отрывок из стихотворения С. Вохмянина «Генетика», объявляется тип и форма урока, определяется готовность учащихся к работе. 1 -2 мин.
2. этап. Целеполагание и мотивация Учащиеся определяют цель урока и поясняют, где можно применить знания, полученные при изучении темы «Генетика». Знакомятся с маршрутными листами и правилами их заполнения 2 мин.
3 Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку Учитель открывает презентацию. На первом этапе весь класс заполняет «Корзину знаний», далее самостоятельно учащиеся заполняют 1 задание маршрутного листа. Педагог просит продолжить пословицу: « Не ошибается тот, кто …..». После чего класс приступает к заданию «Учимся исправлять ошибки». Далее подобное задание ребята выполняют в маршрутном листе. После выполнения данного задания учитель говорит: « В жизни всегда есть место открытию». Учащиеся самостоятельно формулируют правило чистоты гамет, определяют типы гамет, используя интерактивное оборудование, совместно с учителем решают 1 из задач, которая, по их мнению, является наиболее сложной, а далее переходят к самостоятельной работе в маршрутном листе к заданию «Эврика! Я решаю сам». По желанию можно поработать с мультимедийным пособием, решая находящиеся там задачи, тем, кто быстрее других справится с заданием. Завершив данную работу, ученики переходят к заданию под названием: «Твори, выдумывай, пробуй!», самостоятельно составляют задачи по генетике для параллельных классов (у ребят есть возможность составить собственную задачу со своими, пусть и вымышленными организмами и генами). 37 мин.
4. Подведение итогов, рефлексия, определение объёма домашнего задания Ребята получают кодификаторы ответов, проверяют правильность выполненных заданий, отвечают на вопросы:
Какое задание было самым простым……
Что нового я узнал (а)
Где я смогу использовать полученные знания…….
Уверен ли я в правильности решения самостоятельных заданий?
Какие задания были наиболее сложными? На основании полученных результатов определяют объём домашнего задания.
Если вы испытывали затруднения при выполнении 1 и 2 задания повторите термины в тетради.
Если вы испытывали затруднения при решении задач, вам необходимо повторить правила решения генетических задач
Далее учитель благодарит всех за проделанную работу. 4 мин
Приложение №1.
Отрывок из стихотворения «Генетика»
Есть наука такая генетика –
Вещь полезнее многих других,
Это вам не марксизма патетика,
Заплутавшая в догмах своих.
……………………………….
Всё в геноме таится с рождения:
Темперамент, талант, интеллект
И характер, и стиль поведения,
Даже взгляды на вкус и на цвет.
Мы не будем вдаваться в подробности,
Изучая спираль ДНК,
Скажем проще – у всех есть способности,
Так раскроем же их, друзья!
Сергей ВохмянинПРИЛОЖЕНИЕ № 2
1.этап «Корзина знаний». Собрав корзину знаний, выполни задание на соответствие.

2.этап «Корзина знаний». Собрав корзину знаний, разгадай кроссворд.

Ответ на кроссворд

Задание №1

А Б В Г
1 8 7 3
Правильный ответ:

А Б В Г Д Е
1 2 1 2 1 2
Правильный ответ:

А Б В Г Д Е
1 2 1 2 2 1
Правильный ответ:

А Б В Г Д Е
2 1 1 2 2 1
Правильный ответ:

Физкультминутка
Тест по теме «Основы генетики»
1. Способность организма приобретать новые признаки в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие) называется ...
А. наследственностьВ. изменчивостьС. кроссинговер
2. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости?
А.биологияВ. генетикаС. палеонтология
3. Гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом?
А. аллельныеВ. неаллельныеС. гомологичные
4. Свойство организма передавать признаки из поколения в поколение?
А. коньюгацияВ. изменчивостьС.наследственность
5. Совокупность генов, которые организм получает от родителей?
А. кариотип В. генотипС. фенотип
6. Половые клетки, несущие наследственную информацию.
А. гетерозиготыВ. половыеС. гаметы
7. Совокупность всех признаков и свойств организма.
А. генотипВ. кариотипС. фенотип
8. Подавляющий (преобладающий) признак.
А. гомозиготныйВ. рецессивныйС. доминантный
9. Участок молекулы ДНК (хромосомы), отвечающий за развитие какого-либо признака или нескольких признаков?
А. гибридВ.генС. генотип
10. Совокупность хромосом, характерная для клеток данного вида.
А.кариотипВ. фенотипС. геном
11. Подавляемый (внешне исчезающий) признак.
А. рецессивныйВ. гомозиготныйС. доминантный
12. Аа - это...
А.гомозиготный организм
В. неаллельные гены
С. гетерозиготный организм
13. Какая часть генетической информации поступает в дочерние клетки кожи человека при их размножении?
А.вся содержащая в материнских клетках
В. половина информации
С. четверть информации
14. Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что...
А. хромосомный набор вида сохраняется постояннымВ. уменьшается число хромосом до гаплоидного набора
С. восстанавливается диплоидный набор хромосом
Правильные ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
В В А С В С С С В А А С А С
2095515240Пример оформления генетической задачи. Пояснения к задаче:
Так среди потомства наблюдается расщепление, следовательно, родители – гетерозиготны.Расщепление произошло в соотношении 1:2:1, т.е. расщепление по генотипу соответствует неполному доминированию.
Темный цвет будет доминантный признак (Ā), а светлый (а) – рецессивный, а Āа –гетерозиготы – кохинуровые.
Схема записи
Дано: Решение
Признак генТип задачи: неполное доминирование
Темная окраска ĀР: ♀ Āа х ♂ ĀаСветлая окраска акохинуровые кохинуровыеКохинур ĀаG: Ā ; аĀ ; а

♀ Ā а
Ā ĀĀ
черные Āакохинура Āакохинураабелые
Р - ?F1
F1 - ?РПГ: 1 ĀĀ : 2 Āа : 1 ааРПФ: 1 черные : 2 кохинур : 1 белые
154 : 304 : 148
Ответ: Р: ♀ Āа х ♂ Āакохинуровые кохинуровыеF1 : 1 ĀĀ : 2 Āа : 1 аа 1 черные: 2 кохинур : 1 белые
2156515850 Пояснения к задаче:
Родители были гетерозиготными Аа, т.к.иначе они бы умерли в детском возрасте.
Ребенок, который умер, имел генотип аа.
Схема записи
Дано: Решение
Признак генТип задачи: аутосомное рецессивное наследование
Норма Адетской формы семейной идиотииСем.идиотияаР: ♀ Аа х ♂ АаF1 – I ребенок умернорманорма

♀ А а
А АА
норма Аанорма
а Аанорма аабольной
Риск рождения G: А; аА; а
II больного ребенка - ?F1
РПГ: 1 АА : 2 Аа : 1 ааРПФ: 3 норма : 1 больной
Ответ: генотип Р- АаF1 : 1 АА : 2 Аа : 1 аабольной ребенок.
Вероятность рождения больного ребенка ¼ или 25%.
2156515850 Пояснения к задаче:
т.к.у кареглазого правши мать была голубоглазой правшой, а отец – кареглазым правшой, значит по признаку кареглазости он был гетерозиготен, а по признаку праворукости он был гомозиготен, жена – гомозиготна по рецессивным признакам.
Дано: Решение
Признак генТип задачи: дигенное независимое аутосомное
карий цветАнаследование
голубой цветаР: ♀ аавв х ♂ АаВВправорукостьВголубоглазаякареглазый
леворукостьвлевшаправша
♀ голубоглазая левшаG: авАВ ; аВ♂ кареглазый правша
генотип Р - ?F1АаВв ааВвгенотипы и фенотипыкареглазыйголубоглазый
F1 - ? правшаправша1:1
Ответ: генотип Р: ♀ (голубоглазая левша) – аавв, гаметы (ав)
♂ (кареглазый правша) – АаВВ, гаметы (АВ, аВ) ;генотипы F1 50% АаВв : 50% ааВвфенотипы F1 кареглазыйголубоглазый
правшаправша
Схема решения задачи включает:
1)
Р: ♀ аавв х ♂ ААВВ
черное тело,серое тело,
укороченные крыльянормальные крылья
G: авАВ
F1АаВв
2)
Р1: ♀ аавв х ♂ АаВвчерное тело,серое тело,
укороченные крыльянормальные крылья
G: авАВ, авF21 АаВв – серое тело, нормальные крылья (50%);
1 аавв – черное тело, укороченные крылья (50%).
3) Гены серого тела и нормальных крыльев сцеплены, кроссинговера не происходит, поэтому во втором поколении, получены только два генотипа и фенотипа.
Домашнее задание.