Конспект занятия по внеурочной деятельности духовн-нравственного направления на тему Всегда ли богатство счастье?


Тема: «Что такое счастье? Всегда ли богатство счастье?»
МАОУ СОШ №17 4 класс Салимова Л.В.
Цель: Определение понятия «счастье» и пути его достижения.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «счастье» для человека, учить выражать свои чувства и эмоции; доказывать и отстаивать свою точку зрения, формировать умения работать в группе.
Развивающая: развивать устную и письменную речь, умение рассуждать, выражать свои мысли связно, последовательно. Способствовать развитию коммуникативных умений и творческих способностей воспитанников.
Воспитательная: воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
мультимедийная техника;
презентация «Что такое счастье»;
пословицы о счастье для игры «Собери пословицы»;
2 ватмана для коллажей;
вырезки из журналов,
семейные и детские фото.
Ход мероприятия:
Инициация. Настрой на работу всех участников занятия.
Настрой на работу «ЛОВИМ ЛУЧИКИ»
Сегодня жизнь подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и запоминающейся! Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к достижению результата!
2. Формулирование темы и постановка целей занятия.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран и определить, о каком понятии идёт речь в представленном вам отрывке.
Включается отрывок из мультфильма: «Как ослик счастье искал».
-О чём идёт речь ? (О счастье.) Сформулируйте тему сегодняшнего занятия.
-Какие цели мы перед собой поставим?
3. Основная часть
- И начнём мы нашу встречу с древней притчи… слайд 1.
Слепил Бог человека из глины и у него остался кусочек.
Бог спросил у человека: Что ещё слепить тебе?
- Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и вложил оставшийся кусок ему в руки.
- Как вы думаете, почему Бог так поступил, почему он не выполнил просьбу человека? слайд 2.
- А что для вас значит счастье? (Ответы детей).
- Тема нашего занятия: «Что такое счастье?», сегодня мы узнаем определение слова «счастье», поговорим о том, всегда ли богатство счастье? Я предлагаю вам на минуточку закрыть глаза и подумать, а счастливы ли вы?
(Звучит музыка, дети, закрыв глаза, думают о счастье) слайд 3.
- Давайте расскажем, что же для вас означает слово «счастье»?
- Предлагаю обратиться к надёжному источнику, словарю Ожегова, и узнать, что же обозначает слово «счастье».
(Дети находят в словаре формулировку слова и зачитывают её) слайд 4.
А знаете ли вы, что с 2012 года у нас отмечается Международный день счастья? Саяхов Динис получал индивидуальное задание и сейчас мы предоставим ему слово.
Выступление Саяхова Диниса: Дата празднования – 20 марта - подобрана не случайно. 20 марта - это день весеннего равноденствия. В этот день движение Солнца таково, что день равен ночи практически на территории всей планеты. Это символизирует мысль, что на счастье имеет равные права любой житель Земли, вне зависимости от расы, цвета кожи или места его жительства. У нас, оказывается, есть Музей Счастья.
Адрес Музея Счастья: г.Новосибирск, ул.1905 года, 13 (ст.метро Площадь Гарина-Михайловского). Музей работает по предварительной записи. Тел. 8-905-934-93-57.
УЧИТЕЛЬ: Тема счастья во все времена волновала людей. Психологи и социологи, художники и писатели, философы и учёные задумывались над тем, что же такое «счастье».
У нас сегодня есть замечательная возможность – поразмышлять и сделать свои собственные выводы!
Совместное составление «Образа счастливого человека».
Вспомните, когда вы были счастливы. Опишите своё состояние: какие чувства, эмоции, переживания вы испытывали?
Можно ли отличить в толпе счастливого человека
Какой главный атрибут счастливого человека?
Нарисуйте словесный образ (портрет) счастливого человека.
Вывод: Счастливые люди очень похожи. Бодрые, улыбающиеся, энергичные. Это люди, по лицу которых видно, что у них всё хорошо. Счастливый человек как будто светится изнутри. Ему нравится, как он живет. Он радостно показывает всем, что ему это нравится, он нравится сам себе. Он влюблен в жизнь. Главный атрибут счастья – улыбка.
Своими размышлениями вы сейчас подтвердили вывод, который делают психологи: все счастливые люди – одинаковы.
Меняется ли понимание счастья с возрастом?
- Интересно, для взрослых людей и для детей счастье - это одинаковые или разные понятия? Как вы думаете? Расскажите об этом, используя материалы анкетирования, проведенные в своей семье.
Вы сейчас подтвердили своими рассуждениями вывод, который сделали социологи (люди, изучающие большие и малые группы людей, их поведение, образ жизни в обществе) – для каждого возраста своё счастье.
Размышления о подходах к пониманию счастья.
Каждый из вас был счастлив при встрече с разными предметами, людьми, событиями. Значит ли это, что существуют разные подходы к пониманию счастья?
Включаются по очереди 3 отрывка – фрагмента из мультфильма «Летучий корабль», где рассматриваются разные подходы к понятию счастья: счастье – это материальное благополучие, счастье – это тепло и уют семейного очага, счастье – это забота о близких людях.
Работа с каждым фрагментом идёт по плану:
Просмотр отрывка.
Размышление детей – о каком понятии счастья идёт речь.
Связь с литературными персонажами. (Кто из известных вам литературных персонажей был счастлив именно на этом уровне? )
Связь с личным опытом-на примере двух последних отрывков. (Встречались ли вам люди, для которых именно этот уровень счастья был основным в жизни?)
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос: Всегда ли богатство счастье? Я хотела бы услышать ваше мнение. Об этом можно спорить. Но я попробую вам доказать, что богатство не значит счастье.
У: Перед вами лист бумаги. Постарайтесь написать на нем ответы на следующие вопросы:
Назовите самого богатейшего человека на планете.
Назовите последнюю «Мисс Мира».
Назовите последнего лауреата Нобелевской премии.
Назовите последнего лауреата кинопремии «Оскар» за лучшую роль. (Слайд 4)
У: Получилось?
Д: ответы детей.
У: Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь, никто этого не помнит. Потому что аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей вскоре забывают.
А теперь переверните лист бумаги и попробуйте ответить на эти вопросы:
Назови имена учителей, которые помогают тебе больше всех остальных.
Назови имена трех друзей, которые помогли тебе в трудный час.
Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.
Назови троих человек, с которыми тебе приятно проводить время. (Слайд 5)
У: А теперь получилось?
Д: ответы детей.
У: Это легче, правда же? Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не имеют больше всех денег, не выиграли величайших призов. Это те, кто заботится о тебе, дорожит тобой, кто несмотря ни на что остается рядом.
Сделайте вывод, всегда ли богатство счастье. Используйте для ответа примеры из литературы. Посовещайтесь в группах.
Давайте послушаем, что такое счастье глазами писателя и поэта Эдуарда Асадова.
Эдуард Асадов
Счастье – это в небе облака,Счастье – это на дорогах лужи,
Счастье – загорелые бока,Счастье – если ты кому-то нужен!
Счастье – снег, зеленая трава,Счастье – желтый лист, ручьи весною,Счастье – слышать нежные слова,Счастье – это если ты со мною!
Счастье – это топот детских ног,Счастье – утром ранним детский лепет,Счастье – мамин яблочный пирог,Счастье – от любви на сердце трепет!
Счастье – состояние души,Счастье – это даже день ненастный,Счастье – жизнь, ты только не спеши,Счастье – понимать, что это счастье! слайды 5-8
Эдуарда Асадова талантливо сочиняет стихи и таким образом выражает свои мысли.
- Вы все тоже очень талантливые дети, и сейчас вы попробуете выразить свои мысли о счастье не только словами.
1 группа – пишет мини-сочинение на тему «Я счастливый человек».
2 группа – составит коллаж «Моя семья – самое большое счастье в моей жизни», используя фотографии из семейного архива.
3 группа – составит коллаж на тему «Счастье глазами детей».
4 группа – составит пословицы и поговорки о счастье из отдельно взятых слов.
(Звучат детские песни о счастье, дети занимаются творчеством) слайд 9.
1. Зачитываются мини-сочинения.
Представление коллажей.
Исполнение песни «Счастье моё, радость моя»
-Так что же является настоящим счастьем? (Дом, семья, родители, любовь, здоровье и др. ответы детей)
3. Выставка рисунков.
Стихотворение «Счастье, а ты какое?»
Счастье, а ты какое?Можно с тобой проснуться?Сердцем хочу, рукоюТихо тебя коснуться.
Может, зашло ко мне бы,Так … погостить немножко,Вместе со мною с небаЗвезды ловить в ладошку?
Мы улыбнемся людям,Пусть улыбнутся тоже,Знаешь, тогда мы будем,Чуточку все похожи.
Ты подари им РадостьДанной твоей лишь властью ...... Знаешь, я догадалась,Что называют СЧАСТЬЕМ!
4. Пословицы и поговорки о счастье слайд 10.
- Русский народ славится своим метким словом, много у русского народа есть пословиц и поговорок.
«Наше счастье в наших руках»
«В семью, где лад, счастье дорогу не забывает»
«Семья – опора счастья»
«Двойня в семье – счастье вдвойне»
слайд 13.
4.Подведение итогов. Составление индивидуальной формулы счастья.
Включается отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон», в котором Карлсон ставит перед учащимися проблемный вопрос: А в чём же счастье?
Стихотворение «Что такое счастье» слайд 12.
Что такое счастье?Счастье это просто!Нет у счастья веса,Нет у счастья роста.
Счастье не измеришьЯркими словами,Счастье не увидишьЯсными глазами.
Как тогда ответить,Что такое счастье?Ведь оно бываетСамой разной масти.
Счастье…этословоМноголицимеет,КаждыйпонимаетСчастье, как умеет!
- Сейчас каждый из вас попробует составить формулу. Где мы встречаемся с формулами? (На уроке математики) Ваша формула будет не простая. Это будет формула вашего счастья. Нарисуйте на серединке цветка символ, знак, образ вашего счастья. (Дети рисуют символ счастья на серединке цветка)
-Продолжаем составлять формулу. Нарисуйте необходимое для вас количество лепестков нужного вам цвета и напишите на них составляющие вашего счастья. Пр
- Поделитесь своей формулой счастья. Кто хочет озвучить свою формулу счастья?
- Почему у всех получились разные формулы ? (Счастье для каждого своё. Своего цвета, размера, формы)
- Что встречается почти у всех? (Счастье невозможно без близких людей, друзей, семьи, душевной доброты, помощи близким и т.д.)
- Давайте все вместе составим синквейн по теме занятия и поделимся им с друзьями: слайд 14.
Счастье
Лучезарное, близкое
Светится, смеётся, сопровождает
Какое счастье быть нужным людям!
Улыбка!
- А теперь давайте возьмёмся за руки, друзья, встанем все в большой Круг Радости, и пожелаем друг другу счастья! слайд 15-16. (Звучит музыка, дети желают друг другу счастья)
- Всем спасибо! Желаю всем счастья!
Счастье – это в небе облака,Счастье – это на дорогах лужи,
Счастье – загорелые бока,Счастье – если ты кому-то нужен!
Счастье – снег, зеленая трава,Счастье – желтый лист, ручьи весною,Счастье – слышать нежные слова,Счастье – это если ты со мною!
Счастье – это топот детских ног,Счастье – утром ранним детский лепет,Счастье – мамин яблочный пирог,Счастье – от любви на сердце трепет!
Счастье – состояние души,Счастье – это даже день ненастный,Счастье – жизнь, ты только не спеши,Счастье – понимать, что это счастье!

Стихотворение «Счастье, а ты какое?»
Счастье, а ты какое?Можно с тобой проснуться?Сердцем хочу, рукоюТихо тебя коснуться.
Может, зашло ко мне бы,Так … погостить немножко,Вместе со мною с небаЗвезды ловить в ладошку?
Мы улыбнемся людям,Пусть улыбнутся тоже,Знаешь, тогда мы будем,Чуточку все похожи.
Ты подари им РадостьДанной твоей лишь властью ...... Знаешь, я догадалась,Что называют СЧАСТЬЕМ!
Стихотворение «Что такое счастье» слайд 12.
Что такое счастье?Счастье это просто!Нет у счастья веса,Нет у счастья роста.
Счастье не измеришьЯркими словами,Счастье не увидишьЯсными глазами.
Как тогда ответить,Что такое счастье?Ведь оно бываетСамой разной масти.
Счастье… это словоМного лиц имеет,Каждый понимаетСчастье, как умеет!