Классный час на тему Родительский дом-начало начал


Классный час по теме "Родительский дом – начало начал"
Выполнила
учитель русского языка и литературы МКОУ Петропавловской СОШ
Олейникова Л.И.
Цели
Воспитывать чувства коллективизма, любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью, за свою Родину,
Формировать нравственную культуру детей, доброту и взаимопонимание в семьях воспитанников.
Способствовать тому, чтобы дети понимали своих родителей, а родители – своих детей.
Развивать творческие способности учащихся;
Оформление: шары, фотовыставка “Загляните в семейный альбом”, пословицы о семье, , волшебная палочка, презентация, компьютер, медиа установка, конверты с заданиями для игры.
Музыкальное оформление: песни “Родительский дом”, «Мамины глаза», « Крыша дома» “, игра «Сюрприз»    
                                                                  Семья - вот истинная ценность,
                                                                                          Опора, сила и полёт.
                                                                                          Семья расцветит повседневность,
                                                                                          И боль отступит и уйдёт.
Ход классного часа
1 Вступительное слово учителя.
Учитель
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Все начинается с семьи…
Умение прощать. Любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть..Все начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат, опять вставать , идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи…
Звучит фонограмма песни «Родительский дом»
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Родной дом – это место, где тебя всегда поймут, тебя простят и когда бы ты не пришёл тебе всегда будут рады. Это место навсегда останется в сердце каждого человека.Сегодня мы войдём с вами в ваш дом, войдём в него со всей добротой, на которую способны ваше сердце и ум…
Как вы понимаете слова “Родительский дом- начало начал, ты в жизни моей надёжный причал”?
(От родительского дома начинается всё в жизни у каждого, и что бы с ним не случилось в жизни, он всегда найдёт приют, уважение и утешение в своём доме.)Все эти чувства передаются издавна из уст в уста.
Учитель.
Что такое семья?
(Ответы детей)
Что такое семья?
Понятие для всех знакомо и все мы знаем, что значит для вас семья. Но дать определение этому слову, каждый может по-разному. Давайте попробуем
(слушаем ответы детей)
Семья - это дом
Семья - это папа и мама.
Семья - мама, папа, бабушка и дедушка.
Семья - это дружба и любовь.
Семья - забота друг о друге.
Семья - радость и печали вместе.
Семья - это дети
Учитель.
Слово это понятно всем как слова «хлеб» и «вода»
.Семья –это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции.Я расскажу вам одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово- «понимание».
Значит, как я правильно поняла, семья-это прежде всего внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть
Плакат.
(читают вместе плакат)
«Семья в куче- нестрашна и туча»
А когда же родилась её величество семья?
1-й ученик.
Оказывается, давно, когда о ней не слыхала земля, но…
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я»
« Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто платье сошьет? Постирает бельё?
Меня приголубит? Украсит жильё?»
«Я, я,- снова вторила Ева, -я, я..»
С этой поры и родилась семья!
2 ученик.
Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,Мечты о хорошем, волненье и трепет.
3 ученикСемья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно.
4 ученик.
В семейном кругу мы с вами растём!Основа основ – родительский дом!В семейном кругу все корни твои!И в жизнь ты выходишь из семьи!
5 ученик
Любят тебя без особых причин:За то, что ты внук, за то, что ты сын,За то, что малыш, за то, что растёшь,За то, что на маму и папу похож:И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоей.
6 ученик
Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы и смех,Взлёт и падение, радость, печаль,Дружбу и ссоры, молчанья печать.
7 ученик
Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные – отчий твой домСердце навеки останется в нём!
8 ученик
Дом, как известно всем давно, -
Это ни стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом- это то, куда готов
Ты возвращаешься вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Э то твой дом.
ЕКучменкоРебята, о чём все эти стихотворения, какая тема их объединяет?
Учитель.
Всему начало отчий дом. У каждого человека должен быть дом. Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой, как в стихотворении .Учитель.
Мама, мамочка. Сколько тепла таит это слово! Мама – первый учитель и друг, она всегда поймет, утешит, поможет.
        Ученик.
 Мать … Для каждого человека – большого или маленького, молодого
или пожилого – мать – самый родной человек на свете. Всё лучшее в каждом из нас исходит
от матери, давшей нам и самое бесценное – жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Её нежный голос, её мягкие теплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость.
        7-й ученик.
Четыре буквы, только два слога- «мама».
Самое первое в жизни слово- «мама».
Слово важное, пусть и короткое,- «мама».
Кто тебя песней баюкал в зыбке?
Мама! Нежная мама!
Кто научил тебя первым шагам?
Мама! Счастливая мама!
Когда ты нечаянно больно ушибся,
Кто твои слезы платком вытирал?
Мама! Добрая мама!
Главное надо о мамах сказать, сказать лишь двумя словами:
Родину мы называем «мать»,
А маму нежно - «мама».
         Учитель. Каждый человек хранит в душе проникновенные мысли о матери.
Но это мы, взрослые. А дети – они просто любят мать. И всё же одной любви мало. Мать еще надо – уважать. Уважение к матери должно прорасти из любви, из привязанности к ней и также стать чувством. Свою маму любит каждый, но не каждый приучен беречь и ценить её. Большим, глубоким должно быть наше уважение к матери. Такому уважению надо учиться всем, и особенно юным!.. Помним ли мы об этом?
Ребята, а всегда ли мы относимся к маме с должным уважением, теплом?
 Давайте посмотрим сценку и ответим на этот вопрос.
Инсценирование “ Домашнее сочинение”
Витек склонился над столомИ сжал виски руками.Он сочиненье пишет:Как я помогаю маме.
То ручку погрызет Витек,То засопит угрюмый.Названье есть. А дальше что?Попробуй-ка, придумай!
Но тут из кухни мама вдругНегромко сына кличет:
– Витюнчик, сбегай в магазин.Нам соли бы и спичек…
– Идея! – Подскочил Витек.А маме крикнул: – Что ты!Ведь я над сочиненьем бьюсь!Ещё полно работы!
Примолкла мама.И сынок в тетради вывел фразу:Для мамы что – нибудь купитьВсегда готов я сразу!
Вот приоткрыла мама дверь:– Витюня! Ты мне нужен. Я в магазин.Почисть покаКартошечки на ужин.
Ещё чего? – вскричал Витёк.Мне даже слушать тошно!Тут сочинение, а тыС какой- то там картошкой.
Исчезла мама,А сынок в тетради подытожил:Я завтрак дома сам варю,Обед и ужин тоже…
Пять с плюсом! – радуется он. –Других не жду отметок!А вы ребята, что емуПоставите за это?
(Звучит песня «Мамины глаза» в исполнении Э. Хиля)
        Учитель.
 Нельзя не сказать о роли отца в воспитании ребенка. Отцовство – это благородная и ответственная миссия мужчины. Труд отца, его общественное лицо, уровень культуры, выполнение домашних обязанностей, отношение к матери, к другим людям, его образ жизни в целом – вот далеко не полный перечень слагаемых его авторитета, той почвы, на которой возникает уважение к нему детей. Для этого отцу также необходимо быть естественным, уметь общаться с детьми и воспитывать их, уметь быть их другом.
        11-й ученик:                Отец – это гордое слово.
                                           Отец, ты со мною всегда.
                                           Отец, - повторяю я снова, -
                                           Тебя не забыть никогда.
                     Люблю тебя, папа, за что – я не знаю,
                     Наверно, за то, что дышу и мечтаю,
                     И радуюсь солнцу и светлому дню –
                     За это, родной, тебя я люблю.
                     За небо, за ветер, за воздух вокруг…
                     Люблю тебя, папа, ты – лучший мой друг.
Учитель.
Прекрасные слова произнёс Л.Н.Толстой: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Любые неприятности, любое горе отступает, если в доме любовь и дружба, забота и взаимопонимание между всеми членами семьи. Хочется, чтобы в каждой семье было хорошо и детям, и родителям. Заботьтесь о своих родителях! Берегите свой дом!
Вдумаемся ещё раз мысленно в эти слова и представим, что каждый из нас обладает волшебной палочкой, способной творить чудеса.
Итак, тише, каждый входит в свой дом с волшебной палочкой. Идите в нём, мысленно дотрагиваясь до людей и вещей, измените их по своему усмотрению. У вас на это несколько минут.
Что бы вы пожелали своей семье, если бы у вас была волшебная палочка?
А вот самый интересный вопрос: “Хотел бы ты улететь с инопланетянами, если бы вернулся на землю через 300 лет?”
(Многие ответили нет, и знаете почему, потому что здесь мама, папа, семья, друзья, дом. И это очень хорошо, это говорит о том, что вы любите своих родителей, семью, свой родной дом.)
        
        Учитель. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко
к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
        Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
        Главный закон в семье – забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребёнок в семье твёрдо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Послушайте следующее стихотворение:
        12-й ученик:               А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
                                            И даже люстра над столом, ещё не дом.
                                            И на окне с живым цветом, - ещё не дом.
                                            Когда вечерняя сгустится темнота,
                                            Так эта истина понятна и проста -       
                                            Что от ладоней до окна наполнен дом     
                                            Твоим теплом.        
                                                                                       Л. Суслова
Игра.
Учитель делит детей на 2 группы , распределяют роли в каждой группе: мама, папа , бабушка, дедушка, дети).Задание: придумать сюрприз для одного из членов семьи. Рассказать о сюрпризе.
        
        Заключительное слово учителя. Итак, мы пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, мужу, матери, брату. Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонёк взаимопонимания, доброты, участия. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле пытаются и остальных сделать также любящими и счастливыми. Да, всё начинается с семьи и дома.
       1-й ученик:                                     Семья.
                                            На Руси это издавна чтимо,
                                            Это в нашей, наверно, крови:
                                            Чтобы женщина
                                            Шла за мужчиной
                                            В испытаньях, в скитаньях, в любви.
                                            Чтоб его, признавая начало,
                                            Все тревоги в себе затая,
                                            Всё же исподволь напоминала:
                                            Мы не просто вдвоём, мы – семья.
                                            Чтобы мудрость в себе находила,
                                            Распрямясь пред сыновним лицом,
                                            Повторить с материнскою силой:
                                            «Посоветуйся, сыне, с отцом!»
                                            Чтоб, все страхи снося в одиночку,
                                            Говорила, измаясь вконец:
                                            «Обними-ка отца, слышишь, дочка,
                                            Что-то нынче устал наш отец …»
                                            И глядела бы с явной отрадой,
                                            Как теплеет любимого взгляд,
                                            Когда сядут за стол они рядом,
                                            Как сегодня, к примеру, сидят.
                                            Мы – семья.
                                            Это значит – мы вместе.
                                            Кто напросится к нам во враги?!
                                            Дети вырастут.
                                            Сложатся песни.
                                            Только ты себя побереги.
                                            Мы – семья.
                                            По-отечески строги
                                            К нам бывают родные края.
                                            И Отечество тоже в итоге –
                                            Нет, не просто народ, а – семья.
                                            Мы едины любовью и верой,
                                            Мы едины землёй и трудом.
                                            И распахнуты дружеству двери
                                            В наш добротный, устойчивый дом.
                                            В дом, где, робкую нежность не пряча,
                                            Я твои повторяю шаги.
                                            Ты любим.
                                            Ты добьёшься удачи.
                                            Только ты себя побереги.
                                                                                       Т. Кузовлёва        Учитель. Наш классный час подошёл к концу. Ребята, и в завершении классного часа, давайте напомним друг другу следующие заповеди:
        1-й ученик: Свято храни честь своей семьи.
       2-й ученик: Люби свою семью и делай её лучше.
       3-й ученик: Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам
                           своей семьи.
        4-й ученик: Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.
        5-й ученик: Любите, цените и берегите своих родителей – их вам никто не заменит
        6-й ученик: Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
        7-й ученик: Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
8–й ученик .Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы? Старайтесь, чтобы они были у вас каждый день. Это зависит только от вас самих.
9-й ученик. И помните слова Марины Цветаевой:
“Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.
        2-й ученик.
Родительский дом, начало начал,Так издавна в песне поётся.Родительский дом, мой надёжный причал,С водой ключевой из колодца.На всей на земле, нет места роднейГде доброе слово услышишь.И нежные руки обнимут тебя ,И полною грудью задышишь.Где утренний лучик разбудит тебя,И сладостный запах из сада,Который в детство уносит тебя,На заре манит бодрой прохладой.Когда по росе ты гулял босикомИ счастье казалося вечным,Так будем беречь свой родительский домЧтоб смех в нём звенел бесконечно
        Учитель. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!
(Звучит песня «Крыша дома моего» в исполнении Ю. Антонова)
А закончить наши занятия» я хочу китайской притчей.
- «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Мир и лад царил в этой семье. Ни ссор ни ругани ни драк. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи: расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия мира в своей семье? Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал с трудом разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение терпение. И в конце листа : сто раз любовь, сто раз прощение и сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил
- И всё?
-Да, ответил старик , это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил
-И мира тоже.
.
Учитель.
Ребята, мы сегодня говорили о семье, об отношениях между членами семьи и , главное , о семейном счастье. Как хорошо нам в родительском доме, когда все в нём счастливы и окружены заботой! Важно понять, что каждый человек может и должен создать семью, но при этом он должен понимать, что счастье в семье зависит от каждого.
Вот и я вам желаю любви, терпения , прощения. Чтобы ваш дом был радостным и уютным. Очень хочется, чтобы всё, что вы сегодня узнали , вспомнили, почувствовали осталось с вами.
Заключительная песня "Маленькая страна".
 Задание – закончить пословицы:
1. При солнце тепло… (а при матери добро).
2. Мать кормит детей… (как земля людей).
3. Нет лучше дружка… (чем родная матушка).
4. У детины заболеет пальчик… (а у матери – сердце).
5. Не нужен клад… (когда в семье лад).
6. Хозяюшка в дому… (что оладышек в меду или пчела в саду).
7. Дом вести… (не бородой трясти).
8. Каково на дому… (таково и самому).
9. Не красна изба углами… (красна пирогами).
10. В гостях хорошо… (а дома лучше).
11. Птица радуется весне… (а младенец – матери).
 Жюри подводит итоги конкурса.