Рабочая программа учебной дисциплины Основы культуры профессионального общения


государственное
БЮДЖЕТНОЕ профессиональное образовательное учреждение ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«лискинский промышленно-транспортный
техникум имени а.к. лысенко »
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ ВО
«ЛПТТ имени А.К. Лысенко»
__________Бровченко Н.А.
Приказ № ____-уч от «____»____________20___г.
232473560960
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы культуры профессионального общения
название учебной дисциплины
Для профессии
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Лиски 2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы культуры профессионального общения » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 727 от 02 августа 2013 года.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А. К. Лысенко»
Разработчики:
Коровина Т.И., мастер производственного обучения
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Транспорт» протокол №1 от 27.08.2015

Программа одобрена на заседании УМС
протокол №1 от 27.08.2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
6
3.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
4.условия реализации учебной дисциплины
11
5.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы культуры профессионального общения
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2.Место дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоениядисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
соблюдать нормы профессиональной этики и правила этикета,
применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведенияв процессе межличностного общения;
определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности
знать:
правила обслуживания пассажиров;
основы профессиональной этики и этикета;
эстетику внешнего облика проводника пассажирского вагона;
психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности проводника пассажирского вагона;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в
профессиональной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа; самостоятельной работы обучающегося 14 час;
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы культуры профессионального общения
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности: обслуживание пассажиров в пути следования, обслуживание вагона и его оборудования в пути следования, сопровождение грузов и спецвагонов, выполнение работ кассира билетного, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Проводить подготовку пассажирского вагона к рейсу.
ПК 1.2. Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, учет и информирование руководства о наличии свободных и освобождающихся мест.
ПК 1.3. Обслуживать пассажиров в вагоне пассажирского поезда внутреннего и международного сообщения в пути следования.
ПК 1.4. Обеспечивать комфортность и безопасность проезда пассажиров в вагоне.
ПК 4.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.
ПК 4.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги.
ПК 4.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение.
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34
в том числе: теоретические занятия в том числе: 14
зачет 2
практические занятия 20
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 14
в том числе: Повторение пройденного материала 4
Конспектирование 6
Работа с дополнительной литературой 2
Подготовка к зачету 2
Итоговая аттестация в форме зачета
3.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы культуры профессионального общения »
Наименование разделов и тем Содержание теоретических и практических занятий, курсовой работы (проект), а также вид занятий (урок, лекция, практическая работа, лабораторная работа, семинар и др.) Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Служебный этикет и культура обслуживания
Тема 1.1
Этика и культура поведения
Тема 1.2
Имидж и этика
Тема 1.3
Деловое общение.
Тема 1.4
Служебный этикет проводника и культура обслуживания
Тема 2.
Механизмы взаимопонимания в общении.
Тема 3.
Типы личностей.
Тема 4.
Разрешение конфликтов, возникающих в
профессиональной деятельности Теоретические занятия:
Урок:1. Понятие этики.
Основы профессиональной этики и этикета 1 2
Урок:2..Эстетика внешнего облика проводника пассажирского вагона. Работа над имиджем. Невербальные знаки 1 2,3
Урок: 3. Психологические особенности делового общения и его специфика в сфере обслуживания и деятельности проводника пассажирского вагона;
Правила обслуживания пассажиров. 1 2,3
Урок: 4. Служебный этикет и культура обслуживания пассажиров. Культура речи.
1 2,3
Практические занятия. 6 Урок5,6: Практическая работа.
Перевод эмоций на язык тела 2 Урок7-10: Практическая работа.
Как трактовать вербальное поведение 4 Самостоятельная работа 4 Конспект. Правила общения с людьми других культур. 1 Конспект..На какие группы по поведению и психологии делятся национальные культуры. 1 Конспект. Отличительные особенности в общении людей разных культур. 1 Конспект. Культура речи проводника пассажирского вагона. 1 Раздел 2 Психологические стороны делового общения

Теоретические занятия:
Урок 11: Общение основа человеческого бытия
Сооциально – психологические основы делового общения.
Успех делового общения. 1 2
Практические занятия. 6 Урок12,13: Практическая работа.
Коммуникабельны ли ВЫ? 2 Урок14,15: Практическая работа.
Изучение тактики делового общения на переговорах. 2 Урок16,17: Практическая работа.
Применение техники делового общения на переговорах. 2 Самостоятельная работа: повторение пройденного материала 4 Основные правила успешных переговоров. 1 Как подготовить выступление. 1 Правила общения по телефону. 1 Культура делового общения. 1 Раздел 3. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении.
Теоретические занятия:
Урок18: Типы личности. 1 2
Урок19: Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности. 1 2
Урок20: Эмоции и чувства 1 2
Практические занятия. 4 Урок21,22: Практическая работа.
Типы личности 2 Урок23,24: Практическая работа.
Оценка своих способностей слушать человека 2 Самостоятельная работа: работа с дополнительной литературой 2 Психологические закономерности делового общения. 2 Раздел 4. Конфликты в деловом общении Теоретические занятия:
Урок25,26: Причины конфликтов.Типы конфликтных личностей 2 2
Урок27: Предупреждение конфликтных ситуаций с пассажирами 1 2,3
Урок28: Правила поведения в конфликтных ситуациях 1 2,3
Практические занятия. 4 Урок29,30: Практическая работа.
Не слишком ли вы агрессивны 2 Урок31,32: Практическая работа.
Рациональное поведение проводника в конфликтной ситуации. 2 Самостоятельная работа
4 Конспект. Природа конфликта в организации. 2 Подготовка к зачёту 2 Зачёт 2 Итоговая аттестация в форме зачёта Итого теоретических занятий 14 Итого практических занятий 20 Итого самостоятельной работы 14 Итого максимальная нагрузка 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной аудитории «Организации пассажирских перевозок, обслуживания
пассажиров и культуры профессионального общения»
Основное оборудование: персональный компьютер, проектор, МФУ, тематические стенды, магнитная доска, фильмы с сайта ОАО «РЖД», образцы проездных документов, квитанций разных сборов, штрафных квитанций, папка с разработанными заданиями для практических работ, карточки задания для выполнения практических работ, для проведения контроля за знаниями учащихся, раздаточный справочный материал для выполнения практических работ, различные инструкции по профессиям, справочные материалы, журналы и образцы продаваемой продукции в поездах.
4.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Семищенко В.Н.Пассажирские перевозки: Пособие для проводника пассажирского вагона- М: Маршрут,2005
2.Сборник нормативных актов по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте-М: Юридическая фирма «Контракт»,2003
3.Сборник основных федеральных законов о железнодорожном транспорте –М:Юридическая фирма «Юртранс»,2003
4.Шутов И.Н. Пассажирские перевозки: Пособие для проводников пассажирских вагонов – М: УМК МПС, 2000
5.Инструкция проводнику пассажирского вагона: Москва, 1998
6.Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник – Ростов – на- Дону: Феникс, 2011
7.Спутник проводника - Для проводников пассажирских вагонов, Москва, ОАО «РЖД», 2007
8.Пособие проводнику пассажирских вагонов по культуре обслуживания, ФПК,2012
9.Памятка поездным бригадам пассажирских поездов по действиям в нестандартных ситуациях: Москва, 2002
10.Оказание первой доврачебной помощи: МКОП по охране труда (СД №13), 2006.

Дополнительные источники:
1.Организация пассажирских перевозок и правила обслуживания пассажиров (КПСД- RОМ),2007
2.Мамона В.Я. Меры пожарной безопасности в вагонах пассажирского поезда (КПСД- RОМ), 2003
3.Действия поездной бригады в нестандартных ситуациях: Обучающая компьютерная программа: ЗАО НПЦ «СПЕКТР», г.Екатеринбург,2008
4.Обязанности проводника пассажирского вагона.
Интернет – сайт ОАО «РЖД»
5. 5.Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н.Основы управленческой деятельности: Учебное пособие, Москва, 1992
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Таблица 1
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Форма контроля и оценивания
Промежуточная аттестация Рубежный контроль Текущий контроль
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: соблюдать нормы профессиональной этики и правила этикета
-применять различные средства техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности
-использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
-определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности
знать:
-правила обслуживания пассажиров;
-основы профессиональной этики и этикета;
-эстетику внешнего облика проводника пассажирского вагона;
-психологические особенности делового общения;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Со - - -
4 семестр – Зачет 4семестр - тестирование, технический диктант,
самостоятельная работа,
практическая работа

Таблица 2
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1-1.4
ПК 4.1-4.3
Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
Применять правила перевозок пассажиров и багажа, правила этикета. Текущий контроль: тесты, практические занятия, самостоятельная работа, практическая работа,
Рубежный контроль: нет
Промежуточная аттестация: зачет
Таблица 3
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показателиоценки результата Формыи методыконтроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Способность проявлять интерес к выбранной профессии. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе прохождения практики.
Для проверки сформированности ОК используется портфолио.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Умение выбирать и применять методы и способы решения профессиональных задач
Способность оценки эффективности и качества выполнения работ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Способность ориентироваться в той или иной ситуации, оценивать её и принимать решение по дальнейшим действиям. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Эффективность поиска необходимой информации;
Умение использовать различные источники информации, включая электронные. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Умение пользоваться средствами информационно-коммуникационных технологий для достижения профессиональных целей. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями в ходе прохождения практики. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Способность принимать решения Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Способность к управленческой деятельности. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Умение пользоваться средствами информационно-коммуникационных технологий для достижения профессиональных целей. Разработчики:
Коровина Тамара Ивановна, мастер производственного обучения
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.