Внеклассное мероприятие «Широкая масленица» 2 класс

Внеклассное мероприятие
«Широкая масленица»

Пояснительная записка.
В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего значение труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.

Цель мероприятия:
знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре.

Задачи:
познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний;
приобщение родителей учащихся к активному участию в организации и проведении мероприятия;
развитие социальной, познавательной, творческой активности учащихся;
создание сплочённого коллектива детей;
воспитывать уважение к традициям и православной культуре русск5ого народа;
формирование у школьников творческих способностей, певческие навыки, музыкально-ритмические движения.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Масленица» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (во время звучания песни дети готовясь к приходу гостей убирают горницу (в данном случае горницей служит оформленный зал): приносят дрова к печке, метут пол, расстилают дорожки. После этого начинают накрывать стол, вынося поочередно самовар, чайные принадлежности и блюда с блинами. После того, как все дети займут места в зале начинает ведущий)

Ведущий: Дай Бог тому, Кто к нашему дому! Дорогим гостям, Милым детушкам! Дай Господь вам житье ясно! Да здоровье красно! Сколько гостей собралось в нашем дому! Какие все красивые да нарядные. А что мы собрались праздновать?
Дети: Масленицу!
Ведущий: А что же такое Масленица?
(дети читают стихи)
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю.
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро Понедельник наступает «встреча».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю все блины едят.

«Заигрыш»  беспечный – вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них- награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут среда подходит – «лакомкой» зовётся,
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся,
Пироги и сырники – всё на стол мечи!

А в четверг раздольный –« разгуляй» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои
Тройки с бубенцами на поле выходят,
Парни ищут девушек – суженых своих.

Пятница настала – «вечера у тёщи»,
Тёща приглашает зятя на блины.
Есть с икрой и сёмгой, можно  чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится суббота – «золовки угощенье».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье,
Славно провожает Зимушку народ!

Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «прощёный день»,
Чучело соломенное – Зимушку сжигают,
Нарядив в тулупчик, варежки, ремень

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свидания, Масленица! Приходи опять.
Через год красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Ведущий: итак, масленица - это неделя перед Великим Постом, время гуляний, веселья, игр, угощений богатых. Чем мы будем на Масленицу угощаться?
(блинами)
(в исполнение девочек Звучит песня: «Встреча весны» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ведущий: Чудесное угощение мы собрали на стол. Надо бы и гостей чудесных позвать. (Ведущий объявляет конкурс на лучшие блины и в качестве гостей-экспертов приглашает учителей и родителей)

(Ведущий продолжает) А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами живет добрая бабушка Матрена Семеновна? Знает она много игр, загадок, хороводов, а уж блины печь, какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.
Дети: Давайте, давайте.
Ведущий: Как же нам ее позвать? Вот мы испечем большой блин и отправим его за Матреной Семеновной. Раз, два, три, начинаем печь блины.
(Звучит песня «Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1) дети исполнят танец, во время, кторого выпекается
импровизированный блин)

Ведущий: Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной Семеновной. Ты катись, катись, блинок, В раскрасивый теремок, На крылечко расписное, На оконце золотое. А кто в тереме живет, Пусть на праздник к нам придет.
слышен звон колокольчиков, в зал на тройке въезжает Матрена Семеновна.
М.С.: Едет Масленица дорогая, Наша гостюшка годовая. На саночках расписных, На лошадках вороных. Едет к нам она с добром, С сыром, маслом и яйцом, С блинами, с пирогами.Да с оладьями! Тпру! Отправляйтесь, лошадки мои, обратно домой (тройка убегает). Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада всех видеть! Будем Масляну весело праздновать?
Дети: Да, будем!
М.С.: Так давайте с вами сначала на масляных ручейках покатаемся.
Родители встают попарно, держат в руках яркие платки так, чтобы они образовали «ворота». Эти ворота можно поставить по кругу, можно друг за другом. М.С. и дети, уцепившись «паровозиком», под музыку змейкой проходят через «ворота». Масляные ручеечки, Ручеечки, люли, ручеечки. А мы Масленицу устречали, Устречали, люли, устречали. Сыром гору устилали, Устилали, люли, устилали. Маслом гору поливали, Поливали, люли, поливали. А нас мама домой кличет, Домой кличет, люли, домой кличет. А нам домой не хотится, Не хотится, люли, не хотится. Нам хотится прокатиться, Прокатиться, люли, прокатиться. Вдруг в зал вбегает Коза.

Коза: Это же надо! Какое безобразие! Они тут с сырной горы катаются, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так, пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!
М.С.: Это, ребятки, моя коза. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, Коза, погоди ругаться, на тебя ребята смотрят. Мы очень рады, что ты пришла. Не сердись, а лучше с ребятами поиграй.
Коза: одной из забав на масленицу является катание на лошадях. Вот и я предлагаю сделать тоже само самое. Для проведения конкурса мне необходимо 2 команды по 6 человек. Задача для команд: быстрее соперника осуществить перемещение на лошадях в заданное место.(конкурс проводится под музыкальный фон «Сума, дай ума» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


В завершении конкурса в зале появляется Медведь.
Медведь: Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?
Ведущий: Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.
Медведь: Масленичные? Значит, у вас и масло есть? И сыр? И блины?
Дети: Есть! Есть!
Медведь: А меня накормите?
Дети: Накормим!
М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас тебя не только накормим, но и песню тебе споем (звучит песня «Весенняя шуточная см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Медведь: Ну, угодили и песней и угощеньем! Спасибо вам! Молодцы!
М.С.: Поел, Мишка?
Медведь: Поел.
М.С.: А теперь что будешь делать?
Медведь: Спать лягу.
М.С.: А потом? Когда проснешься?
Медведь: Опять буду есть. Правда, хорошо, ребята? Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?
Коза: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.
Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею. Я могу поиграть с ребятами.
Медведь предлагает посоревноваться в беге в мешках. (2 команды по 5
человек), (во время игры медведь пытается догнать ребят)
Игра проводится под песню «Смех детства» см.ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Коза: Ах, так! Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел наши пирожки, еще и поймать детей хочешь. Уходи!
Медведь: Это ты уходи! А то выдеру тебя, как сидорову козу. Я лучше умею играть с ребятами.
Коза: Нет, я!
Медведь: Нет, я! Они спорят и чуть ли не дерутся друг с другом. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.
Коза: Кто за меня? Кричите громче и хлопайте в ладоши!
Медведь: Кто за меня? Кричите и топайте ногами!
М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?
Ведущий: Коза, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.
Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?
М.С.: Давайте-ка мы будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.
Все: Давайте.
Матрена Семеновна загадывает загадки. Коза и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.
М.С.: Пузырюсь я и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто.) Жидкое, а не вода, Белое, а не снег. Ешь да пей, Да гостям налей И коту не пожалей. (Молоко.)  Лоснятся у него бока, Он сотворен из молока, В нем бывает много дыр, Все мы очень любим (Сыр.) Захотели мы поесть, Напечем их горок шесть, Наедимся, как слоны. Очень любим мы (Блины.) Белая бочка, Нет на ней ни сучочка. Может разбиться, А может свариться. (Яйцо.)  Растопили мы снежок, Показался там лужок, Лес проснулся ото сна, Это к нам пришла (Весна.)  Ведущий: какие ребята молодцы! Все загадки отгадали. А вот вам последняя загадка. О чем она?  Стоит мост на 7 верст, А на конце свет, Ярче его нет. (Великий Пост и Пасха.)
Чтобы отгадать последнюю загадку, детям можно помочь, спросив у них, какой самый светлый праздник в году, что бывает перед ним и т.д.
Ведущий: Масленица – это начало подготовки к Празднику Светлого Воскресения, мы прощаемся с непостной едой и постараемся расстаться с нашими плохими делами и поступками. Хорошо?
Дети: Хорошо!
Ведущий: Будем мы завидовать? Ругаться, драться? Кричать? Не слушаться? Лениться?
Дети: Нет, нет, нет.
Ведущий: Вот и хорошо! Значит, Господь всех нас с любовью примет в Свое Воскресение.
Коза и Медведь: А как же мы? Нас не примет?
М.С.: Почему вы так думаете? Ребята, что они не так сделали? (Ребята отвечают.) Господь всех принимает в Свою Радость. А для того, чтобы попрощаться со своими грехами, в конце Масленичной недели есть прощеное воскресение, когда мы просим друг у друга прощения за все обиды и в первую очередь у Господа.
Коза: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).
Медведь: Прости меня, Коза, что я на тебя сердился (кланяется Козе).
Коза и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили кричать, топать ногами, привлекали к нашей ссоре.
М.С.: Простим Козу и Медведя? А вам, ребятки, есть, за что попросить прощения у своих родителей, воспитателей, друг у друга?
Матрена Семеновна и Ведущий побуждают детей попросить прощения у родителей, учителей и друг у друга. Дети и взрослые просят друг у друга прощения.
Коза: Ах, как хорошо стало на душе!
Ведущий: А теперь слово нашим кулинарным экспертам (подводятся итоги конкурса на самые вкусные блины.


Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек сладеньким угощу?
М.С.: конечно можно!
(медведь и М.С. угощают всех присутствующих баранками)

Ведущий:
Пост великий скоро-скоро,
И до самой пасхи нам
Не едать уж разносолов –
Лишь глядеть по сторонам;
А пока легко, свободно
Мчится масленица в пляс,
Ч чем я, собственно, сегодня
И хочу поздравить вас!
(Далее ведущий приглашает всех на сожжение чучела масленицы. После чего все пойдут пить чай с блинами)


15