Календарно-тематическое планирование курса География. Россия: природа, население, хозяйство

Календарно-тематическое планирование курса "География. Россия: природа, население, хозяйство"
9 класс ( 68 часов; 2 часа в неделю)
Социальная и экономическая географии России.
Программа: Примерная программа основного общего образования по географии России.
Составитель: Соболева Е.Б.
Учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство» (УМК «Сферы», В.П.Дронов, Л.Е. Савельева) 2010 г. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы и хозяйства самой большой страны материка Евразии России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География. Земля и люди» (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная часть данного курса комплексная географическая характеристика России. На основе формирования представлений у учащихся о каждом компоненте природы страны, их взаимосвязей рассматриваются комплексы «природа население хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон.
Главная цель курса  сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения главной цели курса изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;
сформировать представления о территориальной организации России в целом и отдельных ее составляющих; географических аспектах современных социально-экономических проблем страны;
продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих социально-ответственному поведению в российском пространстве;
продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.


Календарно-тематическое планирование курса «География. Россия: природа, население, хозяйство».
№п/п
Дата
Название
темы урока
Элементы обязательного минимума образования
Планируемые результаты подготовки учащихся

Домашнее задание


Раздел 1. Хозяйство России - 29 часов

Тема 1. Общая характеристика хозяйства – 7 часов.

1-2.

Особенности хозяйства России.
Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны. Секторы хозяйства. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Практическая работа №1 «Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства».
Новые понятия и представления: структура хозяйства, отрасли хозяйства, легкая и тяжелая промышленность, межотраслевые комплексы. Учащиеся должны уметь: - называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе; - объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.
§1

3.

Географическое положение России как фактор развития хозяйства.
Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения РФ.
Новые понятия и представления: геополитическое и геоэкономическое положение страны.
Учащиеся должны уметь: - определять ГП РФ и его влияние на развитие хозяйства.

§2, к/к 4-5

4.

Человеческий потенциал России.
Человеческий капитал. Оценка и географические различия качества населения.
Новые понятия и представления: человеческий капитал, ИЧР.
Учащиеся должны уметь: - выявлять различия районов РФ по ИЧР.

§3

5.

Трудовые ресурсы и экономически активное население.
Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». География трудоспособного населения, территориальные различия в уровне его занятости.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять термины: трудовые ресурсы, экономически активное население,
- выявлять причины безработицы.

§4

6.

Природно-ресурсный потенциал России.
Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов РФ».
Новые понятия и представления: природно-ресурсный потенциал.
Учащиеся должны уметь:
- называть виды природных ресурсов,
- определять районы наиболее богатые природными ресурсами.
§5

7.

Производственный потенциал.
Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Новые понятия и представления: состав производственного капитала.
Учащиеся должны уметь:
- определять районы с различной долей производственного капитала.

§6


Тема 2. Промышленность – 11 часов.


8.

ТЭК. Топливная промышленность Угольная промышленность.
Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность - "старейшая" отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы. Практическая работа №3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов».
Новые понятия и представления: ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район. Учащиеся должны уметь: - называть отрасли, входящие в состав ТЭК; - объяснять изменения структуры потребляемого топлива; - называть и показывать главные районы добычи угля.
Стр.22, §9

9-10.

Нефтяная и газовая промышленность
Нефтяная и газовая промышленность – основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.
Учащиеся должны уметь: - называть и показывать главные районы добычи нефти и газа; б) районов производства поступающей продукции; - объяснять значение нефти и газа для российской экономики.
Стр.23-29,
к/к 6-7/1

11-12.

Электроэнергетика.
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды.
Новые понятия и представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций. Учащиеся должны уметь: - называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций; - объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.
§10, к/к 6-7/2

13-14

Машиностроительный комплекс.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Практическая работа №4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».
Новые понятия и представления: специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение. Учащиеся должны уметь: - называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры; - объяснять новые термины, особенности размещения машиностроения, значение отрасли в хозяйстве страны.
§11, к/к 6-7/4

15.

Черная металлургия.
Состав, место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Новые понятия и представления: концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии; - объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.
§12, к/к 6-7/3

16.

Цветная металлургия.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Учащиеся должны уметь: - приводить примеры и показывать на карте главные районы цветной металлургии; - объяснять влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.
§13

17.

Химическая промышленность.
Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.
Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи. Учащиеся должны уметь: - называть и показывать главные районы химической промышленности; - объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.
§14, к/к 6-7/5

18.

Лесная промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи. Учащиеся должны уметь: - показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы; - объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения;
§15


Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс – 4 часа.


19.

Сельское хозяйство. Растениеводство.
Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. География основных отраслей. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.
Новые понятия и представления: с/х угодья, земледелие, технические культуры. Учащиеся должны уметь: - называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/х угодий; - показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

§16-17,
к/к 10-11/1,2

20.

Животноводство.

Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства.

Новые понятия и представления: товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства. Учащиеся должны уметь: - выделять и называть подотрасли животноводства; - объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства.
§18, к/к 10-11/3

21-22.

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность
Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. Особенности их развития. География пищевой и легкой промышленности. Практическая работа №5 « Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».
Новые понятия и представления: АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения. Учащиеся должны уметь: - называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; - объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности.
§19,
к/к 10-11/4,5*


Тема 4. Сфера услуг – 6 часов.


23-24.

Транспорт.
Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны.
Новые понятия и представления: транспортная инфраструктура. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения; - объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.
§20,
к/к 8-9/1-3, 4-5*

25.

Связь
Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов связи: основные линии связи.
Новые понятия и представления: информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры современных видов связи; - сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.
§21, проект
«Наукоград Дубна»

26-27.

Наука и образование
Состав, место и значение в хозяйстве. География науки: основные районы, центры, города науки и технополисы.
Новые понятия и представления: критерии развития науки, технополис, наукоград.
Учащиеся должны уметь: - объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы.
§22


28.

Социальная сфера.
Состав, место и значение в хозяйстве. Географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Новые понятия и представления: социальная сфера.
Учащиеся должны уметь: - выявлять основные проблемы социальной сферы.
§7-23, стр.86.


Обобщение и контроль знаний – 1 час.


29.

Обобщение и контроль знаний по разделу "Хозяйство России".
Особенности географии различных отраслей хозяйства.





Основные умения: чтение и анализ графических и статистических материалов, тематических (отраслевых) карт; объяснение межотраслевых и внутриотраслевых связей, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, тесных взаимосвязей природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.




Раздел II. Районы России - 34 часа


Тема 5. Европейская часть России - 23 часа 


30.

Европейская и Азиатская части России
Особенности географического положения, природы, хозяйства и жизни населения. Место региона в социально-экономическом развитии страны. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- объяснить причины различия климатических условий макрорегионов,
- определить особенности развития хозяйства макрорегионов.
§24

31.

Географическое положение и природа Европейского Севера
Состав и особенности ГП. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района.
Учащиеся должны уметь: - объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность; - показывать на карте моря, давать их географические описания по картам; - показывать на картах природные объекты, определяющие своеобразие района; - давать оценку ЭГП района.
§25-26,
к/к 14-15/1-4,5*

32.

Население Европейского Севера.
Численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Культурное наследие Севера. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура. Практическая работа №6 «Описание одного из природных или культурных памятников Севера».
Учащиеся должны уметь: - объяснять особенности размещения городов ЕС,
- определять демографические проблемы ЕС,
- называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера; - объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
§27, п/р №6.

33.

Хозяйство ЕС.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны.
Учащиеся должны уметь: - объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.
§28,
к/к 16-17/1-4,5*

34.

Северо-Западная Россия
ГП и природа. Характер поверхности. Климат. Озерный край Северо-Запада. Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь: - показывать состав и границы территории, основные природные объекты; - называть факторы, определяющие ЭГП.
§29-30, проект Санкт-Петербург - "вторая столица" России

35.

Население.
Численность, естественный прирост, традиции и культура. Качество жизни населения. "Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России.
Учащиеся должны уметь:
- перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы, - называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города.
§31

36.

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.
Влияние ГП на статус "морской столицы". Изменение Петербургом своего ЭГП. Санкт-Петербург - центр хозяйственной жизни Северо-Запада.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации; - называть отрасли специализации.
§32,
к/к 16-17/1-4,5*

37.

Калининградская область
Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области. Практическая работа №7
« Выявление и анализ условий для развития хозяйства области»
Новые понятия и представления: анклав, портовое хозяйство. Учащиеся должны уметь: - показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск; - оценивать ЭГП Калининградской области.
Конспект

38.

Центральная Россия: состав, географическое положение. Особенности природы.
Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико -, экономико - и политико-географическое) положение. Природные ландшафты.
Новые понятия и представления: физико-, экономико- и политико-географическое положение. Учащиеся должны уметь: - называть и показывать на карте: границы района, древние города, основные природные объекты; - объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России.
§33-34,
к/к 18-19/1,3

39.


Центральный район: особенности населения.
Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения. Народные промыслы ЦР.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте состав и границы Центрального района; - перечислять факторы, определяющие ЭГП района; - перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района.
§35, к/к 18-19/5*

40.

Хозяйство Центрального района
Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства. Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг.
Новые понятия и представления: база индустриализации. Учащиеся должны уметь: - называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; - объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района.
§36,
к/к 18-19/2,3,4*

41.

Москва - столица России
Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация.
Новые понятия и представления: инновационный центр. Учащиеся должны уметь: - называть главные направления хозяйственного развития города; - объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны; - выделять на карте Московскую агломерацию.
Конспект

42.

Московская область.
ГП области и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь: - называть главные направления хозяйственного развития области; - определять экологические проблемы.
Анализ карт атласа

43.

ГП и природные условия Северного Кавказа
Состав района, границы, ФГП и ЭГП. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Природные ресурсы. Значение южных морей России.
Учащиеся должны уметь: - называть и показывать субъекты РФ в составе района; - показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - определять ГП и ЭГП района; - объяснять особенности ГП района и природные различия его западной и восточной частей.
§37-38, к/к 22/1,2

44.

Народы Северного Кавказа
Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте субъекты РФ в составе Северного Кавказа и их столицы; - объяснять различия национального состава населения равнинных, предгорных и горных территорий
§39, к/к 22/5*

45.

Хозяйство Северного Кавказа
АПК, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону - самый крупный город Северного Кавказа.
Учащиеся должны уметь: - называть и показывать по карте крупные города Северного Кавказа; - определять показатель специализации по статистическим данным; - объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.
§40, к/к 22/3,4*

46.

Географическое положение и природа Поволжья
ГП и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы. Практическая работа №8 «Сравнение ГП Поволжья и ЕС и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство».
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте субъекты РФ в составе Поволжья, природные объекты, определяющие своеобразие района; - объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья; - определять ЭГП района.
§41-42

47.

Население Поволжья.
Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте города Поволжья, объяснять причины их возникновения,
- показывать на карте субъекты РФ в составе района.
§43

48.

Хозяйство Поволжья.
Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте города Поволжья, объяснять причины их возникновения,
- называть отрасли специализации района;
- показывать на карте субъекты РФ в составе района.
§44,
к/к 20-21/1-4,5*

49

Географическое положение и природа Урала.
Состав района. Специфика ГП. Урал как природный и экономический район. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств.
Учащиеся должны уметь: - показывать и называть субъекты РФ в составе района; - показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала; - объяснять особенности природы Урала;
- давать оценку ЭГП района.
§45-46,
к/к 24-25/1-4

50

Население. Города Урала.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Рисунок размещения городов Урала. Крупнейшие города Урала, их особенности.
Новые понятия и представления: старопромышленный район. Учащиеся должны уметь: - определять национальный состав населения Урала,
- объяснять особенности географии городов Урала
§47, к/к 25/1

51

Этапы развития и современное хозяйство
Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.
Учащиеся должны уметь: - определять показатель специализации по статистическим данным; - объяснять сложившуюся структуру хозяйства,
- сравнивать районы Урала по природным условиям и хозяйственному развитию; - называть и объяснять экологические проблемы Урала; - оценивать перспективы развития Урала.
§48, к/к 25/5,
Вопросы в тетради

52

Обобщение знаний по теме "Европейская часть России"
Общие черты географических районов Европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь.
Новые понятия и представления: качество окружающей среды. Учащиеся должны уметь: - называть общие черты и проблемы развития географических районов; - сопоставлять показатели специализации географических районов; - объяснять природные и социально-экономические особенности районов Европейской части России; - называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов.
Вопр.4 стр.203

Тема 7. Азиатская часть России - 10 часов.

53

ГП, природные условия и ресурсы Западной Сибири
Состав территории, ГП. Западносибирская равнина, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - давать оценку ЭГП района; - называть и объяснять природные особенности Западной Сибири, их отличия от природы Европейской части.
§49-50, к/к 26/1-3

54

Население Западной Сибири
Формирование этнической карты Западной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте географические районы на территории Сибири; - называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций.
§51, к/к 26/1

55

Хозяйство Западной Сибири
Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы; - объяснять развитие черной металлургии; - называть и объяснять отрасли специализации Западной Сибири.
§52, к/к 27/4,5

56

ГП, природные условия и ресурсы Восточной Сибири.
Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте состав территории; - называть природные ресурсы и показывать районы их распространения; - определять и оценивать ЭГП района; - объяснять сложные природные условия; - показывать объекты, определяющие природную специфику района.
§53-54,
к/к 28-29/1-3

57

Население Восточной Сибири
Формирование этнической карты Восточной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Практическая работа №9 « Анализ взаимодействия природы и человека на примере Восточной Сибири»
(к/к 28-29/4).
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте географические районы на территории Сибири; - называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций, религий.
§55, к/к 26/5

58

Хозяйство Восточной Сибири
Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь: - называть отрасли специализации, определять их показатели по статистическим данным; - объяснять внутренние различия в хозяйственном развитии района; - показывать на карте промышленные центры; - объяснять возникновение экологических проблем региона; - сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, выявлять черты сходства и различия.
§56

59

ГП Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы.
Состав территории. ДВ, его границы как природного и экономического района. Особенности ПГП и ЭГП, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Современные границы района. ДВ - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы. Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте состав территории Дальнего Востока, его границы; - объяснять своеобразие ГП ДВ; - называть и показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - объяснять специфику природных условий; - называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых.
§57-58,
к/к 28-29/1-3,
сообщения на тему «Быт и традиции народов Дальнего Востока».

60

Население Дальнего Востока
Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения.
Учащиеся должны уметь: - показывать субъекты Федерации на карте; - объяснять характер расселения коренных народов и всего населения Дальнего Востока, используя карты народов и плотности населения; - приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока.
§59 к/к 30/1

61

Хозяйство района
Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта. Практическая работа №10 Сравнение географического положения ДВ и Восточной Сибири и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Учащиеся должны уметь: - показывать на карте крупные города Дальнего Востока; - определять показатель специализации района по статистическим данным; - объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока.
вопросы в тетради

62

Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"
Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны. Сравнение западных и восточных районов России.
Учащиеся должны уметь: - находить необходимые источники географической информации для работы; - объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны; - объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; - оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития восточных районов.
Вопросы стр.200

Обобщение знаний по разделу "Районы России" – 1 час.

63

Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России"
Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские и т. д. "Лицо" района, его роль в стране. Уровень развития районов, методы его измерения. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика.
Новые понятия и представления: уровень развития района, региональная политика. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; - объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.
Вопрос 6 стр.268

Раздел 3. Россия в мире – 2 часа.

64

Россия и мировое хозяйство.
Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике. Практическая работа №11 «Анализ показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным».
Новые понятия и представления: внешние экономические связи, экспорт, импорт. Учащиеся должны уметь: - объяснять структуру экспорта и импорта России; - объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; - оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России. 
§61

65

Россия в системе мировых транспортных коридоров.
Основная цель создания транспортных коридоров. Перспективы формирования транспортных коридоров для повышения мировой значимости России.
Новые понятия и представления: транспортный коридор, международный транзит, трансконтинентальная транспортная система Учащиеся должны уметь: - оценивать современное состояние и перспективы России в системе мировых транспортных коридоров.


66-68
Резерв





Заголовок 115