Конспект внеклассного занятия С хлебом всегда счастье

Общероссийский конкурс «Здоровьесберегающие образовательные технологии»
Разработка внеклассного мероприятия
Артемьева Н.И., Кожевникова О.А. – учителя начальных классов ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова
с. Старопохвистнево м.р. Похвистневский Самарской области

КЛАССНЫЙ ЧАС "С ХЛЕБОМ ВСЕГДА СЧАСТЬЕ!"
Цель: принятие обучающимися уважительного отношения к хлебу и людям, производящим хлеб, правил здорового образа жизни;
Задачи:
Способствовать овладению обучающимися начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
Совершенствовать умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;
Совершенствовать умения контролировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников
Оборудование: медиапроектор, подборка песен о хлебе, выставка хлеба разных сортов, заготовки для бутербродов: филе сёмги, сливочное масло,....

Звучит песня о хлебе. Выходят 3 ученика в центр класса:
Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция, жива
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого и настоящего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
4 ученик у выставки с хлебными изделиями:
Вот, он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведущий 1. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.
Ведущий 2. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.
Ведущий 1. - А как хлеб на стол пришел?
Ведущий 2. Вот об этом-то как раз начинаем свой рассказ.
(Ученики поочерёдно озвучивают слайдовую презентацию).
(слайд 1.) - Что стучите, мастера - золотые руки?
- Чиним, чиним трактора, точим, точим плуги.
(слайд 2.) Агроном в халате белом, чем он занят?
- Важным делом! Проверяет семена.
(слайд 3.) На дворе весна у нас, агроном сказал:
- Пора! Заводите трактора!
Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
Гребнем частым, борона, расчеши земельку!
Приготовим для зерна мягкую постельку.
(слайд 4.) Сеял сеятель старинный, из лукошка – решета.
(слайд 5.) Нынче сеялка – машина этим делом занята.
Роет борозды проворно, в них закладывает зерна,
(слайд 6.) Самолет над полем кружит.
Летчик сверху сыплет всюду
Удобрений порошок -
Урожаю – хорошо!
(слайд 7.) Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, и силища какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Как срезают все колосья очень острые ножи.
(слайд 8.) Вот шофер услышал, мчится,
Он гудит: “Иду-у! Иду-у!”
Лейся, теплая пшеница прямо в кузов, на ходу.
(С. Погореловский “Урожай”)
(слайд 9.) И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там, где зерно перетирают, мелят машины. Получается мука.
(слайд 10.) На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют в огромных грузовиках – муковозах. На баках написано “Мука”. (слайд 11.) А подадут свежий воздух, мука вместе с воздухом потечет по трубам на склад. А мы муку домой приносим в пакетах из магазина.
(слайд 12.) На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает.
(слайд 13.) Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста.
(слайд 14.) Дальше – печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.
(слайд 15.) Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб, с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Ведущий 1. Хлеб это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей речи очень мало: Мать, Родина, Хлеб Дума народная о хлебе, о чудесном даре Божьем выразилась и сохранилась в народной мудрости: в пословицах, поговорках, загадках.
Ведущий 2. Мы объявляем конкурс знатоков пословиц о хлебе. Каждой группе из слов в конвертах предлагается собрать пословицы и склеить их вместе. Выигрывает группа, собравшая раньше все представленные пословицы.
Хлеб - всему голова.
Бог на стене, хлеб на столе.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Худ обед, коли хлеба нет.
Дай хлеба край – так и под елью будет рай.
Хлеб - дар божий.
Каков у хлеба, таков и у дела.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Собранные пословицы прочитываются, объясняется смысл некоторых пословиц. После каждого конкурса проводится подведения итогов.
Ведущий 1. Я объявляю следующий конкурс «Отгадай загадку». У каждой группы есть листы с загадками. У вас всего 4 минуты, чтобы отгадать как можно больше загадок.
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато,
И кисло, и пресно,
И вкусно, и всем людям мило (тесто).
В долг зерно возьмет -
Каравай вернет (поле).
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят (колос).
 Сто один брат все в один ряд,
Вместе связаны, стоят (снопы).
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый  (Хлеб).
Не море, а волнуется (поле).
Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило (Хлеб).
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят (Хлеб).
Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, - Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем (Хлеб).
Он идет волну сечет,
Из трубы зерно течет (комбайн).
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (Колос).
Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье Ну и объеденье!
(Баранка или бублик.) Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.) В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят (Пирог) . Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок. В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я,
Будет целая семья (Зерно).
На просторе в море хлеба
Замок с башнями до неба,
Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба (элеватор).
Овсом не кормят
Кнутом не гонят
А как пашет пять, плугов тащит (трактор).
Мнут и катают, в печи закаляют, Потом за столом режут ножом (Хлеб).
Ведущий 2. Русский человек всегда верил в святость хлеба, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением.
Ведущий 1. - Вспомните, что делают с хлебом, который мы не съедаем в школе?
Ведущий 2. - Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30*200= 6000 г=6 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 12 булок хлеба.
Ведущий 1. Наши предки говорили, что выброшенный человеком кусок хлеба поднимает черт. И после смерти человека, если выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то тот черт заберет его душу. Еще, по старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если его нечаянно уронишь, то подняв его надо не только бережно обтереть, но и поцеловать его и попросить прощения. Немалым грехом считалось растоптать хлеб.
Ведущий 2. Когда ты берешь в руки кусочек хлеба, помни, что совершается что-то великое: ты прикасаешься не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Все они создали это чудо своими руками. Их труд нелегок, его нужно уважать и беречь. Хлеб - это бесценное богатство.
1 ученик читает стихотворение.
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал”.
Ведущий 1. Сегодня точную дату появления хлеба в рационе человека не может назвать никто, однако большинство учёных считают, что первый хлеб получился у людей случайно, более 15 000 лет назад.
Ведущий 2. Однажды в поисках пропитания люди обратили внимание на зёрна злаков. Сначала они собирали их и ели, потом заметили, что зерно, случайно упавшее в землю, прорастает, и зёрен получается гораздо больше. Так люди начали выращивать злаковые культуры и употреблять их в пищу.

Ведущий 1. Постепенно люди научились измельчать зерно, готовить каши, зерновые болтушки и похлёбки, а потом лепёшки и хлеб. По мнению археологов, печёный хлеб появился около 7000 лет назад, когда часть злаковой болтушки случайно вылилась на камни очага и испеклась.
Ведущий 2. С тех пор прошли ещё тысячи лет, и сегодня выпечка хлеба – это настоящее искусство. Об истории хлеба можно написать не одну книгу, а сортов хлеба в мире стало столько, что легко заблудиться в их изобилии. Ведь только в России их несколько сотен, и всё время появляются новые: русские всегда считали хлеб своей главной пищей, и не просто пищей, а символом достатка и благополучия.
Выступают ученики, готовившие исследовательский проект про хлеб.
Ученик 1. С хлебом – всегда счастье. Но в последние годы стали много писать и говорить о том, что хлеб не так уж полезен, и даже советовать исключить хлеб из своего питания.
Ученик 2. Давайте попробуем разобраться, на чём основано это мнение? Зерно пшеницы – уникальный по своему составу продукт, собравший в себе почти всю таблицу Менделеева. В нём множество витаминов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], F, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие; большое количество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], хлор, натрий, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – перечислять пришлось бы долго.
Ученик 3. Однако все эти полезные и необходимые человеку вещества содержатся только в оболочке зерна и его зародыше. К сожалению, в процессе современной обработки зерна именно эта, самая ценная его часть попадает в отходы, а остаётся в основном крахмал и калории, из которых и состоит белая мука высшего сорта, считающаяся элитной.
Ученик 4. Из этой муки выпекают мягкий и пышный белый хлеб, а также булки и другие вкусные изделия. От всех содержащихся в необработанном зерне витаминов и минералов в такой муке остаётся едва ли 30%, да и они становятся практически неактивными через две недели. В результате в нашем рационе начинают преобладать пустые калории и крахмал, не обладающие никакой жизненной силой, однако способствующие накоплению в организме лишних жиров.
Ученик 5. У людей, постоянно употребляющих в пищу белый хлеб и изделия из муки высшего сорта, гораздо чаще развиваются и обостряются сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, эндокринные и онкологические заболевания.
Ведущий 1. Что же делать? Отказаться от хлеба?
Ученик 1. Не стоит этого делать. Главное – научиться выбирать хлеб правильно. Хлеб с добавлением ржаной муки – серый хлеб, усваивается медленнее, и содержит больше полезных веществ, чем белый хлеб. Поэтому он и не оказывает такого вредного влияния на наше здоровье.
Ученик 2. А ещё выбирайте цельнозерновой хлеб, выпекаемый по традиционным технологиям или бездрожжевой хлеб, хлебцы и хлеб из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Белый хлеб заменяйте хлебом из муки грубого помола, с добавлением различных зёрнышек и отрубей. Цельнозерновую муку можно покупать в магазинах "здорового питания" и выпекать не только хлеб, но и пироги.
Ученик 3. Самый полезный хлеб – это хлеб с отрубями. Отруби обладают свойством поглощать токсины и аллергены, способствуют укреплению иммунитета, снабжают наш организм клетчаткой, ценными белками и витаминами. Люди, предпочитающие хлеб с отрубями, гораздо реже страдают желудочно-кишечными заболеваниями, лишним весом и атеросклерозом, так как в этом хлебе содержится много никотиновой кислоты, необходимой организму для профилактики данных заболеваний.
Ученик 4. А вы знаете о том, что хлеб может заболеть? Из-за чего это происходит?
Ученик 5. Хлеб болеет - плесневеет чаще всего не из-за плохого хранения, а из-за использования зараженной муки. Пораженный плесенью хлеб употреблять не стоит, даже если вы срежете плесневелые участки, хлеб всё равно останется поражён плесенью. Такого рода микроорганизмы имеют структуру нитей и способны проникать глубоко в продукт.
Ученик 1. Картофельная болезнь хлеба - это когда внутри булки на второй день хранения образуется белая липкая масса с неприятным запахом. Хлеб в таком случае становится опасным для здоровья и совершенно непригодным для пищи. Заразиться, конечно, от такого хлеба практически невозможно: картофельная палочка не является патогенной для человека. Да и любой здравомыслящий человек такой хлеб есть не станет.
Ученик 2. Чтобы хлеб не испортился, его нужно правильно хранить. Не стоит хранить хлеб в полиэтиленовых пакетах (за счет испарения воды из хлеба, создаются условия повышенной влажности, что и является причиной появления плесени). Лучше всего храните буханки хлеба в чистой деревянной или эмалированной посуде, летом - в холодильнике.
Ведущий 2. А сейчас подошло время для самого интересного. Открывается наша «Классная кулинария». Для каждой группы, на которые поделён наш класс одно задание: приготовить бутерброды с хлебом. Всё, что вам для этого нужно есть на ваших столах.
Демонстрация приготовленных бутербродов. Исполняются «Весёлые частушки:»
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.
Меня дома берегут,
Блины овсяные пекут,
Рыбу жарят – окуньки,
Чтоб любили пареньки.
Мальчик знает хорошо,
Жить без хлеба нелегко.
На него он налегает,
И здоровье укрепляет.
Наши руки крендельки,
Щёки – словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Вы не пейте газировки,
Не балуйте с чипсами.
Соки, фрукты, каша, хлеб –
Вот хороший вам обед.
Мимо нашего буфета
Я спокойно не хожу.
Как услышу запах хлеба,
Сразу руки мыть бегу.
Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра.
Очень весело проходят
С вкусным хлебом вечера.
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Много раз уже звучала
Для ребят такая речь:
Хлеб у нас – всему начало,
Мы должны его беречь!
Все: Уважение по праву
Заслужил он на земле.
Наша гордость, наша слава –
Хлеб румяный на столе.
ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА!
Ученики угощают друг друга и гостей хлебными изделиями, бутербродами и ватрушками.
Лђ Заголовок 1|ђ Заголовок 2Ађ Заголовок 315