Конспект интегрированного урока Рынок труда, занятость и безработица


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 425 имени академика П.Л.Капицы
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Учитель географии и экономики
Лексина Елена Васильевна
Тема урока
«Рынок труда: занятые и безработные»
9 класс
Цели урока:
Образовательная:
- познакомить учащихся с понятиями: рынок труда, экономически активное население
- познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей
- сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.
Развивающая:
- показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России,
- развивать экономическое мышления через анализ информации,
- развитие умений и навыков сравнения и анализа,
- работы со статистическими данными, диаграммами и картами.
Воспитывающая:
- формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду,
- использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.
Вид урока: усвоение нового материала.
Технология: интеграция предметных областей (экономика и география)
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация, учебники по курсу, карты, статистические данные.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
Ребята, тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как, окончив школу, вы сразу окажитесь в роли продавцов. Правда, товар, который вы будете предлагать к продаже, будет особого рода – это ваша способность трудиться. Именно ее вы будете продавать всю жизнь, стараясь получить как можно большую цену. И для того чтобы не прогадать в таком торге, мы познакомимся с одним их главнейших рынков ресурсов (факторов) производства – рынком труда.
Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
И как следует из определения рынка труда, продавать мы будем трудовые услуги или труд.
А что же такое труд?
Труд – осознанная, энергозатратная, целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды для удовлетворения своих потребностей.

В России проживает по последней переписи, как вам уже известно, около 142 946,8 тыс. человек.
Всё население нашей страны можно разделить на три группы:

А к какой категории вы отнесёте себя?
Рассмотрим схему на странице вашего учебника.
Здесь приведена схема населения России. Приведем некоторые данные переписи 2010 года. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн. человек (или 61%), моложе трудоспособного возраста - 26,3 млн. человек (или 18%) и старше трудоспособного возраста - 29,8 млн. человек (или 21%).
Не всё население является трудоспособным. Различают трудоспособное и нетрудоспособное население.
Нетрудоспособное: люди, моложе 16 лет, лица, достигшие пенсионного возраста. Часть трудоспособных не работают и не склонны трудиться (домохозяйки). Поэтому, из трудоспособного населения можно выделить экономически активную часть населения (рабочую силу). Рабочая сила – это люди, которые могут работать, и намерены работать.
Экономически активное население (рабочая сила) - занятые + безработные
Занятые – это та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Вам было дано задание определить по Трудовому кодексу Р.Ф., кто по Российским законам считается занятым?
- работающие по найму в условиях полного и неполного рабочего времени;
- временно нетрудоспособные, в отпусках;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, предприниматели;
- проходящие службу в вооружённых силах, органах внутренних дел;
- обучающиеся в общеобразовательных школах, ВУЗах, высших, средних специальных учебных заведениях и т.д.
Кто такие безработные?
Безработные – это относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
Кого российское законодательство признаёт безработными?
- не имеют работы и заработка;
зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
- готовы приступить к работе.
Добровольно незанятые, не включённые в состав рабочей силы: (имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу):
- пенсионеры,
- домохозяйки;
- безработные, которые отчаялись найти работу и не ищут её.
Безработица, как проблема отдельно взятого человека может стать и настоящим бедствием для государства в период экономической перестройки или кризиса, оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, потерю психологического равновесия, и наносит психологическую травму.
БЕЗРАБОТИЦА - социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Уровень безработицы определяется по следующей формуле:
Число безработных
Уровень безработицы = * 100%
Численность рабочей силы
Этот показатель является одним из основных измерителей состояния экономики. Высокий уровень безработицы свидетельствует о том, что трудовые и другие производственные ресурсы задействованы в недостаточной степени, что приводит к сокращению производства товаров и услуг.
Практически невозможно найти страну, где нет той или иной разновидности безработицы. Россия - не исключение.
Уровень безработицы вырос в январе на 0,4%, после роста на 0,5% в декабре. На данный момент средний показатель составляет 7,6%. Другая тенденция — сильная разница по уровню безработицы в регионах.
Проблемные вопросы:
Почему по регионам России уровень безработицы различен? (преобладание старых и новых отраслей, большой прирост населения, потоки мигрантов и др.)
Связано ли это с демографической ситуацией в стране, какие причины и возможные последствия этой ситуации?
Почему возникает безработица? Давайте попробуем разобраться.
Перед вами (в учебнике) две ситуации, демонстрирующие отношения работника и работодателя на рынке труда. Основными показателя здесь являются соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателя) и предложения (со стороны работника). Это соотношение определяется ценой рабочей силы.
Низкая оплата труда Высокая оплата труда

Спрос выше предложения Предложение выше спроса

Дефицит работников Безработица
Почему при высокой зарплате развивается безработица?
Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделяя ее специфические виды (в тетради составляется схема):
1. Фрикционная безработица (от слова "фрикция "- трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу.
Это - безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующей их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.
Пример: работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город), при переходе на новое место работы, ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей),
Фрикционная безработица представляет собой явление неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).
Безработица этого типа обычно продолжается короткий период времени. Рабочих мест больше, чем безработных. Ищут работу готовые специалисты.
2. Структурная безработица возникает в результате технического прогресса, который:
- сокращает спрос на работников одних профессий и увеличивает спрос на работников других профессий;
- приводит к устареванию одних отраслей и отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок) и появлению других (производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов). Меняется набор профессий, требующихся в экономике.
Такая безработица уже куда болезненнее для людей. Почему?
Назовите профессии, появившиеся в конце в 21 веке.
Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующей потенциальному ВНП.
Экономический потенциал страны (потенциальный ВНП) - это объем производства при полной занятости.
Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.
3. Циклическая безработица - это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Мы поговорим о спадах в экономике через несколько уроков.
Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека. Наблюдается во всех странах, переживающих общий экономический спад. Трудности переживает большинство фирм страны. А потому увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге рабочих мест намного меньше безработных.
Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.
Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.
4. Сезонная безработица (не все экономисты считают это безработицей).
В туризме, сельском хозяйстве, лесной промышленности производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу.
работники, уволенные в период общего экономического спада.

Долгое время для отечественной экономики была характерна скрытая безработица.
Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Задание: Выявить различия уровня безработицы по регионам России (анализ карты).
Как безработица сказывается на жизни страны и человека?
Последствия безработицы:
Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
3. Закрепление.
Определи тип безработицы (работа в группах):
Решение задачи:
В стране в августе было 10 млн. чел. безработных и 90 млн. чел. занятых.
Определи численность рабочей силы, уровень безработицы и уровень занятости.
В сентябре из 90 млн. чел., имевших работу было уволено 0,5 млн. чел. Какова численность занятых теперь?
В течение октября 1 млн. чел. из числа безработных прекратили поиски работы, из-за постоянных отказов, ссылаясь на то, что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в октябре. Кем стали отчаявшиеся?
Правильные ответы:
1) 100 млн. чел.,10 %, 90 %.
2) 89,5 млн. чел.
3) Безработных - 9,5 млн. чел., раб. сила - 99 млн. чел.,
уровень безработицы - 9,6%, скрытая безработица.
За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.
Рефлексия: А вы можете уже сейчас побеспокоиться о том, что проблема безработицы вас не коснулась?
Д/з: Определить уровень безработицы в нашем городе (информация центра занятости населения). Объяснить полученные данные.