Час общения Родительский дом — начало начал (8-9 классы)

Подготовила:
заместитель директора по воспитательной работе
КГУ «Неполная средняя школа № 31»
города Петропавловска
Северо-Казахстанской области

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ – НАЧАЛО НАЧАЛ.

Цель: воспитание уважительного отношения к старшему поколению, семье;
формирование некоторых навыков добрых взаимоотношений с родителями
и другими взрослыми.

Вид мероприятия: классный час (час общения).
Аудитория: учащиеся 8-9 классов, родители.
Ожидаемые результаты:
умение высказывать своё мнение о роли семьи в жизни человека, о взаимоотношениях между членами семьи;
научиться определять, что могут (должны) знать родители, родственники;
научить, какие формы взаимоотношений с родителями и другими взрослыми лучше всего устанавливать.

Оборудование: записи песен «Дорогие мои старики», «Родительский дом», плакаты оформления, ватманы с маркерами, костюмы для ситуационных сценок.

Ход мероприятия:

(звучит песня «Родительский дом»)
Чтец:
Радость или грусть нас ждёт потом
Но всему начало – отчий дом.
Там у колыбели матери нам пели
Песню о любви
Вновь сейчас во мне звучит она.
Ждёт меня наш домик в три окна.
Близко ли, далёко – свет родимых окон
Вечно не померкнет он для нас.

Ведущий:
Не случайно сегодня мы начали нашу встречу с этого стихотворения, ведь тема нашего классного часа «Родительский дом – начало начал». Родительский дом – это, прежде всего, духовное единение всех членов семьи, «соприкосновение» с родной душой, духовная близость и всеобъемлющая любовь, без чего семья не может быть в полной мере быть счастлива.
Для современных детей идеальная семья – это пространство, заполненное любовью, где любят не за хорошие отметки, примерное поведение, добрые дела, а такого человека, какой он есть.
Семья – это близкие, любящие и любимые люди, надёжные и верные друзья, которым он не безразличен.
Что же означает понятие родительский дом для учащихся нашей школы?

(учащиеся предлагают свои варианты ответа, затем показывается, запись с видеоопросом учащихся школы разных возрастов)
Ведущий:
Обратите внимание, как тепло и с любовью говорят ребята о своём родительском доме. Дом действительно является сердцем, пристанью, очагом, надёжной крепостью для каждого человека. Но, наверное, это чувствуется ещё сильнее, когда ты находишься далеко от дома.
(зачитываются размышления взрослых людей о родительском доме, которые по каким-либо причинам рано его покинули)
«Родительский дом – это то место, где тебя всегда поймут, тебя примут, когда бы ты не пришёл, и тебе всегда будут рады. Это место навсегда останется в сердце каждого человека. Когда мы строим свой собственный домашний уют, мы стараемся сделать что-то похожее на наше родное гнездо».
«В памяти человека родительский дом будет всегда связан с самыми лучшими воспоминаниями. У каждого дома есть своя атмосфера, свои запахи, свои традиции и это самое важное в семье. Даже когда люди делают ремонт, кажется, что ты уничтожаешь частичку своей истории, своих воспоминаний и тебе всегда грустно».
«С одной стороны, наверное, оно к лучшему, что мне удалось испытать разлуку с домом намного раньше, чем большинству. У меня сложилось какое-то представление о самостоятельности, о том, что ждёт меня впереди, и к чему мы все неизбежно идём. Ведь, признайтесь, что в детстве все мы мечтаем стать взрослыми, а когда вырастаем, хотим стать снова детьми. И первое, что приходит на ум в такие моменты, это родительский дом».
(Звучит музыка «Дорогие мои старики»)
Ведущий:
Когда нам плохо, мы в первую очередь зовём на помощь близких людей, ребёнок зовёт на помощь мать. Александр Блок писал: «Только одна женщина не обманет, не предаст, не изменит – это мать». Самое святое на земле – это мать. Маленькие дети, когда их обидели, когда им плохо бегут за помощью, за защитой к маме.
(В форме мозгового штурма обсудить с родителями, что обязательно они должны знать о своём ребёнке).
Ведущий:
Ничто не обходится нам так дорого, как ошибки в воспитании. Знакомый случай: вечером ребёнка не уложишь спать, а утром не поднимешь с постели. Мы все считаем себя неплохими воспитателями, но всё-таки хороший совет не помешает. Дорогие родители, сейчас дети будут инсценировать ситуации, а вы, посмотрев их, ответьте на вопросы.
Ситуация № 1.
Мама:
Талантливые дети надежды подают,
Участвуют в концертах, танцуют и поют.
У многих есть возможность объездить целый мир –
Проводят в разных странах, где конкурс, где турнир.
Лисичкина Наташа имеет пять наград,
А Гарик, твой приятель, уже лауреат.
И только недотёпам к успеху путь закрыт.
Сын:
Моя родная мама мне это говорит,
Но я не возражаю и губы сжав, молчу.
И я на эту тему с ней спорить не хочу.
Я знаю, кем я буду и кем я стать могу:
Когда-нибудь из дома уеду я в тайгу,
И с теми, с кем сегодня я во дворе дружу,
Железную дорогу в тайгу я проложу.
Меня сегодня мама стыдила с горяча,
Строитель тоже важен не меньше скрипача.
Вопросы:
Какие ошибки в воспитании детей допускает мама? Какой совет вы можете дать?

Ситуация № 2.
Папа вазу опрокинул, кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» - всё семейство скажет.
Ну, а если бы, к несчастью, это сделал я?
«Ты разиня, ты растяпа», - скажут про меня.
Вопросы:
Как вы реагируете в подобной ситуации? Что бы вы посоветовали родным мальчика?
Ознакомление с новой информацией:
Показать разницу между тем, что должны знать родители, и другие взрослые, родственники, родители друзей. Объяснить почему.
Отработка навыков.
Упражнения в парах.
Уговорить маму отпустить с другом на аттракционы.
Уговорить маму друга разрешить пойти с ним на аттракционы.
Объяснить взрослому, что табачный дым неприятен, попросить его не курить.
По мере выполнения упражнений подчеркнуть наиболее удачные аргументы.
Групповая игра.
Аудитория делится пополам, а доска на две части. К доске выходят два добровольца. Один из них составляет «Список претензий родителей к детям», другой «Список претензий детей к родителям». Дети, сидя за партами, составляют соответствующие своей половине «Списки». В завершение игры «Списки» комментируются и дополняются устными выступлениями с мест.
Ведущий:
А как порой взрослые дети относятся к своей матери, родителям, родственникам?
(размышления учащихся, основанные на жизненных
наблюдениях или личном опыте, обсуждение ответов)
Ведущий:
Как порой страшно, когда у ребёнка нет семьи, нет родного дома, а ведь этот факт имеет место быть в нашей современной жизни.
(выступление ученика, которой имеет опыт пребывания в ЦАНе, затем, просмотр видеосюжета о том, в каких ужасных условиях могут проживать некоторые семьи).
Ведущий:
Давайте подумаем, кто виноват в этой ситуации? Могут ли дети из благополучных семей попасть в ЦАН?
(обсуждение с учащимися и родителями)
Ведущий:
А сейчас я хочу передать слово матери, которая вырастила пятерых детей.
(выступление)
Ведущий:
Из всего сказанного сегодня каждый из вас, надеюсь, сделал свои выводы. Поэтому я предлагаю подумать и решить, что должно составлять фундамент дома, который должен стать надёжным причалом, чтобы «чувство семьи» передавалось всем её членам из поколения в поколение.
(работа в группах, выступление от каждой группы
с презентацией своего «фундамента»)
Ведущий:
Нашу встречу мне бы хотелось завершить словами одной из популярных в своё время песни:
Родительский дом – начало начал,
Есть в жизни моей надёжный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах яркий свет.

Спасибо всем, кто пришёл к нам и принял участие в нашем разговоре.















Список использованной литературы:


Психология подросткового и юношеского возраста.- Издательство «Питер», 2000 г.
Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. М.: Гуманит.-608 с.
Высотская Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М.: ВАКО, 2008 г.
Гончарова Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися.- Волгоград: Учитель, 2007 г.
Журналы «Внеклассная работа в школе», 2006,2007 г.








13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 315